ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2377/2021 от 22.07.2021 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 33а-4980/2021

№2а-2377/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Оренбург 22 июля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой О.М.,

судей областного суда Дорохиной Т.С., Кучаева Р.Р.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мещерякова А.А. к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, заместителю начальника Управления по градостроительству и земельных отношений администрации г. Оренбурга Тимофееву А.А. о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности

по апелляционной жалобе Мещерякова А.А.

на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 апреля 2021 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Трифоновой О.М., пояснения Мещерякова А.А., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мещеряков А.А. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что (дата) он обратился в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга с заявлением о присвоении адреса принадлежащему ему земельному участку с кадастровым , расположенному по адресу: (адрес). Решением Департамента градостроительства и земельных отношений от (дата) в удовлетворении заявления ему было отказано. Решением ленинского районного суда г. Оренбурга от (дата) решение Департамента от (дата) признано незаконным, на административного ответчика судом была возложена обязанность рассмотреть заявление о присвоении адреса земельному участку повторно. Распоряжением Департамента от (дата) земельному участку с кадастровым присвоен адрес: (адрес). Административный истец считает данное распоряжение принятым в нарушение пунктов 12, 13, 14, 15, 17, подпункта «г» пункта 34 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов №1221 и нарушающим его права, поскольку без его согласия ответчиком изменен адрес принадлежащего ему земельного участка. Мещеряков А.А. просил суд:

признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от (дата);

возложить на Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга обязанность внести в федеральную информационную адресную систему земельный участок с кадастровым на основании распоряжения от (дата).

Определениями суда от 18 февраля 2021 года, от 09 марта 2021 года (протокольная форма) к участию в деле в качестве соответчика привлечен заместитель начальника Управления по градостроительству и земельных отношений администрации г. Оренбурга Тимофеев А.А., в качестве заинтересованного лица Ларин А.Ф.

В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Мещеряков А.А. и его представитель Замахов О.В. заявленные требования поддержали. Дополнительно указали, что Мещеряков А.А. обратился к ответчику с заявлением о присвоении его земельному участку конкретного адреса - (адрес). Оспариваемое распоряжение противоречит распоряжению от (дата), выданному при перераспределении земельного участка, и соглашению от (дата) о перераспределении земельного участка.

Представитель административного ответчика Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга Гуськова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала, ссылаясь на их необоснованность.

Административный ответчик заместитель начальника Управления по градостроительству и земельных отношений администрации г. Оренбурга Тимофеев А.А., заинтересованное лицо Ларин А.Ф. в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных требований Мещерякову А.А. отказано.

В апелляционной жалобе Мещеряков А.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Представитель административного ответчика Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, административный ответчик заместитель начальника Управления по градостроительству и земельных отношений администрации г. Оренбурга Тимофеев А.А., заинтересованное лицо Ларин А.Ф. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, размещение информации в государственном адресном реестре.

В соответствии с пунктами 1.1, 2.2, 2.20, 2.25, 2.72 Положения о Департаменте градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 18 февраля 2011 года №114, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга является отраслевым (функциональным) органом администрации г. Оренбурга, обладает правами юридического лица. Рассматривает обращения граждан и юридических лиц в пределах компетенции в порядке, установленном действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, разрабатывает и согласовывает документацию по планировке и (или) межеванию территории городского округа в рамках компетенции, принимает решение о присвоении адресов объектам адресации, предоставляет муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от (дата) за Мещеряковым А.А. было признано право собственности в силу приобретательской давности на домовладение литер , расположенное по адресу: (адрес) на земельном участке площадью *** кв.м.

Распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от (дата) утверждена схема расположения земельного участка по адресу: (адрес) путем перераспределения земельных участков - земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка площадью *** кв.м. с кадастровым , расположенного по адресу: (адрес), и находящегося в собственности Мещерякова А.А.

Из соглашения от (дата) о перераспределении земельных участков, заключенного между Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга и Мещеряковым А.А., следует, что перераспределение земельных участков - земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка с кадастровым , принадлежащего Мещерякову А.А., осуществлено в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от (дата). В результате перераспределения образовался земельный участок с кадастровым , площадью *** кв.м., расположенный по адресу: (адрес), который передан в собственность Мещерякова А.А.

Согласно выписке из ЕГРН от (дата) на принадлежащем Мещерякову А.А. на праве собственности земельном участке с кадастровым расположенном по адресу: (адрес), находится жилой дом с кадастровым Литер . Право собственности на земельный участок зарегистрировано за Мещеряковым А.А. (дата).

До оформления Мещеряковым А.А. права собственности на земельный участок с кадастровым , образованный путем перераспределения земельных участков, распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от (дата) по обращению Ларина А.Ф. принадлежащему ему жилому дому литер с кадастровым был присвоен адрес: (адрес); данная информация внесена в Федеральную информационную адресную систему. Позже распоряжением от (дата) года аналогичный адрес присвоен и земельному участку, на котором расположено указанное домовладение.

(дата) Мещеряков А.А. обратился в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга с заявлением о присвоении адреса объекту адресации - земельному участку с кадастровым , расположенному по адресу: (адрес).

Решением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от (дата) Мещерякову А.А. отказано в присвоении адреса объекту адресации со ссылкой на пункт 9 постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года №1221 и статью 1 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что присвоение адреса земельному участку возможно только при одновременном принятии решения о присвоении адреса всем объектам недвижимости, находящимся на земельном участке.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30 ноября 2020 года решение Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от (дата) признано незаконным, на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Мещерякова А.А. о присвоении адреса земельному участку. В удовлетворении требований Мещерякова А.А. о возложении на Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга обязанности присвоить земельному участку с кадастровым конкретный адрес: (адрес) отказано.

По результатам повторного рассмотрения заявления Мещерякова А.А. от (дата) распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от (дата) объекту адресации - земельному участку с кадастровым , принадлежащему Мещерякову А.А., присвоен адрес: (адрес).

Затем аналогичный адрес ((адрес)) присвоен и объекту адресации - *** индивидуальному жилому дому Литер с кадастровым , расположенному на принадлежащем Мщерякову А.А. земельном участке с кадастровым .

Несогласие с распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от (дата) послужило основанием для обращения Мещерякова А.А. в суд.

Административный истец считает, что именно принадлежащему ему земельному участку, а не земельному участку, находящегося в собственности Ларина А.Ф., должен быть присвоен адрес: (адрес).

Возражая против удовлетворения заявленных требований, административный ответчик указал, что решение о присвоении земельному участку и жилому дому Ларина А.Ф. почтового адреса: (адрес) принято в связи с логистикой наименования адресов на (адрес) и расположением жилого дома на местности. При этом, информация по жилому дому Литер , принадлежащему Мещерякову А.А., на дату принятия указанного решения в Федеральной информационной адресной системе отсутствовала. Ранее, постановлениями Главы г. Оренбурга от (дата), от (дата) утверждалась схема расположения земельного участка по адресу: (адрес) и уточнялась его площадь по существующим правоустанавливающим документам на жилой дом, адрес объектам недвижимости при этом в установленном порядке не присваивался.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого распоряжения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, при этом руководствовался правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, и исходил из того, что оспариваемое распоряжение вынесено уполномоченным органом, не противоречит требованиям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку адрес земельного участка административного истца присвоен в соответствии с Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года №1221, в том числе с соблюдением требований, предъявляемых к уникальности адреса.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

В апелляционной жалобе Мещеряков А.А. повторно приводит довод о том, что обжалуемое им распоряжение является незаконным, влечет нарушение его прав, полагая, что именно его земельному участку, а не земельному участку Ларина А.Ф., должен был быть присвоен адрес(адрес).

Указанные доводы основанием для отмены или изменения решения суда не являются.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» урегулированы правоотношения в области присвоения, изменения и аннулирования адресов объектам недвижимости на территории Российской Федерации.

Согласно указанному Закону адрес - это описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе, наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично - дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно - цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса и перечень объектов адресации, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года №1221 (далее – Правила).

Присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляются уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил.

Согласно пункту 3 Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям: уникальность; обязательность; легитимность. Правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 8 Правил присвоение объекту адресации адреса в отношении земельных участков осуществляется в случаях:

подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.

В силу пункта 20 Правил присвоение объекту адресации адреса или аннулирование его адреса подтверждается решением уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса.

В пункте 21 Правил указано, что решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса принимается одновременно:

а) с утверждением уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, являющегося объектом адресации, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

б) с заключением уполномоченным органом соглашения о перераспределении земельных участков, являющихся объектами адресации, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;

в) с заключением уполномоченным органом договора о развитии застроенной территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

г) с утверждением проекта планировки территории;

д) с принятием решения о строительстве объекта адресации.

Согласно пункту 25 Правил решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса подлежит обязательному внесению уполномоченным органом в государственный адресный реестр в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.

Оценивая оспариваемое распоряжение Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от (дата), суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оно издано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции и с соблюдением Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов.

Каких - либо нарушений при вынесении оспариваемого постановления не установлено.

Доводы административного истца о том, что распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от (дата) фактически произведено изменение, а не присвоение адреса его земельному участку, основаны на неверной оценке имеющихся в деле доказательств. Данных о присвоении в установленном законом порядке земельному участку адреса до вынесения оспариваемого распоряжения в материалах дела не имеется.

При этом присвоение объектам недвижимости, принадлежащим Ларину А.Ф. адреса: (адрес), помимо логистики, основанной на ранее присвоенных адресах других объектов недвижимости, расположенных рядом, согласуется также и с тем обстоятельством, что согласно данным Департамента жилой дом, принадлежащий Ларину А.Ф., возведен в (дата), то есть ранее жилого дома Мещерякова А.А., построенного в (дата).

Кроме этого, действия административного ответчика по присвоению адреса объектам недвижимости, принадлежащим Ларину А.Ф., совершенные в (дата) до обращения Мещерякова А.А. с заявлением о присвоении адреса земельному участку с кадастровым , незаконными не признавались, а наличие у объектов недвижимости, принадлежащих разным лицам, одинакового адреса не допускается, в связи с чем, рассматривая повторно заявление Мещерякова А.А. от (дата), Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, реализуя свои исключительные полномочия по предоставлению адреса объектам адресации, присвоил адрес земельному участку с кадастровым (адрес) без нарушения требований какого – либо нормативного правового акта.

Заключенное между сторонами соглашение о перераспределении земельных участков и утверждение схемы расположения земельного участка по своей сути и по форме не являются решениями уполномоченного органа о присвоении адреса объекту адресации, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы в соответствующей части судебная коллегия также отклоняет.

Нарушений требований закона при вынесении оспариваемого распоряжения административным ответчиком не допущено.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мещерякова А.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи