ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2392/2021 от 21.01.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Загитова Л.В. УИД 16RS0040-01-2021-007231-22

дело в суде первой инстанции № 2а-2392/2021

дело в суде апелляционной инстанции № 33а-1154/2022

учет № 022а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 января 2022 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Куляпина Д.Н.,

судей Моисеевой Н.Н., Давлетшиной А.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шайхутдиновой Р.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. административное дело по апелляционной жалобе представителя Фазуллина Х.И. – Халиуллина Р.Р. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 7 октября 2021 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления Фазуллина Халита Иньгеловича к Совету Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным решение Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района от 31 марта 2021 года о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Осиновского сельского поселения по одномандатному избирательному округу № 14 Осиновского сельского поселения Фазуллина Халита Иньгеловича, возложении обязанности на Совет Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района устранить допущенные нарушения и восстановить Фазуллина Халита Иньгеловича в полномочиях депутата Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района, отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца Фазуллина Халита Иньгеловича – Халиуллина Р.Р. в ее поддержку, представителя административного ответчика Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района – Нургалееву Э.А., представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан – Исканову Д.А., представителя заинтересованного лица Аппарата Президента Республики Татарстан – Мугинова Р.Р., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Фазуллин Х.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным решения от 31.03.2021 №38 о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Осиновского сельского поселения по одномандатному избирательному округу №14 Осиновского сельского поселения Фазуллина Х.И.; возложении обязанности устранить допущенные нарушения и восстановить Фазуллина Х.И. в полномочиях депутата Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района.

В обоснование требований указано, что 31.03.2021 Совет Осиновского сельского поселения ЗМР РТ, рассмотрев заявление Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Татарстан от 18.03.2021, вынес решение №38, которым досрочно прекращены полномочия депутата Совета Осиновского сельского поселения ЗМР РТ Фазуллина Х.И. в связи с утратой доверия. В основу оспариваемого решения легли следующие обстоятельства: в справке о доходах за 2019 год Фазуллин Х.И. не указал доход, полученный в виде процентов по договорам займа в размере 278159,30 руб. и доход в размере 220,13 руб., полученный от вклада в ПАО «ВТБ»; в подразделе 3.1 неверно указал реквизиты документа, послужившего основанием приобретения земельного участка (вместо постановления руководителя исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 26.03.2010 №847 указал постановление от 19.01.2010 №170), а также наименование документа, послужившего основанием для приобретения недвижимого имущества (земельного участка и квартиры), находящегося в собственности; в разделе 4 указал три закрытых счета (от 23.06.2017, 10.06.2015, 28.05.2015), ранее имевшиеся в Банке ВТБ (ПАО); в разделе 4 неверно указал остаток на счете от 09.07.2018 (указано 0,00 руб. вместо 24,23 руб.); не указал счет в ПАО «Сбербанк», открытый 31.12.2019; на титульном листе неверно указал место работы (ООО «Торговый дом Ликада» (коммерческий директор) вместо ООО «ГСМ-Трейд» (финансовый директор); в подразделе 5.1 указаны не все основания участия в ООО «Ликада» и ООО «ГСМ-Трейд» (реквизиты договора, акта, на основании которых осуществляется участие в деятельности), а также некорректно указана доля участия (33,3% вместо 1/3 доли) в обоих обществах; в подразделе 6.2 излишне указаны содержание обязательств в виде поручительства и, соответственно, неверно указаны условия имеющихся обязательств, основания их возникновения, а также недостоверно указана сумма всех обязательств на отчетную дату (на 01.08.2020) (указана сумма первоначального возникновения обязательств), в частности занижены обязательства перед ПАО «Ак Барс» банком на 104791923,47 руб. Административный истец с вынесенным решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку доводы, изложенные в заявлении комиссии, противоречат фактическим обстоятельствам дела, нормативным актам о порядке заполнения справки о доходах. При этом ссылается на следующие обстоятельства: 1. Справка о доходах содержит сведения о получении дохода в виде процентов по договорам займа в размере 278159,30 руб., которые указаны им в пункте 6 раздела 1 справки о доходах в строке «Иные доходы» в соответствии с п.п.14 п.58 Методических рекомендаций по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год), направленных письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.12.2019 №18-2/10/В-11200) (далее – Методические рекомендации). 2. Сведения о получении дохода в виде процентов по вкладу в ПАО «ВТБ» в размере 220,13 руб. указаны в пункте 4 раздела 1 справки о доходах, как того требуют Методические рекомендации. 3. В ходе заполнения справки о доходах допущена техническая ошибка в реквизитах документа - основания приобретения права собственности – ошибочно указано постановление, на основании которого земельный участок почти одновременно с Фазуллиным Х.И. получил его родной брат, при этом сам земельный участок и его характеристики отражены верно, имущество Фазуллин Х.И. не скрывал, а лишь ошибочно указал иные реквизиты постановления. 4. Информацию о закрытых счетах Фазуллин Х.И. указал, руководствуясь официальными сведениями ФНС РФ, размещенными в его Личном кабинете налогоплательщика, где счета, указанные в заявлении Комиссии, отображаются со статусом «текущий» и «открыт», в то время как в заявлении Комиссии указано, что данные счета закрыты. 5. Указывая в разделе 4 остаток на счете в размере 0 руб., Фазуллин Х.И. руководствовался справками, полученными из Банка, согласно которым баланс составил 0 руб. 6. Счет в ПАО «Сбербанк», открытый 31.12.2019, не указан правомерно в связи с закрытием данного счета 10.02.2020, за шесть месяцев до подачи справки о доходах по состоянию на 01.08.2020. 7. Местом работы Фазуллина Х.И. на отчетную дату является ООО «ТД Ликада», где по состоянию на 01.08.2020 он осуществлял трудовую деятельность в должности коммерческого директора, что подтверждается справкой о доходах и суммах налога физического лица за 2020 год, карточкой учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2020 год. 8. Предоставляя сведения о доле участия в обществах – 33,3%, Фазуллин Х.И. руководствовался официальными сведениями из ЕГРЮЛ, так как в соответствии с п. 132 Методических рекомендаций доля участия выражается в процентах от уставного капитала, при этом 33% являются математическим эквивалентом 1/3. 9. В ответ на указание Комиссии на ошибочность раскрытия поручительства п.6.2 Справки о доходах – в соответствии с Методическими рекомендациями, требующими раскрывать лишь сумму основного долга и процентов (без указания неустойки), на момент подачи справки о доходах в отношении ООО «ГСМ-Трейд» была введена процедура несостоятельности – наблюдение, и Фазуллин Х.И., являясь его поручителем, обязан отразить принятые на себя обязательства по договорам поручительства, а что касается занижения размера обязательств на 104 млн. руб., данная сумма складывается из штрафных санкций (неустоек, штрафов), которые не подлежат учету в справке о доходах, на момент подачи которой отсутствовал судебный акт, устанавливающий полный размер обязательства Фазуллина Х.И. как поручителя ООО «ГСМ-Трейд», на тот момент не согласного с расчетом ПАО «Ак Барс» Банк. Проанализировав Письмо Минтруда от 13.11.2015 №18-2/10/п-7073 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» (вместе с «Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции»), административный истец считает, что предполагаемые нарушения, указанные в заявлении Комиссии, являются малозначительными или несущественными. Ответственность в виде прекращения полномочий депутата может наступать только в том случае, если в действительности имеются основания усомниться в честности и бескорыстности депутата. Соответственно, Совет Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района был не вправе применять наиболее строгое наказание в виде прекращения полномочий депутата. Таким образом, учитывая характер вменяемых нарушений, обстоятельства, при которых они могли быть совершены, совершение проступка впервые, отсутствие отягчающих обстоятельств, предшествующие результаты исполнения должностных обязанностей, соблюдения других ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, отсутствие умысла у Фазуллина Х.И. при предоставлении информации, административный истец подлежит восстановлению в статусе депутата Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района.

Суд принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в вышеприведенной формулировке.

С решением суда не согласился Фазуллин Х.И., представитель которого Халиуллин Р.Р. подал апелляционную жалобу. В апелляционной жалобе апеллянт просит решение Зеленодольского городского суда от 07.10.2021 г. по данному делу отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования Фазуллина Х.И. удовлетворить в полном объеме. В обоснование апеллянт приводит те же основания и доводы, что и в первоначальном административном исковом заявлении, указывая при этом, что обжалуемый судебный акт первой инстанции является необоснованным и незаконным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Кроме этого, Зеленодольским городским судом РТ были неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела. Так, Советом Осиновского сельского поселения был нарушен порядок принятия решения о прекращении статуса депутата, так как Фазуллин Х.И. не был извещен о повестке собрания Совета. При этом суд первой инстанции вопреки доказательствам, представленным в материалы дела, посчитал, что апеллянт был уведомлен надлежащим образом. Также Зеленодольский городской суд РТ неправильно распределил бремя доказывания, чем нарушил нормы процессуального права. В материалах дела отсутствуют доказательства нарушений заполнения административным истцом Справки о доходах. Указано, что Фазуллиным Х.И. были представлены доказательства, опровергающие инкриминируемые ему нарушения. Выявленные нарушения не могли служить основанием для досрочного прекращения полномочий депутата в силу писем Минтруда от 13.11.2015 N 18- 2/10/П-7073, от 21.03.2016 N 18-2/10/П-1526 и сложившейся судебной практики, согласно которой суды руководствуются данными письмами при принятии решения по делу. Кроме того, суд первой инстанции не дал оценку доводам административного истца относительно отсутствия полномочий у Совета принимать решения о прекращении статуса депутата.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Фазуллина Х.И. – Халиуллин Р.Р. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить. Представитель административного ответчика Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района – Нургалеева Э.А., представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан – Исканова Д.А., представитель заинтересованного лица Аппарата Президента Республики Татарстан – Мугинов Р.Р., полагали решение суда законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Рассмотрение данной категории дел осуществляется по правилам, установленным главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Из материалов дела следует, что 15.09.2020 Территориальной избирательной комиссией Зеленодольского района Республики Татарстан принято решение №1455 «О результатах выборов депутата Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №14», признать выборы депутата Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №14 состоявшимися и действительными, считать избранным депутатом Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №14 Фазуллина Халита Иньгеловича, как получившего наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

16.09.2020 Территориальной избирательной комиссией Зеленодольского района Республики Татарстан принято решение №1533 «Об установлении общих результатов выборов депутатов Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва», признать выборы депутатов Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15 одномандатным избирательным округам состоявшимися и действительными; установить, что в Совет Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва избрано 15 депутатов по одномандатным избирательным округам (список избранных депутатов прилагается); опубликовать настоящее решение в газете «Зеленодольская правда» и разместить на сайте Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В списке избранных депутатов Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатным избирательным округам также указан Фазуллин Халит Иньгелович - одномандатный избирательный округ №14.

25.12.2020 Фазуллиным Х.И. на имя Президента Республики Татарстан Минниханова Р.Н. за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 подана справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

01.02.2021 Главой Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в ответ на запрос от 27.01.2021 №10-656 в адрес Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики направлены следующие документы на депутата Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №14 Фазуллина Х.И.: копия решения Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 15.09.2020 №1455 «О результатах выборов депутата Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №14»; справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов семьи, на 60 листах.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

В силу абзаца 19 части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно приведенному законоположению Фазуллин Х.И., как депутат Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, относится к лицам, замещающим муниципальные должности.

Особым публичным статусом лиц, замещающих выборные муниципальные должности, в том числе должности депутатов представительных органов муниципальных образований, которые, как правило, осуществляют свою деятельность на непостоянной основе (часть 5 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ), предопределяется право федерального законодателя вводить для них определенные обязанности, в частности, аналогичные предусмотренным для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, и направленные на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.

Положениями статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ установлены ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности. В частности, в соответствии с частью 4 указанной статьи, лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, утвердившим Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться названным указом при разработке и утверждении положений о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Судом указано, что из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего муниципальную должность, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами. При этом непредставление лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации досрочное прекращение полномочий вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27.12.2012 №34), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26.01.2017 №104-О).

Гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

В соответствии с положениями части 10.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Аналогичное основание для досрочного прекращения полномочий депутата Совета указано в части 7 статьи 42 Устава муниципального образования «Осиновское сельское поселение» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, согласно которому полномочия депутата Совета поселения прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность.

Федеральным законом от 03.04.2017 №64-ФЗ, вступившим в силу 15.04.2017, статья 40 Федерального закона №131-ФЗ дополнена частями 7.2 и 7.3, предусматривающими, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. При выявлении в результате проверки фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обратиться в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

Частью 11 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального образования принимает решение о досрочном прекращении полномочий депутата не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.В соответствии с частью 7 статьи 10 Закона Республики Татарстан от 19.07.2017 №57-ЗРТ «О проверке достоверности и полноты сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими муниципальные должности, должность главы местной администрации по контракту» при выявлении в результате проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», Президент Республики Татарстан обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

В силу предписаний части 7.2 указанной статьи заявление Президента Республики Татарстан о применении мер ответственности, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи (далее - меры ответственности), рассматривается органом местного самоуправления, уполномоченным принимать решение об их применении, не позднее чем через 30 дней со дня поступления указанного заявления в данный орган. В случае если основной формой работы органа местного самоуправления, уполномоченного принимать решение о применении мер ответственности, являются сессии и заявление Президента Республики Татарстан о применении мер ответственности поступило в период между сессиями, указанное заявление рассматривается не позднее чем через три месяца со дня его поступления. По результатам рассмотрения заявления Президента Республики Татарстан принимается решение о применении меры ответственности либо об отказе в применении меры ответственности.

Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности определяется муниципальным правовым актом с учетом положений настоящей статьи.

Аналогичные нормы установлены частями 6-8 статьи 32 Устава муниципального образования «Осиновское сельское поселение Зеленодольского муниципального района», действовавшего на момент принятия оспариваемого решения.

Из вышеуказанных положений закона следует, что процедура досрочного прекращения полномочий депутата предполагает инициирование вопроса компетентным лицом, включение данного вопроса в повестку заседания представительного органа местного самоуправления, голосование по поставленному вопросу и принятие (оформление) решения, при этом основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом №273-ФЗ.

Из материалов дела следует, что в связи с выявленными в ходе проверки фактами несоблюдения депутатом Фазуллиным Х.И. ограничений, установленных Законом №273-ФЗ, 18.03.2021 Президент Республики Татарстан, руководствуясь ч.7 ст.10 Закона Республики Татарстан от 19.07.2017 №57-ЗРТ, обратился в Совет Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Фазуллина Х.И. в связи с утратой доверия, в котором указано, что в результате проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлены факты представления заведомо недостоверных и неполных сведений о доходах. Так, в справке о своих доходах за 2019 год Фазуллин Х.И. в разделе 1 не указал доход, полученный в виде процентов по договорам займа в размере 278 159,3 руб., доход в размере 220,13 руб., полученный от вклада в банке ВТБ (ПАО); в подразделе 3.1 неверно указал реквизиты документа, послужившего основанием приобретения земельного участка (вместо постановления руководителя Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 26.03.2021 №848 указал постановление от 19.01.2010 №170), а также наименование документа, послужившего основанием для приобретения недвижимого имущества (земельного участка и квартиры), находящегося в собственности; в разделе 4 указал три закрытых счета (от 23.06.2017, от 10.06.2015, от 28.05.2015), ранее имевшиеся в Банке ВТБ (ПАО), и неверно указал остаток на счете от 09.07.2018 (указано 0,00 руб. вместо 24,23 руб.); не указал счет в ПАО «Сбербанк», открытый 31.12.2019; на титульном листе неверно указал место работы (ООО «Торговый дом «Ликада» (коммерческий директор) вместо ООО «ГСМ-Трейд» (финансовый директор); в подразделе 5.1 указал не все основания участия в ООО «Ликада» и ООО «ГСМ-Трейд» (реквизиты договора, акта, на основании которых осуществляется участие в деятельности), а также некорректно указал долю участия (33,3% вместо 1/3 доли) в обоих обществах; в подразделе 6.2 излишне указал содержание обязательств в виде поручительства и, соответственно, неверно указал условия имеющихся обязательств, основания их возникновения, а также недостоверно указал суммы всех обязательств на отчетную дату (на 01.08.2020) (указана сумма первоначального возникновения обязательств), в частности, занизил свои обязательства перед ПАО «Ак Барс» Банком на 104791923,47 руб. Характер выявленных нарушений подтверждает умысел на сокрытие сведений о доходах. Подпись Фазуллина Х.И. в справке о доходах подтверждает достоверность и полноту предоставленных им сведений, и он обязан осознавать несоответствие или возможность несоответствия действительности сообщаемых им сведений и принимать меры по их недопущению. Неисполнение требований законодательства при заполнении справок о доходах препятствует достижению целей противодействия коррупции, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение полных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, и невозможность осуществления контроля за их расходами, а также противоречит основным принципам противодействия коррупции в Российской Федерации. Таким образом, Фазуллиным Х.И. нарушены требования, предусмотренные ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ, что на основании п.2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ и ч.1 ст.4 Закона Республики Татарстан от 19.07.2017 №56-ЗРТ влечет досрочное прекращение полномочий.

На основании вышеуказанного заявления, повестка дня 12 сессии 4 созыва Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района по следующим вопросам: о внесении изменений и дополнений в решение Совета Осиновского сельского поселения от 17.12.2020 №15 «О бюджете муниципального образования «Осиновское сельское поселение» Зеленодольского муниципального района на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»; о деятельности отдела полиции «Осиново» Отдела МВД России по Зеленодольскому району за 12 месяцев 2020 года (л.д.129), была дополнена вопросом о досрочном прекращении полномочий депутата Осиновского сельского поселения Фазуллина Х.И.

Судом указано, что в подтверждение извещения Фазуллина Х.И. о сессии Совета Осиновского сельского поселения административным ответчиком представлен скриншот переписки 26.03.2021 между Главой Осиновского сельского поселения и депутатом Фазуллиным Х.И., то есть за 5 дней до дня очередного заседания Совета, как предусмотрено законом и статьей 26 Регламента Совета Осиновского сельского поселения, утвержденного решением Совета Осиновского сельского поселения №79 от 31.01.2008 (с изменениями, внесенными решениями Совета Осиновского сельского поселения от 03.09.2010 №146, от 27.07.2012 №70).

Согласно протоколу, в работе 12 сессии 4 созыва Совета Осиновского сельского поселения, состоявшейся 31.03.2021, изначально принимало участие 12 депутатов, отсутствовали ФИО1 кворум для ведения заседания имелся. Председательствующим ФИО2 депутатом избирательного округа №10, Главой Осиновского сельского поселения ЗМР РТ, было предложено утвердить следующую повестку дня: о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Осиновского сельского поселения Фазуллина Х.И.; о внесении изменений и дополнений в решение Совета Осиновского сельского поселения от 17.12.2020 №15 «О бюджете муниципального образования «Осиновское сельское поселение» ЗМР РТ на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»; о деятельности ОП «Осиново» Отдела МВД России по Зеленодольскому району за 12 месяцев 2020 года; разное. Предложения депутатов по повестке дня не поступили, председательствующим было предложено принять повестку дня в целом, голосовали «за» единогласно. После прибытия для участия в сессии депутата ФИО3 на заседании присутствовало 13 депутатов. Выступил ФИО4 ознакомил с проектом решения «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета Осиновского сельского поселения Фазуллина Х.И.», выступил Фазуллин Х.И., председательствующим решение предложено принять в целом. Голосовали «за» 12 депутатов (единогласно), решение принято.

Как отметил суд первой инстанции, из изложенного следует, что Фазуллин Х.И. лично принимал участие в заседании Совета Осиновского сельского поселения 31 марта 2021 года, голосовал за повестку дня сессии, также выступил со своими пояснениями перед депутатами Совета Осиновского сельского поселения, следовательно, не был лишен права представить доказательства, подтверждающие свои доводы и опровергнуть результаты проверки, если проверка, по его мнению, была проведена необъективно, ошибочно. Однако, таких доказательств он не представил.

Судом указано, что факт предоставления Фазуллиным Х.И. неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год, установленный в ходе проведенной проверки, не оспаривался им в письменном объяснении, адресованном Президенту Республики Татарстан, согласно которому в разделе 1 «сведения о доходах» указан доход, полученный от ООО «ГСМ-Трейд» в размере 1229359,43 руб. (по основному месту работы 815617,15 руб. и компенсация за неиспользованный отпуск в размере 413742,48 руб.). По ошибочно поступившим платежам по платежным поручениям №23 от 06.06.2019 на сумму 15095,80 руб., №24 от 07.06.2019 на сумму 15000 руб., №26 от 07.06.2019 на сумму 250000 руб., №23 от 07.06.2019 на сумму 2984904,20 руб. отправителем были написаны уточняющие письма, в которых указано: «считать верным назначение платежа «Оплата по договору займа №2 от 27.03.2019», то есть возврат займа. Указанные платежи не отражены в доходах, так как не являются доходом и отражению в разделе 1 не подлежат. Доход УСН индивидуального предпринимателя за 2019 год в размере 2423627,73 руб. (в налоговой отчетности указано округленно 2423628 руб.) указан в разделе 1 строка 6 «иные доходы», а именно проценты по выданным займам, потому что это был доход в виде процентов от ранее выданных займов. В разделе 3.1 справки «сведения об имуществе» ошибочно указал неверные реквизиты документа, послужившего основанием приобретения земельного участка по адресу: <адрес> Правильным считать постановление руководителя исполнительного комитета Пестречинского района РТ от 26.03.2010 №847. В разделе 4 «сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» указал наличие трех счетов (от 26.06.2017, от 10.06.2015, от 28.05.2015) в ПАО «Банк ВТБ», т.к. они были отражены на официальном сайте налоговой инспекции в личном кабинете налогоплательщика с отметкой состояния счета как «открыт». Также отразил нулевой остаток на расчетном счете от 09.07.2018, потому что при получении справки о наличии открытых счетов от ПАО «Банк ВТБ», данный расчетный счет и его остаток не были указаны, соответственно, получить откуда-либо сведения по нему он не мог. В разделе 5.1 «Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах» указал долю участия в процентном соотношении - 33,3% вместо 1/3 доли в обоих обществах. В разделе 6.2 «срочные обязательства финансового характера» излишне написал содержание обязательств в виде поручительства и указал условия имеющихся обязательств как «поручительство по договору кредитования» без условий, так как документа с их описанием не имеется. Неточности и незначительные ошибки допущены из-за отсутствия полной информации и неопытности составления справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Суд отметил, что в соответствии с п.34 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера справку рекомендуется заполнять на основании правоустанавливающих и иных подтверждающих официальных документов. Не рекомендуется пользоваться информацией, полученной по телефону, в том числе в виде смс-сообщения.

Между тем, документы, на основании которых указаны соответствующие сведения в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019г. Фазуллин Х.И. к вышеуказанным пояснениям не приложил. В ходе судебного разбирательства данные документы, за исключением приложенных к административному иску карточек учета сумм, начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм, начисленных страховых взносов за 2021 год Фазуллину Х.И., справок Банка ВТБ об открытых счетах по состоянию на 01.08.2020, справок налогового агента ООО «ТД Ликада» о доходах и суммах налога физического лица за 2020 год, за 2021 год, скриншота с интернет сайта ПАО Сбербанк, также не представлены, представитель административного истца ограничился письменными пояснениями.

Судом также отмечено, что в статье 60 Регламента Совета Осиновского сельского поселения, утвержденного решением Совета Осиновского сельского поселения №79 от 31.01.2008 (с изменениями, внесенными решениями Совета Осиновского сельского поселения от 03.09.2010 №146, от 27.07.2012 №70) указано, что Совет принимает акты ненормативного характера, которые оформляются в форме решений Совета, по следующим вопросам: о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета (часть 1 пункт 11). Решение по указанным в части 1 вопросам считается принятым, если за него голосовало большинство от установленного числа депутатов Совета, если иное не установлено законодательством, Уставом (часть 2).

Согласно решению Совета Осиновского сельского поселения от 31.03.2021 №38 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета Осиновского сельского поселения Фазуллина Х.И.», рассмотрев заявление Президента РТ от 18.03.2021 о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Осиновского сельского поселения Фазуллина Х.И. в соответствии с п.2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ и ч.7 ст.10 Закона Республики Татарстан от 19.07.2017 №57-ЗРТ, руководствуясь п.п.7.3 и 10.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, ч.2 ст.42 Устава муниципального образования «Осиновское сельское поселение» ЗМР РТ, Совет Осиновского сельского поселения решил: прекратить досрочно полномочия депутата Совета Осиновского сельского поселения по одномандатному избирательному округу №14 Осиновского сельского поселения Фазуллина Халита Иньгеловича 31.03.2021 в связи с утратой доверия; вывести из состава постоянной комиссии Совета Осиновского сельского поселения по жилищно-коммунальному хозяйству, жилищной политике и благоустройству Фазуллина Х.И. депутата Совета Осиновского сельского поселения по одномандатному избирательному округу №14 Осиновского сельского поселения.

31.03.2021 данное решение опубликовано на сайте Зеленодольского муниципального района.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что помощник Фазуллина Х.И. забрал решение 15.04.2021.

18.04.2021 копия решения Совета Осиновского сельского поселения ЗМР РТ от 31.03.2021 №38 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета Осиновского сельского поселения Фазуллина Х.И.», принятого по результатам рассмотрения заявления о досрочном прекращении полномочий депутата, направлена Президенту Республики Татарстан.

Судом указано, что оснований полагать, что оспариваемое решение принято без учета должного анализа обстоятельств, связанных с неисполнением административным истцом обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, не имеется, поскольку для принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата важен не факт того или иного нарушения, а получение сведений о нем представительным органом.

При этом судом отклонены, как несостоятельные, ссылки представителя административного истца на нарушение процедуры прекращения полномочий депутата, поскольку данные доводы противоречат положениям пункта 42 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, части 11 статьи 40 того же Федерального закона, в силу которых осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального образования является прерогативой представительного органа местного самоуправления муниципального образования, решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования может быть принято только представительным органом муниципального образования.

Суд первой инстанции также указал, что доводы представителя административного истца о том, что допущенные нарушения Фазуллиным Х.И. носят несущественный, малозначительный характер и не могли служить основанием для прекращения полномочий, поскольку они противоречат положениям статьи 40 Федерального Закона № 131-ФЗ. В этой связи суд отметил, что имелись основания для принятия Советом Осиновского сельского поселения решения о прекращении полномочий депутата Фазуллина Х.И., поскольку им поданы заведомо недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год.

Исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Фазуллина И.Х.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются представленными доказательствами.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не дал оценку доводам административного истца относительно отсутствия полномочий у Совета Осиновского сельского поселения принимать решения о прекращении статуса депутата судебная коллегия полагает необоснованными, поскольку судом подробно, со ссылкой на положения действующего законодательства и статей 32, 42 Устава муниципального образования «Осиновское сельское поселение» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, согласно которому полномочия депутата Совета поселения прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указано в решении на наличие предусмотренных законом полномочий Совета Осиновского сельского поселения на принятие решения о досрочном прекращении полномочий депутата. Кроме того, согласно п.11 ч.1 ст. 60 Главы 10 Регламента Осиновского сельского поселения, утвержденного решением Совета Осиновского сельского поселения №79 от 31.01.2008г., Совет принимает акты ненормативного характера, которые оформляются в форме решений по вопросам о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета. Таким образом, Совет Осиновского сельского поселения, принимая решение о досрочном прекращении полномочий депутата Фазуллина Х.И., действовал в пределах предоставленных законом полномочий.

Также являются необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что Советом Осиновского сельского поселения был нарушен порядок принятия решения о прекращении статуса депутата, так как Фазуллин Х.И. не был извещен о повестке Двенадцатой сессии Совета Осиновского сельского поселения Четвертого созыва, поскольку из материалов дела следует, что в предусмотренные законом сроки Фазуллин Х.И. был извещен о повестке Двенадцатой сессии Совета Осиновского сельского поселения Четвертого созыва, состоявшейся 31 марта 2021 года. Данные обстоятельства подтверждаются тем, что он участвовал в работе сессии, голосовал за утверждение повестки дня, одним из вопросов которой являлось досрочное прекращение полномочий депутата Фазуллина Х.И. Как следует из выписки из протокола Двенадцатой сессии Совета Осиновского сельского поселения Четвертого созыва, состоявшейся 31 марта 2021 года, повестка дня была утверждена единогласно, голоса «против» и «воздержались» - отсутствовали, таким образом, административный истец не воспользовался свои правом заявить о том, что он не уведомлен о повестке дня и имеет место нарушение порядка принятия решения о прекращении статуса депутата. Напротив, Фазуллин Х.И. проголосовал за утверждение повестки дня работы указанной сессии, давал пояснения по существу. Кроме того, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, который указал, что Фазуллин Х.И. надлежащим образом, за 5 дней до дня очередного заседания Совета, как предусмотрено законом и статьей 26 Регламента Совета Осиновского сельского поселения, утвержденного решением Совета Осиновского сельского поселения №79 от 31.01.2008 был извещен о сессии Совета Осиновского сельского поселения, поскольку административным ответчиком представлен скриншот переписки от 26.03.2021 между Главой Осиновского сельского поселения и депутатом Фазуллиным Х.И. При этом судебная коллегия отмечает, что административным истцом не отрицается получение данного сообщения на его номер телефона. Оценив в совокупности представленные в материалы доказательства, судебная коллегия полагает, что доводы апеллянта о том, что из скриншота переписки невозможно идентифицировать в полном объеме информацию, полученную им, являются несостоятельными и свидетельствуют о злоупотреблении правом.

Доводы апелляционной жалобы о том, что материалах дела отсутствуют доказательства нарушений заполнения административным истцом Справки о доходах, при этом Фазуллиным Х.И. были представлены доказательства, опровергающие инкриминируемые ему нарушения, не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда первой инстанции в связи со следующим.

Согласно позиции административного истца, изложенной в административном исковом заявлении и в последующем в апелляционной жалобе на решение суда, он согласен с частью выявленных в ходе проверки фактов несоблюдения депутатом Фазуллиным Х.И. ограничений, установленных Законом №273-ФЗ, а именно представления недостоверных и неполных сведений в Справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год, однако он полагает их малозначительными и несущественными, в связи с чем за их совершение Фазуллин Х.И. не мог быть досрочно лишен полномочий депутата.

При этом административный истец, выражая несогласие с выявленным у него нарушением о занижении своих обязательств перед ПАО «Ак Барс» Банком на 104791923,47 руб. ссылается на п.153
Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год), указывая, что данная сумма складывается из штрафных санкций (неустоек, штрафов), которые не подлежат учету.

Согласно п.153 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год), в графе "Сумма обязательства/размер обязательства по состоянию на отчетную дату" указываются сумма основного обязательства (без суммы процентов) (т.е. сумма кредита, долга) и размер обязательства (оставшийся непогашенным долг с суммой процентов, начисленных по состоянию на отчетную дату, а не до конца периода кредитования) по состоянию на отчетную дату.

Однако, согласно п.156 вышеуказанных Методических рекомендаций, помимо прочего подлежат указанию: 7) обязательства по договору поручительства (в случае, если по состоянию на отчетную дату должник не исполняет или исполняет обязательства перед кредитором ненадлежащим образом и соответствующие обязательства возникли у поручителя).

Поскольку Фазуллиным Х.И. указал свои обязательства перед ПАО «Ак Барс» Банком по договору поручительства, а согласно вышеуказанному пункту 156 Методических рекомендаций, необходимо указывать размер обязательства по договору поручительства без каких-либо исключений, поэтому его доводы о том, что в Справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера отсутствовало занижение его обязательства перед ПАО «Ак Барс» Банком на 104791923,47 руб. являются необоснованными. Кроме того, административный истец также не представил доказательства, что указанная сумма складывается из штрафных санкций.

В этой связи судебная коллегия отмечает, что судом первой инстанции верно установлено, что допущенное депутатом Фазуллиным Х.И. нарушение Закона о противодействии коррупции являлось безусловным и безальтернативным основанием для прекращения его полномочий как депутата в силу положений части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ. Вопреки утверждению подателя жалобы, допущенное депутатом Фазуллиным Х.И. нарушение закона не может расцениваться как малозначительное и несущественное, в силу чего является основанием для прекращения его полномочий как депутата.

Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

Таким образом, оспариваемое административным истцом решение о досрочном прекращении его полномочий депутата Совета Осиновского сельского поселения принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, при наличии достаточных оснований, предусмотренных законом и подтвержденных представленными доказательствами.

Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 7 октября 2021 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Фазуллина Х.И. – Халиуллина Р.Р. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 4 февраля 2022 года

Определение10.02.2022