Судья Шадрина Е.В. УИД 16RS0051-01-2021-002307-49
в суде первой инстанции дело №2а-2394/2021
в суде апелляционной инстанции дело №33а-17385/2021
Учет №020а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2021 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Моисеевой Н.Н.,
судей Гафарова Р.Ф., Давлетшиной А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нурмухаметовой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Давлетшиной А.Ф. административное дело по апелляционным жалобам муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани», муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани», Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Багавиева Радифа Завдатовича на решение Советского районного суда города Казани от 8 июля 2021 года, которым постановлено:
административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным изложенный в письме №16392/КЗИО-ИСХ от 12.11.2020 отказ МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани» в удовлетворении заявления Местной общественной организации офицеров запаса и в отставке г. Казани о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов вх №20008 от 19.10.2020.
Обязать МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани» в течение одного месяца со дня вступления решения суда по данному делу в законную силу повторно рассмотреть заявление Местной общественной организации офицеров запаса и в отставке г. Казани о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов вх №20008 от 19.10.2020 с учётом обстоятельств, установленных настоящим решением суда.
Признать незаконным изложенный в письме №15/21—ИСХ/14638 от 18.12.2020 отказ МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» в удовлетворении заявления Местной общественной организации офицеров запаса и в отставке г. Казани об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории вх. №13145/УАиГ от 19.10.2020.
Обязать МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» в течение одного месяца со дня вступления решения суда по данному делу в законную силу повторно рассмотреть заявление Местной общественной организации офицеров запаса и в отставке г. Казани об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории вх. №13145/УАиГ от 19.10.2020 с учётом обстоятельств, установленных настоящим решением суда.
В части исковых требований о возложении на административных ответчиков обязанности устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи договоров аренды земельных участков и принятии решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков Местной общественной организации офицеров запаса и в отставке г. Казани отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца Местной общественной организации офицеров запаса в отставке города Казани – Халиуллиной С.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, объяснения представителя административных ответчиков муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани», Исполнительного комитета муниципального образования города Казани – Чикириной Р.Г., полагавшей решение суда подлежащим отмене, объяснения представителя административных ответчиков муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани», Исполнительного комитета муниципального образования города Казани – Халиуллина Р.К., полагавшего решение суда незаконным и подлежащим отмене, заинтересованного лицо Садыкова Р.А., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Местная общественная организация офицеров запаса и в отставке города Казани (далее - Союз офицеров, МОО офицеров запаса и в отставке) обратилась в суд с административным исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани»), муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани»), Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - ИК МО г. Казани) о признании незаконным решения.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании государственного акта №РТ-16-002952, выданного в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 мая 1995 года, административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок площадью 157 га, представляющий собой кадастровый квартал <адрес> (далее - исходный земельный участок). Впоследствии данный земельный участок был включен в состав муниципального образования города Казани.
Всего по целевому назначению – для предоставления офицерам из своего числа под индивидуальное жилищное строительство использовано 15,8 га земель, при этом в настоящее время на территории исходного предоставленного административному истцу земельного участка имеется 66 участков общей площадью 33 га, право собственности на которые закреплено за муниципальным образованием городом Казань, 43 из них имеют вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» (ИЖС); имеются также неразграниченные земли, на которых возможно формирование земельных участков (22), с разрешенным использованием под ИЖС.
19 октября 2020 года Союз офицеров обратился в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» с заявлением об утверждении схем расположения 22 земельных участков (расположенных в границах исходного земельного участка площадью 157 га) на кадастровом плане территории для последующего предоставления данных земельных участков заявителю на праве аренды, в удовлетворении которого было отказано с указанием на то, что образование отдельных земельных участков возможно лишь после переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
19 октября 2020 года Союз офицеров также обратился в МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» за предоставлением в аренду без проведения торгов 43 земельных участков (расположенных в границах исходного земельного участка площадью 157 га), право собственности на которые в настоящее время закреплено за муниципальным образованием г. Казань, в удовлетворении которого было отказано ввиду того, что в предоставленной заявителем документации адрес земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование, не указан, что не позволяет определить его точное местонахождение.
С учетом уточнений административный истец просил суд признать:
незаконным отказ в предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов, выраженный в письме МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» №16392/КЗИО-ИСХ от 12 ноября 2020 года, возложить обязанность устранить допущенные нарушения, выдать договоры аренды сроком на 20 лет с установлением годового размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости на земельные участки с кадастровыми номерами ....
признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельных участков, выраженный в письме МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» №15/21-ИСХ/14638 от 18 декабря 2020 года, возложить обязанность устранить допущенные нарушения, выдать решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, образуемых путем раздела с сохранением исходных в измененных границах, согласно координатам, указанным в схемах расположения земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленных кадастровым инженером (перечень участков приведен в пункте 4 заявления об уточнении исковых требований т.5 л.д. 144 оборот), а также земельных участков, образуемых из неразграниченных земель, согласно координатам, указанным в схемах расположения земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленных кадастровым инженером, а именно земельных участков (перечень участков приведен в пункте 5 заявления об уточнении исковых требований т.5 л.д. 144-145).
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены начальник МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» Лобов А.Н., первый заместитель председателя МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» Козловская Т.А., МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани», начальник отдела по образованию земельных участков на торги МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» Биктимирова Ю.П., главный специалист отдела землепользования МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» Низамиева Е.О., кадастровый инженер Садыков Р.А., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее – Управление Росреестра по Республике Татарстан).
8 июля 2021 года суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ИК МО г.Казани и МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» ставится вопрос об отмене решения суда от 8 июля 2021 года по мотиву его незаконности и необоснованности, указывается, что судебный акт принят с нарушением норм материального права, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Отмечается, что в рассматриваемых правоотношениях имеет место спор о праве, подлежащий рассмотрению в рамках гражданского судопроизводства, кроме того, в представленной документации Союза офицеров адрес испрашиваемого в аренду земельного участка, предоставленного в постоянное пользование не указан, соответствующей информации у ответной стороны не имеется, право постоянного бессрочного пользования земельным участком должным образом не оформлено, вследствие чего отсутствуют основания для предоставления административному истцу в аренду испрашиваемого земельного участка.
С указанным решением суда не согласились также ИК МО г.Казани и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани», поставив в апелляционной жалобе вопрос о его отмене. Указывается, что заявление административного истца об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плате территории не соответствует требованиям, предъявляемым положениями статей 39.6 и 39.14 Земельного Кодекса Российской Федерации: право постоянного бессрочного пользования земельным участком не оформлено надлежащим образом, до 1 июля 2012 года данное право переоформлено не было. Отмечается, что вступившим в законную силу решением Арбитражного Суда Республики Татарстан по делу №А65-967/2020 установлено, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером .... с декларированной площадью 1570000 кв. м. с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» не имеет координат границ, границы участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, какие-либо права на земельный участок не зарегистрированы, доказательств обратного МОО офицеров запаса и в отставке не предоставлено.
В апелляционной жалобе Багавиева Р.З. также ставится вопрос об отмене решения суда от 8 июля 2021 года, поскольку оно нарушает права и законные интересы членов семьи заявителя. Указано, что земельный участок
с кадастровым номером ...., в отношении которого по заявлению Багавиева Р.З. проходила процедура перераспределения земельных участков, является одним из участков, в отношении которого принят оспариваемый судебный акт. Кроме того, указанный земельный участок не может существовать как самостоятельный земельный участок, поскольку он граничит с другими, и доступ к нему возможен лишь через другие участки, которые в требования административного истца не входят.
В возражениях административного истца на апелляционную жалобу ИК МО г. Казани, МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани», указано на законность решения суда первой инстанции, так как все отраженные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в рассматриваемом случае спор о праве отсутствует, право постоянного (бессрочного) пользования административного истца подтверждается Государственным актом №РТ-16-002952, выданным на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 мая 1995 года №282, в котором указаны необходимые данные о землепользователе, размеры и чертеж границ земельного участка, данное право административного истца является ранее возникшим и имеет равную юридическую силу с записями ЕГРН, кроме того, заявителем пропущен процессуальный срок подачи апелляционной жалобы.
Административным истцом представлены также возражения на апелляционную жалобу ИК МО г. Казани, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани», в которых он настаивает на законности решения суда первой инстанции, так как в соответствии с Государственным актом №РТ-16-002952, выданным на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 мая 1995 года №282 административному истцу предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в законную силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН, государственная регистрация проводится по желанию правообладателей. Административный истец обратился к административному ответчику о предоставлении участков, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию городу Казани, в аренду без проведения торгов, поскольку указанные участки расположены в пределах земельного участка, принадлежащего МОО офицеров запаса и в отставке. Также административным истцом представлены заявления об утверждении схем расположения земельных участков путем образования из земель кадастрового квартала ...., которые находятся в границах предоставленного Государственным актом №РТ-16-002952 земельного участка. Ссылка на решение Арбитражного Суда Республики Татарстан по делу №А65-967/2020 не может быть принята во внимание, ввиду различных предметов и оснований споров.
Из возражений административного истца на апелляционную жалобу Багавиева Р.З. следует, что процедура перераспределения земельных участков, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером №...., является незаконной, ввиду наличия определения Арбитражного Суда Республики Татарстан от 5 ноября 2020 года о запрете на совершение регистрационных действий, следовательно, в перераспределении земельного участка Багавиеву Р.З. должно было быть отказано, избранный заявителем жалобы способ защиты права является ненадлежащим.
Лица, участвующие в деле, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заинтересованные лица начальник МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» Лобов А.Н., первый заместитель председателя МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» Козловская Т.А., МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани», начальник отдела по образованию земельных участков на торги МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» Биктимирова Ю.П., главный специалист отдела землепользования МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» Низамиева Е.О., Управление Росреестра по Республике Татарстан) в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства
Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из материалов дела следует, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №282 от 15 мая 1995 года, на основании которого выдан Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №РТ-16-002952, решением Президиума Высокогорского районного Совета народных депутатов Республики Татарстан №7 от 18 марта 1996 года общественному объединению «Союз офицеров и прапорщиков запаса города Казани» предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 157 га из земель агрофирмы «Нокса» для индивидуального жилищного строительства семьям офицеров, расположенный согласно схеме расположения земельного участка в <адрес>, кадастровый квартал .....
19 октября 2020 года административный истец обратился в МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов 43 земельных участков на срок 15 лет для индивидуального жилищного строительства.
В тот же день 19 октября 2020 года административный истец обратился в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» с заявлением об утверждении схем расположения 22 земельных участков на кадастровом плане территории для последующего их предоставления на праве аренды.
2 ноября 2020 года МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» письмом №16392/КЗИО-ИСХ в удовлетворении заявления отказано в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, по причине отсутствия в представленной документации адреса земельного участка, предоставленного в постоянное пользование, что не позволяет определить его точное местоположение, кроме того, в МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» отсутствует информация о предоставлении заявителю испрашиваемых земельных участков.
Из ответа МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» от 18 декабря 2020 года №15/21-ИСХ/14638 следует, что земельный участок, предоставленный заявителю в постоянное (бессрочное) пользование, подлежит переоформлению в аренду или в собственность, после переоформления возможно образование отдельных земельных участков и передача прав из его состава.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» было правомочно и компетентно в вопросе рассмотрения по существу заявления Союза офицеров об утверждении схем расположения 22 земельных участков, однако по существу данное заявление рассмотрено не было, ни одно из оснований, предусмотренных частью 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в обжалуемом решении не приведено, после проведения землеустроительных работ переоформление Союзом офицеров права постоянного (бессрочного) пользования на весь исходный земельный участок (декларированной площадью 157 га) на право аренды не представляется возможным, вопреки решению МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани», Союз офицеров должен считаться законным правообладателем (на праве постоянного (бессрочного) пользования всех земельных участков, образовавшихся из исходного земельного участка, в силу норм действующего законодательства Союз офицеров обладает правом на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на приведенные земельные участки на право аренды, учитывая, что решение выносилось административными ответчиками в отсутствие землеустроительных материалов 1999 года в отношении исходного земельного участка, кроме того, в основу решения суда не могут быть положены выводы Арбитражного суда Республики Татарстан, суд пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административного иска.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Согласно статье 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Приказом Росреестра от 2 сентября 2020 года № П/0321 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, в соответствии с пунктом 33 которого при подаче заявления о предоставлении земельного участка в порядке подпункта 11 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, использующее земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, предоставляет документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН, выписку из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке), выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязательное предоставление сведений ЕГРН об испрашиваемом земельном участке в качестве условия, необходимого для заключения договора аренды земельного участка по названным основаниям.
Кроме того, в силу положений части 7 и 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка, и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Пунктом 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что в кадастр недвижимости в качестве основных сведений об объекте недвижимости вносятся, в том числе, сведения об описании местоположения объекта недвижимости.
При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается (пункт 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Административный истец заявляет свои права на земельные участки с кадастровыми номерами, перечень которых отражен в административном исковом заявлении. Земельные участки поставлены на кадастровый учет и являются самостоятельными объектами права.
Между тем, в нарушение положений пп.11 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец претендует не на земельный участок площадью 157 га, в отношении которого выдан Государственный акт №РТ-16-002952 от 15.05.1995 г. на права, а на конкретные земельные участки.
Тем самым, административным истцом заявлено требование, не основанное на законе.
Из материалов дела усматривается, что зарегистрированные права в установленном законом порядке на испрашиваемые в заявлениях от 19 октября 2019 года земельные участки отсутствуют, административным истцом право бессрочного пользования, право на аренду исходных земельных участков не зарегистрировано, кроме того, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан №282 от 15 мая 1995 года, Государственный акт №РТ-16-002952, решение Президиума Высокогорского районного Совета народных депутатов Республики Татарстан №7 от 18 марта 1996 года не содержат адреса предоставляемого земельного участка, административным истцом данные обстоятельства не оспариваются.
Указанное положение также установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 июня 2020 года по делу № А65-967/2020.
В связи с чем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку административный истец обратился с заявлениями к административным ответчикам в отношении первичного земельного участка, право бессрочного пользования, право на аренду которого в установленном действующим земельным законодательством не зарегистрировано, иными документами не подтверждено, поскольку фактически первичный земельный участок, принадлежащий юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, как объект права в настоящий момент отсутствует, схемы расположения земельного участка с учетом фактического расположения на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам не утверждены.
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Вопреки позиции административного истца, доводы о наличии достаточных сведений о местоположении земельного участка с учетом сведений, содержащихся в землеустроительном деле, и пояснений специалистов и кадастровых инженеров, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в настоящее время исходный участок площадью 157 га, представляющий собой кадастровый квартал <адрес>, разделен, юридически не существует в прежних границах и прежней площади, и объектом права является не может.
Доводы относительно равнозначности предоставленного административному истцу на основании Государственного акта №РТ-16-002952, выданного в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 мая 1995 года, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с записью в ЕГРН не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, так как основаны на ошибочном толковании административным истцом норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, в частности, статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», кроме того, законом предусмотрено непосредственное предоставление сведений ЕГРН об испрашиваемом земельном участке в качестве условия, необходимого для заключения договора аренды земельного участка в порядке подпункта 11 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указание административным истцом на то, что право постоянного бессрочного пользований земельным участком оформлено должным образом, в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» противоречит положениям указанного федерального закона, предусматривающего обязанность юридических лиц по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретению земельных участков в собственность. Более того, МОО офицеров запаса и в отставке не относится к лицам, которым земельные участки могут предоставляться на праве постоянного (бессрочного) пользования в силу положений пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Пунктом 2 статьи 309 КАС предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 8 июля 2021 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.
При этом апелляционная жалоба Багавиева Р.З. подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку права на земельный участок с кадастровым номером .... не Багавиевым Р.З., не иными лицами не оспорены.
Отказ в удовлетворении административного иска не лишает административного истца права на обращение в суд с надлежащими требованиями в указанном законом порядке
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что Багавиев Р.З. вправе обратиться за защитой нарушенных прав и законных интересов в порядке статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 177, 301, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Багавиева Радифа Завдатовича оставить без рассмотрения.
Решение Советского районного суда города Казани от 8 июля 2021 года по данному административному делу отменить и принять по административному делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Местной общественной организации офицеров запаса и в отставке города Казани к муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани», муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани», Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании незаконными отказа в предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов, выраженного в письме муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» от 2 ноября 2020 года №16392/КЗИО-ИСХ, отказа в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выраженного в письме муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» от 18 декабря 2020 года №15/21-ИСХ/14638, возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 ноября 2021 года.
Определение06.12.2021