ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2317/2021 от 13.12.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья 1 инстанции: ФИО2

Номер дела суда 1 инстанции: 2а-2317/2021 Дело №33а-11019/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 декабря 2021 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,

судей – Мостовенко Н.Р., Павловского Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к МКУ «Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя», Администрации г. Симферополя, МКУ «Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя», заместителю начальника МКУ «Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя» ФИО3, заинтересованное лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Общество с ограниченной ответственностью «Центр градостроительного планирования», о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 21 июля 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., объяснения представителя административного истца ФИО2 – ФИО6, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Административный истец ФИО2 обратился в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым (далее - МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым) по не рассмотрению заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ об уточнении координатного описания местоположения красных линий; обязать МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения закона посредством уточнения координатного описания местоположения красных линий с учетом искусственных границ (стены жилого дома и капитального ограждения) земельного участка <адрес> по тыльным межам границ по существующей на местности стене жилого дома и капитального ограждения с учетом фактического землепользования земельным участком ФИО2 и внесения соответствующих изменений в сводный план красных линий муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником <данные изъяты> доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, которому

в последствии постановлением Администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ присвоен отдельный адрес: <адрес>, присвоен кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением в адрес Администрации г. Симферополя об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставления бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением Администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. Одним из оснований отказа указано несоответствие схемы расположенного участка ее форме, формату или требованиям, так как на схеме неверно учтены сведения о красных линиях. После чего, административный истец обратился в МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> с просьбой уточнить координатное описание местоположения красных линий с учетом искусственных границ (стены жилого дома и капитального ограждения) земельного участка <адрес> по тыльным межам границ по существующей на местности стене жилого дома и капитального ограждения с учетом фактического землепользования земельным участком и внести соответствующие изменения в сводный план красных линий муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Однако, из МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя ответ на свое обращение им получен не был.

ДД.ММ.ГГГГ получено уведомление МКУ Департамента архитектуры и градостроительства, в котором разъяснены положения законодательства по подготовке документации по планировке территории (проекта планировки и (или) проекта межевания территории). Также имеется ссылка на Постановление Администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден Порядок подготовки, утверждения документации по планировке территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с указанным решением, административный истец ФИО2 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

В апелляционной жалобе административный истец указывает, что Порядок подготовки, утверждения документации по планировке территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденный постановлением Администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ не регулирует вопрос внесения уточнения координатного описания местоположения красных линий в связи с неправильным его нанесением в сводный план красных линий. Кроме того, административным ответчиком не представлен ответ на обращение истца, что свидетельствует о незаконном бездействии ответчика.

Также, истец в своей жалобе указывает, что жилой дом поставлен на кадастровый учет в ДД.ММ.ГГГГ году, вместе с тем сводный план красных линий введен в ДД.ММ.ГГГГ году.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 – ФИО6 просил апелляционную жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в ней, решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить в полном объеме.

Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.

Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО2 является собственником жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

Ранее, на основании договора мены строений от ДД.ММ.ГГГГ истец являлся владельцем <данные изъяты> доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выделено на праве частной собственности на <данные изъяты> доли часть жилого дома и прекращено право общей долевой собственности на указанный дом.

Постановлением Администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ объекту недвижимого имущества - части жилого дома лит. А, принадлежащему ФИО1, присвоен б по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФИО7, действующая на основании доверенности от имени ФИО1, обратилась с заявлением в Администрацию <адрес> об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, для обслуживания жилого дома в целях его предоставления в собственность бесплатно.

Постановлением Администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению ДД.ММ.ГГГГ площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Основаниями для отказа в постановлении указано на несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям, так как на схеме неверно учтены сведения о красных линиях; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, так как согласно Единого государственного реестра недвижимости право собственности на жилой дом с кадастровым номером зарегистрировано, а также земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в адрес Администрации г. Симферополя Республики Крым с заявлением, датированным ДД.ММ.ГГГГ, об уточнении координатного описания местоположения красных линий с учетом искусственных границ (стены жилого дома и капитального ограждения) земельного участка <адрес> по тыльным межам границ по существующему на местности стене жилого дома и капитального ограждения с учетом фактического землепользования земельным участком и внести соответствующие изменения в сводный план красных линий муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, которое поступило в Администрацию г. Симферополя Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрено в рамках представленных МКУ Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Симферополя полномочий.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.

В соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка относится к исполнительно-распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков.

Согласно частям 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативно правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

На основании части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в частности, красные линии.

В силу части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом в силу части 17 этой статьи кодекса органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 15 июля 2010 года N 931-О-О и 25 февраля 2016 года6 N 242-О).

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.

Таким образом, красные линии могут быть определены (утверждены) только проектом планировки территории, который должен быть утвержден органом местного самоуправления в порядке статей 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.

Основанием для установления планируемых красных линий в силу статьи 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.

Установление красных линий в составе планировки территории обусловлено публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территорий.

Согласно постановления Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка подготовки, утверждения документации по планировке территории муниципального образования городской Симферополь Республики Крым» утвержден Порядок подготовки, утверждения документации по планировке территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка органом, уполномоченным осуществлять действия, предусмотренные статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является Администрация города Симферополя Республики Крым (далее - Уполномоченный орган). Структурным подразделением Уполномоченного органа, обеспечивающим реализацию полномочий, указанных в настоящем пункте, является муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Департамент).

На основании пункта 2.6 Порядка физические и юридические лица либо их уполномоченные представители (далее - заявители) направляют в Уполномоченный орган заявление с предложением о подготовке документации по планировке территории (далее - заявление) (приложение 1 к Порядку).

Исходя из пункта ДД.ММ.ГГГГ Порядка, внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований Порядка.

С целью внесения изменений в соответствии с подпунктом ДД.ММ.ГГГГ Порядка заинтересованные лица обеспечивают разработку документации по внесению изменений в документацию по планировке территории (пункт ДД.ММ.ГГГГ Порядка).

Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ Порядка, разработка, согласование и утверждение документации по внесению изменений в документацию по планировке территории осуществляются применительно к утверждаемым частям в соответствии с Порядком.

Решением Симферопольского горсовета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решения Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре Администрации города Симферополя Республики Крым» (с изменениями) и от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре и штатной численности Администрации города Симферополя Республики Крым», которыми прекращена деятельность структурных подразделений Администрации города Симферополя, в том числе Департамента муниципального имущества Администрации города Симферополя, создан Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, утверждено Положение о Муниципальном казенном учреждении Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым.

Решением сессии созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение 6 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре Администрации города Симферополя Республики Крым» и решение сессии Симферопольского городского совета Республики Крым созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре и штатной численности Администрации города Симферополя Республики Крым» муниципальное казенное учреждение Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя Республики Крым определён правопреемником Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации г.Симферополя Республики Крым в части прав и обязанностей, связанных с архитектурой и градостроительством.

На поданное заявление административным истцом от ДД.ММ.ГГГГ (поступившее ДД.ММ.ГГГГ) Муниципальным казенным учреждением Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г.Симферополя Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен ответ.

Обращаясь с административным иском в суд, ФИО4 указал на бездействие Муниципального казенного учреждения Департамента развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым по не рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ об уточнении координатного описания местоположения красных линий.

Вместе с тем, на момент обращения с соответствующим заявлением полномочия по рассмотрению указанного вопроса были возложены на Муниципальное казенное учреждение архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя Республики Крым.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, отсутствие совокупности условий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено уполномоченным лицом по существу заданных вопросов и в срок, о чем сообщено административному истцу письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено судом первой инстанции, доказательств нарушения права и законных интересов административным истцом не представлено.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, лишены бесспорных правовых аргументов, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на правильность применения судом норм материального и процессуального права. При этом аналогичные доводы были тщательно проверены судом первой инстанции, обосновано опровергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в решении.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствами, заявленные административным истцом требования рассмотрены в рамках действующего законодательства.

Каких-либо новых доводов, способных на данной стадии поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу решения суда и повлечь его отмену либо изменение, в апелляционной жалобе не приведено.

Необходимо констатировать, что по данному административному делу правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований, судом первой инстанции не установлено. Суд первой инстанций правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку совокупности собранных и исследованных в судебных заседаниях доказательств.

Кроме того, доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и отклонены в связи с необоснованностью, что отражено в мотивировочной части решения. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержат, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильность принятого по делу решения, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.

Поскольку судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального права и процессуального права, а изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО2 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья: А.А. Тимофеева

Судьи: Н.Р. Мостовенко

Е.Г. Павловский