В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
судья Пономарева И.В. Дело № 33а-3143/2021
№ 2а-224/2021
Строка № 3.022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Воронеж 25 мая 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Ясинской И.И.,
судей Кобзевой И.В., Меремьянина Р.В.
при секретаре Батуркиной О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Берга Дмитрия Олеговича, Берга Олега Викторовича к администрации городского округа г. Воронеж, департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, первому заместителю главы администрации городского округа г. Воронеж Тимофееву Ю.В., заместителю руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Баскаковой Г.В. о признании незаконными отказов администрации городского округа г. Воронеж, департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в отмене решений, по апелляционной жалобе Берга Дмитрия Олеговича, Берга Олега Викторовича на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 18 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Ясинской И.И., выслушав пояснения Берга О.В., действующего в своих интересах и в интересах Берга Д.О., просившего об отмене решения суда первой инстанции, представителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Шафоростова П.В., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Берг Д.О. и Берг О.В. обратились в суд с административным иском к администрации городского округа г. Воронеж, департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, первому заместителю главы администрации городского округа г. Воронеж Тимофееву Ю.В., заместителю руководителя ДИЗО Воронежской области Баскаковой Г.В., в котором первоначально просили: признать незаконным отказ администрации городского округа город Воронеж от 10 августа 2020 года № в отмене решения администрации об утверждении в 2009 году красной линии, которая пересекает границы земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, и об отнесении при подготовке правил землепользования г. Воронежа расположенной за красной линией части земельного участка к территориальной зоне ИТ 1 «городские магистрали и улицы»; признать незаконным отказ ДИЗО Воронежской области от 20 августа 2020 года № в отмене решения ДИЗО Воронежской области о проведении аукциона 13 августа 2020 года по продаже права аренды земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, и о неуказании в извещении о торгах на недостатки земельного участка по указанному адресу в виде красной линии, пересекающей границы земельного участка и относящей часть земельного участка к территориальной зоне ИТ 1 «городские магистрали и улицы»; повторно рассмотреть обращение об отмене вышеуказанных решений и при отсутствии иных оснований отказа удовлетворить данное обращение (л.д. 4-5).
Административные исковые требования мотивированы тем, что постановлением администрации городского округа город Воронеж от 14 декабря 2004 года № 1952 был сформирован вышеуказанный земельный участок. В связи с формированием границ улицы Ю. Моравская в 2009 году администрацией городского округа город Воронеж было принято решение об установлении красной линии, которая пересекает границы указанного земельного участка. Таким образом, часть данного земельного участка была отнесена к землям общего пользования, при этом при подготовке правил землепользования г. Воронежа расположенная за красной линией часть земельного участка была отнесена к территориальной зоне ИТ 1 «городские магистрали и улицы», что, как полагают административные истцы, является нарушением требований п. 4 ст. 30 ГрК РФ об отнесении земельного участка к одной территориальной зоне.
Кроме того, 13 августа 2015 года ДИЗО Воронежской области провел аукцион по продаже права аренды земельного участка, не указав при организации торгов, в том числе в извещении о торгах, на установление красной линии, пересекающей границы земельного участка, что противоречит требованиям подп. 4 п. 21, подп. 18 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ. По результатам аукциона между предыдущим собственником земельного участка Бергом О.В. и ДИЗО Воронежской области в отношении земельного участка был заключен договор аренды от 16 сентября 2015 года. На земельном участке расположено нежилое здание площадью 260 кв. м с кадастровым №, подаренное предыдущим собственником Бергом О.В. истцу Бергу Д.О.
17 июля 2020 года административные истцы направили в администрацию городского округа город Воронеж и ДИЗО Воронежской области обращения, в которых просили об отмене решения администрации городского округа город Воронеж об установлении красной линии и проведении аукциона, ввиду их незаконности. Однако на указанные обращения администрация городского округа город Воронеж и ДИЗО Воронежской области ответили отказами от 10 августа 2020 года № и от 20 августа 2020 года № соответственно. Административные истцы не согласились с полученными решениями, полагая, что оспариваемые отказы являются незаконными, нарушают их право, предусмотренное ст. 39.20 ЗК РФ, на приобретение земельного участка в собственность после строительства объектов недвижимости на нем.
В ходе рассмотрения дела судом принят к производству уточненный административный иск, в котором административные истцы просили суд: признать незаконным отказ администрации городского округа город Воронеж от 10 августа 2020 года № в отмене решения администрации об утверждении в 2009 году красной линии, которая пересекает границы земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, и об отнесении при подготовке правил землепользования г. Воронежа расположенной за красной линией части земельного участка к территориальной зоне ИТ 1 «городские магистрали и улицы»; признать незаконным отказ ДИЗО Воронежской области от 20 августа 2020 года № в отмене решения ДИЗО Воронежской области о признании отсутствующими оснований невозможности вынесения земельного участка с кадастровым № на торги по продаже права его аренды и неуказании в условиях торгов на недостатки земельного участка в виде красной линии (л.д. 37).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 18 января 2021 года
в удовлетворении административных исковых требований Берга Д.О., Берга О.В. отказано (л.д. 161, 162-170).
В апелляционной жалобе административные истцы ставят вопрос об отмене решения суда, как необоснованного и незаконного, просят принять новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования в полном объёме, ссылаясь на то, что при вынесении решения судом первой инстанции не было учтено то обстоятельство, что решение об установлении красной линии, пересекающей границы спорного земельного участка, затрагивает права административных истцов, начиная с момента приобретения ими земельного участка, указывая в обоснование данного довода на соответствующую судебную практику (л.д. 175-178).
В заседании судебной коллегии Берг О.В., действующий в своих интересах и в интересах Берга Д.О., просил об отмене решения Ленинского районного суда г. Воронежа от 18 января 2021 года.
Представитель департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Шафоростов П.В. возражал против отмены решения суда первой инстанции, просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в заседание судебной коллегии не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом первой инстанции установлено, что проект границ спорного земельного участка по <адрес> был утвержден постановлением администрации городского округа город Воронеж от 14 декабря 2004 года №.
24 октября 2005 года данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №, что усматривается из выписки из ЕГРН (л.д. 76-83).
29 июня 2015 года ДИЗО Воронежской области издан приказ № 1076 «О проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», которым Казенному учреждению Воронежской области «Фонд государственного имущества» приказано выступить организатором торгов и провести открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, с кадастровым №, площадью 260 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (с ограничениями площади 11 кв. м охранными зонами сетей инженерно-технического обеспечения) (л.д. 57-59).
Также 29 июня 2015 года руководителем КУ ВО «Фонд государственного имущества» было утверждено извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка, определена дата проведения аукциона – 13 августа 2015 года (л.д. 64-74).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что на основании протокола о результатах аукциона от 13 августа 2015 года № 426 между ДИЗО Воронежской области и Бергом О.В. в отношении земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 260 кв. м, с видом разрешенного использования: строительство магазина, был заключен договор аренды земельного участка от 16 сентября 2015 года № б/н, со сроком аренды - 10 лет (л.д. 6-8).
На указанном земельном участке административным истцом Бергом О.В. было построено нежилое здание - магазин, площадью 64,5 кв. м, которое он подарил административному истцу Бергу Д.О., который в настоящее время и является собственником данного объекта недвижимого имущества.
В связи с переходом к Бергу Д.О. права собственности на здание магазина с кадастровым №, расположенное на земельном участке с кадастровым №, последнему в полном объеме переданы права и обязанности по договору аренды земельного участка от 16 сентября 2015 года, о чем 25 января 2019 года между административными истцами заключен договор перенайма земельного участка (передачи прав и обязанностей по договору аренды), зарегистрированный в установленном законом порядке Управлением Росреестра по Воронежской области, что подтверждается Выпиской из ЕГРН.
В связи с изложенными обстоятельствами, 17 июля 2020 года административные истцы обратились в ДИЗО Воронежской области и администрацию городского округа город Воронеж с заявлением, в котором просили об отмене решения администрации городского округа город Воронеж от 2009 года об установлении красной линии, которая пересекает земельный участок с кадастровым № в <адрес>, а также решения о проведении аукциона, назначенного на 13 августа 2015 года, с указанными недостатками – установленной красной линией, которая пересекает земельный участок с кадастровым №, находящийся в г. Воронеже по <адрес>.
10 августа 2020 года ответом первого заместителя главы администрации городского округа город Воронеж Тимофеева Ю.В. № административным истцам отказано в отмене решения об установлении красной линии, исходя из того, что рассматриваемый земельный участок частично выходит за границы красной линии застройки на территорию общего пользования. Координаты поворотных точек красной линии, закоординированной управлением главного архитектора в 2009 году в рамках полномочий по установлению, уточнению и дополнению красных линий и линий регулирования застройки, установлены в соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж № 1514 от 11 октября 2007 года. На основании заявления от 10 августа 2010 года ООО «ТД Воронежский -2000» был подготовлен градостроительный план земельного участка, который утвержден в установленном законом порядке приказом заместителя главы администрации - директором департамента градостроительства и архитектуры от 7 сентября 2010 года. На данном ГПЗУ информация о красной линии отсутствует, поскольку на момент его подготовки действовала Инструкция о порядке заполнения формы ГПЗУ, утвержденная приказом Министерства регионального развития РФ № 93, в соответствии с которой на чертеже ГПЗУ приводилась экспликация объектов капитального строительства, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и места допустимого размещения зданий, строений, сооружений. Кроме того, административным истцам сообщено, что в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ возможно изменение красных линий посредством разработки и утверждения документации по планировке территории (проекта межевания территории). Также в ответе указано, что в настоящее время принять решение о подготовке проекта межевания территории не представляется возможным, поскольку указанная документация будет противоречить положениям, установленным в Генеральном плане городского округа город Воронеж, утвержденном решением Воронежской городской Думы от 19 декабря 2008 года № 422-II, и в Правилах землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 года № 384-II (л.д. 10-12).
Ответом заместителя руководителя ДИЗО Воронежской области Баскаковой Г.В. от 20 августа 2020 года № административным истцам отказано в отмене решения о проведении аукциона (л.д. 13).
Основанием для данного отказа явилось то, что на территории городского округа город Воронеж органом, уполномоченным на установление, дополнение и уточнение красных линий и линий регулирования застройки, является управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж, в связи с чем департаменту не представляется возможным отменить решение об установлении кранной линии, проходящей по данному земельному участку, равно как и отменить решение о проведении аукциона, поскольку он уже состоялся 13 августа 2015 года».
Кроме того, правомерность проведения аукциона на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка от 13 августа 2015 года являлась предметом проверки суда.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 23 сентября 2019 года по делу № 2а-3738/2019 по административному иску Берга О.В., Берга Д.О. к ДИЗО Воронежской области, руководителю ДИЗО Воронежской области Юсупову С.В., администрации городского округа город Воронеж о признании незаконными действий ДИЗО Воронежской области по предоставлению земельного участка на торгах 13 августа 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 28 января 2020 года и кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июня 2020 года, в удовлетворении административного иска отказано.
Основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований явилось то, что судом было установлено, что Бергу Д.О. в полном объеме переданы права и обязанности по договору аренды земельного участка от 16 сентября 2015 года, в связи с переходом к Бергу Д.О. права собственности на здание магазина с кадастровым №, расположенное на земельном участке с кадастровым №, о чем между административными истцами 25 января 2019 года был заключен договор перенайма земельного участка (передачи прав и обязанностей по договору аренды).
Учитывая изложенное, на основании данного решения от 23 сентября 2019 года, с учетом положений ч. 2 ст. 64 КАС РФ, судом первой инстанции было установлено, что административный истец Берг О.В. участником спорных правоотношений не является, так как в добровольном порядке выбыл из них. Поскольку Берг О.В. не испытывает неблагоприятных последствий от оспариваемых действий, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что как на момент обращения к административным ответчикам с заявлением от 17 июля 2020 года, так и на момент обращения в суд, права Берга О.В. оспариваемыми действиями нарушены не были.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Берга Д.О. о признании незаконным отказа администрации городского округа город Воронеж от 10 августа 2020 года № в отмене решения администрации об утверждении в 2009 году красной линии, которая пересекает границы спорного земельного участка и об отнесении при подготовке правил землепользования г. Воронежа расположенной за красной линией части земельного участка к территориальной зоне ИТ 1 «городские магистрали и улицы», суд первой инстанции также не усмотрел нарушения прав данного административного истца, поскольку обжалуемые действия по передаче земельного участка на торгах 13 августа 2015 года были осуществлены непосредственно в отношении Берга О.В., тогда как Берг Д.О. участником проведенных торгов не являлся и оспариваемыми действиями права последнего как на момент обращения к административным ответчикам с заявлением от 17 июля 2020 года, так и на момент обращения в суд нарушены не были, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных Бергом Д.О. требований не имеется.
Оставляя административный иск без удовлетворении в части признания незаконным отказа от 10 августа 2020 года об отмене решения об отнесении при подготовке правил землепользования г. Воронежа расположенной за красной линией части земельного участка к территориальной зоне ИТ 1 «городские магистрали и улицы», судом первой инстанции было верно учтено то, что в заявлении административных истцов от 17 июля 2020 года данное требование ими не заявлялось.
Кроме того, как указано судом первой инстанции в оспариваемом решении, административными истцами был неверно избран способ защиты нарушенного права, поскольку отмена отказа администрации городского округа город Воронеж от 10 августа 2020 года № не повлечет безусловную отмену принятого в рамках компетенции администрации городского округа город Воронеж решения об установлении красной линии в районе арендованного земельного участка, учитывая то, что действующее законодательство предусматривает возможность уточнения красных линий посредством уточнения координатного описания их местоположения.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, так как они сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку при верном применении норм материального и процессуального права. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Иная судебная практика не может быть принята судебной коллегией во внимание, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы административных истцов со ссылкой на иную судебную практику повторяют правовую позицию, изложенную стороной административных истцов в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 18 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Берга Дмитрия Олеговича и Берга Олега Викторовича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: