ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2341/19 от 23.09.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Лебедева Е.А. № 33А-7726

Докладчик: Быкова С.В. (№ 2а-2341/2019)

(42RS0009-01-2020-003132-07)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«23» сентября 2020 года судья Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда Быкова С.В.,

при секретаре Черняеве В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу административное дело по иску ООО «Шахта Лапичевская» к Департаменту по охране объектов животного мира Кемеровской области о признании незаконными действия

по частной жалобе ООО «Шахта Лапичевская» на определение Центрального районного суда г. Кемерово от 29 июня 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

ООО «Шахта Лапичевская» обратилось с административным исковым заявлением к Департаменту по охране объектов животного мира Кемеровской области о признании незаконными действия.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» 26.02.2020 ООО «Шахта Лапичевская» через интернет-приемную сайта Правительства Кузбасса обратилось в администрацию Кемеровской области с жалобой на незаконность создания особо охраняемой природной территории местного значения «Природный комплекс «Петровско-Андреевский» без согласования с Департаментом по охране объектов животного мира Кемеровской области.

Письмом Управления по работе с обращениями граждан администрации Кемеровской области от 03.03.2020 г. им сообщено, что данное обращение было зарегистрировано за вх. № А4231-5411 от 26.02.2020 и направлено для рассмотрения по компетенции в Департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области.

На данную жалобу получен ответ Департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области письмом от 20.02.2020 г.

Позиция заявителя при обращении в Департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области была изложена следующим образом:

В соответствии с п.8 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Согласно п.4 ст.7 Закона Кемеровской области от 04.01.2001 №1-03 «Об особо охраняемых природных территориях в Кемеровской области» особо охраняемые природные территории местного значения создаются в пределах муниципального образования на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории местного значения орган местного самоуправления согласовывает с исполнительным органом государственной власти Кемеровской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области).

Из п. 1.3 «Положения об особо охраняемой природной территории местного значения «Природный комплекс «Петровско-Андреевский», утвержденного решением Совет народных депутатов Кемеровского муниципального района №353 от 27.09.2018, следует, что природный комплекс расположен в границах следующих земельных участков: (2.130.704 кв.м.), (31.670 кв.м.), (5.491.067 кв.м.), общая площадь земельных участков образует общую площадь Природного комплекса (7.623.441 кв. м. = 765,3 Га.).

Вместе с тем, создание ООПТ местного значения «Природный комплекс «Петровско-Андреевский» было осуществлено без согласования с Департаментом по охране объектов животного мира Кемеровской области, что является незаконным.

Позиция административного ответчика на указанный довод, изложенная в письме Департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области от 20.02.2020 № Р04210-11-991: «ООПТ местного значения природный комплекс «Петровско-Андреевский» площадью 765,3 Га образован на территории Кемеровского муниципального округа, в соответствии с письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа, площадь Кемеровского муниципального округа составляет 429374,15 Га. В связи с тем, что площадь ООПТ местного значения природный комплекс «Петровско-Андреевский» составляет не более чем 5% от общей площади земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Кемеровского муниципального округа, согласования решения о создании ООПТ местного значения с исполнительным органом государственной власти не проводилось».

Из письма администрации Кемеровского муниципального округа от 06.04.2020 № ШХ02-03-03/145 следует, что поскольку площадь земельных участков, находящихся в собственности Кемеровского муниципального округа, составляет 1717,74 Га (что составляет более 5% площади ООПТ), то «при создании ООПТ местного значения природный комплекс Петровско-Андреевский» было получено согласование Департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области на создание ООПТ».

Таким образом, информация, содержащаяся в письме Департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области от 20.02.2020 № Р04210-11-991, что согласования решение о создании ООПТ местного значения природный комплекс «Петровско-Андреевский» с Департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области не проводилось, является заведомо ложной и не соответствует действительности.

Считает, что, административный ответчик при рассмотрении обращения от 26.02.2020 г. и при подготовке ответа на него письмом Департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области от 20.02.2020 № Р04210-11-991 грубо нарушил их право на объективное и всестороннее рассмотрение обращения, а также на получение объективного, т.е. отражающего реальные и соответствующие действительности факты, ответа по существу поставленных в обращении вопросов.

Просило признать незаконными действия Департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области, выраженные в необеспечении объективного и всестороннего рассмотрения обращения ООО «Шахта Лапическая» от 26.02.2020, в предоставлении письмом от 20.02.2020 № Р042Ю-11-991 ответа, содержащего заведомо необъективные (недостоверные) сведения, то есть сведения не по существу поставленного заявителем вопроса, что «при создании особо охраняемой природной территории местного значения природный комплекс «Петровской-Андреевский» согласования решение о создании ООПТ местного значения с Департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области не проводилось» и обязать Департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области в течение тридцати календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить нарушение прав административного истца путем проведения всестороннего и объективного рассмотрения их обращения от 26.02.2020 и предоставления ответа, содержащего достоверные сведения, то есть по существу поставленного заявителем вопроса.

Определением суда от 09.06.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Государственное казенное учреждение Кемеровской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий Кемеровской области», Администрация Кемеровского муниципального округа.

Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 29 июня 2020 года производство по административному делу по административному исковому заявлению ООО «Шахта Лапичевская» прекращено.

В частной жалобе генеральный директор ООО «Шахта Лапичевская» Петухов А.Ю. просит определение суда отменить.

Считает, что выводы суда о том, что законность оспариваемых действий была пересмотрена, опровергаются имеющимися в деле доказательствами.

Суд ссылается на письмо заместителя Губернатора Кузбасса (по агропромышленному комплексу) от 23.04.2020 г., однако, данное письмо не содержит указание на «пересмотр» какого-либо решения и не может являться доказательством такого «пересмотра».

Суд не исследовал вопрос о наличии у лица, якобы пересмотревшего законность оспариваемых действий, необходимых публичных полномочий.

Считает, что полномочия заместителя Губернатора Кемеровской области (по агропромышленному комплексу), изложенные в «Положении о заместителе Губернатора Кемеровской области (по агропромышленному комплексу)», утвержденном распоряжением Губернатора Кемеровской области от 10.06.2016 № 49-рг, не предусматривают право на пересмотр законности действия и решений руководителей органов исполнительной власти Кемеровской области, которым является начальник Департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области.

Обжалуемое решение не содержит ссылку на какую-либо локальную либо региональную норму права, уполномочивающую заместителя Губернатора Кемеровской области (по агропромышленному комплексу) на пересмотр законности действия и решений руководителей органов исполнительной власти Кемеровской области.

Считает, что суд нарушил требования закона и сделал незаконные выводы о прекращении производства по делу, в разрез с правовой |позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 1006-0, не исследовал вопрос о наличии у лица, пересмотревшего законность оспариваемых действий, необходимых публичных полномочий.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее -орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 225 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в частях 5 и 6 статьи 39, частях 6 и 7 статьи 40, частях 1 и 2 статьи 194 настоящего Кодекса.

В силу ч. 2 ст. 225 КАС РФ суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу ч. 2 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что ООО «Шахта Лапичевская» через интернет-приемную сайта Правительства Кузбасса обратилось в Администрацию Кемеровской области с жалобой на незаконность создания особо охраняемой природной территории местного значения «Природный комплекс «Петровско-Андреевский» без согласования с Департаментом по охране объектов животного мира Кемеровской области.

Письмом Управления по работе с обращениями граждан Администрации Кемеровской области от 03.03.2020 № А4231-11-541171 ООО «Шахта Лапичевская» сообщено, что данное обращение было зарегистрировано за вх. № А4231-5411 от 26.02.2020 и направлено для рассмотрения по компетенции в Департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области.

На данную жалобу ООО «Шахта Лапичевская» получен ответ Департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области письмом от 20.03.2020 № Р04210-11-991, из которого следовало: «ООПТ местного значения природный комплекс «Петровской-Андреевский» площадью 765,3 Га образован на территории Кемеровского муниципального округа, в соответствии с письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа, площадь Кемеровского муниципального округа составляет 429374,15 Га. В связи с тем, что площадь ООПТ местного значения природный комплекс «Петровской-Андреевский» составляет не более чем 5% от общей площади земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Кемеровского муниципального округа, согласования решение о создании ООПТ местного значения с исполнительным органом государственной власти не проводилось».

В связи с тем, что особо охраняемые природные территории местного значения природный комплекс «Петровский» и природный комплекс «Петровско-Андреевский» были организованы в сентябре 2018 года и соответственно согласование с Департаментом по охране объектов животного мира Кузбасса проводилось в 2018 году, Департамент по охране объектов животного мира Кузбасса при подготовке ответа на обращение представителя ООО «Шахта Лапичевская» Дуксина П.А. действовал на основании пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а именно запросил необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в органах местного самоуправления.

Таким образом, для подготовки ответа на обращение, Департаментом по охране объектов животного мира Кузбасса в администрации муниципальных образований, в границах которых расположены особо охраняемые природные территории местного значения природный комплекс «Петровский» и природный комплекс «Петровско-Андреевский» были направлены запросы о площади земельных участков, находящихся в собственности Кемеровского городского округа и Кемеровского муниципального округа соответственно. На указанные запросы информация была представлена в Департамент по охране объектов животного мира Кузбасса и использовалась для подготовки ответа на обращение представителя ООО «Шахта Лапичевская» Дуксина П.А. Ответ был направлен заявителю от 20.03.2020 №РО 4210-1 1 -991.

В дальнейшем, в управление по работе с обращениями граждан Администрации Правительства Кузбасса от представителя ООО «Шахта Лапичевская» Дуксина П.А. поступило повторное обращение за номером А4231-02-8406 от 25.03.2020, для подготовки ответа на повторное обращение в КУМИ Кемеровского муниципального округа направлен повторный запрос от 07.04.2020 №01-19/887, полученные в ответе за номером ШХ 02-03/1761 от 08.04.2020г., данные были использованы для подготовки ответа на повторное обращение.

Заявителю направлен ответ от 23.04.2020 г. Администрацией правительства Кузбасса за подписью заместителя Губернатора по агропромышленному комплексу, в котором указывалось о направлении копии письма Департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области от 04.09.2018г. № 01-19/1848-1 и копии протокола заседания «Экспертно - консультативного совета по особо охраняемым природным территориям от 27.08.2018г. №2 и из которого следует, что создание ООПТ местного значения - природный комплекс «Петровско-Андреевский» на основании протокола заседания Экспертно-консультационного совета по ООПП Кемеровской области было согласовано письмом департамента по охране животного мира Кемеровской области.

Прекращая производство по делу, суд, сославшись на установленные обстоятельства, сделал вывод о том, что ответ Департамента по охране животного мира был пересмотрен, административному истцу направлен ответ, содержащий достоверные сведения по вопросу, поставленному административным истцом в обращении, адресованном в Администрацию Правительства Кемеровской области, направленному Администрацией Кемеровской области в Департамент по охране объектов животного мира.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда по следующим основаниям.

Обращение от 26.02.2020 г. было направлено в Администрацию Кемеровской области, которая перенаправила это обращение в Департамент по охране объектов животного мира.

Повторно с вопросом, указанным в обращении от 26.02.2020 г., административный ответчик обратился в Администрацию Кемеровской области.

Заместитель Губернатора (по агропромышленному комплексу) в ответе от 23.04.2020 г. сообщил административному истцу на вопрос, поставленный в обращении от 26.02.2020 г. сведения, соответствующие действительности.

Согласно Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.11.2007 N 314 (ред. от 04.12.2018) "О создании департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области", действовавшего до 29.04.2020 г. и постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 27.04.2020 N 256 О Департаменте по охране объектов животного мира Кузбасса работу департамента координирует заместитель Губернатора Кемеровской области (по агропромышленному комплексу) (в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 18.07.2016 N 287).

Следовательно, заместитель Губернатора по агропромышленному комплексу Харитонов А.В. правомочен был дать ответ на обращение административного истца, сообщив достоверные сведения.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что оспариваемый ответ был пересмотрен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах суд обоснованно прекратил производство по делу.

Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене определения суда, поскольку опровергаются установленными судом обстоятельствами.

Руководствуясь ст. 316 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение Центрального районного суда г. Кемерово от 29 июня 2020 года оставить без изменения, частную жалобу-без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в 8 кассационный суд общей юрисдикции.

Апелляционное определение изготовлено 23 сентября 2020 г.

Судья: