ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-236/20 от 18.02.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Безуглова Н.А. Дело № 33а-5732/21

(№2а-236/20)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 февраля 2021 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Иваненко Е.С.,

судей: Золотова Д.В., Булата А.В.,

при секретаре Вартанян Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования Северский район о признании незаконным отказа администрации в перераспределении земельного участка и обязании утвердить схему расположения земельного участка,

по апелляционной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 на решение Северского районного суда Краснодарского края от 23 сентября 2020 года,

заслушав доклад судьи Золотова Д.В., судебная коллегия,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Северский район о признании незаконным отказа администрации в перераспределении земельного участка и обязании утвердить схему расположения земельного участка. В обосновании заявленных требований истец указала, что ей принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 2 500 кв.м., с КН <№...> из земель населенных пунктов, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <Адрес...>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. 9 сентября 2019 года ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования <Адрес...> с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в её частной собственности, площадью 2500 кв.м. с КН <№...> из земель населенных пунктов, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <Адрес...>, в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка площадью 3 176 кв.м. на кадастровом плане территории, с оплатой увеличения площади земельного участка до 3 176 кв.м. в соответствии с порядком, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 марта 2015 года № 216. В письме от 24 октября 2019 года <№...> администрация указала, что согласно письму министерства природных ресурсов Краснодарского края от 14 октября 2019 года <№...>, испрашиваемый истцом земельный участок накладывается на территорию государственного лесного фонда Афипского лесничества, крепостного участкового лесничества, в квартале 42А части выделов 1,8, которые обременены правами третьих лиц. Целевое назначение лесов – защитные леса. Категория защитности вышеуказанных кварталов - леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах. Учитывая вышеизложенное, осуществить перераспределение земель и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным. По мнению административного истца, отказ администрации является незаконным, нарушающим ее права и законные интересы.

Решением Северского районного суда Краснодарского края от 23 сентября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации муниципального образования Северский район о признании незаконным отказа администрации в перераспределении земельного участка и обязании утвердить схему расположения земельного участка – отказано.

В апелляционной жалобе, направленной в Краснодарский краевой суд, представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 просил решение Северского районного суда Краснодарского края от 23 сентября 2020 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного иска. В обосновании требований жалобы указано, что обжалуемое решение является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.

Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили. Судом явка лиц, их представителей обязательной не признана. Суд, руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <Адрес...>, площадью 2500 кв.м. с КН <№...> из земель населенных пунктов, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, расположенным на нем жилым домом, площадью 78,80 кв.м. Указанное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права <№...> от 11 июля 2011 года и <№...> от 11 июля 2011 года.

Желая увеличить площадь своего земельного участка, ФИО1, руководствуясь нормами законодательства РФ, обеспечила подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обратилась 9 сентября 2019 года в администрацию муниципального образования Северский район с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в её частной собственности, площадью 2500 кв.м. с КН <№...>, из земель населенных пунктов, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <Адрес...>, в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка площадью 2 500 кв.м. на кадастровом плане территории, с оплатой увеличения площади земельного участка до 3 176 кв.м. в соответствии с порядком, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 марта 2015 года № 216.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

В силу пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

В рамках межведомственного взаимодействия, администрацией муниципального образования Северский район в адрес Министра природных ресурсов Краснодарского края, направлено письмо <№...> от 20 сентября 2019 года.

Согласно полученному ответу от 14 октября 2019 года <№...>, испрашиваемый в рамках перераспределения земельный участок накладывается на территорию государственного лесного фонда Афипского лесничества, Крепостного участкового лесничества, в квартале 42А в части выделов 1,8, к тому же территория Афипского лесничества, Крепостного участкового лесничества в квартале 42А, часть выдела 1,8 обременена правами третьих лиц.

В письме от 24 октября 2019 года <№...> администрация указала, что согласно письму министерства природных ресурсов Краснодарского края от 14 октября 2019 года <№...>, испрашиваемый истцом земельный участок накладывается на территорию государственного лесного фонда Афипского лесничества, крепостного участкового лесничества, в квартале 42А части выделов 1,8, которые обременены правами третьих лиц. Целевое назначение лесов – защитные леса. Категория защитности вышеуказанных кварталов - леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах. Учитывая вышеизложенное, осуществить перераспределение земель и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным.

Согласно акту обследования от 25 сентября 2019 года по заявлению ФИО1 на испрашиваемом земельном участке площадью 676 кв.м., расположенном в кадастровом квартале <№...> зданий и сооружений не обнаружено. Имеется доступ с земель общего пользования. Информация о правообладателях данного земельного участка в похозяйственных книгах Смоленского сельского поселения отсутствует.

Согласно подпункту 4 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае если проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, ограничиваются в обороте земельные участки из состава земель лесного фонда.

Согласно статье 6 Лесного кодекса РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Как следует из части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, государственным органам субъекта Российской Федерации делегируются по полномочия по предоставлению интересов собственников в области лесных отношений на территории соответствующего субъекта.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 октября 2012 года № 1250, министерство, как орган государственной власти субъекта Российской Федерации, наделён соответствующими полномочиями по распоряжению лесными участками.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает верным вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок, прилегающий к земельному участку принадлежащему истцу, относится к землям лесного фонда, а потому ограничен в обороте в силу закона.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции верно определены обстоятельства дела, в связи с чем, решение администрации МО Северский район от 24 октября 2019 года <№...> правомерно признано законным. Оснований для удовлетворения требований административного истца судебной коллегией не установлено.

Доводы апелляционной жалобы проверены, и не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы, изложенные в судебном решении.

Оснований для отмены судебного решения, вынесенного с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, не имеется.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Северского районного суда Краснодарского края от 23 сентября 2020 года является законным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Северского районного суда Краснодарского края от 23 сентября 2020 года оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи: