ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-17970/2020 (2а-2273/2020)
г.Уфа 25 ноября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Куловой Г.Р.,
судей Бураншина Т.А. и Каримовой Ф.М.,
при секретаре Латыповой Р.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Уфимского района Республики Башкортостан к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан о признании выписок из градостроительного регламента незаконными, обязании изменить вид разрешенного использования, по апелляционным жалобам представителя Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Фазлетдиновой Э.Ю., Зайцевой Г.П. на решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 16 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., объяснения представителя Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Фазлетдиновой Э.Ю., Зайцевой Г.П. и ее представителя Ишмухаметова Р.Н., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения прокурора Шарафутдинова А.Г., объяснения заинтересованных лиц - Иванова А.Н., Шагарова Р.Н., Волочай А.В., Мусалимовой Ю.А., Валитова Д.Ф. и ее представителя Валитова Д.Ф., Гареевой Р.Р., Лобанова Н.А., представителя Гумеровой А.Р. – Гареевой Р.Р., представителя Администрации СП Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Шестакову Е.И., судебная коллегия
установила:
прокурор Уфимского района Республики Башкортостан обратился в суд с административным исковым заявлением о признании выписок из градостроительного регламента сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Булгаковский сельсовет) от дата№..., выданных администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, незаконными, обязании филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан изменить вид разрешенного использования земельных участков на «для возделывания сельскохозяйственных культур» и внести в государственный кадастр недвижимости изменения в части сведений о разрешенном использовании на «для возделывания сельскохозяйственных культур». В обоснование требований указал, что по информации контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан прокуратурой Уфимского района проведена проверка соответствия требованиям действующего земельного законодательства выписки из градостроительного регламента сельского поселения Булгаковский сельсовет от дата, выданной администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, которой установлено, что дата Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее по тексту – Управление Росреестра по Республике Башкортостан) за Бадиковой Т.Г. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 548 056 кв.м, по адресу: адрес, вид разрешенного использования «для возделывания сельскохозяйственных культур». дата за ней же зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 218 833 кв.м, расположенный по адресу: адрес, вид разрешенного использования «для возделывания сельскохозяйственных культур». В соответствии с правилами землепользования и застройки Булгаковского сельсовета, утвержденными решением Советом Булгаковского сельсовета, земельные участки с кадастровыми номерами №...№... расположены в территориальной зоне «С-1». дата Бадикова Т.Г. обратилась к главному архитектору муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении выписок из градостроительного регламента на указанные земельные участки. дата отделом архитектуры администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Бадиковой Т.Г. предоставлены две выписки из градостроительного регламента Булгаковского сельсовета №.... На основании указанной выписки Управлением Росреестра по Республике Башкортостан в отношении земельных участков с кадастровыми номерами осуществлено изменение видов разрешенного использования и установлены следующие характеристики: земельные участки с кадастровыми номерами №... и №..., расположенные по адресу: адрес категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: садовые товарищества. Таким образом, выписками из градостроительного регламента Булгаковского сельсовета от дата№... один вид разрешенного использования земельных участков «для возделывания сельхозкультур» изменен на другой вид «садовые товарищества». Однако для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Решением Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 16 июля 2020 года постановлено:
признать выписки из градостроительного регламента сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от дата№..., выданные администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан незаконными.
Указанное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части указания вида разрешенного использования земельных участков, образованных из земельных участков с кадастровыми номерами: №..., №... на «для возделывания сельскохозяйственных культур».
Не согласившись с указанным решением, представитель администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Фазлетдинова Э.Ю. и заинтересованное лицо Зайцева Г.П. подали апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан просит решение отменить, считает его незаконным, поскольку выписки из градостроительного регламента не являются решением органа, наделенного государственными полномочиями, а являются сведениями, содержащими информацию о действующих градостроительных регламентах, следовательно, не могут быть обжалованы на основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Кроме того, решение Совета Булгаковского сельсовета №... от дата «Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан», которым утвержден градостроительный регламент на спорные земельные участки, в установленном законом порядке не оспорено и незаконным не признано. Более того, исполнительный орган Совета Булгаковского сельсовета, принявшего указанное решение, к участию в деле не привлечен. Судом не установлены все значимые обстоятельства по делу, поскольку административным истцом избран ненадлежащий способ обращения в суд, не доказано, что спорные участки имеют статус сельскохозяйственных угодий, а также то, каким образом наличие в Едином государственном реестре недвижимости действующих записей о разрешенном виде использования участков «садовые товарищества», принадлежащих заинтересованным лицам по делу, нарушают права неопределенного круга лиц и кто конкретно является этими лицами, каким образом признание выписок незаконными повлечет обязанность регистрационного органа внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости, и как это восстановит чьи-либо права и свободы.
В апелляционной жалобе Зайцева Г.П. просит решение отменить, считает его незаконным, поскольку прокурором Уфимского района Республики Башкортостан не ставился вопрос о признании незаконным какого-либо решения, в связи с чем полагает, что административным истцом избран ненадлежащий способ обращения в суд. Кроме того, градостроительный регламент Совета Булгаковского сельсовета от дата с установлением вида разрешенного использования участков Бадиковой Т.Г. «садовые товарищества» не противоречил нормам законодательства Российской Федерации и не лишал ее, а в последующем и приобретших у нее участков заинтересованных лиц права на использование земельных участков для целей ведения садоводства, в том числе на возведение на них объектов капительного строительства, тем более вопрос о законности возведения заинтересованными лицами на своих участках таких объектов прокурором Уфимского района Республики Башкортостан не ставился и судом не исследовался.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как указано в частях 8, 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявших оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействия).
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст.9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 этого Кодекса, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Согласно пункту 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Как указано в пункте 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:
1) с консервацией земель;
2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;
4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;
5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, дата Отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по заявлению Бадиковой Т.Г. на основании Правил землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №... от дата в новой редакции выданы Выписки из градостроительного регламента Булгаковского сельсовета №... о том, что испрашиваемая территория по адресу: адрес, кадастровые номера датадата находится в сельскохозяйственной территориальной зоне «С-1» с основными видами разрешенного использования: садовые товарищества, огородничество, учреждения среднего специального и профессионального образования с учебно-лабораторными и учебно-производственными корпусами и мастерскими, пункты оказания первой медицинской помощи, культовые сооружения, монастыри, магазины товаров первой необходимости, универсамы, торговые объекты мелкорозничной торговли: торговые павильоны, торговые киоски, предприятия общественного питания: рестораны, столовые, кафе, закусочные, бары и.т.д., некапитальные строения предприятий общественного питания.
Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан в период с дата по дата проведена проверка использования земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственными предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися производством сельхозпродукции, в ходе которой установлены случаи изменения видов разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий, расположенных в несуществующих и проектируемых границах населенных пунктов на «ведение дачного хозяйства», «для ведения садоводства и ведения дачного хозяйства» путем внесения изменений в документы территориального планирования сельских поселений при отсутствии изменений категорий земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Решением Совета Булгаковского сельсовета от дата№... утверждены новые Правила землепользования и застройки Булгаковского сельсовета в целях приведения в соответствие с Генеральным планом Булгаковского сельсовета от дата, где в приложении №... «Карта градостроительного зонирования территории» территория земельного участка под клубным поселком «Булгаковские дачи» обозначена как территориальная зона с видом разрешенного использования «сельскохозяйственные: зона С1 – для размещения коллективных огородов; для ведения садоводства; для размещения дворовых построек, построек для содержания мелких животных, подсобных хозяйств».
Сельским поселением на основании статей 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации произведена смена зонирования территории на землях сельскохозяйственного назначения за границами населенных пунктов с «зоны сельхозназначения» на «зону «сельскохозяйственные: С1».
Фактически Генеральным планом Булгаковского сельсовета от дата на данной территории зона С1 не предусмотрена. Проверкой установлены несоответствия принятых Правил землепользования и застройки в дата в части графических карт по зонированию территории на землях сельскохозяйственного назначения, Генеральному плану Булгаковского сельсовета и схеме территориального планирования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от дата№....
В дата собственником земельных участков с кадастровыми номерами №...№... (территория клубного поселка «Булгаковские дачи», право собственности в Едином государственном реестре прав зарегистрировано дата за Бадиковой Т.Г.) с категории земель сельскохозяйственного назначения при разделе их на 586 земельных участков вид разрешенного использования земельного участка «для возделывания сельхозкультур» изменен на «садовые товарищества» на основании выписок из градостроительного регламента сельского поселения Булгаковский сельсовет от дата б/н, выданных Отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
При этом, проверкой установлено несоответствие вида разрешенного использования «садовые товарищества» Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от дата№....
Из Выписки Единого государственного реестра прав установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами №..., №... расположенные по адресу: адрес, ранее имели вид разрешенного использования: для возделывания сельскохозяйственных культур, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, а впоследствии дата были сняты с кадастрового учета с образованием новых земельных участков - №...
Удовлетворяя заявленные административные требования, суд исходил из того, что на основании выписок из градостроительного регламента сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от дата№..., выданных Администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, изменен вид разрешенного использования спорных земельных участков с «для возделывания сельхозкультур» на «садовые товарищества».
Принимая во внимание положения подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков), судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, которое влечет за собой невозможность использования земельного участка для сельскохозяйственных целей, невозможно без изменения категории земель такого участка.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан не вправе была принимать решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №..., №..., поскольку отсутствует специальный федеральный закон, который бы определял уполномоченный орган власти на использование таких участков, а также порядок принятия решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
Доводы жалобы административного ответчика со ссылкой на решение Совета Булгаковского сельсовета №... от дата « Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в новой редакции» не опровергают правильных выводов суда о принадлежности спорных земельных участков к сельскохозяйственным угодьям, и обусловленной этим обстоятельством невозможности изменения вида разрешенного использования земельных участков в целях недопущения их выведения из сельскохозяйственного оборота, осуществления застройки, в том числе, для использования в сельскохозяйственной деятельности.
Доводы апелляционных жалоб о том, что административным истцом избран ненадлежащий способ обращения в суд, а также, что судом в нарушение статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в порядке административного судопроизводства, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции (т.5, л.д.240-244) и не могут повлечь отмену решения суда.
Доводы апелляционных жалоб о том, что выписки из градостроительного регламента не могут быть признаны недействительными, поскольку Правила землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в новой редакции в обозначенной части не оспорены и не признаны недействительными, признаются несостоятельными, поскольку выдача ответчиком указанных выписок породила правовые последствия в виде последующего изменения вида разрешенного использования земельных участков в нарушение действующего законодательства.
Иные доводы апелляционных жалоб не могут повлечь отмену решения, поскольку для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Статья 81 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.
Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов только в результате перевода этих земельных участков в иную категорию – земли населенных пунктов, что не имеет места в рассматриваемом случае.
Однако, до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Таким образом, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 16 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Фазлетдиновой Э.Ю., Зайцевой Г.П. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Г.Р. Кулова
Судьи Т.А. Бураншин
Ф.М. Каримова