ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2184/19 от 03.09.2019 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Катющик И.Ю. №2а-2184/2019

Докладчик Теплякова И.М. № 33а-9037/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Разуваевой А.Л.,

судей Тепляковой И.М., Коневой Ю.А.

при секретаре Солодовой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе 03 сентября 2019 года административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 20 июня 2019 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., пояснения административного истца ФИО1 и ее представителя ФИО2, пояснения директора административного ответчика ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Дзержинского района г. Новосибирска» ФИО3, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском, просила признать незаконным отказ ответчика в установлении статуса многодетной семьи и обязать выдать удостоверение.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что с 03.06.2015 года истец состоит в браке с ФИО4, в семье воспитываются трое несовершеннолетних детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В феврале 2019 года административным истцом в ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Дзержинского района г.Новосибирска» было подано заявление об установлении в отношении семьи административного истца статуса многодетной. К заявлению были приложены свидетельства о рождении детей, свидетельство о заключении брака, свидетельства о регистрации по месту пребывания.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение №12 об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи в отношении административного истца в связи с предоставлением в неполном объеме документов в соответствии пунктом 3 абз. 4 Постановления Правительства Новосибирской области от 27.01.2012 года № 41-п «О Порядке выдачи, продления действия, замены, признания недействительным удостоверения многодетной семьи и форме удостоверения многодетной семьи» и п. 1 ст. 3 Закона Новосибирской области от 06.10.2010 года № 533-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области».

ФИО1 считала данное постановление незаконным, поскольку оно противоречит действующему законодательству Новосибирской области, а именно Закону Новосибирской области от 06 октября 2010 года N 533-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области», нарушает права и законные интересы административного истца, лишает его прав на социальную поддержку со стороны государства, в том числе на постановку малолетних детей истца в льготную очередь в детский сад, предоставление субсидий и мер поддержки для многодетных семей.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась административный истец ФИО1

В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 20 июня 2019 года и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что судом не учтены положения ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и п. 2 ст. 7 Закона Новосибирской области № 533-ОЗ от 06.10.2010 года.

Постоянная регистрация на территории города Томск связана с наличием собственности, оформленной в долях на ФИО1 и ФИО5.

Апеллянт обращает внимание, что местом фактического постоянного проживания заявителя, так же как и остальных членов её семьи, является город Новосибирск.

ФИО1 не состоит в браке с отцом ФИО5

ФИО1 состоит в браке с ФИО4, с которым совместно со всеми детьми, в том числе и со ФИО5, проживают по адресу: <адрес>.

Документы, подтверждающие место жительства детей были представлены в ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Дзержинского района г. Новосибирска», а в дополнение в суд первой инстанции представлены справки из МБОУ СОШ № 13 и дошкольного учреждения МКДОУ д/с № 459.

Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что для получения удостоверения многодетной семьи и соответствующих мер социальной поддержки необходимым условием в соответствии с Законом Новосибирской области от 06.10.2010 года № 533-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» является наличие места жительства на территории Новосибирской области, тогда как административным истцом факт постоянного или преимущественного проживания на территории Новосибирской области в отношении себя и дочери не подтверждён, социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты РФ наделены полномочиями на издание специальных нормативных правовых актов, регулирующих непосредственно в субъекте Российской Федерации отношения в сфере социальной защиты и социального обеспечения, в отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания по конкретному адресу может быть установлен решением суда в ином судебном порядке, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

С изложенными выводами суда согласиться нельзя, при этом судебная коллегия исходит из следующего.

Судом установлено, что ФИО1 является матерью несовершеннолетних ФИО5, ФИО7 и ФИО6

03.06.2015 года между ФИО4 и ФИО8 заключен брак, истцу присвоена фамилия ФИО9.

Согласно свидетельству о рождении ФИО5, ее родителями являются ФИО10 и ФИО8 Родителями ФИО6 и ФИО7 являются ФИО1 и ФИО4

Согласно паспорту административный истец ФИО1 зарегистрирована с 06.02.1997 года по адресу: <адрес>193, ФИО5 зарегистрирована по данному адресу с 21.12.2004 года. При этом, ФИО1, ФИО5, ФИО7 и ФИО6 зарегистрированы с 14.12.2018 по 04.12.2020 по месту пребывания по адресу: <адрес>2, что подтверждается соответствующими свидетельствами.

Решением ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения» от 28.02.2019 года № 12 отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи в связи с представлением не в полном объеме документов в соответствии с п. 3 абз. 4 Постановления Правительства Новосибирской области от 27.01.2012 года № 41-п «О Порядке выдачи, продления действия, замены, признания недействительным удостоверения многодетной семьи и форме удостоверения многодетной семьи» и п. 1 ст. 3 Закона Новосибирской области от 06.10.2010 года № 533-03 «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области».

В отзыве на исковое заявление административный ответчик указал, что постоянное проживание на территории РФ подтверждается постоянной регистрацией на территории Новосибирской области либо временной регистрацией при отсутствии постоянной регистрации в другом регионе, решение об установлении юридического факта постоянного проживания по определенному адресу у заявителей и ФИО5 отсутствует.

Статьей 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки многодетных семей в Новосибирской области, регулируются законом Новосибирской области от 06.10.2010 № 533-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Новосибирской области" (далее также – Закон № 533-ОЗ).

Согласно ст. 1 Закона № 533-ОЗ настоящий Закон в целях обеспечения защиты семьи, материнства, отцовства и детства на территории Новосибирской области устанавливает меры социальной поддержки многодетных семей, основания их предоставления, приостановления, прекращения и возобновления, порядок учета многодетных семей, полномочия органов государственной власти Новосибирской области в сфере социальной поддержки многодетных семей.

Действие настоящего Закона распространяется на многодетные семьи - семьи, постоянно проживающие на территории Новосибирской области, в том числе приемные семьи, в которых хотя бы один из родителей (опекунов, попечителей) является гражданином Российской Федерации и имеют трех и более детей (родных, усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), пасынков и падчериц) в возрасте до восемнадцати лет или старше восемнадцати лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях независимо от их организационно-правовых форм до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет (далее - многодетная семья) /ч. 1 ст. 3 Закона № 533-ОЗ/.

Порядок учета установлен статьей 7 Закона № 533-ОЗ.

Согласно ч. 1 ст. 7 в целях реализации прав многодетных семей на социальную поддержку в Новосибирской области государственные казенные учреждения Новосибирской области, подведомственные областному уполномоченному органу (далее - центры социальной поддержки населения), по месту жительства или месту пребывания многодетной семьи осуществляют учет многодетных семей.

Основанием для постановки на учет многодетной семьи, имеющей право на меры социальной поддержки, является удостоверение многодетной семьи, выданное родителям (опекунам, попечителям) либо одному из родителей (опекунов, попечителей), указанному в удостоверении многодетной семьи, центром социальной поддержки населения по месту жительства или месту пребывания многодетной семьи. Пасынки и падчерицы учитываются в составе многодетной семьи только в случае совместного проживания с одним из родителей и отчимом (мачехой).

В случае раздельного проживания родителей (опекунов, попечителей), не состоящих между собой в браке, удостоверение многодетной семьи выдается тому из родителей (опекунов, попечителей), по месту жительства или месту пребывания которого проживает не менее трех детей. /ч. 2 ст. 7/.

Для получения удостоверения многодетной семьи родители (опекуны, попечители) либо один из родителей (опекунов, попечителей), являющийся гражданином Российской Федерации (далее также - заявитель), представляют в центр социальной поддержки населения по месту жительства или месту пребывания заявление, а также:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, наличие гражданства Российской Федерации заявителя;

2) свидетельство о рождении каждого ребенка (предоставляется заявителем по собственной инициативе, за исключением свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданного компетентным органом иностранного государства, и его нотариально удостоверенного перевода на русский язык);

3) решение суда об установлении факта постоянного проживания детей с заявителем (при наличии);

4) свидетельство о заключении брака родителей (опекунов, попечителей) (для родителей (опекунов, попечителей), состоящих между собой в браке) (предоставляется заявителем по собственной инициативе, за исключением свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданного компетентным органом иностранного государства, и его нотариально удостоверенного перевода на русский язык);

5) фотографию каждого заявителя в двух экземплярах, размером 3 x 4 сантиметра;

6) справку образовательной организации об очной форме обучения ребенка, достигшего восемнадцатилетнего возраста (с указанием сроков обучения);

7) выписку из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком (детьми) опеки (попечительства) (в случае если заявителем является опекун (попечитель).

3.1. Родители (опекуны, попечители) либо один из родителей (опекунов, попечителей) вправе представить по собственной инициативе выписку из домовой книги по месту жительства ребенка (детей) или иной документ, содержащий сведения о месте жительства ребенка (детей).

При непредставлении документов, указанных в настоящей части, центр социальной поддержки населения запрашивает необходимую информацию в соответствующих органах и организациях в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"./ч. 3.1 ст. 7/.

На основании ч. 2 ст. 9 Закона № 533-ОЗ меры социальной поддержки, установленные статьей 8 настоящего Закона, предоставляются многодетным семьям по месту жительства или месту пребывания.

Согласно п. 2 Порядка выдачи, продления действия, замены, признания недействительным удостоверения многодетной семьи и форме удостоверения многодетной семьи, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.01.2012 N 41-п, удостоверение выдается родителям (опекунам, попечителям) либо одному из родителей (опекуну, попечителю), являющихся (являющемуся) гражданами (гражданином) Российской Федерации, государственными казенными учреждениями Новосибирской области, подведомственными министерству труда и социального развития Новосибирской области (далее - центры социальной поддержки населения), по месту жительства или месту пребывания многодетной семьи в 10-дневный срок со дня подачи заявления с приложением документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.

В случае раздельного проживания родителей (опекунов, попечителей), не состоящих между собой в браке, удостоверение многодетной семьи выдается тому из родителей (опекунов, попечителей), по месту жительства или месту пребывания которого проживает не менее трех детей. Пасынки и падчерицы учитываются в составе многодетной семьи только в случае совместного проживания с одним из родителей и отчимом (мачехой).

В соответствии с п. 3 Порядка для получения удостоверения родители (опекуны, попечители) либо один из родителей (опекунов, попечителей), являющиеся (являющийся) гражданами (гражданином) Российской Федерации (далее - заявители), представляют лично, через уполномоченного представителя либо по почте в центр социальной поддержки населения по месту жительства или месту пребывания заявление (по форме согласно приложению N 1 либо согласно приложению N 2 к настоящему Порядку) и следующие документы: 1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, наличие гражданства Российской Федерации заявителя; 2) свидетельство о рождении каждого ребенка (с 01.01.2021 представляется заявителем по собственной инициативе, за исключением свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданного компетентным органом иностранного государства, и его нотариально удостоверенного перевода на русский язык); 3) документ, подтверждающий место жительства детей при раздельном проживании родителей (опекунов, попечителей), в случае обращения лиц, не состоящих между собой в браке (на ребенка, не достигшего 14-летнего возраста, - свидетельство о регистрации по месту жительства), для родителя (опекуна, попечителя) и ребенка, достигшего 14-летнего возраста, - паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства (если он не представлялся в качестве документа, удостоверяющего личность заявителя), которые представляются родителем (опекуном, попечителем) или представителем по собственной инициативе, либо решение суда об установлении юридического факта постоянного проживания родителя (опекуна, попечителя), ребенка по определенному адресу; 4) свидетельство о заключении брака родителей (опекунов, попечителей) (для родителей (опекунов, попечителей), состоящих между собой в браке, с 01.01.2021 представляется заявителем по собственной инициативе, за исключением свидетельства о регистрации акта гражданского состояния, выданного компетентным органом иностранного государства, и его нотариально удостоверенного перевода на русский язык); 5) фотографию каждого заявителя в двух экземплярах размером 3 x 4 сантиметра; 6) справку образовательной организации об очной форме обучения ребенка, достигшего восемнадцатилетнего возраста (с указанием сроков обучения).

Согласно пп. 1 п. 6 Порядка основанием для отказа в выдаче удостоверения является непредставление или представление в неполном объеме документов, предусмотренных п. 3 Порядка (кроме документов, которые представляются заявителем по собственной инициативе).

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Новосибирской области, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в Новосибирской области. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Приведенные нормативные положения федерального и регионального законодательства судом первой инстанции к спорным отношениям применены неправильно.

Согласно законодательному регулированию регистрация по месту жительства (или ее отсутствие) не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Ввиду того, что вопрос социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность по предоставлению гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и, соответственно, подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, регистрация ФИО1 и ФИО5 в г.Томске по месту жительства при наличии регистрации по месту пребывания в г. Новосибирске не может служить основанием для ограничения прав заявителей в сфере социальной поддержки многодетных семей, при том, что Законом Новосибирской области предусмотрено право обращения за получением удостоверения многодетной семьи в уполномоченный орган по месту пребывания.

Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Из содержания Закона Новосибирской области от 06.10.2010 № 533-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Новосибирской области" следует, что он направлен на создание условий для повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей, что предполагает осуществление органами исполнительной власти Новосибирской области комплекса мер, включающих в том числе социальную и материальную поддержку многодетных семей.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд указал, что срок нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином. Его установление государством недопустимо, поскольку означает ограничение свободы волеизъявления при выборе места пребывания. При этом, по смыслу Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания.

Установление срока, по истечении которого гражданин обязан покинуть место пребывания, является вмешательством органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в гражданские, жилищные и иные правоотношения, складывающиеся на основе согласия сторон, и ограничивает конституционное право граждан на свободу выбора места пребывания и жительства.

Таким образом, право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано в силу приведенного выше правового регулирования только с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Новосибирской области, который не зависит от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства в Новосибирской области.

Факт постоянного проживания данной многодетной семьи на территории Новосибирской области установлен решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска 21.08.2019, административным ответчиком не оспаривается.

Позиция административного ответчика, не учитывающая сущность законодательного регулирования названной сферы, разъяснения Конституционного Суда РФ, основанная на формальном подходе к реализации гарантий, установленных для многодетных семей, не может быть признана законной.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда, и принять по делу новое решение.

При этом судебная коллегия учитывает, что оспариваемое уведомление об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи (л.д. 17) не содержит указания на то, какие именно документы представлены не в полном объеме.

При этом, как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия (пункт 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2017 N 3064-О).

Обязанность проверить действительные основания отказа к выдаче удостоверения многодетной семьи лежала на административном ответчике при принятии решения, однако в уведомлении об отказе фактические основания отказа не изложены, изменять основания принятого решения либо устанавливать дополнительные основания к отказу суд при рассмотрении дела не правомочен.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, возложена на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), а именно: 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из материалов дела, административный ответчик не исполнил процессуальную обязанность и не представил доказательства, подтверждающие соблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения, при вынесении оспариваемого решения.

Исходя из п. 6 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.01.2012 № 41-п, устанавливающего основания для отказа в выдаче удостоверения, наличие одного или нескольких условий к отказу является одним из существенных обстоятельств, подлежащих установлению. Это обстоятельство имеет значение для правильного разрешения дела и влияет на правильность, законность и обоснованность оспариваемого решения административного ответчика.

Анализ оспариваемого отказа не позволяет судебной коллегии сделать вывод, что явилось конкретным основанием к отказу, какой документ или документы не были представлены в уполномоченный орган, оспариваемый отказ не мотивирован, что указывает на его несоответствие требованиям обоснованности, лишает заявителя возможности устранить недостатки поданных документов, а суд - проверить действительные основания к отказу.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение административного ответчика не может быть признано законным и обоснованным.

Допущенные нарушения подлежат устранению путем повторного рассмотрения заявления ФИО1, ФИО4 об установлении статуса многодетной семьи.

Оснований для возложения на ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Дзержинского района г. Новосибирска» обязанности выдать удостоверение в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 227 КАС РФ не имеется, поскольку принятие решения о выдаче удостоверения находится в компетенции административного ответчика, деятельность которого осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей и не может быть подменена судом.

В связи с изложенным, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о признании отказа незаконным, обязании административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО1, ФИО4 об установлении статуса многодетной семьи. Апелляционная жалоба ФИО1 подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 20 июня 2019 года отменить, принять по делу новое решение.

Признать отказ в выдаче удостоверения многодетной семьи № 12 от 28.02.2019 в отношении ФИО1 и ФИО4 незаконным.

Обязать ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Дзержинского района г. Новосибирска» повторно рассмотреть заявление ФИО1, ФИО4 об установлении статуса многодетной семьи.

Апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Председательствующий:

Судьи: