Судья: Сафонова Н.А. адм. дело № 33а-7315/2020 (2а-230/2020) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 11 августа 2020 года г. Самара Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Клюева С.Б., судей: Лазаревой М.А., Желтышевой А.И., при секретаре: Середкиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ИФНС по Красноглинскому району г. Самары и ТСН «Волжский» на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 12 марта 2020 года, Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия, УСТАНОВИЛА: ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по <адрес> о признании недействительным решения о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице ТСН «Волжский» № внесенных ДД.ММ.ГГГГ за государственным регистрационным номером №, обязании административного ответчика внести в ЕГРЮЛ сведения о недействительности данной записи. В обоснование требований указано, что согласно сведениям о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, размещенным на информационном ресурсе http://service.nalog.ru/, ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС России по <адрес> от имени ТСН «Волжский» предоставлено заявление по форме Р14001 о внесении изменений в ЕГРЮЛ сведений в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица. Способ предоставления заявления: в электронном виде, входящий №А. ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в государственной регистрации на основании представленных документов. По сведениям того же информационного ресурса ДД.ММ.ГГГГ в налоговый орган от имени ТСН «Волжский» предоставлено заявление по форме Р14001 о внесении в ЕГРЮЛ сведений в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица. Способ предоставления информации: лично, входящий №А. На основании данного заявления ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена спорная запись за ГРН 6196313667445 об изменении сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ. По сведениям, размещенным на территории ТСН «Волжский» в период с ДД.ММ.ГГГГ по 17.11.20019 состоялось внеочередное общее собрание членов ТСН «Волжский» в очно-заочной форме, по результатам которого приняты решения по повестке дня, в том числе пунктом 6 прекращены полномочия правления и председателя ТСН ФИО6 Ход и решения указанного собрания зафиксированы в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный протокол был размещен в общедоступном месте на информационном стенде на территории ТСН «Волжский». Между тем, ранее в соответствии с протоколом очередного собрания членов ТСН «Волжский» от ДД.ММ.ГГГГ председателем Товарищества был избран ФИО1 Соответствующие сведения были внесены в ЕГРЮЛ – ГРН и дата внесения записи в ЕГРЮЛ № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, полномочия ФИО1 не были прекращены надлежащим образом, отсутствовали основания для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении его полномочий. Также истец считает, что заявителем при повторном предоставлении документов для государственной регистрации умышленно искажена информация о лице, в отношении которого прекращаются полномочия единоличного исполнительного органа, т.к. нотариус не могла оформить удостоверительную надпись на заявлении по форме Р14001 без предоставления подлинных документов, являющихся основаниями прекращения и возникновения полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица. Учитывая, что государственная регистрационная запись за номером ГРН № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ТСН «Волжский» внесена в ЕГРЮЛ при искажении о реальных фактах и на основании несуществующих решений общего собрания товарищества, не оформленных надлежащим образом, такая запись является недостоверной. Решением Жигулевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административный иск ФИО1 удовлетворен. В апелляционных жалобах ТСН «Волжский» и ИФНС по <адрес> просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1 В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика ИФНС по <адрес> г. ФИО7 (по доверенности) просила апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований административного истца. Представитель заинтересованного лица ТСН «Волжский» - ФИО8 (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить апелляционную жалобу в полном объеме. Административный истец - ФИО1 и его представитель адвокат ФИО9 возражали против удовлетворения апелляционных жалоб, просили оставить решение суда без изменения. Заинтересованное лицо – нотариус <адрес>ФИО13 в судебное заседание не явилась, извещена о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом. Учитывая положения части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение должно быть законным и обоснованным. Согласно разъяснениям, данным в п. п. 2, 3, 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25), решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соответствии норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению в данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствам, не нуждающимся в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Требования о порядке изложения решений обязательны для всех видов производств (в том числе, производства по делам, возникающим из публичных правоотношений). Судебная коллегия находит, что обжалуемое судебное решение указанным требованиям закона не отвечает. В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ТСН «Волжский» в лице ФИО12 обратилось в ИФНС России по <адрес> с заявлением, оформленным по форме Р14001, о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в части сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица. В заявлении указано на прекращение полномочий ФИО1, как председателя Правления, в связи с возложением полномочий на ФИО12 Подлинность подписи ФИО12 засвидетельствовано ДД.ММ.ГГГГ нотариусом <адрес>ФИО13, зарегистрировано в реестре за №-н/63-2019-5-761. К заявлению приложен протокол № внеочередного общего собрания в очно-заочной форме членов ТСН «Волжский», в котором указано о принятом решении о прекращении полномочий правления и председателя правления ФИО10 и избрании председателем правления ФИО12 Решением №А от ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес> принято решение об отказе в государственной регистрации на основании подпункта «ч» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ – представление документов, содержащих недостоверные сведения. Указанный отказ получен ФИО12ДД.ММ.ГГГГ по каналам связи. ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС России по <адрес> от имени ТСН «Волжский» в лице ФИО12 лично повторно предоставлено тоже самое заявление по форме Р14001 (вх.№А/2019), при этом дополнительно какие-либо документы не представлены. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом принято решение о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ в части изменения сведений о лице, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, с ФИО1 на ФИО12 Спорная запись внесена в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером 6196313667445. Полагая недействительным решение административного ответчика, принятого ДД.ММ.ГГГГ в отношении ТСН «Волжский», и нарушающим права и законные интересы административного истца, последний обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением. Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 на сайт ФНС России и ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС России по <адрес> в свободной форме, а также ДД.ММ.ГГГГ оформленное по форме 38001, лично были поданы возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений Устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, в которых он указывает, что на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ является председателем правления ТСН «Волжский», на основании которого ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком внесена запись об изменении сведений о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ за номером 6196313486803, однако им, как председателем правления, никаких заявлений в ИФНС России по <адрес> не подавалось, в связи с чем, просит учесть указанные факты и не производить регистрационные действия, вносимые в сведения реестра (форма № Р14001), в части лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, до выяснения обстоятельств. Разрешая спор и признавая недействительным оспариваемое решение налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение положений п.п. 4.2, 4.4 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ данное решение принято на основании поданного повторно заявления, без предоставления каких-либо документов, по которому ранее (ДД.ММ.ГГГГ) административным ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с предоставлением документов, содержащих недостоверные сведения, а также без учета письменных возражений заинтересованного лица ФИО1 относительно предстоящей государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ, в отношении которого вносятся изменения в части прекращения его полномочий. Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции ввиду следующего. При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, регистрирующие органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, которое в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ), состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляются документы, указанные в п. 1 и п. 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Порядок представления документов при государственной регистрации установлен положениями ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ. В силу п. 1.2 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено данным пунктом. Порядок заполнения заявлений производится в соответствии с Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", которым утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган. В соответствии с п. 4.1 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в представленных документах и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации изменений. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ (вх. №А) ответчику представлен пакет документов на государственную регистрацию внесения изменений в сведения о юридическом лице ТСН «Волжский» ОГРН 1036303273951, а именно: о прекращении полномочий председателя правления ФИО1 и возложении указанных полномочий на ФИО12 Подпись заявителя ФИО12 на заявлении по форме № Р 14001 удостоверена нотариусом <адрес>ФИО13, то есть соответствуют требованиям п. 1.2 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ. В соответствии со ст. 80 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ N 4462-1) при свидетельствовании подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает личность должностных лиц и их полномочия на право подписи. Оснований сомневаться в законности подписи нотариально удостоверенного заявления у налогового органа не имелось. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Принимая во внимание содержание указанных правовых предписаний, учитывая, что предусмотренные законом основания для отказа в совершении регистрационного действия у ответчика отсутствовали, поскольку заявление, а также иные представленные на государственную регистрацию в отношении ТСН «Волжский» документы соответствовали требованиям норм действующего налогового законодательства, налоговым органом правомерно принято решение о государственной регистрации изменений в части прекращения полномочий председателя ФИО1 и возложении полномочий на ФИО12 Кроме того, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционных жалоб о том, что оспариваемое решение налогового органа принято с учетом письменных возражений ФИО1, поскольку данное обстоятельство подтверждается материалами дела. Так, ФИО1 в адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) и ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) направлялись обращения в отношении ТСН «Волжский». ДД.ММ.ГГГГ (вх. №А) в адрес ИФНС по <адрес> от ФИО11 поступило возражение по форме Р38001 относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ в отношении ТСН «Волжский», из содержания которого усматривается корпоративный спор о праве управления товариществом. Информация об отсутствии у ответчика оснований для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ направлена ФИО1 письмами за исх. №@ от ДД.ММ.ГГГГ и исх. № от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на его Возражение и обращения. Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки (п. 4.2). Таким образом, к компетенции налогового органа не относится проверка действительности представленного для регистрации протокола общего собрания членов ТСН «Волжский». В случае не согласия с принятым на общем собрании членов ТСН «Волжский» решением, оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, оно может быть оспорено в гражданско-правовом порядке путем обращения в суд с исковым заявлением о признании решения общего собрания недействительным. Как следует из материалов дела, указанное право административным истцом реализовано. Регистрирующий орган в силу норм действующего законодательства не вправе требовать предоставление других документов кроме документов, установленных законом. В связи с вышеизложенным, вывод суда о не предоставлении заявителем дополнительных документов при повторном обращении в налоговый орган с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ, как основания для отказа в совершении указанного в заявлении действия, является ошибочным и не может быть признан безусловным основанием для признания оспариваемого решения недействительным. Основания для отказа в государственной регистрации перечислены в ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». На момент принятия оспариваемого решения основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные п. 1 ст. 23 вышеуказанного закона, отсутствовали, указанные действия ответчиком как регистрирующим органом были совершены в связи с исполнением возложенной законом обязанности по внесению в государственный реестр сведений о юридическом лице, а потому запись в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ о лице, имеющем право действовать от имени ТСН «Волжский» без доверенности, которая является предметом оспаривания по делу, произведена в установленном законом порядке и не может быть признана недействительной. При таком положении судебная коллегия применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствуют нормативно правовым актам, регулирующим спорные отношения. ФИО1, напротив, не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов принятым налоговым органом решением. По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. В рассматриваемом случае, такая совокупность не установлена. На основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение. Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь статьями 304, 309–310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Жигулевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, постановить новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к ИФНС России по <адрес> в полном объеме. Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу. Председательствующий Судьи |