Дело № 33а-3718/2020
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2а-238/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Унтевской Е.Л.,
судей Герасимовой О.В., Коноплевой И.А.,
при секретаре Цой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 июня 2020 года в г. Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Кудашова В.В. к Управлению архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным отказа во внесении изменений в Проект планировки территории села Тополево Хабаровского муниципального района Хабаровского края,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Кудашова В.В. – Березовской Т.Г. на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 03 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Е.Л. Унтевской, объяснения представителя административного истца Березовской Т.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кудашов В.В. обратился в суд с вышеназванным административным иском.
В обоснование заявленных требований указал, что 29.05.2018 им по договору купли-продажи приобретен земельный участок с жилым домом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования под индивидуальный жило дом, общей площадью 325 кв.м..
Он (Кудашов В.В.) обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земель.
22.01.2019 ему было отказано в перераспределении земельного участка, площадью 110 кв.м. в связи с тем, что такое перераспределение приведет к препятствию в виде перекрытия доступа (подъездного пути) к участку с кадастровым номером №.
По его заказу кадастровым инженером Сарбаевой Е.А. было дано заключение № 13-19 об обследовании земельного участка, согласно которому доступ к земельному участку с кадастровым номером № посредством земельного участка с кадастровым номером 27:17:0302809:659 и прилегающий к нему территории фактически не осуществляется, а расстояние, ширина данной дороги, согласно сведениям ЕГРП, не позволяет организовать проезд.
13.06.2019 он (Кудашов В.В.) снова обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, но 11.07.2019 получил отказ на основании информации, предоставленной главой Тополевского сельского поселения, где указано, что рассматриваемый земельный участок формируется частично в точках в границах красных линий тупикового проезда от ул. Магистральной, который внесен в Проект планировки села Тополево, утвержденный Решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края 21.12.2011 №211-72.
22.07.2019 он обратился с заявлением в Совет депутатов Тополевского сельского поселения с просьбой внести изменения в Проект планировки села Тополево и исключить (убрать) тупиковый проезд от ул. Магистральной, расположенный между границами земельный участков с кадастровыми номерами №. В ответе Главы сельского поселения было рекомендовано обратиться в Управление архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района, что им и было сделано 15.08.2019.
В ответе от 06.09.2019 № 2.1-32/4688 заместителем главы администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края было сообщено, что посредством данного тупикового проезда обеспечивается проезд к земельному участку с кадастровым номером №.
С учетом уточненных исковых требований просил признать незаконным отказ администрации Хабаровского муниципального района внести изменения в Проект планировки территории села Тополево, утвержденного Решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения от 20.05.2011 № 157-57, в части исключения тупикового проезда, отходящего от ул. Магистральной, расположенного между границами земельных участков с кадастровыми номерами №.
Определением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 10 февраля 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 03 марта 2020 года в удовлетворении заявленных Кудашовым В.В. административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Кудашова В.В. – Березовская Т.Г. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы приводит доводы, изложенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Березовская Т.Г. требования и доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Административный истец Кудашов В.В. просил рассмотреть дело без его участия.
Совет депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Собрание депутатов Хабаровского муниципального района, Управление архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, будучи своевременно и надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотрела дело в их отсутствие.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Березовской Т.Г., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов административного дела следует, что Кудашов В.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных в с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края.
Между земельными участками с кадастровыми номерами № имеется тупиковый проезд.
В удовлетворении заявления Кудашова В.В. о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, было отказано в связи с тем, что новый земельный участок формируется частично в границах красных линий тупикового проезда от ул. Магистральной, то есть на землях общего пользования, что не допускается требованиями земельного законодательства и утвержденной документацией по планировке территории – Проект планировки села Тополево утвержден решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 21.12.2011 № 211-72.
15.08.2019 Кудашов В.В. обратился к начальнику Управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края с заявлением, в котором просил внести изменения в Проект планировки село Тополево и исключить (убрать) тупиковый проезд от ул. Магистральной, расположенный между границами земельных участков с кадастровыми номерами №.
Письмом заместителя главы администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 06.09.2019 № 2.1-32/4688 в удовлетворении заявления Кудашову В.В. отказано со ссылкой на отсутствие основания для внесения изменений в Проект планировки села Тополево в целях, указанных в обращении. Установленными Проектом планировки села Тополево красными линиями посредством тупикового проезда от ул. Магистральной обеспечивается проезд к земельному участку с кадастровым номером №. В сложившейся градостроительной ситуации села иные варианты для обеспечения проезда к указанному земельному участку отсутствуют. Временное неиспользование территории общего пользования проезда не является основанием для его исключения из Проекта планировки.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ликвидация спорного внутриквартального тупикового проезда приведет к перекрытию доступа к земельному участку с кадастровым номером №, который не находится в собственности административного истца.
Вывод районного суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является верным.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Проект планировки территории является одним из видов документации по планировке территории (части 1, 4 статьи 41).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию (часть 1 статьи 41.1.).
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
В числе иного основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе, красные линии (части 1, 2, 3 статьи 42).
В силу положений статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения» с 01.01.2016 на территории Хабаровского края полномочия сельских поселений по вопросам градостроительной деятельности (за исключением принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями) осуществляют муниципальные районы.
Следовательно, органом, уполномоченным на принятие решений о внесении изменений в документацию по планировке территории Тополевского сельского поселения, является соответствующий орган местного самоуправления Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Согласно частей 20, 21 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 данной статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 данной статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.
Постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 12.02.2010 № 335 утвержден Порядок подготовки документации по планировке территории в Хабаровском муниципальном районе, согласно которому решение о подготовке документации по планировке территории принимается постановлением администрации Хабаровского муниципального района; разработка документации по планировке территории осуществляется по инициативе администрации района или заинтересованных физических и юридических лиц.
Из заявления Кудашова В.В. и приложенных к нему документов усматривается, что он просит уполномоченный орган местного самоуправления инициировать вопрос о внесении изменений в документацию по планировке территории.
Вместе с тем, из системного анализа вышеназванных норм следует, что инициирование внесения изменений в документацию по планировке территории является правом, а не безусловной обязанностью органа местного самоуправления.
Отказывая Кудашову В.В. в удовлетворении заявления, уполномоченный орган местного самоуправления исходил из соблюдения баланса частных и публичных интересов.
Тот факт, что в настоящее земельный участок с кадастровым номером №, к которому посредством тупикового проезда обеспечивается проезд, принадлежит на праве собственности административному истцу, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.
При отказе органа местного самоуправления инициировать процедуру внесения изменений в Проект планировки села Тополево административный истец не лишен возможности защитить свои права иными способами, в том числе путем оспаривания данного Проекта в суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ в той части, в какой, по мнению Кудашова В.В., нормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 03 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Кудашова В.В. – Березовской Т.Г. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.
Председательствующий Унтевская Е.Л.
Судьи Герасимова О.В.
Коноплева И.А.