ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2190/2023 от 26.09.2023 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

УИД: №92RS0003-01-2023-001237-55 Председательствующий в

Производство: 1я инст. №2а-2190/2023, 2я инст. №33а-3265/2023 первой инстанции Степанова Ю.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи Кондрак Н.И.,

судей Исаева С.Н., Орловой С.В.,

при секретаре Марушевской Т.В.

с участием законного представителя административного истца Макушина А.П., представителя административного ответчика Кравченко Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по административному исковому заявлению Севастопольского профессионального союза микробизнеса на проспекте Генерала Острякова к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя об обжаловании бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия по апелляционной жалобе административного истца на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 06 июля 2023 года, которым в удовлетворении административного иска отказано,

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ Севастопольский профессиональный союз микробизнеса на проспекте Генерала Острякова обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с административным исковым заявлением, согласно которому, уточнив требования, просил:

1. признать бездействие органа государственной власти, выразившееся в неутверждении представителя профсоюза в состав Общественного совета при Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, в нарушении срока предоставления ответа на требование профсоюза, - незаконным, нарушающим права, свободы и интересы членов профсоюза, противодействием уставной деятельности Севастопольского профессионального союза микробизнеса на проспекте Генерала Острякова;

2. обязать административного ответчика в течение семи дней со дня вступления решения принять нормативный правовой акт об утверждении представителя профсоюза в состав Общественного совета при Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденного Приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ;

3. привлечь должностное лицо органа исполнительной власти исполняющее обязанности директора Департамента Шемонаеву Ю.В., виновную в нарушении прав, свобод и интересов членов профсоюза, противодействии уставной деятельности профсоюза к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В обоснование требований указано, что представителем профсоюза были своевременно направлены документы кандидатов в адрес административного ответчика, однако они не были включены в состав Общественного совета при Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя без предоставления сведений об отсутствии у административного истца на это права.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 06 июля 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с вышеуказанным решением административный истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, без проведения предусмотренных ст. 135 КАС РФ действий.

Законный представитель административного истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, просил отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении административного иска.

Представитель административного ответчика просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).

Право на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Статья 226 поименованного кодекса, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 названного кодекса решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что после размещения на официальном сайте Правительства Севастополя уведомления о начале процедуры формирования в 2021 году состава Общественного совета при Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя представитель Севастопольского профессионального союза микробизнеса на проспекте Генерала Острякова Пятунина Е.В. обратилась в Департамент с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о включении ее в Общественный совет (л.д. 118).

Приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав Общественного совета при Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя (л.д. 122, 119), в который представитель профсоюза Пятунина Е.В. включена не была. Как следует из протокола комиссии по включению в состав Общественного совета при Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя новых членов от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ (л.д. 120 – 121) Пятунина Е.В. на собеседование не явилась.

ДД.ММ.ГГГГ председатель Севастопольского профессионального союза микробизнеса на проспекте Генерала Острякова Макушин А.П. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением, в котором просил сообщить причину невключения представителя профсоюза Пятуниной Е.В. в состав Общественного совета (л.д. 123). По результатам рассмотрения названного заявления Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя дан ответ исх. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39), которым разъяснено, что состав Общественного совета сформирован с учетом его основных функций, срок полномочий совета истекает через два года со дня его первого заседания – в июле 2023 года. Указано, что в течение года не представляется возможным войти в состав Общественного совета.

ДД.ММ.ГГГГ Макушин А.П. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о включении его в состав Общественного совета при Департаменте (л.д. 143).

Приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя №67 от 30 июня 2023 года утвержден состав Общественного совета при Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, в который Макушин А.П. включен не был (л.д. 145).

Полагая, что действиями административного ответчика нарушаются права истца, председатель Севастопольского профессионального союза микробизнеса на проспекте Генерала Острякова Макушин А.П. обратился с административным исковым заявлением в суд.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования о внесении изменений в приказ Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя №67 от 30 июня 2023 года об утверждении состава Общественного совета при Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя фактически направлены на вмешательство в деятельность государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что противоречит закрепленному в статье 10 Конституции Российской Федерации принципу разделения властей. Заявление председателя профсоюза Макушина А.П. от 13 июля 202 года было рассмотрено по существу поставленных в нем вопросов ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленные законом сроки, в связи с чем требование иска о признании бездействия - нарушение срока предоставления ответа на обращение профсоюза также не подлежит удовлетворению.

С такими выводами соглашается коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Постановлением Правительства Севастополя №1300-ПП от 29 декабря 2016 года утверждено Положение о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, согласно пункта 1.1 которого Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя является исполнительным органом города Севастополя.

Постановлением Правительства Севастополя №385-ПП от 13 мая 2015 года «О порядке образования общественных советов при исполнительных органах государственной власти города Севастополя» утвержден Порядок образования общественного совета при исполнительных органах государственной власти города Севастополя (далее Порядок) и Примерное положение об общественном совете исполнительном органе государственной власти города Севастополя (далее Примерное положение).

Пунктами 1-3 Порядка установлено, что общественные советы при исполнительных органах государственной власти города Севастополя (далее - общественный совет и исполнительный орган государственной власти соответственно) образуются руководителями соответствующих исполнительных органов государственной власти.

Положение об общественном совете и его состав утверждаются правовым актом соответствующего исполнительного органа государственной власти.

Состав общественного совета формируется исполнительным органом государственной власти из числа кандидатов, выдвинутых в члены общественного совета:

- членами консультативных и экспертных органов, советов и групп, созданных при соответствующем исполнительном органе государственной власти;

- общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, целью деятельности которых является представление или защита общественных интересов в сфере деятельности исполнительного органа государственной власти;

- руководителем соответствующего исполнительного органа государственной власти.

Приказом Департамента архитектуры и градостроительства года Севастополя №122 от 24 сентября 2018 года утверждено Положение об Общественном совете при Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, в соответствии с пунктом 1.1 которого общественный совет при Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - Общественный совет) является постоянно действующим консультативно-совещательным органом при Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - Департамент), создаваемым в целях подготовки и внесения на рассмотрение Департамента предложений по совершенствованию государственной политики в сфере архитектуры и градостроительства на территории города Севастополя.

Пунктами 4.1, 4.3, 4.16-4.20 данного Положения установлено, что общественный совет формируется на основе добровольного участия в его деятельности граждан Российской Федерации, представителей общественных объединений и иных организаций. Срок полномочий Общественного совета истекает через два года со дня его первого заседания.

Положение об Общественном совете, его персональный состав и вносимые изменения формируются и утверждаются приказом Департамента.

Общественный совет формируется на основе добровольного участия в составе не менее 7 и не более 20 человек.

В целях формирования состава Общественного совета на официальном сайте исполнительного органа государственной власти и (или) на официальном сайте Правительства Севастополя размещается уведомление о начале процедуры формирования состава Общественного совета (далее - уведомление). В уведомлении должны быть указаны требования к кандидатам в члены Общественного совета, срок и адрес для направления предложений по кандидатам. Срок приема предложений не может быть менее 15 дней со дня размещения уведомления.

В случае формирования состава Общественного совета в связи с истечением срока полномочий действующего состава Общественного совета уведомление должно быть размещено на официальном сайте исполнительного органа государственной власти и (или) на официальном сайте Правительства Севастополя не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего состава Общественного совета.

Исполнительный орган государственной власти не позднее 10 дней со дня окончания приема письменных предложений по кандидатам в члены Общественного совета проводит собеседование с заявителями и по результатам собеседования утверждает состав Общественного совета.

Состав Общественного совета в течение трех дней со дня его утверждения размещается на официальном сайте исполнительного органа государственной власти и (или) на официальном сайте Правительства Севастополя.

Соответственно, состав Общественного совета Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя формируется комиссией Департамента из заявленных кандидатов, отвечающих установленным требованиям, утверждение того или иного кандидата является правом, а не обязанностью Департамента. При этом Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя является исполнительным органом города Севастополя, согласно статьи 10 Конституции Российской Федерации самостоятельным органом, вмешательство в его деятельность является недопустимым.

Относительно требований административного искового заявления о нарушении Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя срока предоставления ответа на обращение профсоюза от ДД.ММ.ГГГГ о причинах невключения представителя профсоюза Пятуниной Е.В. в состав Общественного совета, суд первой инстанции правильно указал, что ответ на названное обращение был дан административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленные Федеральным законом №59-ФЗ от 02 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сроки, кроме того названные требования заявлены с нарушением установленного законом срока на обращение в суд, ходатайство о восстановлении пропущенного срока административным истцом заявлено не было.

Изложенное свидетельствует, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Вопреки доводам жалобы предусмотренные статьей 135 КАС РФ действия судом произведены были.

Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, проверены доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по основаниям, предусмотренным статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда города Севастополя от 06 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

судьи