ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2202/2021 от 23.11.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Кучеревский С.А. Дело № 33а-8355/2021

УИД 22RS0013-01-2021-002884-85

№ 2а-2202/2021 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 ноября 2021 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Новиковой Н.В.,

судей Скляр А.А., Соболевой С.Л.,

при секретаре Нечай А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административных истцов Морозовой Ю. Е., Русьяновой Г. В. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 28 июля 2021 года

по административному делу по административному иску Морозовой Ю. Е., Русьяновой Г. В. к Администрации города Бийска, комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта на территории города Бийска о признании решения незаконным и восстановлении нарушенного права.

Заслушав доклад судьи Скляр А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Русьянова Г.В. является собственником ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу<адрес>

Морозова Ю.Е. является собственником квартиры по адресу: <адрес>

Морозова Ю.Е. и Русьянова Г.В. обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконным решение комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта на территории г. Бийска, оформленное протоколом комиссии №2-а от 27.08.2014 об утверждении перечня многоквартирных домов, подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта, в части дома 11 по ул. Декабристов и дома 96 по ул. Разина в г. Бийске.

по принятию заниженного решения оценок критериев по указанным многоквартирным домам;

по утверждению перечня многоквартирных домов, согласно решению оценок критериев (приложение), без учета критериев отбора программы капитального ремонта, без учета состояния домов, и с нарушением порядка принятия,

согласно Постановлению Администрации города Бийска № 1212 от 01.06.16 г. «Об утверждении реестра многоквартирных домов города Бийска подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», и Постановлению Администрации города Бийска № 1213 от 01.06.16 «Об утверждении перечня многоквартирных домов города Бийска подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», опубликовано Муниципальный вестник № 18 от 08.06.16.

Административные истцы просили также возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, возложив на комиссию - обязанность рассмотреть вопрос об установлении необходимости проведения работ по капитальному ремонту указанных домов в срок до 01.07.2021 г., в том числе:

правильно посчитать итоговый балл по многоквартирным домам,

произвести ранжирование многоквартирных домов 11 по ул. Декабристов и 96 по ул. Разина г. Бийск, в Реестре и Перечне многоквартирных домов, включенных в программу капитального ремонта, согласно критериям оценки, с учетом итогового балла дома, передвинув его в реестре и перечне на 3-5 место;

при актуализации краткосрочного плана реализации на 2021-2022 год, включить многоквартирные дома по ул. Разина, 96, ул. Декабристов, 11, г. Бийск, в первый этап программы капитального ремонта по всем видам работ капитального ремонта в 2021 и 2022 годах.

В обоснование заявленных требований ссылались на то, что при принятии оспариваемого решения (протокола) от 27.08.2014 № 2а комиссией был произведен неверный расчет итоговых баллов, что повлекло включение многоквартирных домов на более поздние этапы капитального ремонта.

Жильцы указанных домов неоднократно обращались в Администрацию города Бийска с заявлениями о необходимости переноса срока проведения капитального ремонта на более ранний период, но ответа не получили.

Административные истцы указывают, что оспариваемое решение принято с существенным несоблюдением порядка принятия решения, а так же нарушает их права и свободы на своевременное проведение капитального ремонта.

Нарушение прав носит длящийся характер, о нарушении своих прав узнали 22.04.2021 после ознакомления с результатами подсчета итогового балла.

Решением Бийского городского суда Алтайского края от 28 июля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Морозовой Ю.Е. и Русьяновой Г.В. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе административные истцы, действующие через своего представителя по доверенности Коршикова А.Г., просят отменить решение суда первой инстанции, вынести новое об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

В частности, является ошибочным вывод суда о пропуске истцами срока на обращение с настоящим иском в суд, поскольку о нарушении своих прав административные истцы узнали после 24 марта 2021 года, когда обратились в ООО «УК «Сервис – СТК» с просьбой разобраться с вопросом очередности проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Имеет место существенное занижение бальной оценки спорных домов. Необходимость проведения срочного капитального ремонта крыши спорных многоквартирных домов подтверждается экспертным заключением от 13 июля 2021 года, проведенного по заявлению ООО «УК «Сервис – СТК». Имеющиеся нарушения носят длящийся характер. Суд первой инстанции не применил действующие нормативные акты, которые подлежат к спорным правоотношениям.

От Администрации города Бийска поступили в суд письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение городского суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов, а также заинтересованного лица ООО «УК «Сервис-СТК» Коршиков А.Г. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, об отложении судебного заседания не просили, об уважительных причинах неявки судебной коллегии не сообщили, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав Коршикова А.Г., судебная коллегия находит решения суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права (п. 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что административными истцами пропущен процессуальный срок на обжалование решения рабочей комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов от 27 августа 2014 года, оформленное протоколом № 2-а от 27 августа 2014 года, истцами избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.

Однако такие выводы нельзя признать правильными по следующим основаниям.

Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

Законом Алтайского края от 28 июня 2013 года № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» (далее – Закон Алтайского края № 37-ЗС) установлены правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, порядок подготовки и утверждения краевой программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, и требования к этой программе, а также определено правовое положение регионального оператора и порядок его деятельности.

Полномочия государственной власти Алтайского края в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах закреплены в статье 2 названного Закона, в частности, к полномочиям Администрации Алтайского края относятся: установление порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; утверждение краевой программы; установление порядка утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы (п.п. 2, 3, 4 ч. 2 ст. 2 Закона Алтайского края от 28 июня 2013 года № 37-ЗС).

К полномочиям органов местного самоуправления края относятся, в том числе, принятие решений о проведении капитального ремонта в соответствии с краевой программой и предложениями регионального оператора в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации; создание комиссий по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и принятия решений о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; утверждение краткосрочных (ежегодных) планов реализации краевой программы на территории соответствующего муниципального образования; иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом (п.п. 2-5 ч. 5 ст. 2 Закона Алтайского края от 28 июня 2013 года № 37-ЗС).

В силу ч. 5 ст. 6 Закона Алтайского края от 28 июня 2013 года № 37-ЗС в целях реализации краевой программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта уполномоченный орган утверждает краткосрочные планы реализации краевой программы в порядке, установленном Правительством Алтайского края, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

В соответствии с п.п. 1-5 ч. 5, ч. 6, ч. 7 ст. 7 Закона Алтайского края от 28 июня 2013 года № 37-ЗС в целях формирования и актуализации краевой программы органы местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края, на территории которых расположены многоквартирные дома: проводят мониторинг технического состояния многоквартирных домов в порядке, установленном Правительством Алтайского края; создают комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в порядке, предусмотренном Правительством Алтайского края; принимают решение о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в порядке, предусмотренном Правительством Алтайского края; формируют перечень объектов общего имущества, подлежащего включению в краевую программу, для обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов; направляют в уполномоченный орган по утвержденным им формам реестр и перечень многоквартирных домов, подлежащих включению в краевую программу, в сроки, установленные Правительством Алтайского края.

Уполномоченный орган на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, в течение одного месяца формирует проект краевой программы.

Краевая программа утверждается Правительством Алтайского края.

Постановлением Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 года № 146 утверждена краевая программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы (далее – краевая программа).

Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Алтайского края, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества, приведен в приложении 2 к краевой программе.

Указанный перечень формируется на основании утвержденных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов реестров многоквартирных домов, подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (раздел 4 краевой программы).

В соответствии с п. 3 Положения о создании и деятельности комиссий по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 12 августа 2013 года N 436 (действующим в момент принятия комиссией оспариваемого решения), органы местного самоуправления городских и сельских поселений создают комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в целях формирования и актуализации краевой программы.

В силу пунктов 10, 11 названного Положения решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается присутствующими на заседаниях членами комиссии. Решение комиссии в пятидневный срок с момента его принятия передается в орган местного самоуправления с целью формирования перечня многоквартирных домов для включения в краевую программу. Решения, принимаемые комиссией, могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Администрации г. Бийска от 16 августа 2013 года N 2601 утвержден состав рабочей комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в целях формирования и актуализации краевой программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Постановление Администрации Алтайского края от 21.08.2013 N 458 утвержден порядок применения критериев для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Решением рабочей комиссии Администрации города Бийска от 27.08.2014, оформленным протоколом № 2а от 27.08.2014, утвержден реестр многоквартирных домов с учетом критериев для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в который, в том числе, включены дома по адресам: г. Бийск, ул. Декабристов, 11 и ул. Разина, 96.

Данное решение рабочей комиссии не публиковалось, и отсутствуют сведения о том, что оно было доведено до сведения неопределенного круга лиц общедоступным способом.

Действительно, как правильно указывает городской суд, Постановлениями Администрации города Бийска от 01.06.2016 №№ 1212 и 1213 утверждены реестр и перечень многоквартирных домов города Бийска, подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Согласно данному реестру многоквартирный жилой дом по адресу: г. Бийск, ул. Декабристов, 11 включен в программу по планируемому перечню работ ремонт крыши на 2026-2028 гг., внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения на 2029-2031 гг., фундамента, подвального помещения, фасада на 2035-2037 гг., ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения на 2041-2043 гг.

Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Бийск, ул. Разина, 96 включен в программу по планируемому перечню работ ремонт крыши на 2032-2034 гг., ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения на 2035-2037 гг., ремонт фундамента, подвального помещения, фасада, внутридомовых инженерных систем газоснабжения на 2041-2043 гг.

В дальнейшем актуализация краевой программы в отношении данных домов не производилась.

Является ошибочным вывод городского суда о том, что с момента публикации Постановлений Администрации города Бийска от 01.06.2016 №№ 1212 и 1213 административные истцы имели возможность получить информацию об оценке критериев комиссией.

Сами Постановления Администрации города Бийска от 01.06.2016 №№ 1212 и 1213 административные истцы не оспаривали, что подтвердил их представитель в суде апелляционной инстанции.

Более того, решение комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта на территории г. Бийска, оформленное протоколом комиссии №2-а от 27.08.2014 об утверждении перечня многоквартирных домов, подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта, в части дома 11 по ул. Декабристов и дома 96 по ул. Разина, является длящимся, установленные в нем баллы до сих пор имеют правовое значение, поскольку в силу ст. 7 Закона Алтайского края от 28 июня 2013 года № 37-ЗС определили конкретные сроки и очередность проведения работ, которые до настоящего времени еще не наступили. И поскольку установленные в оспариваемом решении органа местного самоуправления итоговые оценки (баллы) критериев нуждаемости в проведении капитального ремонта спорных многоквартирных домов до сих пор имеют правовое значение, то возможность судебной проверки оспариваемого решения не ограничена конкретным процессуальным сроком и не утрачена.

Что касается проверки законности решения комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта на территории г. Бийска, оформленное протоколом комиссии №2-а от 27.08.2014 об утверждении перечня многоквартирных домов, подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта, в части дома 11 по ул. Декабристов и дома 96 по ул. Разина, то судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно частям 2 и 3 ст. 8 Закона Алтайского края от 28 июня 2013 года № 37-ЗС, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для целей формирования и актуализации краевой программы осуществляется, исходя из следующих критериев: 1) года ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; 2) даты последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома; 3) нормативных сроков службы конструктивных элементов и инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах; 4) полноты поступлений взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме. Данный критерий используется при ежегодной актуализации краевой программы.

Применение критериев для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах осуществляется в порядке, установленном Администрацией Алтайского края.

Порядок применения критериев для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утвержден Постановлением Администрации Алтайского края от 21.08.2013 N 458.

Согласно пунктам 3 и 4 данного Порядка для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах согласно перечню услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, предусмотренному статьей 5 закона Алтайского края, органами местного самоуправления используются следующие критерии: год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; дата последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома; нормативные сроки службы конструктивных элементов и инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах; полнота поступлений взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме (используется при ежегодной актуализации программы).

Оценка указанных в пункте 4 настоящего порядка критериев приведена в таблице 1.

Заслуживают внимания доводы административных истцов о несоответствии процедуры оценки критериев в отношении многоквартирных домов по ул. Декабристов, 11 и ул. Разина, 96 в г. Бийске, что привело к занижению количества баллов и повлияло на определение очередности проведения капитального ремонта многоквартирных домов.

Так, в представленных инвентаризационных делах на данные дома, в материалах настоящего административного дела отсутствуют доказательства того, что в отношении спорных домов проводился капитальный ремонт, в частности, в период с 2003 - 2008 гг.

Не представляли иную информацию и сами ответчики в ходе рассмотрения настоящего административного дела.

Между тем, в оспариваемом решении итоговый балл по дому по ул. Разина, 96 и по ул. Декабристов, 11, указан как 1,5, что с учетом понижающего коэффициента (0,3) соответствует критерию «дата последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома в период с 2003-по 2008 гг.».

По критерию «превышение нормативных сроков службы конструктивных элементов и инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах» по каждому из спорных домов итоговый балл определен как равный 0, что также нельзя признать правильным.

Приложением № 3 к ведомственным строительным нормам 58-88(р), утвержденным приказом госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, установлена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов.

Установлено, что многоквартирный жилой дом по ул. Разина, 96 в г. Бийске был построен в 1962 году, дом по ул. Декабристов, 11 в г. Бийске – в 1965 году. Следовательно, по состоянию на 2014 год эти дома эксплуатировались без проведения капитального ремонта – 52 года и 49 лет соответственно.

Согласно приведенным ведомственным строительным нормам продолжительность эксплуатации до проведения капитального ремонта (замены) покрытия крыш (кровли) из рулонных материалов составляет 10 лет, фундамента на цементном растворе – 50 лет, крупнопанельных стен 30-50 лет (в зависимости от их состава), герметизированных стыков панелей – до 25 лет, системы водоотвода - от 10 до 40 лет, внутренней и наружной отделки - до 40 лет; газооборудования – 20 лет, электрооборудование – до 40 лет, наружных инженерных сетей – до 40 лет.

С учетом изложенного, установлен факт несоответствия процедуры оценки спорных многоквартирных домов требованиям приведенных норм, что привело к нарушению прав заявителей на безопасное и своевременное проведение капитального ремонта их домов.

Не основаны на законе выводы муда первой инстанции о том, что собственники спорных многоквартирных домов не обращались с заявлением о переносе срока капитального ремонта домов, поскольку выбор способа защиты нарушенного права принадлежит административным истцам.

На основании изложенного, решение городского суда подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении административных исковых требований в части признания незаконным решение рабочей комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов от 27 августа 2014 года, оформленное протоколом № 2-а от 27 августа 2014 года, в части, относящейся к многоквартирным домам по ул. Декабристов 11 и ул. Разина, 96 в г. Бийске.

В качестве способа восстановления нарушенного права судебная коллегия полагает необходимым возложить на рабочую комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов обязанность рассмотреть вопрос об установлении необходимости проведения работ по капитальному ремонту домов, расположенных по адресам: г. Бийск, ул. Декабристов, 11 и г. Бийск, ул. Разина, 96, в установленном законом порядке в срок до 01 марта 2022 года.

В удовлетворении административных исковых требований в остальной части следует отказать, поскольку определение конкретного срока (года) проведения капитального ремонта является компетенцией Администрации города Бийска и не является предметом настоящей судебной проверки.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Бийского городского суда Алтайского края от 28 июля 2021 года отменить, принять новое решение по делу.

Административные исковые требования Морозовой Ю. Е., Русьяновой Г. В. удовлетворить в части.

Признать незаконным решение рабочей комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов от 27 августа 2014 года, оформленное протоколом № 2-а от 27 августа 2014 года об утверждении перечня многоквартирных домов города Бийска, подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в части, относящейся к многоквартирным домам по ул. Декабристов 11 и ул. Разина, 96 в г. Бийске.

Возложить на рабочую комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов обязанность рассмотреть вопрос об установлении необходимости проведения работ по капитальному ремонту домов, расположенных по адресам: г. Бийск, ул. Декабристов, 11 и г. Бийск, ул. Разина, 96, в установленном законом порядке в срок до 01 марта 2022 года.

В удовлетворении административных исковых требований в остальной части отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи