ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2324/2021 от 17.08.2021 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Матюшева Е.П. Дело № 33а-2743/2021

(номер дела в суде первой Категория 020а

инстанции 2а-2324/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 августа 2021 года город Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи – Бояриновой Е.В.,

судей – Орловой С.В., Исаева С.Н.,

при секретаре – Михайловой В.Г.,

с участием представителя административного истца – Кима С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Неня А. В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения о возврате без рассмотрения заявления о предварительном согласовании земельного участка, по апелляционной жалобе административного ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 03 июня 2021 года,

заслушав доклад судьи Бояриновой Е.В., судебная коллегия,

установила:

Неня А.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просит признать незаконным решение административного ответчика от 17 марта 2021 года №ГУ-исх.2601/21 о возврате без рассмотрения заявления и приложенных к нему документов о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности по адресу: <адрес>, <адрес>.м; обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в аренду на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.

Административный иск обоснован тем, что 09 марта 2021 года административным истцом через ГКУ МФЦ ул. Вокзальная, 10, в адрес Департамента имущественных и земельных отношений города Севастополя подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением документов, в том числе нотариально удостоверенной доверенности и копии паспорта заявителя, копии паспорта представителя.

17 марта 2021 года за исх. №ГУ-исх.2601/21 заявление возвращено без рассмотрения в связи с тем, что копия паспорта Неня А.В. не заверена надлежащим образом, в связи с чем, определить его подлинность не представляется возможным. С данным решением о возврате административный истец не согласен, считает его нарушающим прав и законные интересы Неня А.В., поскольку порядок заверения копии паспорта заявителя, в случае представления заявления представителем, действующим на основании доверенности лично в офисах МФЦ не предусмотрен. Полномочия по подаче заявления указаны в доверенности.

Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 03 июня 2021 года административный иск Неня А.В. удовлетворен частично. Решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 17 марта 2021 года № ГУ-исх-2601/21 о возврате без рассмотрения заявления и приложенных к нему документов о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности по адресу: <адрес>, <адрес>.м признано незаконным.

В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что решение суда первой инстанции является необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. При принятии решения о возврате заявления Неня А.В., Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя действовал в рамках предоставленных полномочий. При этом руководствовался подпунктом 2 пункта 2.8.2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь», утвержденным Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 19 января 2017 года № 549-РДЗ (в редакции от 19 января 2018 года № 223-РДЗ) согласно которому, основанием для возврата заявления и приложенных к нему документов служит несоответствие представленных документов перечню документов, указанных в части 2.6 Регламента. Поскольку к заявлению о предоставлении государственной услуги была приложена копия паспорта Неня А.В., не заверенная надлежащим образом и определить его подлинность не предоставлялось возможным, указанное заявление возвращено без рассмотрения.

Возражений на указанную апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Представитель административного истца в судебном заседании просил решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 03 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.

Административный истец, представитель административного ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого решения судебной коллегий по административным делам Севастопольского городского суда по результатам рассмотрения апелляционной жалобы и административного дела не усматривается.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что Неня А.В. действуя через своего представителя Строгановой Е.С. 09 марта 2021 года через ГКУ МФЦ ул. Вокзальная, 10, в адрес Департамента имущественных и земельных отношений города Севастополя подал заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

При этом представителем была представлена нотариально удостоверенная доверенность, копии паспорта представителя и копия паспорта Неня А.В.

17 марта 2021 года за исх. №ГУ-исх.2601/21 заявление возвращено без рассмотрения в связи с тем, что копия паспорта Неня А.В. не заверена надлежащим образом, в связи с чем, определить ее подлинность не представляется возможным.

В своём решении административный ответчик сослался на Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 19 января 2017 года № 549-РДЗ (ред. от 15.08.2019) «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь».

Удовлетворяя частично административный иск, суд первой инстанции руководствуясь пунктом 2.1 части 4 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» пришёл к выводу, что личность представителя заявителя и его полномочия установлены в МФЦ при приеме документов, предъявлены копия паспорта представителя и доверенность, заверенная нотариально, а поэтому оснований для возврата заявления у административного ответчика не имелось.

Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям Федерального закона от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 КАС РФ.

Так, Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности (статьи 2, 18, 21).

Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, предусмотренных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19 января 2017 года № 549-РДЗ (ред. от 15.08.2019) «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь» утвержден соответствующий Административный регламент.

Пунктом 2.8. Административного регламента предусмотрено, что основанием для возврата документов являются несоответствие представленных документов перечню документов, указанных в части 2.6 настоящего административного регламента.

Согласно пункту 2.6.1. Административного регламента, в исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем:

1) заявление (рекомендуемая форма - Приложение N 1 - не приводится);

2) документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического лица;

3) документ, удостоверяющий полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;

4) в случае направления заявления о приобретении прав на земельный участок посредством почтовой связи на бумажном носителе к такому заявлению прилагается копия документа, подтверждающего личность заявителя, а в случае направления такого заявления представителем юридического или физического лица - копия документа, подтверждающего полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации в целях жилищного строительства;

6) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

7) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;

8) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, в том числе предусмотренные Приказом N 1;

9) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

10) инвестиционная декларация и договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне в случае, если заявителем является участник свободной экономической зоны.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг является организацией, созданной в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающей требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченной на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».

Функции, права, обязанности и ответственность многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг закреплены в статье 16 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» к ним, в частности, относятся, представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием информационно-технологической инфраструктуры, составление на основании комплексного запроса заявлений на предоставление конкретных государственных или муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе, подписание таких заявлений и скрепление их печатью центра, формирование комплектов документов, необходимых для получения государственных или муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе (указанные комплекты документов формируются из числа документов, сведений или информации, представленных заявителем в многофункциональный центр при обращении с комплексным запросом, а также документов, сведений или информации, полученных многофункциональным центром самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия, а также вследствие получения результатов государственных или муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе и необходимых для получения иных государственных или муниципальных услуг, указанных в запросе), направление указанных заявлений и комплектов документов в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги; иные функции, предусмотренные законом.

Согласно пункту 2.1 части 4 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, при приеме запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг либо комплексных запросов и выдаче документов, обязан устанавливать личность заявителя на основании паспорта гражданина Российской Федерации и иных документов, удостоверяющих личность заявителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также проверять соответствие копий представляемых документов (за исключением нотариально заверенных) их оригиналам.

За предоставлением государственной услуги «О предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь» в МФЦ ул. Вокзальная, 10 г. Севастополя обратилась представитель административного истца Неня А.В. - Строганова Е.С.

Согласно расписке в получении документов на предоставление государственной и муниципальной услуги представителем Неня А.В. – Строгановой Е.С. представлены следующие документы: подлинник заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, копия паспорта гражданина РФ Неня А.В., копия доверенности представителя на имя Строгановой Е.С. заверенная нотариально, копия паспорта представителя, подлинник схемы расположения земельного участка, подлинник заключения кадастрового инженера.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно удовлетворен частично административный иск, поскольку личность заявителя и его полномочия установлены в МФЦ при приеме документов, согласно Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу они направлены на переоценку установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.

Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, проверены доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены или изменения, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

определила:

решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 03 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – без удовлетворения.

Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –