Судья Малахов С.Л. Дело № 2а-2330/2020
Докладчик Разуваева А.Л. Дело № 33а-240/2021 (33а-10941/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Разуваевой А.Л.
судей Кошелевой А.П., Тепляковой И.М.
при секретаре Солодовой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 14 января 2021 года административное дело по апелляционной жалобе администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 09 сентября 2020 года,
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Разуваевой А.Л., возражения Чекуришвили Л.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
<данные изъяты> обратился в суд с административным иском, просил признать решение администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска от 20.12.2019 №1378 об отказе в согласовании перепланировки квартиры <адрес> незаконным, возложить на административного ответчика обязанность принять решение о согласовании перепланировки указанной квартиры, взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование требований указал, что обратился к административному ответчику с заявлением о согласовании перепланировки с приложением документов, указанных в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса РФ, в том числе технический паспорт перепланируемой квартиры, изготовленный 23.10.2019 АО «БТИ Про». При приеме от него документов специалист, ответственный за прием документов, в нарушение пункта 3.2.2 Административного регламента не выдал истцу расписку в получении документов с указанием их перечня и даты их получения. После его обращения к административному ответчику с требованием предоставить истцу расписку о приеме документов, ему было направлено письмо исх. № 51/16/06636 от 03.12.2019 года с приложением расписки о получении от него заявления с приложением установленных законодательством документов, включая технический паспорт. Несмотря на предоставление им по собственной инициативе технического паспорта перепланируемой квартиры, в данной расписке в разделе для перечисления документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, указан технический паспорт ГБУ НСО «ЦКО и БТИ», о необходимости получения которого в момент подачи им заявления истец предупрежден не был.
Позднее истцом от административного ответчика получено уведомление исх. № 51/10/10051 от 06.12.2019 года, в котором сообщалось, что истцом при подаче заявления с согласовании перепланировки квартиры не был представлен учетный технический паспорт, вследствие чего администрацией округа было принято решение о направлении в порядке межведомственного взаимодействия запроса в ГБУ НСО «ЦКО и БТИ».
В ответ на уведомление исх. № 51/10/10051 от 06.12.2019 года истцом в администрацию Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска было направлено письмо от 19.12.2019 года о том, что им при подаче заявления уже был представлен технический паспорт, что подтверждается распиской, направленной письмом исх. № 51/16/06636 от 03.12.2019 года за подписью и. о. первого заместителя главы администрации С.А. Редькиной.
23 декабря 2019 года истцу на руки было выдано решение административного ответчика № 1373 об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения, в котором в качестве основания для отказа в согласовании перепланировки принадлежащей истцу квартиры указан п. 2.11 Административного регламента и факт не предоставления технического паспорта на перепланируемое жилое помещение по межведомственному запросу и не предоставление истцом учетного технического паспорта на жилое помещение.
Судом постановлено решение о частичном удовлетворении требований административного иска, с которым не согласилась администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Центрального районного суда города Новосибирска от 09 сентября 2020 года и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Апеллянт считает, суд первой инстанции не учел, что помимо государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в том числе жилых и нежилых помещений, осуществляемого в рамках Закона о государственном кадастре, государство в лице уполномоченных органов ведет государственный учет жилищного фонда в соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом принято решение без учета положений федерального законодательства и муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми администрация приняла законное решение в рамках своих полномочий.
Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с частями 9,11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий, бездействия возложено на административного ответчика, истец должен доказать нарушение его прав и законных интересов и соблюдение срока обращения в суд.
Как установлено судом первой инстанции, 18 ноября 2019г. <данные изъяты> Л.Г. обратился в администрацию Центрального округа г. Новосибирска с заявлением о согласовании перепланировки и переустройства квартиры <адрес> принадлежащей ему на праве собственности. Заявление зарегистрировано за №1378.
К заявлению приложил: правоустанавливающие документы, проект ООО «Сибстройпроект», технический паспорт АО «БТИ Про».
Специалистом администрации Центрального округа г. Новосибирска в ГБУ НСО «ЦКО и БТИ», в порядке межведомственного информационного взаимодействия, запрошен технический паспорт на вышеуказанное жилое помещение.
Уведомлением от 08.12.2019 №51/10/10051 заявителю сообщено, что поскольку запрашиваемая информация из ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» не предоставлена, в связи с тем, что техническая документация на объект недвижимости по вышеуказанному адресу в ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» не учтена, в соответствие с пунктами 3.2.3., 3.2.6 Административного регламента заявителю предложено самостоятельно обратиться в ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» с заявкой о подготовке и выдаче технического паспорта на перепланируемое помещение и предоставить его в администрацию в течение 15 рабочих дней с получения данного уведомления.
19 декабря 2019г. заявитель направил в администрацию письмо, в котором сообщил, что технический паспорт на перепланируемое помещение был им предоставлен при подаче заявления о согласовании перепланировки.
Решением от 20 декабря 2019г. №1378 заявителю отказано в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения на основании пункта 2.11 Административного регламента, а именно, в связи с отсутствием технического паспорта ГБУ НСО «ЦКО и БТИ».
Удовлетворяя заявленные требования в части, руководствуясь положениями действующего законодательства, указанными в мотивировочной части решения, суд пришел к выводу, что отказ административного ответчика в предоставлении муниципальной услуги по согласованию перепланировки помещения в многоквартирном доме является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, а доводы апелляционной жалобы отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме.
Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.
Основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме предусмотрены частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 06.11.2019 N 4033 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (далее по тесту Административный регламент).
Административный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (далее - муниципальная услуга).
Процедура предоставления муниципальной услуги от имени мэрии осуществляется администрациями районов (округа по районам) города Новосибирска (далее - администрация). Организацию предоставления муниципальной услуги в администрации осуществляет отдел архитектуры, земельных и имущественных отношений администрации Советского района города Новосибирска, отдел архитектуры и строительства администраций остальных районов (округа по районам) города Новосибирска (далее - отдел архитектуры).
Прием документов для предоставления муниципальной услуги, в том числе в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона N 210-ФЗ, осуществляется также ГАУ "МФЦ".
Результатом предоставления муниципальной услуги является принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (далее - решение о предоставлении муниципальной услуги) либо отказ в предоставлении муниципальной услуги по основаниям, предусмотренным пунктом 2.14 административного регламента.
Отказ в предоставлении муниципальной услуги оформляется решением об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (далее - решение об отказе), в котором указываются основания отказа (пункт 2.3).
В соответствии с пунктом 2.7 Административного регламента для предоставления муниципальной услуги заявитель (представитель заявителя) представляет следующие документы: заявление по форме, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения"; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (в случае если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2.9. Административного регламента в рамках межведомственного информационного взаимодействия, осуществляемого в порядке и сроки, установленные законодательством и муниципальными правовыми актами города Новосибирска, запрашиваются следующие документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), если заявитель не представил их самостоятельно: выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме - в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме - в организации (органе) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства; заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры, - в Министерстве культуры Российской Федерации (в отношении объектов федерального значения), в государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области (в отношении объектов регионального значения), в департаменте культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска (в отношении объектов местного значения).
Документы, указанные в пункте 2.9 административного регламента, заявитель вправе представить по собственной инициативе (пункт 2.10 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 2.14. Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: непредставление документов, предусмотренных пунктом 2.7 административного регламента; поступление в администрацию ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 2.9 административного регламента, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если отдел архитектуры после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; представление документов в ненадлежащий орган; несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
Как установлено при рассмотрении настоящего административного дела, <данные изъяты> Л.Г., обращаясь с заявлением о согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения, предоставил технический паспорт жилого помещения АО «БТИ про», поэтому оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги по основанию, что заявителем не был предоставлен технический паспорт, у администрации не имелось. Позиция административного ответчика о том, что технический паспорт должен быть изготовлен только ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» обоснованно отклонена судом как ошибочная.
Технический паспорт на жилое помещение представляет собой документ, который содержит в себе все технические характеристики помещения. Технический паспорт не влечет возникновения или прекращения прав и обязанностей, а представляет собой результат технической работы по осмотру и измерению объекта, его техническому описанию, предназначен для информационного обеспечения компетентных органов, контроля в сфере градостроительной деятельности или статистического учета.
Действующим законодательством не предусмотрен запрет на возможность выдачи технического паспорта любой организацией, осуществляющей деятельность по оформлению технических паспортов жилых помещений, и при этом предоставление такого паспорта не будет нарушением требований, предъявляемых к проведению перепланировки и (или) переустройства. Данная позиция высказана Минстроем России в письме от 17 декабря 2019г. (л.д.17-18).
Позиция административного ответчика о том, что технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации, на законность принятого судом решения повлиять не может.
В связи с введением с 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.
Действительно, согласно части 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее - БТИ).
В целях государственного учета жилищного фонда, БТИ осуществляют техническую инвентаризацию жилищного фонда, оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, информационное - и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда (п. 7).
Однако при обращении с заявлением о согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения, <данные изъяты> Л.Г. не заявлял о государственном учете его жилого помещения, поэтому ссылка в апелляционной жалобе на правовые нормы, которые регулируют порядок ведения государственного учета жилищного фонда, основанием для отмены решения суда первой инстанции служить не может.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда города Новосибирска от 09 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий А.Л. Разуваева
Судьи А.П. Кошелева
И.М. Теплякова