ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-234/2022 от 25.05.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Шлыков А.А. № 33а-4787/2022

Докладчик: Пронченко И.Е. (№ 2а-234/2022)

(42RS0023-01-2021-003008-41)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«25» мая 2022 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Пронченко И.Е.,

судей: Тройнина С.С., Киклевич С.В.,

при секретаре: Давыдовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционной жалобе представителя Управления Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу ФИО1 на решение Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 10 февраля 2022 года по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу о признании действий (бездействий) незаконными, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Межмуниципального отдела по Новокузнецкому району и городу Таштаголу Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области за №КУВД-001/2021-36548722/1 от 23.09.2021 года об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: ; обязать Межмуниципальный отдел по Новокузнецкому району и городу Таштаголу Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области внести в Единый государственный реестр недвижимости изменения в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: с «для иных видов сельскохозяйственного использования» на «недропользование».

Требования мотивированы тем, что ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного использования.

03.09.2021 ФИО2 обратился в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу с заявлением №КУВД-001/2021-3654522 о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом. Вместе с заявлением в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу заявителем была предоставлена декларация о выборе вида разрешенного использования земельного участка от 22.03.2021. Целью вышеуказанного заявления было изменение вида разрешенного использования земельного участка с «для иных видов сельскохозяйственного использования» на «недропользование».

23.09.2021 Межмуниципальным отделом по Новокузнецкому району и городу Таштаголу Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица было отказано в соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 №281-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости в связи со следующем-не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта, а именно документ, подтверждающий, в соответствии с законодательством, установленное разрешенное использование земельного участка. Согласно ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для осуществления кадастрового учёта необходимо представить документы для изменения вида разрешенного использования. В соответствии с частью 4 ст. 37 Градостроительного кодекса основной вид разрешенного использования земельного участка выбирается правообладателями земельных участков самостоятельно без дополнительных решений и согласований. Таким образом, для устранения причины приостановления необходимо предоставить декларацию собственника с указанием выбранного вида разрешенного использования в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки данной территории. Решением №125 от 11.06.2021 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Сосновское сельское поселение», утвержденные решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от 24.12.2015 были внесены изменения в статью 29.3 Градостроительные регламенты производственных зон (П).

Административный истец считает отказ Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу во внесении Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования незаконным, поскольку земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: согласно карте градостроительного зонирования муниципального образования Сосновское сельское поселение находится в пределах производственной зоны 1-2 класса, и согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Сосновское сельское поселение» данная зона предназначена для размещения производственных объектов 1-2 классов опасности, иных объектов в соответствии с перечнем видов разрешенного использования. В указанном перечне отсутствует вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым , установленный на данный момент -для ведения сельскохозяйственного использования. Исходя из ст. 29.3 Правила землепользования и застройки муниципального образования «Сосновское сельское поселение», утвержденных решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от 24.12.2015 года за №130, в границах производственной зоны 1-2 классов опасности (П-1) возможно формирование земельных участков, градостроительные регламенты на которые не распространяются, со следующими видами разрешенного использования –недропользование (6.1).

В связи с этим административный истец и обратился к административному ответчику о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении разрешенного использования земельного участка на «недропользование».

При этом, в силу ст. 37 п. 4 Градостроительного Кодекса РФ и ст. 7 п. 7 абз. 2 ЗК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков их правообладателями, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Административный истец считает, что имел право, как собственник земельного участка выбрать любой, разрешенный градостроительным регламентом вид использования, в том числе «недропользование», а административный ответчик был обязан внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости в отношении разрешенного использования земельного участка.

Решением Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 10 февраля 2022 года заявленные требования ФИО2 удовлетворены.

Признано незаконным решение Межмуниципального отдела по Новокузнецкому району и городу Таштаголу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области за №КУВД-001/2021-36548722/1 от 23.09.2021 года об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: .

На Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области возложена обязанность внести в ЕГРН изменения в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: с «для иных видов сельскохозяйственного использования» на «недропользование»

В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковое заявление удовлетворить в полном объеме. Доводы мотивирует тем, что судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что истцом в просительной части административного искового заявления не указано какое конкретно решение, действие (бездействие) уполномоченного органа им оспаривается. Отмечает, что Правилами землепользования и застройки (в редакции от 11.06.2021) для земельных участков в границах производственной зоны I-II класса опасности (П-1) не предусмотрен вид разрешенного использования «6.1 недропользование». Из анализа норм законодательства РФ следует, что осуществление государственного кадастрового учета изменения сведений о земельном участке в части выбранного заявителем вида разрешенного использования «недропользование» возможно на основании соответствующего акта уполномоченного органа власти либо органа местного самоуправления. Однако, соответствующий акт органа местного самоуправления в орган регистрации прав не поступал и заявителем не предоставлялся. Считает, что учтенные судом первой инстанции пояснения представителя администрации Сосновского сельского поселения противоречат статье 2 Правил землепользования и застройки Сосновского сельского поселения.

На апелляционную жалобу представителем администрации Новокузнецкого муниципального района ФИО3 и представителем административного истца ФИО4 принесены возражения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя административного истца – ФИО4, просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.

03.09.2021 ФИО2, в лице своего представителя ФИО4, обратился в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу с заявлением №КУВД -001/2021-3654522 о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом. Вместе с заявлением была предоставлена декларация о выборе вида разрешенного использования земельного участка от 22.03.2021. Целью вышеуказанного заявления было изменение вида разрешенного использования земельного участка на «недропользование».

По результатам рассмотрения заявления 23.09.2021 органом кадастрового учета было принято решение об отказе во внесении сведений в соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 №281-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи со следующим - не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта, а именно документ, подтверждающий, в соответствии с законодательством, установленное разрешенное использование земельного участка. Согласно ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для осуществления кадастрового учёта необходимо представить документы для изменения вида разрешенного использования. В соответствии с частью 4 ст. 37 Градостроительного кодекса основной вид разрешенного использования земельного участка выбирается правообладателями земельных участков самостоятельно без дополнительных решений и согласований. Таким образом, для устранения причины приостановления необходимо предоставить декларацию собственника с указанием выбранного вида разрешенного использования в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки данной территории. Решением №125 от 11.06.2021 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Сосновское сельское поселение», утвержденные решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от 24.12.2015 были внесены изменения в статью 29.3 Градостроительные регламенты производственных зон (П).

Разрешая заявленные требования ФИО2, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение межмуниципального отдела по Новокузнецкому району и городу Таштаголу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области за №КУВД-001/2021-36548722/1 от 23.09.2021 об отказе административному истцу во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: на «недропользование» является незаконным.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).

В рамках, утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой, осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) (часть 1 статьи 1).

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона № 218-ФЗ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления (часть 2 статьи 33 Закона № 218-ФЗ).

В силу части 4 статьи 33 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Как следует из материалов дела, в рамках рассмотрения поданного административным истцом заявления в соответствии с ч. 3 ст. 33 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» административным ответчиком в адрес Администрации Новокузнецкого муниципального района направлен соответствующий запрос. В ответ на указанный запрос документы, предусмотренные ст. 32 Закона, позволяющие внести в ЕГРН соответствующие изменения относительно вида разрешенного использования спорного земельного участка, уполномоченным органом представлены не были.

Кроме того, Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Сосновское сельское поселение», утвержденными решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от 24.12.2015 № 130 спорный земельный участок размещается в территориальной зоне: «Производственная зона 1-2 класса опасности (П-1)».

Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Сосновское сельское поселение», утвержденными решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от 24.12.2015 №130, с учетом внесенных изменений в ст. 29.3 Градостроительные регламенты производственных зон (П), внесенных решением от 11.06.2021 года №125, утвержденных Советом народных депутатов Сосновского сельского поселения, действующих на дату принятия оспариваемого отказа от 23.09.2021 года, установлены виды разрешенного использования земельных участков в зоне П-1 для размещения производственных объектов 1-11 классов опасности, иных объектов, в соответствии с приведенными видами использования, среди которых, такой вид использования как «недропользование» не предусмотрен.

При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ ответчика в установлении вида разрешенного использования «недропользование» является правильным и оснований для удовлетворения требований ФИО2 у суда не имелось.

С учетом изложенного, постановленное решение подлежит отмене с принятием нового решении об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 10 февраля 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 отказать.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: