ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33а-7990/2022
по делу № 2а-2335/2021
11 мая 2022 года г.Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.
судей Портновой Л.В.
Тазетдиновой Г.А.
при секретаре Галиеве Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики ФИО3, Государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Башкортостан ФИО1 о признании решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав собственности незаконным и возложении обязанности зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества
по апелляционной жалобе представителя Кузнецовой Л.В. – Каргаполова Д.М. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 12 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Кузнецова Л.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Башкортостан, Государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Башкортостан ФИО1 о признании решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав собственности незаконным и возложении обязанности зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества – жилой дом.
Иск мотивирован тем, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером 02:47:060901:638, расположенного по адресу: Республика ФИО3, адрес, Зубовский с/с, площадью 1000 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения дачного хозяйства.
датаФИО2 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект капительного строительства – жилой дом, площадью 228,2 кв.м., расположенного на выше указанном земельном участке.
дата административным ответчиком отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности на спорный объект капитального строительства – жилой дом, где государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ ФИО3 М.А., отказывая в осуществлении государственной регистрации права собственности на спорный объект капитального строительства, указывает на то, что земельный участок, на котором расположен жилой дом граничит с территорией совершения экстренных посадок воздушных судов в случае возникновения аварийных ситуаций и спорный объект капитального строительства является самовольной постройкой.
Административный истец считает, что земельный участок, на котором расположен спорный объект капительного строительства, находится в третьей, пятой, шестой подзонах, в силу п. 3 ст. 46 Воздушного кодекса РФ, в указанных подзонах запретов на размещение жилой постройки не имеется.
Истец полагает, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Зубовского сельсовета МР адрес РБ, земельный участок, на котором расположенный спорный объект капительного строительства, относится к зоне «С-5» - территории, предназначенные для ведения садоводства вне границ населенных пунктов. В настоящий момент установлен вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположенный спорный объект капительного строительства, для ведения дачного хозяйства. Выводы административного ответчика о невозможности капитального строительства на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, не основан на законе.
ФИО2 просит суд отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ от дата №№... об отказе в государственном учете и государственной регистрации права собственности на объект капитального строительства, обязать административного ответчика зарегистрировать права собственности на объект капитального строительства – жилой дом, площадью 228,2 кв.м., по адресу: адрес
Решением Уфимского районного суда Республики ФИО3 от дата постановлено:
в удовлетворении административного иска ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ ФИО1 об отмене решения, обязании зарегистрировать право собственности на объект капитального строительства, отказать.
В апелляционной жалобе представитель ФИО2 – ФИО9 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, указывая в обоснование доводов о том, что в силу статьи 47 Воздушного кодекса РФ и положений Приказа Росавиации №...-П, запрета на строительство жилых домов в подзонах 3, 4, 5 и 6 - нет.
В соответствии с пунктом 12 статьи 4 Федерального закона от дата № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, получение предусмотренного частью 3 настоящей статьи согласования, а также предусмотренного частями 9 и 10 настоящей статьи санитарно-эпидемиологического заключения не требуется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд.
В этом же пункте указано, что после установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, использование земельных участков, указанных в настоящей части, и созданных на них объектов недвижимости, строительство новых объектов недвижимости осуществляются в соответствии с ограничениями, установленными в границах таких территорий, с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, установленная приаэродромная территория, наоборот, разрешает строительство жилых домов без согласования с органами Росавиации РФ и не требует получения дополнительных документов.
Согласно множественной судебной практике, разъяснениям Министерства экономического развития РФ (Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер от дата), Росреестра РФ (Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N №... от дата, Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии №... от дата), получение разрешения на строительство или иных документов для возведения жилого дома на территории земельного участка для ведения дачного хозяйства, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения, не требуется.
Кроме того Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии дается указание на то, что отсутствие в утвержденных градостроительных регламентах указания на возможность осуществления строительства жилых домов в границах территориальных зон, в которых находятся садовые земельные участки, на которые распространяется действие Закона N 217-ФЗ, не является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности на жилые дома в указанных в частях 12-13 статьи 70 Закона № 218-ФЗ случаях.
Пунктом 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливается, что до 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларация, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона.
При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в порядке, предусмотренном ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Кузнецовой Л.В. – Каргаполова Д.М., поддержавшего доводы жалобы, представителя Администрации СП Зубовский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан – Лаптеву Н.В., полагавшую решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом первой инстанции установлено, что датаФИО2 обратилась в Управление Росреестра по РБ о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости – жилое здание, площадью 228,2 кв.м, расположенное по адресу: адрес
дата государственным регистратором прав ФИО3 М.А. в соответствии с п.п. 5,7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от дата № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении жилого дома.
Из уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности следует, что согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг, истцом был представлен технический план здания от дата, подготовленный кадастровым инженером в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания, общей площадью 228,2 кв.м., расположенный по адресу: адрес
дата за №№...ФИО2 отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности на спорный объект капительного строительства – жилой дом, где государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ ФИО3 М.А., указывает на то, что срок, предоставленный для устранения недостатков, истек, кроме того, земельный участок, на котором расположен жилой дом граничит с территорией совершения экстренных посадок воздушных судов в случае возникновения аварийных ситуаций, и согласование строительства объектов на приэродромной территории аэродрома гражданской авиации Уфа с Приволжским МТУ Росавиации действующим воздушным законодательством РФ не предусмотрено, что было подтверждено ответом Администрации МР адрес РБ на запрос регистратора, спорный объект капитального строительства является самовольной постройкой.
Разрешая требования, суд первой инстанции указал, что первоначально, основанием для приостановления кадастрового учета и регистрации права явилось то, что заявленный на регистрацию объект недвижимости жилой дом, согласно техническому плану, расположен на земельном участке с кадастровым номером №..., относящийся к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства».
Согласно информации, имеющейся в Управлении, указанный земельный участок располагается вблизи (граничит) с территорией совершения экстренных посадок воздушных судов в случае возникновения аварийных ситуаций.
Согласно пункту 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до дата) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с Воздушным кодексом РФ, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от дата№...-р утвержден перечень аэродромов совместного базирования Российской Федерации с указанием федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесен аэродром совместного базирования.
Согласно Приказу Росавиации от дата№...-П приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Уфа установлена в порядке предусмотренном статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона от 01 июля 2017 г. № 135-ФЗ, расположение планируемого к размещению объекта строительства в границах приаэродромной территории учитывается уполномоченным органом при выдаче разрешения на строительство.
Согласование строительства объектов расположенных в приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Уфа с Приволжским МТУ Росавиации действующим воздушным законодательством РФ не предусмотрено.
В этой связи государственным регистратором прав направлен запрос в Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с просьбой сообщить, возможно ли строительство (размещение) указанного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №....
Административным ответчиком, было рекомендовано административному истцу, в целях устранения причин приостановления представить письменное решение о согласовании строительства объекта недвижимости на указанном земельном участке с соответствующими организациями, либо представить иной правоустанавливающий документ, подготовленный в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Причины приостановления учетно-регистрационных действий, где было рекомендовано представить письменное решение о согласовании строительства объекта недвижимости на указанном земельном участке с соответствующими организациями, либо представить иной правоустанавливающий документ, подготовленный в соответствии с требованиями действующего законодательства, устранены не были.
Из поступившего от Администрации муниципального района адрес Республики ФИО3 ответа на запрос от дата следует, что МТУ Росавиация в отношении аэродрома гражданской авиации установлена приаэродромная территория в соответствии с проектом, разработанным АО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропрект».
Проект решения «Разработка проекта Решения об установлении приаэродромной территории АО «Международный аэропорт Уфа» разработан в рамках реализации Федерального закона №135-ФЗ от дата «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», согласно которого решения на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.
На приаэродромной территории аэродрома «Уфа» выделяются подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий, на земельный участок, с кадастровым номером: 02:47:060901:638 расположен в третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой подзонах.
Собственник земельного участка с кадастровым номером 02:47:06090:638 за выдачей уведомления о соответствии параметров, указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в том числе в результате изменения параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» и «Выдаче уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности», не обращался.
В соответствии с генеральным планом сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района адрес Республики ФИО3, утвержденным Решением Совета сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района адрес Республики ФИО3№... от дата земельный участок расположен на территории, предусмотренной для размещения пастбищ, пашни, а также в зонах действия ограничений: зона санитарного разрыва от аэропорта «Уфа», зона с особыми условиями использования территории – приаэродромная территория аэропорта «Уфа».
адрес данная территория для ведения гражданами садоводства и дачного хозяйства не выделялась, размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан на данной территории не предусмотрено.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от дата №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Из сообщения Администрации муниципального района адрес Республики ФИО3 следует, что строительство объектов капитального строительства в границах испрашиваемой территории не представляется возможным.
В силу ч. 1 ст. 10 Закона о регистрации в реестр границ вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно приказу Росавиации от дата№...-П установлена приаэродромная территория аэродрома Уфа.
дата Росавиацией в Управление Росреестра РБ направлены документы по установлению приаэродромной территории аэродрома Уфа.
На основании ст. 3 Закона о регистрации, п. 1.1. Приказа Росреестра от дата № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» данные документы были перенаправлены в Филиал ФГБУ «ФКП» по Республике ФИО3 для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
Однако ФГБУ «ФКП» документы по установлению приаэродромной территории были возвращены на доработку, в настоящий момент сведения в ЕГРН сведений о приаэродромной территории аэродрома Уфа, не внесены.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, предусмотренное пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Исходя из положений пп. 8. п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Положениями п. 2, п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Пунктом 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено понятие зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
В соответствии с п.1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Учитывая изложенное и принимая во внимание наличие приказа об установлении приаэродромной территории аэродрома Уфа, а также отсутствие разрешительной документации на строительство жилого дома, суд пришел к выводу, что у государственного регистратора прав отсутствовали основания для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении спорного жилого дома, решение об отказе в осуществлении учетно - регистрационных действий государственным регистратором прав Амирхановым М.А. принято в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством, в сроки и порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Основополагающие нормы о полномочиях органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов в области градостроительной деятельности установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 8). К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности им отнесено, в частности, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений и правил землепользования и застройки поселений, выдача разрешений на строительство (пункты 1, 3 и 5 частей 1, 2 и 3 статьи 8).
Согласно части 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
При этом в силу части 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливающего правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации, федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 (далее - Правила), предусмотрено установление приаэродромной территории для каждого аэродрома. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил приаэродромная территория - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.
Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны, в том числе в статью 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения устанавливается приаэродромная территория (пункт 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, здесь и далее в ред. Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ).
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов с Росавиацией.
Указанное в части 3 настоящей статьи согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии размещения указанных в части 3 настоящей статьи объектов требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выдаваемого в течение тридцати дней со дня поступления заявления в данный федеральный орган исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. N 1055 определено, что органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", в отношении аэродромов гражданской авиации является Федеральное агентство воздушного транспорта.
Таким образом, в силу прямого указания закона какая-либо хозяйственная деятельность в пределах приаэродромной территории без согласования с собственником аэродрома, запрещена. Получение согласования на строительство у собственника аэродрома, которое по существу представляет собой специальное разрешение и носит обязательный характер, необходимо.
Требования воздушного законодательства Российской Федерации носят специальный характер и должны учитываться уполномоченными органами муниципальных образований при принятии решений о развитии городских и сельских поселений или при выдаче разрешений на строительство объектов в пределах приаэродромной территории.
При этом обязанность согласования с собственником аэродрома сохраняется в соответствии со статьей 46 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В силу указанной выше нормы права какая-либо хозяйственная деятельность в пределах приаэродромной территории без согласования с собственником аэродрома запрещена.
Согласно приказу Росавиации от дата№...-П установлена приаэродромная территория аэродрома Уфа.
Согласно письму администрации адрес Республики ФИО3 от дата (л.д.144) в соответствии с генеральным планом сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района адрес Республики ФИО3, утвержденным Решением Совета сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района адрес Республики ФИО3№... от дата земельный участок расположен на территории, предусмотренной для размещения пастбищ, пашни, а также в зонах действия ограничений: зона санитарного разрыва от аэропорта «Уфа», зона с особыми условиями использования территории – приаэродромная территория аэропорта «Уфа».
адрес данная территория для ведения гражданами садоводства и дачного хозяйства не выделялась, размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан на данной территории не предусмотрено.
Судебная коллегия отмечает, что законодателем были приняты меры по урегулированию вопросов, связанных, в том числе с согласованием и получением санитарно - эпидемиологического заключения, о чем свидетельствуют положения пункта 12 статьи 3 Федерального закона от 11 июня 2021 года N 191-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступающим в силу с 01 июля 2021 года, в силу которых при строительстве объектов ИЖС для собственных нужд, получение согласования Росавиации и санитарно-эпидемиологического заключения не требуется.
Вместе с тем, указанные нормы вступили в силу с 01 июля 2021 года, тогда как решение об отказе в государственном учете и государственной регистрации права собственности на объект капитального строительства принято Государственным регистратором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Башкортостан Амирхановым М.А. 29 марта 2021 года.
Таким образом, судебная коллегия суда находит выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований правильными, постановленными с учетом фактических обстоятельств дела, установленными надлежащими доказательствами.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, были предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены, данные доводы не опровергают приведенные выводы суда, не подтверждают существенных нарушений судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 12 ноября 2021 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Кузнецовой Л.В. – Каргаполова Д.М. – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Сафин Ф.Ф.
Судьи Портнова Л.В.
Тазетдинова Г.А.
Справка: судья Моисеева Г.Л.