Судья: Тимофеев Ф.В. № 33а-10060/2021
Докладчик: Пронченко И.Е. (№ 2а-218/2021)
(42RS0034-01-2021-000395-22)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«03» ноября 2021 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Пронченко И.Е.,
судей: Бегунович В.Н., Быкова С.В.,
при секретаре: Климове И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционной жалобе главы Тайгинского городского округа ФИО1 на решение Тайгинского городского суда Кемеровской области от 05 августа 2021 года по административному исковому заявлению Администрации Тайгинского городского округа к Отделу надзора деятельности и профилактической работы г. Тайга и Яшкинского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу, начальнику ОНДПР г. Тайга и Яшкинского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области ФИО2, ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Тайгинского городского округа обратилась в суд с административным иском, в котором, с учетом дополнений, просит признать незаконным и отменить предписание №1 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны от 01 марта 2021 года, составленное начальником ОНДПР г. Тайга и Яшкинского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области ФИО2
Требования мотивирует тем, что начальником ОНДПР г. Тайга и Яшкинского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу ФИО2 администрации Тайгинского городского округа выдано предписание № 1 по устранению нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны от 01 марта 2021 года. По мнению начальника ОНДПР г. Тайга и Яшкинского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу ФИО2 администрация Тайгинского городского округа допустила следующие нарушения в области гражданской обороны:
В нарушении ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пп. 3,4,5,6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379, п. 15.7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, - в целях гражданской обороны не определена номенклатура и объем запасов материально-технических, медицинских, продовольственных и иных средств; запасы материально-технических, медицинских, продовольственных и иных средств в целях гражданской обороны не созданы.
В нарушении ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 8 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 804, п. 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, пп. 10,13 Приложения к приказу МЧС России, Министерства цифрового развития связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 № 578 «Об утверждении положения о системах оповещения», - созданная в целях решения задач в области гражданской обороны муниципальная система оповещения не обеспечивает в полном объеме информирование населения об опасностях, возникших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в соответствии с паспортом местной системы оповещения Тайгинского городского округа охват оповещения населения составляет 53 %).
Постановлением Администрации ТГО от 22.03.2019 № 137-п «О порядке создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Тайгинского городского округа» определена номенклатура и объем запасов ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, также утвержден порядок создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Заключены соглашения с организациями и индивидуальными предпринимателями на поставку необходимых товаров согласно номенклатуре и объема запасов в случае чрезвычайной ситуации
В связи с тем, что потребность в номенклатуре и объеме товаров как для гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций идентичны и нет необходимой потребности осуществлять двойные запасы резервов материальных ресурсов, руководителем гражданской обороны - главой Тайгинского городского издан приказ от 19.12.2019 № 6/ГО «О создании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения мероприятий гражданской обороны», которым номенклатура и объем запасов для гражданской обороны определены в соответствии с утвержденной номенклатурой и объемом для чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, в Тайгинском городском округе определена номенклатура объем запасов материально-технических, медицинских, продовольственных и иных средств в целях гражданской обороны, а также созданы запасы материально-технических, медицинских, продовольственных и иных средств в целях гражданской обороны.
Вывод о нарушении, что муниципальная система оповещения не обеспечивает в полном объеме информирование населения, проверяющий сделал на основании паспорта местной системы оповещения Тайгинского городского округа по состоянию на 10.02.2020. В данном паспорте указано, что охват населения средствами региональной системы оповещения составляет 53%, электросиренами 21%, сотовой связью 90%. Таким образом, комплексным использованием средств оповещения населения охватывается 100% населения, в связи с чем, администрацией нарушений допущено не было.
Решением Тайгинского городского суда Кемеровской области от 05 августа 2021 года в удовлетворении исковых требований Администрации Тайгинского городского округа отказано.
Не согласившись с решением суда, глава Тайгинского городского округа ФИО1 подал апелляционную жалобу, доводы который аналогичны административному исковому заявлению. Доводы мотивирует тем, что паспорту муниципальной системы оповещения Тайгинского городского округа по состоянию на 01.01.2021, комплексным использованием средств оповещения населения охватывается все население Тайгинского городского округа. Отмечает, что в Предписании №1 от 01.03.2021 не указаны какие конкретные меры должны быть выполнены Администрацией ТГО для устранения выявленных нарушений. Указывает, что все документы, предоставленные проверяющим в суд для подтверждения своих доводов о допущенных Администрацией нарушениях, не имеют юридической силы, так как не были приобщены к акту проверки, а значит и не могут фигурировать в материалах проверки.
На апелляционную жалобу начальником ОНДПР г. Тайга и Яшкинского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области ФИО2 принесены возражения.
Глава Тайгинского городского округа ФИО1 просил рассмотреть дело в отсутствии представителя административного истца.
Представители заинтересованных лиц ГУ МЧС по Кемеровской области-Кузбассу и Управления ЖКХ и ДХ Администрации Тайгинского городского округа в судебное заседание судебной коллегии не явились.
Учитывая надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав заместителя начальника отдела надзора деятельности и профилактической работы г. Тайга и Яшкинского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу ФИО3 и начальника ОНДПР г. Тайга и Яшкинского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области ФИО2, просивших оставить решение суда без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Администрации Тайгинского городского округа, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание № 1 от 01 марта 2021 года по устранению нарушений, установленных требований в области гражданской обороны вынесено уполномоченным на то должностным лицом, на законных основаниях и направлено на обеспечение соблюдения требований в области гражданской обороны, при этом применительно к изложенным положениям, возложенные оспариваемыми пунктами предписания обязанности соответствуют требованиям закона в области гражданской обороны.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрены основные задачи в области гражданской обороны, к которым, в том числе, относятся: подготовка населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Пунктом 2 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687 (в редакции закона, действовавшего на период возникновения спорных отношений) органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Согласно п. 5 Положения о системах оповещения населения, утвержденного 25 июля 2006 года Приказом МЧС Российской Федерации № 422, Мининформсвязи Российской Федерации № 90, Минкультуры Российской Федерации № 376 (действовавшего в период проведения проверки) создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
Согласно пункту 4 указанного Положения системы оповещения создаются: на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации); на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа); на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации); на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования); на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года № 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Указанное Положение определяет порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно пункту 5 поименованного Положения запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
При этом создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (подпункт «б» пункта 6 Положения).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 01 февраля 2021 года по 01 марта 2021 года на основании распоряжения от 25 января 2021 начальником отдела НДПР г. Тайга и Яшкинского района УНДПРГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу ФИО2 в рамках осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, реестровый номер услуги - 10001495528, с целью исполнения плана проведения новых проверок на 2021 год проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации Тайгинского городского округа Кемеровской области.
В ходе проведения плановой выездной проверки выявлены нарушения обязательных требований, которые нашли отражение в акте проверки № 1 от 01 та 2021 года, Администрации Тайгинского городского округа выдано предписание №1 от 01 марта 2021 года об устранении нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны в срок до 1 июля 2021 года.
Предписанием установлены следующие нарушения, подлежащие устранению:
- в нарушении ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пп. 3,4,5,6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379, п. 15.7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, - в целях гражданской обороны не определена номенклатура и объем запасов материально-технических, медицинских, продовольственных и иных средств; запасы материально-технических, медицинских, продовольственных и иных средств в целях гражданской обороны не созданы.
- в нарушении ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 8 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 804, п. 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, пп. 10,13 Приложения к приказу МЧС России, Министерства цифрового развития связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 № 578 «Об утверждении положения о системах оповещения», - созданная в целях решения задач в области гражданской обороны муниципальная система оповещения не обеспечивает в полном объеме информирование населения об опасностях, возникших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в соответствии с паспортом местной системы оповещения Тайгинского городского округа охват оповещения населения составляет 53 %).
Указанное предписание получено представителем администрации Тайгинского городского округа 09 марта 2021 года.
Администрацией Тайгинского городского округа в обосновании необоснованности первого пункта предписания представлен приказ Руководителя гражданской обороны Тайгинского городского округа от 19.12.2019 6/ГО «О создании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения мероприятий гражданской обороны», которым номенклатура и объем запасов для гражданской обороны определены в соответствии с утвержденной номенклатурой и объемом для чрезвычайных ситуаций, Соглашения о взаимодействии по обеспечению товарами первой необходимости эвакуированного населения в пунктах временного размещения Тайгинского городского округа при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также постановление администрации Тайгинского городского округа от 22.03.2019 № 137-п «О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Тайгинского городского округа», согласно которому утверждена номенклатура и объемы резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Тайгинского городского округа.
Вместе с тем, вопреки названному правовому регулированию, административным истцом надзорному органу не представлено доказательств заблаговременного создания в мирное время запасов продовольственных средств в целях гражданской обороны для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и оснащения спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и выполнения для этих целей организационных мероприятий. Сами по себе соглашения, заключенные Администрацией Тайгинского городского округа о взаимодействии по обеспечению товарами первой необходимости эвакуированного населения в пунктах временного размещения Тайгинского городского округа при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не свидетельствуют о наличии соответствующих запасов.
Кроме того, согласно приказу МЧС России № 578, Минкомсвязи России №365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (п.3); комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах (п.5).
В силу пункта 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации; сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
Согласно пунктам 10, 13 Положения, утвержденного Приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 № 578 «Об утверждении положения о системах оповещения населения» системы оповещения населения должны ответствовать требованиям, изложенным в приложении № 1 к настоящему положению.
Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования; сил ГО и РСЧС муниципального образования; дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 7 Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов; людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 21 Положения о системах оповещения населения для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
- сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
- сети проводного радиовещания;
- сети уличной радиофикации;
- сети кабельного телерадиовещания;
- сети эфирного телерадиовещания;
- сети подвижной радиотелефонной связи;
- сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
- сети связи операторов связи и ведомственные;
- сети систем персонального радиовызова;
- информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»;
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Согласно паспорту муниципальной системы оповещения Тайгинского городского округа по состоянию на 01.01.2021, оповещение населения техническими средствами оповещения (электрическими, электронными сиренами и мощными акустическими системами) в автоматизированном режиме составляет 55,4%, посредством кабельного телевидения - 10%, эфирного телевидения - 61,4%, сотовой связью - 100%, в ручном режиме: передвижными громкоговорящими устройствами -85%, электромеханическими сиренами -44,6%, сотовой связью 19%.
Таким образом, оповещение населения техническими средствами оповещения (электрическими, электронными сиренами и мощными акустическими системами), именно в автоматизированном режиме, в Тайгинском городском округе составляет 55,4%, что противоречит Приложению № 3 Приказа МЧС России РФ, Министерств цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 № 578 «Об утверждении положения о системах оповещения населения».
При таких обстоятельствах, применительно к изложенным положениям, возложенные оспариваемым предписанием на Администрацию Тайгинского городского округа обязанности соответствуют требованиям закона в области гражданской обороны.
Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку опровергаются установленными судом обстоятельствами.
Оспариваемое предписание содержит ссылки на нормативные акты, регулирующие указанные отношения. При этом, вопреки утверждениям административного истца, неуказание в оспариваемом предписании конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, не свидетельствует о его неясности и неисполнимости, поскольку административный ответчик не вправе определять конкретный вид устранения выявленных нарушений, поскольку данное право принадлежит административному истцу.
Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении дела суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, правильно применил нормы материального и процессуального закона и решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тайгинского городского суда Кемеровской области от 05 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в 8 кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: