72RS0025-01-2020-001233-32
Номер в суде первой инстанции 2а-2419/2020
Дело № 33а-2998/2020
Апелляционное определение
г. Тюмень |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1, |
судей | ФИО2, ФИО3, |
при секретаре | ФИО4 |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО5 на решение Центрального районного суда города Тюмени от 12 марта 2020 года, которым в удовлетворении требований ФИО5 отказано.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда ФИО1, объяснения представителя Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО6, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО5 обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее также – Департамент, административный ответчик) о признании незаконным решения № 2118-о от 27 декабря 2019 года об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка для размещения индивидуальной жилой застройки - жилого дома, расположенного по адресу: <.......>; об обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка в собственность бесплатно для размещения индивидуальной жилой застройки - жилого дома, расположенного по адресу: <.......>; об обязании административного ответчика после государственного кадастрового учета земельного участка предоставить в собственность бесплатно земельный участок в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 19 ноября 2019 года, кадастровый номер земельного участка <.......>, площадь 1107 кв.м., для размещения индивидуальной жилой застройки - жилого дома, расположенного по адресу: <.......>. Заявленные требования ФИО5 мотивирует тем, что он 04 декабря 2019 года обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно на основании Закона Тюменской области от 21 июня 2018 года № 55 «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно». Однако 27 декабря 2019 года Департаментом имущественных отношений Тюменской области принято решение № 2118-о об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка в собственность бесплатно под самовольно встроенный дом. Отказ мотивирован тем, что участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, которым не предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка; земельный участок расположен в границах территории, предназначенной для размещения объектов местного значения; установить расположение земельного участка и самовольно выстроенного жилого дома не представляется возможным в связи с несоответствием места расположения земельного участка, указанного в заявлении, месту расположения земельного участка, отраженного на плане в техническом паспорте. С данным решением ФИО5 не согласен, указывая, что он относится к категории граждан, имеющим право на предоставление земельного участка в соответствии с Законом Тюменской области № 55.
Дело рассмотрено в отсутствие ФИО5
Представитель ФИО5 – ФИО7, действующая на основании доверенности от 06 февраля 2020 года (л.д.37), в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала.
Представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО6, действующая на основании доверенности от 08 августа 2019 года (л.д.101), в судебном заседании административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных пояснениях (л.д.51-52).
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ФИО5 В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что необходимыми документами для предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно является документ, подтверждающий факт проживания гражданина в жилом доме, а также документ, подтверждающий факт создания жилого дома до 1 сентября 2006 года. Факт создания жилого дома и проживания в нем административного истца подтверждены техническим паспортом жилого дома, расположенного по адресу <.......>, документами об оплате коммунальных услуг, с указанием в них адреса жилого дома, за три последних месяца, предшествующих дате подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявлением о предоставлении земельного участка, выпиской из финансового лицевого счета за холодное водоснабжение, однако административным ответчиком было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка. Также указывает в жалобе, что проект межевания территорий в границах элементов планировочной структур (микрорайонов) планировочного района № 7 «Гилевский» утверждён Постановлением от 29 июля 2017 года № 116 года Администрацией города Тюмени (далее – проект межевания), при этом жилой дом, расположенный по адресу: <.......> был построен на земельном участке в 1988 году, то есть до утверждения указанных проекта межевания и проекта планировки. Обращает внимание, что в соответствии с планом из технического паспорта на жилой дом и выпиской из ЕГРН от 02 марта 2020 года земельный участок сформирован под жилым домом и имеет кадастровый номер <.......>, дата присвоения кадастрового номера 21 декабря 2007 года с адресом: <.......> вид разрешенного использования под существующий индивидуальный жилой дом и приусадебный участок. Ссылаясь на нормы градостроительного кодекса, указывает, что, когда в отношении территории разработан и утвержден проект межевания, все существующие и образуемые земельные участки должны соответствовать данному проекту. Утверждает, что проект межевания утверждён без учета существующего жилого дома и земельного участка под ним, чем нарушает права и законные интересы ФИО5 Кроме того, указывает, что Правила землепользования и застройки города Тюмени не распространяются на отношения по приобретению в собственность бесплатно земельных участков (в том числе на отношения по образованию соответствующих земельных участков и их государственному кадастровому учету) гражданами, указанными в п.1 ч.1 ст.1 Закона Тюменской области от 21 июня 2018 года №55.
В возражениях на апелляционную жалобу Департамент имущественных отношений Тюменской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ФИО5, его представитель в суд апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решения, действия (бездействия) органов власти, должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействий) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, 04 декабря 2019 года административный истец ФИО5 обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области № 2118-о от 27 декабря 2019 года ФИО5 было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно под самовольно выстроенный жилой дом по адресу <.......>. Отказ мотивирован тем, что земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории, которым не предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка; указанный в заявлении земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов местного значения и с заявлением о предоставлении обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов; установить расположение земельного участка и самовольно выстроенного жилого дома не представляется возможным (местоположение земельного участка, указанное в заявлении, не соответствует местоположению земельного участка на плане в техническом паспорте жилого дома по адресу: <.......> (л.д. 10-11).
Признавая данный отказ Департамента имущественных отношений Тюменской области в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, соответствующим закону, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Тюменской области от 05.10.2001 года № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» порядок распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Тюменской области, в том числе сдача в аренду, предоставление в залог и в порядке отвода, выделение земельного участка для размещения и строительства объектов и на иных основаниях, предусмотренных действующим законодательством, устанавливается Правительством Тюменской области.
Управление и распоряжение землями и земельными участками, реализацию полномочий в отношении земельных участков осуществляет Департамент имущественных отношений Тюменской области (п.1.2 Постановления Правительства Тюменской области от 02.07.2007 года № 144-п «Об утверждении Положения об управлении и распоряжении земельными участками»).
Согласно ч. 4 ст. 2 Закона Тюменской области от 21.06.2018 года № 55 «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» уполномоченный орган рассматривает заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в части 1 статьи 3 названного Закона, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке и сроки, установленные статьей 39.15 (за исключением пунктов 1 - 3, 6, подпунктов 6 - 8 пункта 9, подпункта 2 пункта 13) Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 ст.3 Закона Тюменской области от 21.06.2018 года № 55 «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» основаниями для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам, указанным в статье 1 названного Закона, в частности, являются: основания, указанные в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 1 части 1 ст.3).
Пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 названного Кодекса (подпункт 1 пункта 8 ст.39.15); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 названного Кодекса (подпункт 2 пункта 8 ст.39.15).
Согласно подпункту 5 пункта 16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с ГрК РФ; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 названного Кодекса
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п. 3 указанной статьи.
Постановлением Администрации города Тюмени № 116 от 29 сентября 2017 года утвержден проект межевания территории в границах планировочного микрорайона № 7 («Гилевский»), в связи чем предварительное согласование предоставления испрашиваемого ФИО5 земельного участка на основании схемы расположения земельного участка не предусмотрено.
Кроме того, подпунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, к которому имеется отсылка в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в части оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
По смыслу статьи 39.16 названного Кодекса для отказа в предварительном согласовании предоставления участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ, документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Частями 3, 4 и 9 статьи 14 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии со ст.18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Согласно ч. 1 ст. 19 Градостроительного кодекса РФ схема территориального планирования муниципального района содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях; карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов). На указанных в пунктах 2 - 4 части 1 названной статьи картах соответственно отображаются: планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района; границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях; границы и описание функциональных зон, установленных на межселенных территориях, с указанием планируемых для размещения в этих зонах объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (ч.3 ст.19 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
В соответствии с утверждённым Постановлением Администрации города Тюмени № 116 от 29 сентября 2017 года проектом межевания территории в границах планировочного микрорайона № 7 («Гилевский») указанный в заявлении административного истца земельный участок предназначен для размещения объектов местного значения (л.д.61-64).
Принимая во внимание данные обстоятельства, у Департамента имущественных отношений Тюменской области имелись основания для принятия по заявлению ФИО5 решения об отказе в предварительном согласовании земельного участка кадастровый номер <.......> в собственность бесплатно под самовольно выстроенный жилой дом, в связи с чем выводы суда об отсутствии оснований для признания решения административного ответчика от 27 декабря 2019 года № 2118-о незаконным являются правильными.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба – не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда города Тюмени от 12 марта 2020 года оставить без изменения, жалобу ФИО5 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: