Судья Кононова Ю.С. Дело № 33а-7213/2021
(№ 2а-2200/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 2 августа 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р.,
судей Кураповой З.И., Тимофеевой А.А.,
при секретаре Прокошкиной Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению ФИО1 к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконными действий, возложении обязанности совершить определённые действия
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 мая 2021 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просил признать незаконными действия государственного регистратора ФИО2, выразившееся в:
- не указании в уведомлениях о приостановлении регистрации всех причин, послуживших основанием для приостановления регистрации;
- в направлении несвоевременного запроса в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым;
- в не направлении по адресу электронной почты заявителя оспариваемых уведомлений.
В обоснование заявленных требований указал на то, что 2 февраля 2021 г. он обратился в орган регистрации прав с заявлением о постановке на государственный кадастровый учёт и государственной регистрации права в связи с созданием объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему земельном участке, по адресу <адрес>, представив следующие документы: технический план помещения от 25 декабря 2020 г. и уведомления о соответствии от 20 августа 2020 г. и от 24 декабря 2020 г. По результатам рассмотрения 16 февраля 2020 г. государственным регистратором вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права ввиду того, что требуется наличие предусмотренных частью 1 статьи 51.1, частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомлений, направленных в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство федеральный орган исполнительной власти, а также ввиду выявления недостатков в части отображения контура здания. 26 февраля 2021 г. заявителем поданы дополнительные документы, 1 марта 2021 г. проведение регистрационных действий вновь было приостановлено с указанием тех же оснований. 13 марта 2021 г. административным истцом вновь было направлено регистратору заявление, в котором подробно обоснованы его действия, однако уведомлением ответчика от 16 марта 2021 г. проведение регистрационных действий было вновь приостановлено без указания конкретных причин. 23 марта 2021 г. административный истец направил уведомление об устранении причин приостановления, в котором указал, что он со своей стороны выполнил все необходимые действия перед Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, на которое 31 марта 2021 г. административный ответчик направил в его адрес очередное уведомление о приостановлении. По мнению ФИО1, административным ответчиком нарушены требования пункта 70 Административного регламента к содержанию уведомлений о приостановлении, в которых не было указано на все причины, послужившие основанием для приостановления регистрации, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления. Запрос о проверки подлинности уведомления об окончании строительства был направлен ответчиком в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым лишь 31 марта 2021 г., что свидетельствует о неисполнении им обязанности по своевременному принятию всех мер по получению дополнительных документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Кроме того, административный истец во всех своих заявлениях просил направлять ему уведомление о приостановлении кадастрового учёта и регистрации прав в форме электронного документа, однако в нарушении пункта 76 Административного регламента, указанная обязанности ответчиком также выполнена не была.
В возражениях на административное исковое заявление представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым указал на то, что заявителем были устранены недостатки в части отображения контура здания. Однако, для государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права необходимо наличие предусмотренных частью 1 статьи 51.1, частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомлений, направленных в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство федеральный орган исполнительной власти. В случае не направления органом государственной власти или органом местного самоуправления такого заявления, застройщик вправе направить его в орган регистрации прав самостоятельно. Государственным регистратором был направлен запрос в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, ответ на который по состоянию на 12 апреля 2021 г. не получен. В связи с отсутствием сведений о государственном кадастровом учёте, регистрация права собственности не представляется возможной.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 мая 2021 г. административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено частично.
Признаны незаконными действия (бездействие) государственного регистратора Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2 по несвоевременному направлению запроса в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым при рассмотрении заявления ФИО1 №.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
С Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300,00 руб.
В апелляционной жалобе, поданной представителем Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения норм материального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ФИО1 были устранены недостатки в части отображения контура здания. Однако, для государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав требуется наличие предусмотренных частью 1 статьи 51.1 и частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомлений, направленных в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. После получения ответа, 7 мая 2021 г. осуществлена государственная регистрация права. Направление необходимых межведомственных запросов в соответствующие органы предусмотрено Административным регламентом.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как усматривается из материалов административного дела, 2 февраля 2021 г. ФИО1 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на жилое здание площадью 832,4 кв. метров, расположенное по адресу: <адрес>, приложив следующие документы: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 25 декабря 2020 г.; уведомления о соответствии от 20 августа 2020 г. и от 24 декабря 2020 г.
Уведомлением государственного регистратора Крым ФИО2 от 16 февраля 2021 г. действия по проведению кадастрового учета и государственной регистрации прав приостановлены на срок до 17 мая 2021 г. с указанием, что для государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав требуется наличие предусмотренных частью 1 статьи 51.1 и частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомлений, направленных в уполномоченные органы на выдачу разрешений на строительство. Заявления о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав в таких случаях обязаны направлять уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления либо застройщик в случае неисполнения органом власти указанной обязанности (часть 1.2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Также, в соответствии с пунктом 34 требований приказа Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 953, в случае, если здание, сооружение, объект незавершенного строительства имеет наземные, надземные и (или) подземные конструктивные элементы, контур такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке определяется как совокупность контуров, образованных проекцией внешних границ наземных, надземных и (или) подземных ограждающих конструкций такого здания к поверхности земли. Однако, контур здания отражен не корректно. То есть контур здания на земельном участке определяется как совокупность контуров (не многоконтурное здание).
26 февраля 2021 г. ФИО1 были поданы дополнительные документы, с целью устранения причин приостановления, в т.ч., уведомление об устранении причин приостановления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, к которому приложен Межевой план на электронном носителе с устраненными недостатками в контуре здания, а также пояснения, что установленный Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» семидневный срок для направления Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права на объект, строительство которого завершено, истёк еще в 2020 году, в связи с чем он воспользовался своим правом, как застройщик, на направление соответствующего заявления в орган регистрации прав, что предусмотрено частью 1.2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
1 марта 2021 г. вынесено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, по причине не предоставления документов, предусмотренных частью 1 статьи 51.1 и частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
15 марта 2021 г., с целью устранения причин приостановления, административным истцом вновь были представлены уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или СД параметров объекта ИЖС или СД установленным параметрам и о соответствии указанных в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или СД параметров объекта ИЖС или СД установленным параметрам и допустимости размещения объекта от 20 августа 2020 г., от 24 декабря 2020 г., а также письменные пояснения.
16 марта 2021 г. вынесено уведомление о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, по причине не предоставления документов, предусмотренных частью 1 статьи 51.1 и частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
23 марта 2021 г. ФИО1 поданы дополнительные документы в виде письменных пояснений.
31 марта 2021 г. государственным регистратором ФИО2 вынесено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
2 апреля 2021 г. Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым дан ответ на межведомственный запрос, в котором указано, что данной Службой было выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> от 20 августа 2020 г., заказчик строительства ФИО1 К ответу приложена копия уведомления.
2 апреля 2021 г. регистратором вновь был направлен запрос в Министерство жилищной политики Государственного строительного надзора Республики Крым на предоставление копий документов, необходимых для проведения регистрационных действий по заявлению ФИО1
5 апреля 2021 г. Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым были представлены запрошенные регистратором документы (технический план).
7 мая 2021 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о постановке на кадастровый учёт жилого здания площадью 832,4 кв. метров по адресу: <адрес> с присвоением ему кад. номера №, право собственности на которое зарегистрировано за ФИО1
Полагая, что государственный регистратор длительное время безосновательно уклоняется от совершения регистрационных действий по постановке на кадастровый учёт и регистрации права на объект недвижимости, в отношении которого было подано заявление, ФИО1 обратился в суд.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что несвоевременное направление государственным регистратором запроса в Министерство жилищной политики Государственного строительного надзора Республики Крым привело к невозможности на протяжении длительного периода времени реализации административным истцом его права, как застройщика, на внесение в Единый государственный реестр недвижимости достоверных сведений о его правообладателе.
Суд апелляционной инстанции не может не согласиться с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», устанавливающим, что правовую основу государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2).
Частями 3, 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав);
государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Основания государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав установлены статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 1 статьи 21 вышеуказанного Федерального закона, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав определены статьёй 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Так, согласно пункту 5 части 1 статьи 26 вышеуказанного Федерального закона, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1.2 статьи 19 Федерального Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома при отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав на такие объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом и прилагаемые к нему документы (в том числе уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, представленный застройщиком технический план, а в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, также заключенное между правообладателями такого земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом) посредством отправления в электронной форме, о чем уведомляет застройщика способом, указанным им в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. В случае ненаправления в установленный срок такими органом государственной власти или органом местного самоуправления указанного заявления застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно. При этом уведомление, технический план, соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности запрашиваются органом регистрации прав у таких органа государственной власти или органа местного самоуправления по правилам, предусмотренным частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Таким образом, заявитель в указанном в части 1.2 статьи 19 названного Федерального закона случае вправе представить соответствующее заявление по собственной инициативе, в случае неисполнения органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, обязанности по направлению соответствующего заявления в орган регистрации прав в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства.
В таком случае, орган регистрации прав обязан самостоятельно запросить у таких органа государственной власти или органа местного самоуправления уведомление и технический план по правилам, предусмотренным частью 2 статьи 33 Федерального Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Пунктом 1 статьи 51.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации определено, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Согласно пункту 16 статьи 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства).
Исходя из вышеуказанных правовых норм, учитывая, что с заявлением о государственной регистрации на объект недвижимости обратился ФИО1, являющийся застройщиком данного объекта, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о правомерности приостановления государственным регистратором осуществления регистрационных действий, с целью проверки представленных административным истцом сведений и документов уведомлениями от 16 февраля 2021 г., от 1 марта 2021 г., от 16 марта 2021 г., от 31 марта 2021 г., которые содержат ссылки на требования нормативных правовых актов, необходимость исполнения которых препятствовала проведению кадастрового учёта и регистрации права, причины приостановления.
Таким образом, доводы административного истца о не указании в уведомлениях о приостановлении регистрации причин, послуживших основанием для приостановления регистрации, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Порядок и способы направления органом регистрации прав уведомлений утверждён Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25 марта 2016 г. N 173.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка, если необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления и документы были представлены в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, уведомления, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящего Порядка, а также документы, указанные в подпунктах 2, 3 пункта 1 настоящего Порядка (если выдача (направление) таких документов одновременно с соответствующим уведомлением предусмотрена Законом), выдаются (направляются) заявителю, а также в предусмотренных Законом случаях стороне сделки, которая не представляла заявление о государственной регистрации прав, одним из способов, указанных в заявлении:
1) лично при обращении в орган регистрации прав или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в которые было подано заявление;
2) почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении.
Пунктом 76 Административного регламента Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утверждённого Приказом Минэкономразвития России № 278 от 07 июня 2017 г. установлено, что при наличии в заявлении о предоставлении государственной услуги сведений об адресе электронной почты заявителя ему не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления, направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации в форме электронного документа независимо от указанного в заявлении способа получения документов.
В своем заявлении об осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, поданном 2 февраля 2021 г. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, ФИО1 указал способ получения документов – лично в многофункциональном центре по месту предоставления документов (л.д.224-226, т.1).
В пункте 14 названного заявления административный истец указал, что в случае принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав, уведомление о приостановлении он просит направить по почтовому адресу. В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации прав сообщение об отказе и документы, подлежащие выдаче, желает получить лично. E-mail у заявителя отсутствует.
Поскольку данное заявление являлось основанием для предоставления административному истцу государственной услуги, и сведения об адресе электронной почты заявителя в нём отсутствовали, оснований для направления государственным регистратором ему уведомлений о приостановлении в форме электронного документа не имелось.
В то же время, межведомственный запрос в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым на предмет проверки подлинности представленного заявителем уведомления об окончании строительства и технического плана, государственным регистратором впервые был направлен лишь 29 марта 2021 г., т.е. значительно позже трёх рабочих дней со дня поступления вышеуказанного заявления ФИО1, что свидетельствует о несоблюдении административным ответчиком требований части 2 статьи 33 Федерального Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Как верно указано судом первой инстанции, несвоевременное направление регистратором запроса привело к невозможности на протяжении длительного периода времени реализации административным истцом его права, как застройщика, на внесение в Единый государственный реестра недвижимости достоверных сведений о его правообладателе.
Таким образом, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, вышеуказанные действия совершены государственным регистратором несвоевременно.
На момент подачи настоящего административного искового заявления в суд (13 апреля 2021 г.), осуществление государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и государственная регистрация права на него административным ответчиком осуществлены не были.
В данном случае, основания для возложения на административного ответчика обязанности совершить определённые действия с целью восстановления нарушенного права административного истца, у суда первой инстанции отсутствовали, поскольку после обращения ФИО1 в суд, государственный регистратор осуществил государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права на вышеуказанный объект недвижимого имущества (7 мая 2021 г.).
Остальные доводы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.
При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 мая 2021 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
А.А. Тимофеева