судья 1 инстанции: Ярошенко Г.А. дело №33а-3054/2022
дело 1 инстанции: №2а-2191/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 апреля 2022 года город Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего | Кучеренко Н.В., |
судей при секретаре | Кагитиной И.В., ФИО1, ФИО2, |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Администрации города Феодосии Республики Крым, Управлению муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым, начальнику Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым ФИО4, заинтересованные лица Комиссия по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ ФИО5, Муниципальное казенное учреждение «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании незаконным и отмене постановления,
по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения ФИО3, его представителя - Демура Е.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
ФИО3 обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным иском к Администрации города Феодосии Республики Крым, в котором просил признать незаконным и отменить постановление Администрации города Феодосии от 24 июня 2021 года №1970 «О демонтаже (сносе) нестационарного объекта на территории муниципального образования городской округ Феодосии Республики Крым, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Исковые требования мотивированы тем, что 21 сентября 2017 года между ФИО6 и административным истцом заключён договор купли-продажи нежилого здания - кафе площадью 33,4 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, кадастровый №. Предыдущему собственнику ФИО6 объект принадлежал на основании Свидетельства о праве собственности, выданного Исполнительным комитетом Феодосийского городского совета, право собственности на объект зарегистрировано 31 мая 2012 года. Здание кафе расположено на земельном участке площадью 100 кв.м., переданном в аренду на основании договора аренды земли от 18 апреля 2008 года. Согласно пункту 2 Договора, «Объект аренды» представляет собой земли коммерческого назначения, целевое назначение - 1.11.6 - другая коммерческая деятельность. Согласно пункту 8 «Срок действия договора», «Договор заключен сроком до 31 декабря 2019 года. После окончания срока договора арендатор имеет преимущественное право возобновления его на новый срок. В этом случае арендатор должен не позднее чем за 30 дней до его окончания уведомить письменно арендодателя о намерении продолжить его действие». Для продления действия договора аренды ФИО3 обратился в Администрацию города Феодосии Республики Крым. Администрацией разъяснено, что заявителю необходимо обратиться за определением категории и (или) вида разрешенного использования ранее учтённых участков. В удовлетворении заявлений об определении категории и вида разрешенного использования ранее учтённого земельного участка под зданием кафе, а также в установлении условно-разрешенного вида земельного участка административному истцу отказано. В дальнейшем, 13 апреля 2021 года ФИО3 обратился в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов. Постановлением от 20 мая 2021 года №1440 в удовлетворении заявления административному истцу отказано на основании пункта 20 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в производстве Феодосийского городского суда Республики Крым на рассмотрении с 21 июня 2021 года находится иск Администрации города Феодосии к ФИО3 об освобождении земельного участка и сносе самовольно возведенных объектов: дело №2-1740/2021.
Постановлением Администрации города Феодосии от 24 июня 2021 года №1970 «О демонтаже (сносе) нестационарного объекта на территории муниципального образования городской округ Феодосии Республики Крым, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №» постановлено произвести демонтаж навеса, являющегося неотъемлемой частью принадлежащего ФИО3 здания кафе. Административный истец считает, что данное постановление Администрации является незаконным. Так, правовые основания для вынесения оспариваемого постановления с соблюдением предусмотренной законом процедуры отсутствуют. Указывает, что согласно данным публичной кадастровой карты, в этой же зоне в одну линию с кафе ФИО3 расположены объекты с видом разрешенного использования земельных участков «общественное питание». Принцип правовой определенности в отношении прав и правоотношений, участником которых является административный истец, административным ответчиком нарушен.
Определениями Феодосийского городского суда Республики Крым от 06 сентября, 04 октября, 01 ноября и 25 ноября 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечены Управление муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым, начальник Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым ФИО4, а в качестве заинтересованных лиц - Комиссия по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ ФИО5, Муниципальное казенное учреждение «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым».
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года в удовлетворении административного иска ФИО3 отказано.
Не согласившись с постановленным решением, административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить состоявшийся по делу судебный акт и принять новое решение об удовлетворении административного иска или возвратить дело на новое рассмотрение.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Суд, рассматривая дело, подошёл к рассмотрению формально, что привело к недостаточной оценке всех обстоятельств, имеющих значение для дела, и, как следствие, к неправильному применению норм материального и процессуального права. Апеллянт не согласен с доводами суда, что не предоставлено доказательств того, что ФИО3 возведён навес с согласованием с Департаментом архитектуры, градостроительства, земельных отношений, как это установлено статьёй 13 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Феодосия, утверждённых решением 29 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 04 сентября 2019 года №1258. Так, судом не учтено, что навес возведён в том виде, в каком он существует и до настоящего времени, в 2012 году, о чём суду были предоставлены технические заключения архитектурных организаций, содержавших фототаблицы, материалы БТИ, в которых также содержались документы о навесе. Кафе с летней площадкой и навесом было приобретено добросовестным приобретателем ФИО3 в 2017 году, никаких строительных работ, реконструкции или перестройки данного объекта им сделано не было, доказательств обратного административным ответчиком суду предоставлено не было. Более того, в декларации и сдаче в эксплуатацию и в правоустанавливающих документах предыдущего собственника ФИО6 площадка числиться в составе объекта капитального строительства. При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Решение о сносе административным ответчиком принято на основании утверждения о его самовольности, однако, данные нормы введены значительно позже возведения спорного навеса, и указание на придание им обратной силы отсутствует. Административные ответчики действовали в нарушение пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку объект недвижимого имущества с навесом, принадлежащий на праве собственности административному истцу, при установленных судом фактических обстоятельствах дела, не обладал безусловными признаками самовольности, в связи с чем, требования о сносе такого сооружения (постройки) могут рассматриваться исключительно путём подачи в суд соответствующего иска о сносе при распределении соответствующим образом обязанностей по доказыванию. С учётом изложенного, оспариваемое постановление Администрации города Феодосии Республики Крым является незаконным и подлежащим отмене.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец ФИО3 и его представитель по ордеру – адвокат Демура Е.В. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся участников процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав пояснения стороны административного истца, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов административного дела, 18 апреля 2008 года между Феодосийским городским советом (Арендодатель) и ФИО6 (Арендатор) заключён договор аренды земли (т. 1 л.д. 31-33).
В соответствии с пунктом 1 указанного Договора, на основании решения 16 сессии 5 созыва Феодосийского городского совета от 30 марта 2007 года №722 Феодосийский городской совет предоставил, а ФИО6 приняла в срочное платное пользование земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
В пунктах 2, 3 данного Договора указано, что объект аренды – земельный участок общей площадью 0,0100 га, в том числе по угодьям: земли, земли коммерческого назначения, которые входят в категорию земель жилой и общественной застройки в границах города Феодосии. На земельном участке находятся объекты: торговый павильон с летней площадкой.
По условиям Договора аренды земли земельный участок передается в аренду для обслуживания торгового павильона с летней площадкой (пункт 15); целевое назначение земельного участка: 1.11.6 – иная коммерческая деятельность (пункт 16); условия сохранения состояния объекта аренды: использовать земельный участок по целевому назначению, способом не допущения ухудшения его состояния, соблюдать требования законодательства «Об охране окружающей среды» (пункт 17).
Срок действия Договора установлен сторонами до 31 декабря 2019 года; после окончания срока действия договора арендатор имеет преимущественное право возобновления его на новый срок, в таком случае арендатор должен не позднее, чем за 30 дней до окончания срока действия договора уведомить письменно арендодателя о намерении продлить его действие (пункт 8 договора).
21 марта 2012 года Инспекций государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым зарегистрирована декларация о готовности объекта к эксплуатации №КР20212042625 «Кафе с открытой площадкой», заказчик - ФИО6 Согласно Декларации, объектом строительства является кафе с открытой площадкой, расположенное по адресу: <адрес>, начало строительства - 2002 год, состоит из кафе литер «А» площадью 33,4 кв.м., открытой площадки площадью 62,2 кв.м. (т. 3 л.д. 11).
Решением исполнительного комитета Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым №521 от 24 мая 2012 года гр. ФИО6 разрешено оформить право собственности с выдачей Свидетельства о праве собственности на нежилое строение кафе с летней площадкой, состоящее из: литер «А» - нежилое строение кафе общей площадью 33,4 кв.м., состоящее из помещений: № 1 – кухня площадью 28,0 кв.м., № 2 – туалет площадью 2,0 кв.м., № 3 – кухня площадью 3,4 кв.м., летняя площадка площадью 62,2 кв.м., с присвоением адреса: <адрес> (т. 3 л.д. 20).
31 мая 2012 года ФИО6 выдано Свидетельство о праве собственности серии № на нежилое строение кафе литер А, общей площадью 33,4 кв.м., с летней площадкой площадью 62,2 кв.м. Право собственности зарегистрировано 31 мая 2012 года Коммунальным предприятием «Феодосийское межгородское бюро регистрации и технической инвентаризации» (т. 3 л.д. 18).
Как следует из технического паспорта №, изготовленного Коммунальным предприятием «Феодосийское межгородское бюро регистрации и технической инвентаризации», кафе с открытой площадкой, расположенное по проспекту Айвазовского, 43б, как объект на 2012 год, состоит из кафе литер А площадью 33,4 кв.м., из которых: 1-кухня площадью 28,0 кв.м., 2-туалет площадью 2,0 кв.м., 3-кухня площадью 3,4 кв.м., и открытая площадка; год постройки 2002 (т.2 л.д. 179-185).
21 сентября 2017 года между ФИО6 и ФИО3 заключён договор купли-продажи нежилого здания кафе площадью 33,4 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, кадастровый № (т. 1 л.д. 21-24). Государственная регистрация перехода права собственности произведена 03 октября 2017 года, о чём имеется соответствующая отметка в договоре.
Согласно пункту 1.3 договора купли-продажи нежилого здания кафе, нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, площадь 100 кв.м., на земельный участок оформлено право аренды.
По информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 01 декабря 2021 года, отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок площадью 100 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>; категория земель – земли населенных пунктов; сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные» (т. 3 л.д. 90-91, 92).
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 01 апреля 2019 года №1240 ФИО3 отказано в определении категории и (или) вида (видов) разрешенного использования ранее учтённого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым №, площадью 100 кв.м., на основании подпункта 4 пункта 2.8.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Определение категории земель и (или) вида (видов) разрешенного использования ранее учтенных земельных участков на территории муниципального образования городской округ ФИО5», утверждённого постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 24.12.2018 №4856 (т. 2 л.д. 8).
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 09 сентября 2019 года №2991 ФИО3 отказано в определении категории и вида разрешенного использования ранее учтённого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым №, площадью 100 кв.м., в связи с нахождением заявленного земельного участка в зоне Р-3 и невозможностью установления основного вида – общественное питание (код 4.6), рекомендовано обратиться с заявлением об установлении условно-разрешенного вида земельного участка (т. 2 л.д. 21).
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 14 августа 2020 года №2177 ФИО3 отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 100 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровый № – «общественное питание, код 4.6», на основании части 5 подпункта 13.2.2 пункта 13.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» в новой редакции: земельный участок, в отношении которого испрашивается разрешение на условно разрешенный вид использования для возведения объекта капитального строительства, находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен заявителю в установленном законом порядке в аренду для целей, не связанных со строительством, либо если испрашиваемый условно разрешенный вид использования не соответствует целям предоставления земельного участка, указанным в договоре аренды (т. 2 л.д. 32).
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 20 мая 2021 года №1440 ФИО3 отказано в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, площадью 100 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровый № на основании пункта 20 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования (т.2 л.д. 74).
17 декабря 2020 года главными специалистами Отдела комплексных проверок управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым ФИО7, ФИО8 произведён плановый (рейдовый) осмотр, обследование по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Коктебель, район автозаправки (т. 1 об.л.д. 128-129).
В ходе визуального осмотра установлено, что по адресу: <адрес> находится земельный участок с кадастровым №, который через проход граничит с территорией ФГБУ «Феодосийский военный санаторий» Министерства обороны Российской Федерации, с самовольно возведенным на муниципальном земельном участке капитальным ограждением соседнего летнего кафе, проездом между участком и отелем «Алые паруса», а также проспектом Айвазовского. На момент осмотра признаков эксплуатации земельного участка и размещённого на нём объекта капитального строительства не обнаружено. Территория земельного участка не ограждена, участок имеет свободный доступ. Вместе с тем, открытая площадка, примыкающая к фасаду нежилого здания, расположенного на участке кафе, обособлена мощением и навесом с односкатной кровлей из листов коричневого профнастила, размещенном на металлических опорах цилиндрической формы в количестве около 15 единиц. При этом, непосредственно навес, устройство его опор, а также мощение открытой летней площадки осуществлено таким образом, что индивидуально определяет периметр фактического использования земельного участка. В ходе осмотра осуществлен обмер линейных размеров фактически используемого земельного участка. В результате данных произведенных измерений, установлено, что площадь земельного участка фактически занимаемая и используемая владельцем кафе, составляет 180 кв.м., что свидетельствует о несогласованном использовании земельного участка за пределами границ, информация о линейных размерах которых внесена в ЕГРН. Одновременно с этим выявлено, что свободный проход между торцевой стороной нежилого здания кафе и территорией военного санатория отсутствует ввиду того, что в границах прохода самовольно возведено подсобное хозяйственное помещение, оборудованное отдельным входом. На основании изложенного установлено длящееся нарушение собственником нежилого здания (кафе), расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым № требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На заседании Комиссии по пресечению самовольного строительства и принятию решений о сносе самовольных строений на территории муниципального образования городской округ ФИО5 от 17 марта 2021 года принято решение о наличии оснований для обращения в суд с иском о сносе постройки, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с тем, что земельный участок площадью 100 кв.м. был предоставлен ФИО6 для обслуживания торгового павильона с летней площадкой на основании договора аренды, срок действия которого истёк в 2019 году, фактически по данному адресу занят земельный участок общей площадью 160 кв.м., учитывая, что земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством, вид разрешенного использования не допускает строительства, а также того, что объект обладает признаками реконструкции с нарушением градостроительных и строительных норм и правил путём обустройства дополнительного помещения в плотную к границе земельного участка кадастровый № по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования «обеспечение обороны и безопасности», объект недвижимости «кафе» кадастровый № выстроен самовольно (т. 1 л.д. 127-128).
В производстве Феодосийского городского суда Республики Крым находится гражданское дело №2-1740/2021 (№12-121/2022) по иску Администрации города Феодосии Республики Крым к ФИО3 об освобождении земельного участка и сносе самовольно возведенных объектов.
14 июня 2021 года составлен Акт №23 обследования нестационарного объекта, согласно которому в ходе проведенного обследования по адресу: <адрес> начальником управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым ФИО4, заместителем начальника отдела по контролю за благоустройством управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым ФИО9 выявлено размещение нестационарного объекта (навеса) – открытая площадка, примыкающая к фасаду нежилого здания, обособлена мощением и навесом с односкатной кровлей из листов коричневого профнастила, размещенного на металлических опорах цилиндрической формы в количестве 15 единиц (ориентировочно 100 кв.м.), собственник ФИО3 (т.1 л.д. 125).
Как указано в Акте, на момент осмотра нестационарные объекты установлены неправомерно, в нарушение пункта 1.27 статьи 13 Раздела 1, пункта 2 статьи 26 Раздела 5 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ ФИО5, утвержденных решением 129 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета 04 сентября 2019 года №1258. К Акту приложена фото-таблица Обзорно-детальный снимок (т. 1 л.д. 126).
Согласно протоколу Комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ ФИО5 от 16 июня 2021 года принято решение в отношении нестационарного объекта - металлическая конструкция, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, вынести заключение о наличии предусмотренных действующим законодательством оснований для демонтажа (сноса) нестационарных объектов (т. 1 л.д. 121-124).
В соответствии с заключением Комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ ФИО5 от 18 июня 2021 года №23, утвержденного заместителем главы Администрации города Феодосии Республики Крым, председателем комиссии ФИО10, нестационарный объект – открытая площадка, примыкающая к фасаду нежилого здания, обособлена мощением и навесом с односкатной кровлей из листов коричневого профнастила, размещенного на металлических опорах цилиндрической формы в количестве 15 единиц (ориентировочно 100 кв.м.), собственник ФИО3, подлежит демонтажу в связи с тем, что установлен неправомерно, в местах, не установленных для их размещения, в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок (т. 1 л.д. 153-154).
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 24 июня 2021 года №1970 «О демонтаже (сносе) нестационарного объекта на территории муниципального образования городской округ ФИО19<адрес>, кадастровый №» собственнику указанного объекта предписано произвести демонтаж нестационарного объекта (навес), расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, и привести место размещения в первоначальное состояние (пункт 1); установлен срок для демонтажа (сноса) неправомерно размещенного объекта - в течение семи рабочих дней с даты получения владельцем копии настоящего постановления (пункт 2) (т. 1 л.д. 54).
25 июня 2021 года копия данного постановления направлена ФИО3, что подтверждается реестром №11 почтовых отправлений Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым с оттиском печати отделения почтовой связи, кассовым чеком №17807 (т.1 л.д. 156).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для его удовлетворения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с таким выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Таким образом, законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится также правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 26 части 1, частью 3 статьи 16 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно пунктам 1-3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
Полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе осуществляются органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации - городов федерального значения в качестве полномочий по осуществлению вида регионального государственного контроля. Законами этих субъектов Российской Федерации осуществление муниципального земельного контроля может быть отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов (пункт 1 часть 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Деятельность администраций муниципальных образований, их структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов (далее - нестационарные объекты), неправомерно размещенных на территории муниципального образования (на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности) регламентирован Порядком демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым (далее - Порядок), утвержденный Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 №465.
Пунктом 1.1. данного Порядка установлено, что под неправомерно размещенными нестационарными объектами в настоящем Порядке следует понимать: а) нестационарные объекты, размещенные (установленные) вне или с нарушением утвержденной уполномоченным органом муниципального образования схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора, предоставляющего право на размещение нестационарного объекта; б) нестационарные объекты в случае, если срок действия документов, являющихся основанием для их размещения, истек; в) нестационарные объекты, не демонтированные (не перемещенные) в соответствии с условиями договора, предоставляющего право на размещение нестационарного объекта, по истечении срока размещения нестационарного объекта, установленного договором; г) нестационарные объекты, размещенные (установленные) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе при прекращении действия ранее оформленных таких документов, а также на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке.
Иной нестационарный объект - объект из сборных и быстровозводимых конструкций, не связанный прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенный для хозяйственно-бытовых нужд.
Демонтаж (снос) неправомерно размещенного нестационарного объекта (далее - демонтаж (снос) нестационарного объекта) - действия по освобождению земельных участков, а также зданий, строений, сооружений, находящихся в муниципальной собственности, в том числе действия по отключению нестационарного объекта от сетей инженерно-технического обеспечения, снятию его с места установки и эксплуатации, при необходимости - разборке объекта на отдельные части и транспортировке его к месту хранения с сохранением за владельцем права собственности на объект (пункт 1.4. Порядка).
Освобождению от неправомерно размещенных нестационарных объектов подлежат земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в муниципальной собственности, занятые следующими видами нестационарных объектов: киоски, павильоны, прицепы (тонары) всех типов; лотки, палатки, прилавки и холодильное оборудование для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков; объекты общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованные в некапитальных строениях, а также расположенные при стационарных объектах общественного питания; торговые автоматы и платежные терминалы; металлические контейнеры и гаражи; хозяйственные постройки, не являющиеся объектами недвижимости; ограждения (пункт 1.5. Порядка).
Согласно пунктам 2.1.- 2.3. Порядка, выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется Уполномоченным органом при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц.
Факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - акт обследования), составленным представителем Уполномоченного органа.
В целях установления владельца нестационарного объекта и подтверждения факта неправомерности его размещения Уполномоченным органом муниципального образования осуществляется межведомственное взаимодействие с компетентными органами.
Пунктом 3.1 Порядка определено, что в течение пяти рабочих дней с даты составления акта обследования Уполномоченный орган направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в Комиссию.
Комиссия рассматривает поступившие документы в течение двенадцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (пункт 3.2. Порядка).
В силу пункту 3.3 Порядка, заключение Комиссии должно содержать один из следующих выводов:
- о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта в судебном порядке;
- о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта;
- об отсутствии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта.
Заключение подписывается всеми членами Комиссии, утверждается ее председателем либо его заместителем (в случае отсутствия председателя) и направляется в Уполномоченный орган.
В случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта в судебном порядке Уполномоченный орган в течение пяти дней с момента получения заключения направляет необходимые материалы для проведения дальнейшей исковой работы по демонтажу (сносу) нестационарного объекта в орган муниципального образования, наделенный полномочиями по правовому обеспечению деятельности администрации муниципального образования (пункт 3.4. Порядка).
Согласно пункту 3.5 Порядка, в случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения осуществляет мероприятия, связанные с разработкой и принятием соответствующим муниципальным образованием постановления о демонтаже (сносе) нестационарного объекта (далее - постановление о демонтаже (сносе)).
Постановление о демонтаже (сносе) содержит следующие сведения:
- о нестационарном объекте, подлежащем демонтажу (сносу);
- о месте размещения нестационарного объекта с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) и адресных ориентиров;
- об основании демонтажа (сноса) нестационарного объекта;
- о сроке демонтажа (сноса) нестационарного объекта.
Уполномоченный орган в течение двух дней со дня принятия постановления о демонтаже (сносе) размещает на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщение о планируемом демонтаже (сносе) неправомерно размещенного нестационарного объекта, а также направляет владельцу объекта копию указанного постановления (абзац 1 пункта 3.6. Порядка).
Постановление о демонтаже (сносе) направляется владельцу нестационарного объекта заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, позволяющим зафиксировать факт его получения (абзац 2 пункта 3.6. Порядка).
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 21 сентября 2020 года №2704 создана Комиссия по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ ФИО5 (пункт 1), утвержден должностной состав Комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ ФИО5 (пункт 2), утверждено Положение о комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ ФИО5 (пункт 3); Управление муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым определено уполномоченным органом Администрации города Феодосии Республики Крым по выявлению неправомерно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ ФИО5, подготовке соответствующих материалов для передачи их в Комиссию по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ ФИО5 (пункт 4).
В состав Комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ ФИО5 входят: председатель комиссии - заместитель главы администрации города Феодосии; заместитель председателя комиссии - начальник управления муниципального контроля администрации города Феодосии; секретарь комиссии - заместитель начальника отдела по контролю за благоустройством управления муниципального контроля администрации города Феодосии; члены комиссии - начальник МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», депутат Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва, депутат Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва, начальник управления по правовым вопросам администрации города Феодосии, начальник управления градостроительства, архитектуры и рекламы администрации города Феодосии, заместитель начальника управления городского развития администрации города Феодосии.
Пунктами 2.6, 2.7 Положения о комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ ФИО5 установлено, что заседание Комиссии правомочно (имеет кворум), если в нем принимает участие не менее 2/3 от установленного числа членов Комиссии. Заключения Комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании Комиссии. Решения Комиссии оформляются в форме заключения секретарём Комиссии, которое подписывается всеми членами Комиссии, утверждается Председателем Комиссии либо его заместителем (в случае отсутствия Председателя) в двух (двух) экземплярах и направляется в Управление муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 Положения о комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ ФИО5, выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляет Управление муниципального контроля при проведении рейдовых (плановых) осмотров территории города Феодосии на предмет соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Феодосии, соблюдения требований Правил благоустройства территории города Феодосии, а также на основании информации, поступающей от: граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; средств массовой информации; правоохранительных органов и прокуратуры.
Факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению (далее - акт обследования), составленным представителем Управления муниципального контроля.
Решением 129 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 04 сентября 2019 года №1258 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования городской округ ФИО5 (т. 2 л.д. 187, 188-282).
В соответствии с положениями статьи 3 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ ФИО5, объекты благоустройства территории - территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе площадки отдыха, открытые функционально-планировочные образования общественных центров, дворы, кварталы, территории административных округов и районов городских округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой, растительные группировки), водные объекты и гидротехнические сооружения, природные комплексы, особо охраняемые природные территории, эксплуатируемые кровли и озелененные участки крыш, линейные объекты дорожной сети, объекты ландшафтной архитектуры, другие территории муниципального образования; объекты благоустройства - автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства, улицы, проезды, мосты, путепроводы, объекты наружного освещения, объекты инженерной инфраструктуры, зеленые насаждения, парки, скверы, набережные, пляжи, стационарные и мобильные туалеты, указатели наименования улиц, номеров домов, малые архитектурные формы, иные объекты, в отношении которых действия субъектов права регулируются настоящими Правилами.
Статьёй 13 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ ФИО5 установлены ограничения при использовании объектов благоустройства, в том числе на объектах благоустройства запрещается: выполнять земляные, строительные и другие виды работ без соответствующих разрешений (пункт 1.1); возводить к объектам торговли (магазинам, киоскам, павильонам и т.д.) различного рода навесы, козырьки, не предусмотренные проектами, согласованными с Департаментом архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества администрации города Феодосии (пункт 1.15); самовольно устанавливать объекты наружной рекламы, вывески, торговые лотки, палатки, павильоны, киоски, металлические конструкции, любые виды ограждений и конструкций, ограничивающих пешеходное и автомобильное движение по территории благоустройства, металлические гаражи, торговое оборудование, торговый инвентарь (столы, стулья, табуреты, ведра, тазы, весоизмерительные приборы, зонты, тару и пр.), фото-инвентарь и оборудование, звукоусилительную аппаратуру, стоппера всех видов, металлические ограничители движения/парковок («крабы», «лягушки», «сигнальные колпаки») и т.п. (пункт 1.27).
Таким образом, как следует из материалов административного дела, сотрудниками Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым в соответствии с действующим Порядком демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым составлен Акт обследования нестационарного торгового объекта, который, в свою очередь, направлен в Комиссию по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ ФИО5 для принятия решения. После вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта Администрацией города Феодосии Республики Крым принято постановление о демонтаже (сносе) нестационарного объекта. Копия постановлени о демонтаже (сносе) направлена владельцу нестационарного объекта.
Также установлено, что в производстве Феодосийского городского суда Республики Крым находится гражданское дело №2-1740/2021 по иску Администрации города Феодосии Республики Крым к ФИО3 о возложении обязанности освободить земельный участок муниципальной формы собственности, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №, площадь 100 кв.м. путём сноса размещенного на нём объекта самовольного строительства - нежилого здания (кафе), демонтажа открытой площадки, примыкающей к фасаду нежилого здания, обособленной мощением и навесом с односкатной кровлей из листов коричневого профнастила, размещенном на металлических опорах цилиндрической формы в количестве около 15 единиц.
По указанному гражданскому делу назначалась судебная экспертиза, по выводам которой экспертом установлено, что летняя площадка, примыкающая к капитальному строению лит. А, кадастровый №, по адресу: <адрес> не имеет признаков определяющих капитальное строение согласно пункту 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как не имеет прочной связи с землей, а конструктивные характеристики навеса летней площадки позволяют осуществить перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик данного сооружения. При этом, замощение или покрытие, выполненное на земельном участке с кадастровым №, где расположена летняя площадка, является неотделимым улучшением земельного участка и не относится к признакам, определяющим капитальное строение. Площадь земельного участка, занимаемого летней площадкой, превышает площадь земельного участка с кадастровым №, выделенного в аренду, что позволяет рассматривать данное сооружение - летняя площадка как самовольно выстроенное (реконструированное, переоборудованное). Для приведения нежилого здания - кафе с летней площадкой в соответствие с правоустанавливающими документами на объект недвижимого имущества, существовавшими на момент заключения договора купли-продажи от 21 сентября 2017 года, в том числе в соответствии с договором аренды земельного участка, кадастровый №, необходимо внести корректировку границ данного земельного участка в границах земельного участка с кадастровым №: сформировать участок правильной формы таким образом, чтобы площадь строения с кадастровым № и примыкающей к нему летней площадки не превышала площадь земельного участка в 0,01 га, выделенного по договору аренды, часть конструкции навеса летней площадки, которые будут выступать за границы вновь сформированного земельного участка с кадастровым №, должны быть демонтированы. С этой целью необходимо провести демонтаж покрытия навеса, стропильной системы и части стоек, выступающих за границы земельного участка, далее выполнить переоборудование навеса, располагая его в уточненных границах земельного участка с кадастровым №.
В связи с чем, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое постановление принято в пределах предоставленных административному ответчику полномочий, в предусмотренной форме, при наличии соответствующего обоснования, законодательству не противоречит.
Ссылки апеллянта на то, указанный в оспариваемом постановлении навес - это неотъемлемая часть принадлежащего ему недвижимого имущества являются несостоятельными, поскольку не подтверждаются материалами административного дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат правовых оснований для отмены судебного акта, а также данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, опровергали бы правильность изложенных в решении выводов.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, что имеет место нарушение судом норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года по административному делу №2а-2191/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко
Судьи: И.В. Кагитина
ФИО1