ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2285/2022 от 17.08.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 2а-2285/2022; 33а-8258/2022

59RS0002-01-2022-002410-17

Судья Реутских П.С.

17 августа 2022 г. г. Пермь

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда Титовец А.А.,

при секретаре Елоховой А.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б. об оспаривании действий (бездействия) военного комиссариата Пермского района Пермского края,

по апелляционной жалобе Б. на решение Индустриального районного суда г. Перми от 24 мая 2022 года.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав объяснение Б., возражение представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Пермского края» Костаревой Л.И., представителя административного ответчика военного комиссариата Пермского района Пермского края Деминой Т.Д.,

установил:

Б. обратился в суд с административным иском об оспаривании действий военного комиссариата Пермского района Пермского края, указав в обоснование, что согласно ответу военного комиссара от 12.04.2022 он состоял на учете в военном комиссариате Пермского района Пермского края с 19.02.2001 по 29.05.2007, а 29.05.2007 выбыл в военный комиссариат Суксунского района Пермского края. Считает, действия административного ответчика по снятию с воинского учета являются незаконными, поскольку заявления о снятии с воинского учета он не писал. Вследствие незаконных действий военного комиссариата Б. не состоял на воинском учете в период с 29.05.2007 по 23.11.2012, что может повлечь за собой нарушение его законных интересов при назначении на должность судьи, поскольку в настоящее время квалификационными коллегиями судей уделяется значительное внимание соблюдению в прошлом правил воинского учета кандидатами на должность судьи. Указывает, что срок обращения с административным исковым заявлением в суд надлежит исчислять с 16.04.2022, когда согласно почтовому штемпелю письмо с ответом военного комиссара было им получено, до этого момента административный истец не знал и не мог знать о том, что снят с учета, поскольку всегда был уверен, что состоял на воинском учете в военном комиссариате Пермского района Пермского края в период с 2001 по 2012 год. Необходимости снятия с учета у истца не было, поскольку он на тот момент фактически проживал в Пермском районе, что косвенно подтверждается тем, что в период с 07.06.2007 по 29.07.2011 онсостоял на государственной службе в специализированном отделе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в г. Перми. Об этом обстоятельстве военному комиссариату было известно, поскольку при прохождении призывной комиссии в мае 2007 года Б. сообщил о намерении туда трудоустроиться, кроме того, сведения о лицах призывного возраста регулярно направляются организациями в военный комиссариат.

04.05.2022 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Пермского края».

Судом постановлено решение, которым административному истцу отказано в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе Б., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить. Указывает, что не была дана оценка доводу о том, что в мае 2007 года он привлекался к призывным мероприятиям и сообщил административному ответчику о дальнейшем месте службы. Считает необоснованным вывод суда о том, что установленный порядок по снятию с воинского учета военным комиссариатом был соблюден, и необходимое заявление административным истцом было написано. Выражает несогласие с выводом суда о том, что Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) не предусмотрены защита и восстановление нарушенного в будущем предполагаемого права. Полагает, что срок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий военного комиссариата Пермского района Пермского края им не пропущен.

Административный истец в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители административных ответчиков Костарева Л.И., Демина Т.Д. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон № 53-ФЗ) и подзаконные нормативные акты – постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663 об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее Положение № 719).

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона № 53-ФЗ воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Согласно п. 1 ст. 8 названного закона граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона № 53-ФЗ воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в п. 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.

Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет.

Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.

Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее - структурные подразделения).

Положением № 719 определен порядок организации воинского учета граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете.

Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии (п. 2 Положения № 719).

На основании пп. «а» и «д» п. 50 Положения № 719, граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, в военном комиссариате, а в поселении, муниципальном или городском округе, на территориях которых отсутствуют военные комиссариаты, а также в отдельных населенных пунктах муниципальных округов, на территориях которых имеются военные комиссариаты (за исключением населенных пунктов, на территориях которых воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами), - в органах местного самоуправления.

Сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или возвращении в Российскую Федерацию.

В соответствии с п. 53 Положения № 719, граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.

Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места пребывания.

Согласно подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ (в ред. от 12.04.2007), отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах и учреждениях.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 19.02.2001 Б. поставлен на воинский учет в военном комиссариате Пермского района Пермского края. При постановке на учет признан годным к военной службе, категория годности «А».

Согласно выписки из протокола № 36 от 28.11.2002 из дела с протоколами заседаний призывной комиссии Пермского муниципального района, административному истцу предоставлялась отсрочка от призыва до 01.12.2004, на основании подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ (л.д. 22).

На основании выписки из протокола № 39 от 03.12.2004 призывной комиссией Пермского района Б. предоставлялась отсрочка от призыва, на основании подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ, на время работы в ГУВД Пермской области до 23.11.2011 (л.д. 23).

Из записи в трудовой книжке ТК № **Б. видно, что с 01.09.2002 по 23.03.2007 он служил в органах внутренних дел, а с 07.06.2007 принят на государственную гражданскую службу и назначен на государственную должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности краевого и военного судов в г. Перми (л.д. 7), в связи с чем, с момента увольнения из органов внутренних дел административный истец утратил право на отсрочку от призыва на военную службу.

Как следует из сообщения ФКУ «Военный комиссариат Пермского края» в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.1997 г. № 33 «Об утверждении Перечня документов со сроками их хранения» документы по снятию с учета призывников в связи с переменой ими места жительства и пересылке призывного материала (заявления, запросы, препроводительные) хранятся в течение 2 лет, следовательно, уничтожены в 2010 году. Личные дела призывников хранятся в течение 3 лет, таким образом, все документы, касательно снятия в 2007 году Б. с воинского учета, постановки на воинский учет, его личное дело уничтожены, в связи с истечением сроков хранения.

В этой связи административным ответчиком в суд была представлена выписка из алфавитной книги учета призывников ** года рождения военного комиссариата Пермского района Пермского края, согласно которой 29.05.2007 Б. убыл в ВК Суксунского района Пермского края (л.д. 21). Оснований не доверять информации, указанной в данной выписке из алфавитной книги учета у судебной коллегии не имеется, какими-либо доказательствами данные сведения административным истцом не опровергнута.

Довод административного истца Б. о том, что судом первой инстанции дана ненадлежащая оценка тому обстоятельству, что то, что он не состоял на воинском учете в период с 29.05.2007 по 23.11.2012 может повлечь за собой нарушение его законных интересов при назначении на должность судьи, поскольку в настоящее время квалификационными коллегиями судей уделяется значительное внимание соблюдению в прошлом правил воинского учета кандидатами на должность судьи, отмену обжалуемого решения повлечь не может в связи со следующим.

Согласно ст. 1 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей (утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007) квалификационная коллегия судей является органом судейского сообщества, наделенным государственно-властными полномочиями в целях выполнения задач, установленных федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На основании ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, мировых судей, судей районных судов (в том числе председателей и заместителей председателей районных судов), а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, - в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, в том числе, рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации (п. 1 ч. 2 названного закона).

Таким образом, квалификационная коллегия судей является специализированным органом, который правомочен давать заключения кандидату на должность судьи о рекомендации либо об отказе в такой рекомендации, исходя из каждого конкретного случая, оценивает уровень профессиональных знаний судьи и умение применять их при осуществлении правосудия, результаты судебной деятельности, деловые и нравственные качества судьи и соответствие его требованиям, предъявляемым Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодексом судейской этики. В данном случае суд не может подменять собой специализированный орган государственной власти, вмешиваясь в установленный порядок рассмотрения кандидатов на должность судьи.

Иных оснований о нарушении своих предполагаемых прав Б. не заявил.

Отказывая в удовлетворении административного иска суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом пропущен установленный законом срок для обращения с административным исковым заявлением, поскольку им оспариваются действия пятнадцатилетней давности по снятию 29.05.2007 с воинского учета. Уважительных причин для восстановления срока обращения в суд с заявленными требованиями судом первой инстанции не установлено.

Исходя из положений ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о пропуске административным истцом срока обращения в суд без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Из материалов дела следует, что военный билет был получен административным истцом 15.01.2013 в военном комиссариате по Кишертскому и Суксунскому районам, то есть Б. обратился за выдачей военного билета не в военный комиссариат Пермского района, в котором он полагал, что состоит на воинском учете, а в военный комиссариат, в который выбыл 29.05.2007, что свидетельствует о том, что административный истец при должной добросовестности мог обратиться в военный комиссариат Пермского района с целью получения сведений о том, в связи с чем вопрос выдачи военного билета был передан в военный комиссариат другого района.

Кроме того, Б. дважды назначен на должность мирового судьи судебного участка № 1 Бардымского судебного района Пермского края постановлениями Законодательного собрания Пермского края от 21.01.2019 № 1207 и 17.02.2022 № 202.

На основании п. 6 ст. 6 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» после сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным настоящим Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляется, в том числе, анкета, содержащая биографические сведения о претенденте, в которой помимо других сведений указываются отсутствие обстоятельств, перечисленных в подп. 2 - 6 п. 1 и п. 5 ст. 4 настоящего Закона, препятствующих осуществлению кандидатом полномочий судьи, а также фамилия, имя, отчество, дата и место рождения каждого из членов его семьи, в которой также указывается отношение к воинской обязанности.

При указанных обстоятельствах административный истец не мог не узнать о том, в каком военном комиссариате он состоял на воинском учете в юридически значимый период времени. Соответственно, принимая во внимание дату его первого назначения на должность мирового судьи, суд апелляционной инстанции считает срок на обращение в суд пропущенным.

Уважительные причины пропуска срока Б. не заявлялись.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца при рассмотрении дела, по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияющих на обоснованность и законность судебного решения либо опровергающих выводы суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определил:

решение Индустриального районного суда г. Перми от 24 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Судья /подпись/.