ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2201/20 от 14.01.2021 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 33а-80/2021

(№ 33а- 4513/2020) (II инстанция) Докладчик: Самылов Ю.В.

Дело № 2а- 2201/2020 (I инстанция) Судья Ким И.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

Председательствующего Завьялова Д.А.,

и судей Самылова Ю.В. и Емельяновой О.И.,

при секретаре Беляковой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 14 января 2021 года дело по административному исковому заявлению Бурской Татьяны Михайловны о признании незаконным отказа администрации города Коврова Владимирской области в предоставлении муниципальной услуги, устранении допущенных нарушений, взыскании судебных расходов

по апелляционной жалобе администрации города Коврова Владимирской области на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 9 октября 2020 года, которым постановлено:

Административные исковые требования Бурской Татьяны Михайловны удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации города Коврова Владимирской области от 19.12.2019 в предоставлении муниципальной услуги по представлению информации о деятельности органов местного самоуправления.

Обязать администрацию города Коврова повторно в установленном законом порядке рассмотреть заявление Бурской Татьяны Михайловны от 16.12.2019 о переводе жилых помещений (****) в доме **** по **** в нежилые.

В течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу сообщить о результатах исполнения решения суда в Ковровский городской суд и Бурской Татьяне Михайловне.

Взыскать с администрации г. Коврова Владимирской области за счет средств местного бюджета в пользу Бурской Татьяны Михайловны, проживающей по адресу: ****, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.

Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения представителя административного ответчика администрации города Коврова Владимирской области по доверенности Тереньевой К.С., просившей решение суда отменить, объяснения административного истца Бурской Т.М., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Бурская Т.М. обратилась в Ковровский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий администрации города Коврова Владимирской области, выразившихся в отказе в предоставлении муниципальной услуги по представлению информации о деятельности органов местного самоуправления и возложении обязанности предоставить муниципальную услугу, а именно постановление главы муниципального образования город Ковров Владимирской области от 05.02.2008 № 154 по переводу жилых помещений № **** в доме № **** по **** в нежилые, с ознакомлением с материалами по данному вопросу, взыскании расходов по уплате госпошлины, компенсации морального вреда.

Определением суда от 16.06.2020 требование о взыскании компенсации морального вреда выделено в отдельное производство, подлежащее рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

В обоснование административного иска указано, что Бурская Т.М. 05.11.2019 обратилась в управление строительства и архитектуры администрации г. Коврова с заявлением о представлении ей постановления о переводе жилых помещений (кв. **** в доме **** по **** в нежилые, в ответ на которое ей было рекомендовано обратиться в архивный отдел администрации г. Коврова, куда передана на хранение вся документация.

В обращении в архивный отдел администрации г. Коврова от 19.11.2019 Бурская Т.М. просила предоставить ей копию постановления главы МО г. Ковров от 05.02.2008 № 154 о переводе жилых помещений ****) в доме **** по **** в нежилые, а также ознакомить с материалами по данному вопросу.

25.11.2019 в предоставлении муниципальной услуги Бурской Т.М. отказано, поскольку она не является собственником указанного в заявлении помещения, и ввиду отсутствия документов, подтверждающих ее полномочия выступать от имени третьих лиц.

В заявлении в архивный отдел от 28.11.2019 Бурская Т.М. просила сообщить, когда и где было опубликовано постановление администрации г. Коврова о переводе жилых помещений (****) в доме **** по **** в нежилые.

В ответ на данное обращение от 04.12.2019 указано на то, что постановление главы муниципального образования город Ковров Владимирской области от 05.02.2008 № 154 по переводу жилых помещений № **** в доме № **** по **** в нежилые опубликованию не подлежит.

16.12.2019 Бурская Т.М. вновь обратилась в архивный отдел администрации г. Коврова с заявлением о предоставлении конкретного ответа на ее заявление от 19.11.2019 о переводе жилых помещений (кв. № ****) в доме **** по **** в нежилые, с указанием конкретных пунктов Регламента о выдаче архивных документов, на основании которых ей отказано в выдаче указанного постановления.

В ответе заместителя главы администрации г. Коврова Нечваля М.Ю. от 19.12.2019 на обращение Бурской Т.М. имеется ссылка на пункты 1.1.1, 2.6.2, 2.8.1 административного регламента по предоставлению административной услуги «Выдача архивных справок, выписок, копий документов, находящихся на архивном хранении», в предоставлении муниципальной услуги отказано ввиду отсутствия документов, подтверждающих полномочия заявителя выступать от имени третьих лиц.

В судебном заседании административный истец Бурская Т.М. заявленные требования поддержала, пояснив, что в нарушение требований законодательства ей не предоставлена муниципальная услуга «Выдача архивных справок, выписок, копий документов, находящихся на архивном хранении». Считала, что вправе получить архивные документы, касающиеся реконструкции многоквартирного жилого дома **** по **** Владимирской области, поскольку является собственником жилого помещения – квартиры **** в указанном доме. Полагала нарушенными свои права на получение информации о деятельности органов местного самоуправления, поскольку, по ее мнению, реконструкция помещений в многоквартирном доме произведена с нарушением закона, при этом не исключена опасность разрушения дома в связи с произведенной реконструкцией.

Представитель административного ответчика Терентьева К.С. в судебном заседании заявленные требования не признала, полагая отказ в предоставлении муниципальной услуги правомерным. Указала, что архивным документом является только постановление главы муниципального образования город Ковров Владимирской области от 05.02.2008 № 154 по переводу жилых помещений № **** в доме № **** по проспекту Ленина в нежилые. Проект реконструкции архивным документом не является. По мнению представителя административного ответчика, отказом в предоставлении муниципальной услуги права заявителя не затронуты.

Представители заинтересованных лиц Управления благоустройства и строительно-разрешительной документации администрации города Коврова и архивного отдела администрации города Коврова в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Коврова Владимирской области просит отменить решение, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.

Апелляционное рассмотрение дела проведено без участия представителей заинтересованных лиц: управления благоустройства и строительно-разрешительной документации администрации г. Коврова, архивного отдела администрации г. Коврова, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу ст. 307 КАС РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

В силу пунктов 3,4.1 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); информации, содержащейся в архивных документах архивных фондов (за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.

Как предусмотрено частями 1-3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Согласно частям 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела установлена.

Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, 05.11.2019 административный истец Бурская Т.М. обратилась в управление строительства и архитектуры администрации г. Коврова с заявлением о представлении ей постановления о переводе жилых помещений (кв. № ****) в доме **** по **** в нежилые ), в ответ на которое ей было рекомендовано обратиться в архивный отдел администрации г. Коврова, куда передана на хранение вся документация.

В обращении в архивный отдел администрации г. Коврова от 19.11.2019 Бурская Т.М. просила предоставить ей копию постановления главы МО г. Ковров от 05.02.2008 № 154 о переводе жилых помещений (кв. № ****) в доме **** по **** в нежилые, а также ознакомить с материалами по данному вопросу.

25.11.2019 в предоставлении муниципальной услуги Бурской Т.М. отказано, поскольку она не является собственником указанного в заявлении помещения, и ввиду отсутствия документов, подтверждающих ее полномочия выступать от имени третьих лиц.

В заявлении в архивный отдел от 28.11.2019 Бурская Т.М. просила сообщить, когда и где было опубликовано постановление администрации г. Коврова о переводе жилых помещений (кв. № ****) в доме **** по **** в нежилые.

В ответ на данное обращение 04.12.2019 указано на то, что постановление главы муниципального образования город Ковров Владимирской области от 05.02.2008 № 154 по переводу жилых помещений № 61, 62, 62, 64 в доме № 21 по проспекту Ленина г. Коврова в нежилые опубликованию не подлежит.

16.12.2019 Бурская Т.М. вновь обратилась в архивный отдел администрации г. Коврова с заявлением о предоставлении конкретного ответа на ее заявление от 19.11.2019 о переводе жилых помещений (кв. № ****) в доме **** по **** в нежилые, с указанием конкретных пунктов Регламента о выдаче архивных документов, на основании которых ей отказано в выдаче указанного постановления.

В ответе заместителя главы администрации г. Коврова Нечваля М.Ю. от 19.12.2019 на обращение Бурской Т.М. имеется ссылка на пункты 1.1.1, 2.6.2, 2.8.1 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача архивных справок, выписок, копий документов, находящихся на архивном хранении», в предоставлении муниципальной услуги отказано ввиду отсутствия документов, подтверждающих полномочия заявителя выступать от имени третьих лиц.

Применительно к положениям частей 8, 9, 11 статьи 226 КАС РФ и предписаниям статьи 62 КАС РФ, суд верно распределил бремя доказывания между сторонами и установил обстоятельства, имеющие значение для дела.

В судебном заседании к материалам административного дела по ходатайству представителя административного ответчика были приобщены следующие документы: постановление главы муниципального образования города Коврова Владимирской области от 05.02.2008 № 154 «О разрешении перевода жилого помещения в нежилое помещение», постановление администрации города Коврова Владимирской области № 33 от 11.01.2017 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «выдача архивных справок, выписок, копий документов, находящихся на архивном хранении», административный регламент по представлению администрацией города Коврова муниципальной услуги «выдача архивных справок, выписок, копий документов, находящихся на архивном хранении», а также проект по реконструкции квартир № **** в д. **** по **** в **** под размещение ДО Ковровское ОСБ РФ.

Согласно п. 1.1.1 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача архивных справок, выписок, копий документов, находящихся на архивном хранении», утвержденного постановлением администрации города Коврова от 11.01.2017 N 33 (далее – Административный регламент), получателями муниципальной услуги являются заявители, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации.

Заявителем является физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий муниципальную услугу, с запросом о предоставлении муниципальной услуги, выраженным в письменной или электронной форме.

Пунктом 2.6.2 Административного регламента предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

В соответствии с п. 2.8.1 Административного регламента, решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги принимается в случае, если у заявителя отсутствуют документы, подтверждающие его полномочия выступать от имени третьих лиц.

Как установлено, Бурская Т.М. является собственником жилого помещения – квартиры **** в доме **** по ****, что подтверждается договором приватизации от 21.01.1993.

В силу пункта 1 статьи 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п. 4 Проекта по реконструкции квартир № **** в д. **** по ******** под размещение ДО Ковровское ОСБ РФ реконструируемые квартиры находятся на первом этаже пятиэтажного жилого дома. Объем помещений дополнительного офиса отделяется от помещений жилого дома противопожарной стеной 2-го типа и противопожарным перекрытием 3-го типа. Проектом предусмотрена новая входная группа с торца здания. Существующие входы на лестничную клетку закладываются, штукатурятся и окрашиваются в цвет стен подъезда.

В силу положений п. 2 и п. 3 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Изложенное объективно свидетельствует о допущенном нарушении прав административного истца Бурской Т.М., являющейся собственником жилого помещения, расположенного в доме **** по ****, поскольку за муниципальной услугой она обратилась на законных основаниях. В своем обращении административным истцом был указан адрес проживания: ****. Каких-либо дополнительных документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, у Бурской Т.М. истребовано не было.

Согласно п. 3.4.2 Административного регламента, специалист архивного отдела с учетом необходимых профессиональных навыков и с использованием имеющегося в архивном отделе научно-справочного аппарата, справочников по фондам архивов, базы данных «Архивный фонд» и другого информационного материалам определяет, в том числе: правомочность получения заявителем запрашиваемой информации с учетом ограничений на предоставление сведений конфиденциального характера; степень полноты информации, содержащейся в запросе, необходимой для его исполнения; при отсутствии в архивном отделе необходимых документов – адреса конкретных органов и организаций, куда следует направить запрос на исполнение по принадлежности.

Суд обоснованно посчитал, что основания отказа в предоставлении заявителю муниципальной услуги не соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам дела. Так, из пояснений в судебном заседании представителя административного ответчика Терентьевой К.С. следует, что в испрашиваемых документах архивным документом является только постановление о переводе жилых помещений (кв. № ****) в доме **** по **** в нежилые, которое не содержит конфиденциальную информацию, и доступ к нему в связи с этим не ограничен. Дополнительных сведений для предоставления ответа на обращение Бурской Т.М. не требовалось.

Ссылку на п. 2.8.1 Административного регламента, как на основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги ввиду отсутствия документов, подтверждающих полномочия заявителя выступать от имени третьих лиц, суд правомерно признал несостоятельной, поскольку Бурская Т.М. обратилась в архивный отдел администрации г. Коврова с заявлением от своего имени, как собственник жилого помещения в указанном многоквартирном доме, а не от имени третьих лиц.

Системное толкование приведенных в решении норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела позволили суду первой инстанции сделать правильный вывод об удовлетворении заявленных требований Бурской Т.М. о признании незаконным отказа администрации города Коврова Владимирской области от 19.12.2019 в предоставлении муниципальной услуги по представлению информации о деятельности органов местного самоуправления, возложив на администрацию города Коврова Владимирской области обязанность в установленном законом порядке повторно рассмотреть заявление Бурской Т.М. от 16.12.2019 о переводе жилых помещений (кв. № ****) в доме **** по **** в нежилые.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, полагая его основанным на правильной оценке имеющихся в деле доказательств, при верном распределении судом бремени доказывания в рамках административных правоотношений.

Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы, изложенные в обжалуемом решении, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, судом были приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц. Процессуальных нарушений, приведших к принятию неправильного по существу решения, судом не допущено.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции и юридически значимые обстоятельства, которые могли бы поставить под сомнение правильность принятого судом решения, в апелляционной жалобе не содержится.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ковровского городского суда Владимирской области от 9 октября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Коврова Владимирской области – без удовлетворения.

На данное апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течении шести месяцев в со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Д.А. Завьялов

Судьи Ю.В. Самылов

О.И. Емельянова