Судья суда 1 инстанции Дело №33а-136/2020
Новикова Е.С. №2а-22/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Анадырь 15 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам суда Чукотского автономного округа в составе
председательствующего Принцева С.А.,
судей Зиновьева А.С., Поляковой О.А.,
при секретаре Корегиной М.В.,
с участием прокурора Талаевой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации городского округа Певек на решение Чаунского районного суда от 23 июня 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора – удовлетворить.
Бездействие Администрации городского округа Певек по непринятию мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по согласованию создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов – признать незаконным.
Возложить на Администрацию городского округа Певек обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по согласованию создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов».
Заслушав доклад судьи Поляковой О.А., судебная коллегия
установила:
в Чаунский районный суд обратился прокурор Чаунского района в интересах неопределённого круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации городского округа Певек, в котором просил:
- признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по согласованию создания места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов;
- возложить обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по согласованию создания места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведённой прокуратурой района проверки исполнения законодательства в области охраны окружающей среды установлено, что Администрацией городского округа Певек в нарушение требований части 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра» не разработан и не утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги по вопросам согласования создания места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории городского округа Певек. Прокурор полагает, что отсутствие указанного нормативного правового акта не позволяет в полной мере реализовать административным ответчиком возложенные на него полномочия в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, лишает физических и юридических лиц права на получение муниципальной услуги в соответствии со стандартами её предоставления, а также на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе её получения.
Судом первой инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе административный ответчик Администрация городского округа Певек, указывая на нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, просит данный судебный акт отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора.
В возражениях на апелляционную жалобу административного ответчика прокурор просит оставить её без удовлетворения, решение Чаунского районного суда от 23 июня 2020 года – без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Талаева О.И. просила решение Чаунского районного суда от 23 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Администрации городского округа Певек не явился, о времени, месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 2 статьи 306, частью 1 статьи 307, частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), признавая, что участие административного ответчика Администрации городского округа Певек при рассмотрении настоящего дела в суде апелляционной инстанции не является обязательным, провела судебное разбирательство в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, заслушав прокурора Талаеву О.И., проверив решение суда первой инстанции в соответствии со статьёй 308 КАС РФ в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что деятельность по согласованию создания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов должна осуществляться органами местного самоуправления по запросам заявителей в соответствии с административным регламентом, устанавливающим стандарт предоставления данной муниципальной услуги. Поскольку доказательств разработки и утверждения такого правового акта Администрацией городского округа Певек не представлено, суд пришёл к выводу о незаконности бездействия административного ответчика с возложением обязанности устранить допущенные нарушения.
Данные выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Находя указанные выводы суда в решении правильными, коллегия не усматривает необходимости повторно приводить мотивировку этих выводов в настоящем определении.
Коллегия находит несостоятельным, основанным на неправильном применении норм процессуального права довод апелляционной жалобы административного ответчика об отсутствии у прокурора права на обращение в суд с вышеуказанными административными исковыми требованиями.
В силу части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пунктов 3, 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039, части 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», частей 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «д (2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, пункта 26.1 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года №290, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами; а при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, - на лицах, осуществляющих указанную деятельность.
Таким образом, круг лиц, на которых законом возлагается обязанность по созданию и согласованию с органом местного самоуправления места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, не является определённым, административный регламент, устанавливающий порядок предоставления соответствующий муниципальной услуги, распространяется на лиц, которые не только являются, но и могут (в будущем) стать субъектами спорных правоотношений.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу о том, что настоящее административное исковое заявление подано прокурором в рамках предоставленных ему административным процессуальным законодательством полномочий и направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц.
Коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы административного ответчика об отсутствии правовых оснований для признания незаконным бездействия Администрации городского округа Певек по непринятию мер по разработке административного регламента.
На основании пункта 2 статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту – Федеральный закон №210-ФЗ) муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований. Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Требования к разработке проекта административного регламента, к его структуре закреплены в статьях 12, 13 указанного выше Федерального закона.
В силу частей 1, 2, 6-8, 10, 12, 13 статьи 13 Федерального закона №210-ФЗ органы местного самоуправления, являющиеся разработчиками административных регламентов, размещают проекты административных регламентов на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом местного самоуправления. Предметом независимой экспертизы проекта административного регламента является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекта административного регламента для граждан и организаций. Независимая экспертиза может проводиться физическими и юридическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств. Независимая экспертиза не может проводиться физическими и юридическими лицами, принимавшими участие в разработке проекта административного регламента, а также организациями, находящимися в ведении органа, являющегося разработчиком административного регламента. По результатам независимой экспертизы составляется заключение, которое направляется в орган, являющийся разработчиком административного регламента. Орган, являющийся разработчиком административного регламента, обязан рассмотреть все поступившие заключения независимой экспертизы и принять решение по результатам каждой такой экспертизы. Предметом экспертизы проектов административных регламентов, проводимой уполномоченными органами местного самоуправления, является оценка соответствия проектов административных регламентов требованиям, предъявляемым к ним данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а также оценка учёта результатов независимой экспертизы в проектах административных регламентов.
Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, Порядок проведения экспертизы проектов административных регламентов осуществления муниципального контроля и проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг утверждены постановлением Администрации городского округа Певек от 24 января 2019 года №56.
Данным муниципальным правовым актом предусмотрено, что проект регламента и пояснительная записка к нему, а также проекты нормативных правовых актов по внесению изменений в ранее изданные регламенты, признанию регламентов утратившими силу размещаются на официальном сайте городского округа Певек в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» после согласования в установленном порядке. Проекты регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой отделом правовой и кадровой работы управления административно-правовой и кадровой работы Администрации. Экспертиза проектов регламентов проводится в соответствии с Порядком проведения экспертизы проектов административных регламентов осуществления муниципального контроля и проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг. Проекты регламентов подлежат согласованию с заинтересованными органами в соответствии с Положением о порядке внесения проектов правовых актов Администрации, утверждённым постановлением Администрации (пункты 7-10).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, каких-либо доказательств разработки Администрацией городского округа Певек проекта административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по согласованию создания места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с перечисленными выше требованиями Федерального закона №210-ФЗ, постановления Администрации городского округа Певек от 24 января 2019 года №56 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, порядке проведения экспертизы проектов административных регламентов осуществления муниципального контроля и проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг» не представлено.
Коллегией не могут быть приняты во внимание ссылки административного ответчика в апелляционной жалобе на направление в прокуратуру Чаунского района проекта постановления Администрации городского округа Певек «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов и включения в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов» для рассмотрения и подготовки заключения, поскольку само по себе данное обстоятельство в отсутствие доказательств размещения проекта данного муниципального правового акта с пояснительной запиской на официальном сайте городского округа Певек в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проведения экспертизы, а также согласования с заинтересованными лицами не свидетельствует о разработке проекта административного регламента по предоставлению соответствующей муниципальной услуги в соответствии с действующим законодательством.
Коллегия не входит в оценку довода апелляционной жалобы административного ответчика о том, что постановлением Администрации городского округа Певек от 29 июня 2020 года №428 утверждён Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов и включения в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов», поскольку на дату вынесения оспариваемого решения указанный муниципальный правовой акт не был принят.
Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 ноября 2019 года №38064-СШ/Д09и по вопросу необязательности включения или исключения муниципальных услуг, перечисленных в распоряжении Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №2113-Р, из реестра муниципальных услуг, вопреки доводам апелляционной жалобы административного ответчика, не опровергает вывод суда первой инстанции о наличии у органа местного самоуправления обязанности в силу действующего законодательства разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по согласованию создания места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов. Более того, как указано выше в настоящем определении, такая обязанность Администрацией городского округа Певек фактически исполнена после вынесения оспариваемого судебного постановления.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по настоящему делу судебного постановления, коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Чаунского районного суда от 23 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Администрации городского округа Певек – без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Принцев
судьи А.С. Зиновьев
О.А. Полякова