ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2198/2021 от 30.09.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

дело № 33а-29280/2021

№ 2а-2198/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 сентября 2021 года город Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Онохова Ю.В.,

судей Леганова А.В., Морозовой Н.А.,

при секретаре Пшеничной В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску войсковой части 6761 к начальнику отдела № 3 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю о признании действия должностного лица незаконным,

по апелляционной жалобе войсковой части 6761 на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 28 мая 2021 года, которым в удовлетворении требований административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Онохова Ю.В., судебная коллегия,

установила:

войсковая часть 6761 обратилась в Армавирский городской суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к начальнику отдела № 3 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю о признании незаконным действия должностного лица, выразившиеся в приостановлении операций по расходованию средств войсковой части в период с 29 января 2021 года по 9 февраля 2021 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что на исполнении административного ответчика находятся исполнительные документы, предъявленные Кирилиным Э.К. и Блашковским А.А., носящие эпизодический характер и содержащие указание на взыскание с административного истца денежных сумм с последующей индексацией в соответствии с уровнем инфляции в Российской Федерации. Пояснил, что по запросу административного ответчика о предоставлении расчетов индексации денежных выплат по находящимся на исполнении исполнительным листам за период 2018-2021 годов и поступившему предупреждению о возможном приостановлении осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах в случае их непредставления, в адрес Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю направлены письма с расчетами индексации присужденных сумм. Вместе с тем, в письме административного ответчика от 27 января 2021 года сообщалось, что такой расчет не представлен, в связи с чем, войсковой частью 28 января 2021 года направлен ответ о предоставлении истребуемой информации и расчетов. Отметил, что должностное лицо Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю Васильева М.В., не имея на то законных оснований, приостановила операции по расходованию средств с 29 января 2021 года по 9 февраля 2021 года, чем нарушила права и законные интересы войсковой части, лишенной возможности отвечать по своим обязательствам перед сторонними организациями и государственными учреждениями и выполнять поставленные перед ней задачи по осуществлению государственной и общественной безопасности в указанный период.

Не согласившись с доводами административного иска, Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю представило возражение, в соответствии с которым признает заявленные требования незаконными и необоснованными, поскольку представленный расчет сумм индексаций произведен в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», а не в соответствии с решениями суда, на основании которых выданы исполнительные листы, предполагающие индексацию в соответствии с уровнем инфляции в Российской Федерации на основании Федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.

Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 28 мая 2021 года административное исковое заявление войсковой части 6761 оставлено без удовлетворения.

Административный истец подал в суд апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение о признании незаконными действий начальника отдела № 3 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю Васильевой М.В. по приостановлению операций по расходованию средств войсковой частью 6761 в период с 29 января 2021 года по 9 февраля 2021 года.

В обоснование доводов апелляционной жалобы административный истец указал на ошибочность выводов суда о невыполнении административным истцом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации при исполнении решений суда; неправильность оценки доказательств о превышении должностных полномочий административным ответчиком; нарушение процедуры приостановления операций по лицевым счетам войсковой части.

По доводам апелляционной жалобы начальником отдела № 3 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю и представителем Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю представлены возражения, сводящиеся, по сути, к несогласию с позицией апеллянта, признанию законности и обоснованности принятого по делу решения и выражающие требование об оставлении решения суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители войсковой части 6761 Серопян А.С. и Китаев И.А. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 28 мая 2021 года отменить, принять по делу новое решение о признании незаконным действия начальника отдела № 3 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю Васильевой М.В., выразившегося в приостановлении операций по расходованию средств войсковой части в период с 29 января 2021 года по 9 февраля 2021 года.

Представитель Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю ГавриленкоО.С. и начальник отдела № 3 Васильева М.В. возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

По смыслу статьи 46 Конституции Российской Федерации и главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обжалованию в судебном порядке подлежат действия (бездействие) органов государственной власти и должностных лиц, которые нарушают права и охраняемые законом интересы гражданина, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Порядок и срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Положениями пункта 6.1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если исполнительный документ предусматривает индексацию присужденной суммы либо иные виды расчетов, финансовый орган производит расчеты средств на выплаты по исполнительному документу в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или судебным актом.

Как установлено из материалов дела, в отделе № 3 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю на исполнении находятся исполнительные листы серии <№...> года и серии <№...>, выданные 31 октября 2011 года Прикубанским районным судом города Краснодара Кирилину Э.К. и Блашковскому А.А. соответственно, о взыскании с войсковой части 6761 в их пользу утраченного заработка в счет возмещения вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы за счет средств Министерства внутренних дел Российской Федерации на срок действия инвалидности с последующей индексацией в соответствии с уровнем инфляции в Российской Федерации.

В этой связи 8 декабря 2021 года начальником отдела № 3 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю Васильевой М.В. в адрес войсковой части 6761 было направлено письмо № 1803-16/16861 с информацией о необходимости предоставления расчета индексации денежных выплат по находящимся на исполнении исполнительным листам за 2018-2021 годы и принятии мер для обеспечения данных выплат.

В ответ на данное письмо войсковой частью 6761 сообщалось о невозможности предоставить расчет индексации денежных выплат со ссылкой на Федеральный закон Российской Федерации от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Однако начальником отдела № 3 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю Васильевой М.В. 19 января 2021 года в адрес войсковой части 6761 вновь было направлено информационное письмо, в котором сообщалось, что при не предоставлении расчета суммы индексации и иных видов расчетов, а также при исполнении исполнительного документа лишь в части фиксированной суммы без учета индексации или иного вида расчета орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.

Позднее 25 января 2021 года войсковая часть 6761 направила в адрес Управления письмо с приложением расчета сумм индексаций в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

В ответ административный ответчик 27 января 2021 года направил разъяснение об отсутствии в представленном письме с приложением расчета индексации денежных выплат.

Административный истец, не согласившись с доводами начальника отдела № 3 Васильевой М.В., 28 января 2021 года также направил письмо, в котором указал на то, что индексация произведена с применением коэффициента и с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации и требований Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ и что в Прикубанский районный суд города Краснодара поданы заявления об отсрочке исполнения решений суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Пунктом 4 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен порядок исполнения судебных актов, имеющих периодический характер и предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений.

Согласно пункту 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

Из материалов дела видно, что 29 января 2021 года административному истцу были приостановлены операции по расходованию средств, в связи с непредставлением войсковой частью 6761 расчета сумм индексации, о чем последнему сообщалось в уведомлении начальника отдела № 3 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю Васильевой М.В.

Согласно имеющегося в материалах дела уведомления № 1803-90/432 операции по расходованию средств на лицевом счете должника были возобновлены 9 февраля 2021 года, в связи с предоставлением должником 8 февраля 2021 года в Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю расчета сумм индексации по исполнительным листам в соответствии с решениями суда, то есть в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 2020 года № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год».

Суд первой инстанции, рассмотрев данное дело по существу, не установил оснований для признания незаконными действий должностного лица – начальника отдела № 3 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю Васильевой М.В., в связи с чем, отказал в удовлетворении требований административного истца.

Судебная коллегия по административным делам соглашается с позицией суда первой инстанции и полагает необходимым указать следующее.

Согласно пункту 7 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями названного Кодекса.

В силу статей 16, 352 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты по административным делам обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого судом исполнительного листа.

Органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.

Бюджетный кодекс возлагает на казначейство особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (статьи 166.1 и 242.3 Бюджетного кодекса). В качестве ограничительной меры, направленной на обеспечение исполнения решений судов, предполагающих возврат денежных средств из соответствующих бюджетов, Бюджетным кодексом предусмотрена возможность приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктом 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Применение данной меры является прямо установленной законом обязанностью органов Федерального казначейства, вводится ими независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемом финансирования и действует до момента устранения должником допущенных им нарушений.

Из существа положений Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» следует, что при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью.

Согласно части 16 статьи 3 Федерального закона размеры установленных указанным законом ежемесячных компенсаций, в том числе ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащих, подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации.

Соответствующими статьями федеральных законов о федеральном бюджете, ежегодно предусматривающими индексацию сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, самостоятельное регулирование индексации размеров выплат не осуществляется, а устанавливается размер их индексации.

Таким образом, расчет индексации присужденных денежных сумм должен осуществляться в соответствии с федеральными законами о федеральных бюджетах на соответствующий финансовый год.

Однако как достоверно установлено из материалов дела, административный истец вопреки вступившим в законную силу решениям суда не произвел расчет индексаций в установленной законом форме, исполнив исполнительный документ лишь в части фиксированной суммы, определенной Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

При этом административным ответчиком в адрес административного истца неоднократно были даны разъяснения по порядку исполнения исполнительных документов в полном объеме и возможности приостановления операций по лицевому счету, в связи с частичным исполнением требований исполнительных документов, и в связи с нарушением сроков оплаты, что подтверждается письмами от 8 декабря 2020 года, 19 января 2021 года и от 27 января 2021 года.

Между тем, относительно доводов административного истца об отсутствии у начальника отдела № 3 полномочий по приостановлению операций по счетам войсковой части 6761 судебная коллегия полагает необходимым указать на то, что должность начальника отдела № 3 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю относится к ведущей группе должностей гражданской службы категории «руководители», основные права и обязанности которого установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Как установлено частью 1 статьи 47 указанного Федерального закона профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

Так согласно пунктов 8.23 и 8.32 Должностного регламента начальника отдела № 3 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, утвержденного врио руководителя Управления 29 октября 2020 года, в целях реализации задач и функций, возложенных на отдел № 3, начальник отдела обязан организовывать исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений, и осуществлять приостановление операций по лицевым счетам, открытым клиентам в Управлении и обслуживаемым отделом, в соответствии с бюджетным законодательством.

На основании изложенного судебная коллегия убеждается в том, что начальник отдела № 3 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю Васильева М.В., приостанавливая операции по лицевым счетам войсковой части, действовала в соответствии с Должностным регламентом и требованиями действующего законодательства в области возникших спорных правоотношений.

Таким образом, поскольку исполнительные документы были исполнены лишь в части фиксированной суммы без учета индексации в соответствии с уровнем инфляции в Российской Федерации, административный ответчик, действуя в пределах законодательства и возложенных на нее полномочий, правомерно приостановила операции по расходованию средств войсковой части 6761 до дня устранения допущенного нарушения.

Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права судебная коллегия по административным делам находит выводы суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований основанными на требованиях действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы, по сути, повторяют позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, которая получила оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для несогласия с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене или изменению решения суда по изученным материалам административного дела, в том числе исходя из доводов апелляционной жалобы, не установлено, заявителем не приведено. У судебной коллегии по административным делам нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 28 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу войсковой части 6761 - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения, через суд первой инстанции.

Председательствующий Ю.В. Онохов

Судьи: А.В. Леганов

Н.А. Морозова