ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2193/2023 от 11.10.2023 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-2193/2023 Дело № 33а-3399/2023

Судья: Иванова А.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск 11 октября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Федоровой Г.А., Протодьяконова В.С.,

при секретаре Кузьминовой А.К.,

с участием прокурора Оготоева К.С., представителей административных ответчиков Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Алексеева М.А., представителя Министерства экономики Республики Саха (Якутия) Хачировой С.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление заместителя прокурора Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 06 апреля 2023 года по делу по административному исковому заявлению прокурора Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) к Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Министерству экономики Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности принять меры по обеспечению пребывания неопределенного круга лиц в здании детской поликлиники, отвечающей требованиям действующего законодательства, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., судебная коллегия

установила:

прокурор Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением, которым просил возложить на Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) обязанность принять меры по обеспечению пребывания неопределенного круга лиц в здании детской поликлиники Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница», отвечающей требованиям действующего законодательства (путем строительства, приобретения иного здания или другим способом в соответствии с компетенцией), на Министерство финансов Республики Саха (Якутия) обязанность произвести финансирование мероприятий, направленных на обеспечение пребывания неопределенного круга лиц в здании детской поликлиники Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница», отвечающей требованиям действующего законодательства. В обоснование заявленного иска в заявлении указано, что в ходе проверки исполнения законодательства об основах охраны здоровья несовершеннолетних в Государственном бюджетном учреждении Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница» установлено аварийное состояние здания детской поликлиники, расположенной по адресу: Усть-Алданский район, село Борогонцы, улица Ленина, дом 36/1, при этом указанный объект не включен в государственные программы по строительству новых социальных объектов, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответственными должностными лицами своих обязанностей и недостаточном уровне ведомственного контроля. На представление прокуратуры Республики Саха (Якутия) об устранении нарушений федерального законодательства от 26 апреля 2022 года, внесенное в адрес Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), направлено письмо о том, что в рамках региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения Республики Саха (Якутия) строительство 2-й очереди больничного комплекса детской поликлиники не предусмотрено в связи с ограниченностью финансовых средств, что в Министерство здравоохранения Российской Федерации направлены предложения по дополнительным объектам первичного звена, в том числе по объекту больничного комплекса в селе Борогонцы Усть-Алданского района. В случае подтверждения финансирования и выделения полной или частичной суммы потребности решение о строительстве объекта будет приниматься межведомственной комиссией по определению очередности строительства объектов здравоохранения. Прокурор полагает указанные в ответе обстоятельства не отвечающими требованиям закона, поскольку в настоящее время прием детей и их родителей продолжается в аварийном здании детской поликлинике, что создает угрозу их здоровью и жизни, нарушает их конституционные права, нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Определением суда произведен переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Решением суда административное исковое заявление прокурора оставлено без удовлетворения.

В апелляционном представлении прокурора ставится вопрос об отмене судебного постановления по основаниям неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, неправильного толкования и применения норм материального права и принятии нового решения об удовлетворении требований.

В обоснование жалобы указано о том, что ограниченность бюджетных средств и отсутствие финансирования не является уважительной причиной бездействия административных ответчиков, что для установления технического состояния здания суд вправе был назначить экспертизу, что действия ответчиков не приводят к реальному устранению нарушения прав неопределенного круга лиц, в том числе детей. Ссылается на то, что порядок признания нежилых зданий аварийными в действующем законодательстве отсутствует, в связи с чем вынесение соответствующих распоряжений не требуется.

Указано об отсутствии доказательств принятия ответчиками всех исчерпывающих мер, о наличии у них полномочий по формированию Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) в рамках Правительственной комиссии, образованной в целях обеспечения взаимодействия исполнительных органов государственной власти республики при составлении проекта государственного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Также требования прокурора рассмотрены без учета внесенного уточнения.

В судебном заседании прокурор поддержал апелляционное представление в полном объеме.

Представители административных ответчиком - Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и Министерства экономики Республики Саха (Якутия) - с апелляционным представлением не согласились, полагают решение суда законным и обоснованным.

Административный ответчик – Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) - и заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явились. Ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлено.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного суда Республики Саха (Якутия).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Согласно части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции нарушения такого характера не были допущены.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По настоящему делу прокурор оспаривает бездействие административных ответчиков, выразившееся в необеспечении безопасного пребывания неопределенного круга лиц в здании детской поликлиники ГБУ «Усть-Алданская центральная районная больница», расположенной по адресу: Усть-Алданский район, с.Борогонцы, ул.Ленина, 36/1. В подтверждение данного факта к административному исковому заявлению был приложен технический отчет от 11 ноября 2019 года, составленный ООО «********». Согласно данному документу здание 2003 года постройки, не подлежит дальнейшей эксплуатации, поскольку в ходе обследования было обнаружено аварийное состояние конструкций и элементов: физический износ здания в целом составляет 84 %.

26 апреля 2022 года прокуратурой Республики Саха (Якутия) в адрес Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, на которое 27 мая 2022 года дан письменный ответ о том, что строительство детской поликлиники в Усть-Алданском районе не предусмотрено в рамках государственных программ по причине отсутствия бюджетных средств, что Министерством ведется работа по изысканию средств по проектированию и строительству объекта, в частности, были направлены заявки на включение объекта в Инвестиционную программу республики, также в Министерство здравоохранения Российской Федерации. Самим бюджетным учреждением подавались заявки на финансирование строительства 2-ой очереди больничного комплекса, о включении в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы».

Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что реализация объектов капитального строительства на территории республики осуществляется в рамках Инвестиционной программы, в которой предусмотрено распределение бюджетных ассигнований за счет средств федерального, государственного и внебюджетных источников финансирования, что решение о финансировании строительства социального объекта (здравоохранения первого звена) в силу Порядка формирования и реализации Инвестиционной программы республики, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 03 сентября 2019 года № 248, принимается правительственной комиссией по бюджетным проектировкам на основании информации, предоставляемой Министерством экономики Республики Саха (Якутия), и по заявкам и предложениям отраслевых исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Со стороны Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) в адрес Министерства экономики Республики Саха (Якутия) неоднократно направлялись заявки на включение объектов здравоохранения, в том числе детской поликлиники в с.Борогонцы, в Инвестиционную программу республики, в Министерство здравоохранения Российской Федерации было направлено обращение Главы Республики Саха (Якутия) о дополнительном финансировании из федерального бюджета средств на модернизацию первичного звена здравоохранения. Кроме того, суд признал недоказанными факты невозможности дальнейшей эксплуатации здания детской поликлиники и признания его аварийным, подлежащим сносу.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

Согласно пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В рассматриваемом случае совокупность вышеприведенных условий не установлена.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должно быть указано содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования.

Заявленные по настоящему делу требования прокурора – об оспаривании бездействия административных ответчиков - Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и Министерства экономики Республики Саха (Якутия) и возложении на них обязанности принять меры по обеспечению безопасного пребывания неопределенного круга лиц в здании детской поликлиники ГБУ Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница» - не отвечают критерию правовой определенности: в нарушение требований, предусмотренных пунктом 8 части 2 статьи 125 и пунктом 4 части 2 статьи 220 КАС РФ, в административном исковом заявлении не указаны, в чем заключается бездействие каждого из административных ответчиков, от принятия каких решений в соответствии с возложенными обязанностями они уклоняются, содержание требований к каждому административному ответчику.

Указание таких сведений в административном исковом заявлении связано с тем, что согласно пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска суд в резолютивной части решения указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ) его действие распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, под которыми понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества (статья 3).

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по согласованию могут осуществлять взаимодействие в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (статья 10).

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем разработки, утверждения и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 2.1. статьи 11).

Решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в бюджетах субъектов Российской Федерации при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 13).

Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют региональные инвестиционные программы (часть 4 статьи 13).

Правила формирования и реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) утверждены постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 03 сентября 2019 года № 248.

Инвестиционная программа Республики Саха (Якутия) представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в законе Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям бюджетных средств бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) осуществление на территории Республики Саха (Якутия) иных капитальных вложений.

Бюджетные ассигнования в рамках Инвестиционной программы предоставляются в форме бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, в том числе на разработку проектно-сметной документации (статья 17 Закона Республики Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)").

Формирование проекта Инвестиционной программы осуществляется Министерством экономики Республики Саха (Якутия) на основании заявок государственных заказчиков и (или) ответственных исполнителей соответствующих государственных программ Республики Саха (Якутия) и (или) ответственных исполнителей подпрограмм государственных программ Республики Саха (Якутия) по согласованию с Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам на текущий, очередной финансовый год и плановый период и утверждается постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) в параметрах, соответствующих Закону Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия).

Общий объем бюджетных ассигнований за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направляемых на реализацию Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и плановый период, а также объемы финансирования объектов и мероприятий по отраслям определяются решением Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и на плановый период ежегодно исходя из приоритетных задач региональных составляющих национальных проектов и (или) плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года и (или) национальной программы развития Дальнего Востока на период до 2025 года.

Министерство экономики РС (Я) после определения Правительственной комиссией сводного перечня объектов капитальных вложений направляет его в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) и главным распорядителям бюджетных средств.

Пунктом 1.1 Положения о Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на текущий, очередной финансовый год и плановый период, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2012 № 282, установлено, что Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам на текущий, очередной финансовый год и плановый период является координационным органом, образованным в целях обеспечения взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) при составлении проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и плановый период, внесения изменений в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) на текущий финансовый год и плановый период.

Согласно пункту 2.2 Положения Правительственная комиссия рассматривает и согласовывает проект Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и плановый период и внесение изменений в Инвестиционную программу Республики Саха (Якутия) на текущий финансовый год и плановый период (подпункт 6).

Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) в целях изыскания средств на проектирование и строительство объекта - 2-ой очередь больничного комплекса в с.Борогонцы Усть-Алданского улуса - в Министерство экономики Республики Саха (Якутия) направлялись заявки на включение объекта в Инвестиционные программы Республики Саха (Якутия) на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, которые не были учтены при утверждении указанных программ. Также была отклонена заявка на включение объекта в Перечень проектной документации, финансируемой в рамках реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по мероприятию «Разработка проектно-сметной документации», направленная 18 декабря 2020 года в ГКУ «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)».

В Министерство здравоохранения Российской Федерации были направлены предложения по дополнительным объектам первичного звена здравоохранения, в том числе по объекту больничного комплекса в селе Борогонцы Усть-Алданского улуса, обращение Главы Республики Саха (Якутия) от 05 декабря 2022 года о рассмотрении вопроса о дополнительном финансировании из федерального бюджета на 2023-2025 годы на модернизацию первичного звена здравоохранения.

Согласно статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым названным Кодексом.

Статья 31 Бюджетного кодекса РФ устанавливает принцип самостоятельности бюджета, что означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

Из приведенных законоположений следует, что органы государственной власти Республики Саха (Якутия) вправе, но не обязаны принимать решения о реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности и муниципальной собственности исходя из программно-целевого метода планирования бюджета.

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.

Вместе с тем, по настоящему делу условия, указанные в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 227 КАС РФ, и необходимые для удовлетворения заявленного административного иска, отсутствуют.

Судом первой инстанции обоснованно указано об отсутствии доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку достоверных сведений об угрозе обрушения здания детской поликлиники вследствие его аварийного состояния в материалы дела не было представлено.

Установленные по административному делу фактические обстоятельства подтверждают правомерность вывода суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку он сделан при правильно определенном характере правоотношений и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.

Доводы апелляционного представления, направленные на переоценку имеющихся доказательств, установление иных обстоятельств дела, не подтвержденных доказательствами, не могут быть основаниями для отмены или изменения судебного акта в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 308, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 06 апреля 2023 года по делу по данному делу оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи