ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2311/20 от 13.08.2020 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД 34RS0008-01-2020-002802-86 Административное дело № 2а-2311/2020

Судья Олейников А.В. Дело № 33а-8195/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 13 августа 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Тертышной В.В., Антропова Е.А.

при ведении протокола помощником судьи Козиной М.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, Управлению по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконными действий по выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, возложении обязанности выдать паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации с проведением процедуры биометрической верификации

по апелляционной жалобе административного истца ФИО1

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 8 июня 2020 г.,

которым в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ Центрального района Волгограда ею подано заявление о получении биометрического паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее – паспорт). В МФЦ у нее получены отпечатки пальцев. В УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области за получением паспорта она прибыла ДД.ММ.ГГГГ. При выдаче паспорта сотрудник Управления не смог снять отпечатки пальцев, в связи с чем предложил ей получить паспорт без проведения соответствующей процедуры, однако последствия такого решения не разъяснил, от исполнения своих должностных обязанностей уклонился. Биометрический паспорт является сложным техническим устройством, содержащим электронный носитель со сканом пальцев и особенной фотографией, персональными данными с указанием места выдачи. Владельцам такого паспорта проще пройти контроль на границе и регистрацию на самолёт. Достаточно приложить его к специальному устройству, которое считает всю информацию. Обязательная дактилоскопия введена в Евросоюзе, США и в других странах. Лица, прошедшие биометрию, могут обращаться за визами, используя свои данные, находящиеся в общей базе, быстрее проходят паспортный контроль. Сотрудниками Управления требования действующего законодательства проигнорированы, сканирование папиллярного узора иных пальцев (кроме указательного) не проведено, ей выдан документ, не отвечающий предъявляемым требованиям, применение которого может повлечь негативные последствия в виде задержания на пропускном пункте, невозможности получения визы и иных. За оказание государственной услуги она оплатила государственную пошлину в размере <.......> руб., при этом надлежащий паспорт ею не получен. Предъявленная ДД.ММ.ГГГГ жалоба в УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области отклонена врио начальника Управления. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ содержится ссылка на Административный регламент, утвержденный приказом МВД России от 27.11.2017 №889, который утратил силу 09.03.2020.

Просила суд признать незаконными действия УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области по выдаче заграничного паспорта без проведения процедуры биометрической верификации путем сканирования папиллярного узора пальца руки с сохранением в микросхеме паспорта личности владельца паспорта, содержащего электронный носитель информации. Обязать УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области выдать ей заграничный паспорт с проведением процедуры биометрической верификации путем сканирования папиллярного узора пальца руки с сохранением в микросхеме паспорта личности владельца паспорта. Взыскать с УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области в её пользу судебные расходы по оплате госпошлины в размере <.......> руб.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 оспаривает законность и обоснованность решения суда. Просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.

В письменных возражениях административный ответчик ГУ МВД России по Волгоградской области указывает на законность принятого судом решения. Просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объёме, исследовав материалы дела, выслушав представителя административного ответчика ГУ МВД по Волгоградской области ФИО2, считавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч.1,2 ст. 46 Конституции РФ.

На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ст. 7 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» одним из основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым осуществляются выезд и въезд в Российскую Федерацию, признается паспорт гражданина Российской Федерации.

Основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные.

Исходя из ст. 8 названного Федерального закона, паспорт оформляется гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению о выдаче паспорта, поданному лично, через его законного представителя или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом и выдается гражданину Российской Федерации или его законному представителю указанными органами при личном обращении.

Гражданин Российской Федерации с учетом положений части третьей настоящей статьи вправе выбрать паспорт со сроком действия, предусмотренным частью первой статьи 10 настоящего Федерального закона, или паспорт, содержащий электронный носитель информации, со сроком действия, предусмотренным частью второй статьи 10 настоящего Федерального закона, что отражается данным гражданином в соответствующем письменном заявлении о выдаче паспорта.

За выдачу паспорта, за внесение в него изменений уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Паспорт оформляется в виде документа на бумажном носителе.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ через ГКУ ВО «МФЦ» ФИО1 обратилась за получением государственной услуги – оформлением и выдачей паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации. Одновременно ГКУ ВО «МФЦ» получены необходимые биометрические данные административного истца, в том числе отпечатки указательных пальцев рук.

Заявление принято к рассмотрению уполномоченным органом - УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ. Решение об оформлении заграничного паспорта принято ДД.ММ.ГГГГ и в этот же день в ФГУП «Гознак» направлена электронная заявка на изготовление паспорта.

Оформленный паспорт на имя административного истца серии № <...> от ДД.ММ.ГГГГ поступил в УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ и выдан ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, о чем в деле представлены сведения (скрин-шот страницы) Государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.

При этом, в указанную Государственную систему внесены данные о том, что неоднократные попытки верификации пальцев обеих рук неудачные (нет данных о верификации).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции указал на законность произведенных действий административным ответчиком.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.

На момент обращения ФИО1 за получением государственной услуги и на дату выдачи ей паспорта сроки и последовательность административных процедур (действий) Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок взаимодействия ГУВМ МВД России и подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации, определялись Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации, утвержденным Приказом МВД России от 27.11.2017 N 889 (далее – Административный регламент).

Административным регламентом предусмотрено, что сканирование папиллярных узоров пальцев рук осуществляется путем прикладывания указательного пальца сначала левой руки, потом правой руки заявителя (лица, достигшего 12-летнего возраста, в отношении которого подано заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации). В случае невозможности сканирования папиллярного узора указательного пальца руки проводится сканирование папиллярного узора большого пальца, либо среднего, либо безымянного, либо мизинца (в порядке убывания приоритета). В случае невозможности получения ни одного папиллярного узора пальца одной руки, выполняется сканирование одного папиллярного узора пальца другой руки. Прикладывание пальца заявителя (лица, достигшего 12-летнего возраста, в отношении которого подано заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации) к сканирующему устройству осуществляется под непосредственным наблюдением сотрудника, уполномоченного на прием и регистрацию заявлений, либо работника многофункционального центра (пункт 112).

При невозможности сканирования папиллярных узоров двух пальцев рук заявителя (лица, достигшего 12- летнего возраста, в отношении которого подано заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации) в связи с физиологическими особенностями организма гражданина (отсутствие кистей рук, повреждение папиллярных узоров пальцев рук), прием заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, осуществляется в подразделении по вопросам миграции без выполнения сканирования папиллярных узоров пальцев рук (пункт 113).

По результатам проведенных мероприятий и на основании представленных документов начальник (заместитель начальника) подразделения по вопросам миграции не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления к нему заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, с приложением всех необходимых документов и с соблюдением сроков, установленных п. 28 Административного регламента принимает решение об оформлении и (или) выдаче либо отказе в оформлении и (или) выдаче заявителю (лицу, в отношении которого подано заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации) паспорта, содержащего электронный носитель информации. Решение оформляется путем проставления штампа (приложение № 5 к Административному регламенту) на документе, содержащем результаты проверок (пункт 161).

После принятия решения начальником (заместителем начальника) подразделения по вопросам миграции заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, и прилагаемые к нему документы в соответствии с принятым решением в течение 1 рабочего дня передаются сотруднику, уполномоченному на подготовку материалов для изготовления паспорта, содержащего электронный носитель информации, либо сотруднику, ответственному за оформление и выдачу либо направление уведомления об отказе (пункт 163).

Сотрудник, уполномоченный на подготовку материалов для изготовления паспорта, содержащего электронный носитель информации, в течение одного рабочего дня формирует файл, содержащий персональные данные заявителя (лица, в отношении которого подано заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации), цифровую фотографию и изображение папиллярных узоров пальце рук заявителя (лица, достигшего 12-летнего возраста, в отношении которого подано заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации), и направляет его в электронном виде в Федеральный центр обработки данных ведомственного сегмента МВД России системы «Мир» для обработки и направления электронного сообщения в рамках системы «Мир», в том числе с использованием единой информационно­технической инфраструктуры системы «Мир» в Центр изготовления и персонализации бланков документов, удостоверяющих личность, входящий в ведомственный сегмент Минфина России системы «Мир» для изготовления паспорта, содержащего электронный носитель информации (пункт 168).

Паспорт, содержащий электронный носитель информации, выдается (вручается) лично заявителю в присутствии лица, достигшего 12-летнего возраста, в отношении которого подано заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации. До вручения паспорта, содержащего электронный носитель информации, сотрудник, уполномоченный на выдачу паспорта, либо работник многофункционального центра осуществляют, в числе прочего, процедуру биометрической верификации личности владельца паспорта, содержащего электронный носитель информации: в подразделении по вопросам миграции - путем сканирования папиллярных узоров одного из пальцев рук владельца документа и сравнения полученного при сканировании папиллярного узора пальца руки с сохраненным в микросхеме паспорта, содержащего электронный носитель информации (подпункт 174.5.1 пункта 174).

В силу подп. 174.5.3 п. 174 Административного регламента, при наличии физиологических особенностей организма гражданина (отсутствие кистей рук, повреждение папиллярных узоров пальцев рук), наступивших после подачи заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, а также в случае, если сравнение полученного при сканировании папиллярного узора пальца руки с сохраненным в микросхеме паспорта, содержащего электронный носитель информации, дает отрицательный результат, решение о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, без проведения процедуры биометрической верификации личности владельца паспорта, содержащего электронный носитель информации, принимается начальником (заместителем начальника) подразделения по вопросам миграции.

Решение оформляется путем проставления на документе, содержащем результаты проверок, подписи и фамилии начальника (заместителя начальника) подразделения по вопросам миграции с указанием причины, по которой невозможно провести процедуру биометрической верификации личности владельца паспорта, содержащего электронный носитель информации.

Аналогичное положение содержится в п. 153.5 действующего в настоящее время Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2019 N 996.

Исходя из объяснений административного истца и заинтересованных лиц, данных ими в судебном заседании суда первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ при выдаче ФИО1 паспорта, содержащего электронный носитель информации, провести процедуру верификации путем получения отпечатков указательных пальцев рук не представилось возможным. При этом попытки получения отпечатков осуществлялись двумя специалистами УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области (Е,., С..), с использованием двух устройств, имеющихся в отделении оформления заграничных паспортов УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области.

Кроме того, допрошенная в судебном заседании суда первой инстанции в качестве свидетеля начальник отделения оформления заграничных паспортов УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области Ш.. пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в первой половине дня к ней обратилась специалист отделения Е,., которая сообщила, что при выдаче паспорта ФИО1 и еще одной гражданке не удается провести процедуру верификации, так как не идентифицируются отпечатки пальцев рук. Поскольку при выдаче паспортов образовалась очередь, было принято решение о направлении их к свободному специалисту С. для проведения процедуры с использованием иного прибора. После того, как в течение длительного времени (более одного часа) попытки провести процедуру верификации не привели к положительному результату, заявителям было предложено обратиться в другой день, на что одна гражданка согласилась и ушла, не получив паспорта. ФИО1 пояснила, что ей нужен паспорт сейчас. Заявление последней доложено руководителю УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области, после принятия им решения о выдаче паспорта без проведения процедуры верификации паспорт административному истцу был выдан. Также пояснила, что паспорт ФИО1 содержит необходимую информацию, в том числе электронный носитель с её биометрическими данными, полученными в ГКУ ВО «МФЦ» и внесенными ФГУП «Гознак» при изготовлении документа. Причины, по которым приборами не проведена процедура, могут быть различными, в том числе контакт заявителя с активными химическими веществами, моющими средствами, незадолго до обращения в Управление. При этом в указанную дату приборы работали исправно. Проведение повторной процедуры верификации после выдачи паспорта действующими положениями не предусмотрено, соответствующей технической возможности также не предусмотрено. Выданный ФИО1 паспорт является действующим, соответствующая информация внесена во все государственные информационные ресурсы.

В материалы дела представлена копия заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области, в котором она просила выдать ей заграничный паспорт нового поколения без верификации пальца, в связи с тем, что после неоднократных попыток верификации снять отпечаток сотрудник УФМС не смог. Резолюцией начальника Управления на заявлении выдача паспорта разрешена.

Согласно справке начальника УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе приема граждан по вопросу оказания государственной услуги по выдаче, замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, заграничные паспорта, содержащие электронный носитель информации, ДД.ММ.ГГГГ паспорта выданы 13 заявителям, из них: 10 - с проведением процедуры биометрической верификации личности владельца паспорта, путем сканирования папиллярных узоров пальцев рук; 3 - без проведения биометрической верификации (2 - несовершеннолетним, в отношении которых проведение верификации не предусмотрено, 1 - заявителю ФИО3). Технических неисправностей в оборудовании ведомственного сегмента МВД России паспортно-визовых документов нового поколения 04.03.2020 не зафиксировано.

Согласно ответу начальника отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> каких-либо нарушений действующих положений нормативных актов при выдаче паспорта ФИО1 в ходе проверки, проведенной по обращению последней, прокуратурой Волгоградской области не установлено.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что выдача паспорта ФИО1 осуществлена УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области с соблюдением установленной процедуры, в соответствии с подп. 174.5.3 Административного регламента, паспорт имеет статус «действительный».

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выразила намерение получить паспорт, содержащий электронный носитель информации, до завершения процедуры верификации, о чем ею подано соответствующее заявление.

Таким образом, при оказании административному истцу государственной услуги по выдаче паспорта УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области не допущено нарушения требований действующего законодательства.

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Поскольку указанная совокупность условий по делу не установлена, УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области оказана государственная услуга ФИО1 по выдаче паспорта в пределах компетенции названного органа, в соответствии с действующим законодательством, без нарушения установленного порядка, при этом нарушения прав административного истца не допущено, оснований для признания действий органа власти незаконными, возложении на административных ответчиков какой-либо обязанности не имеется.

Поскольку судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для признания действий органа власти незаконными, возложении на административных ответчиков какой-либо обязанности, требования ФИО1 о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины также не подлежат удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не являются, поскольку повторяют позицию административного истца, изложенную в административном иске и выраженную им в суде первой инстанции, сводятся к ошибочному толкованию норм материального закона и выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 8 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи