ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2425/20 от 23.09.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Лебедева Е.А. № 33а-7866

Докладчик: Бегунович В.Н. (№ 2а-2425/2020)

(42RS0009-01-2020-003957-54)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«23» сентября 2020 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Бегуновича В.Н.,

судей Быковой С.В., Тройниной С.С.

при секретаре Черняеве В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бегуновича В.Н. административное дело по иску Жукова Даниила Владимировича, Кондрашова Георгия Леонидовича к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу об оспаривании решения об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права

по апелляционной жалобе представителя истцов Севостьянова И.С. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 25 июня 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

Жуков Д.В., Кондрашов Г.Л. обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу (далее также – Управление Росреестра по Кемеровской области) об оспаривании решения об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права от 19.03.2020 №42/201/018/2019-3535, обязании осуществить государственную регистрацию права.

Требования мотивированы тем, что Жуков Д.В. и Кондрашов Г.Л. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 13 115 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – «под жилищное строительство», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

На основании постановления администрации Кемеровского муниципального района от 21.05.2019 №1567-п ООО «СУ Журавлевы горы» было разрешено за свой счет обеспечить подготовку документации по проекту планировки и проекту межевания территории для проектирования и строительства объекта «2-я очередь 3 этапа строительства коттеджного поселка «Журавлевы горы».

В ходе подготовки проекта планировки и проекта межевания вышеуказанный земельный участок, принадлежащий истцам, был разделен на 5 новых участков с изменением вида разрешенного использования на «Блокированная жилая застройка».

Согласно заключению о результатах публичных слушаний от 29.07.2019 комиссия по проведению публичных слушаний пришла к выводу об отсутствии препятствий для утверждения проекта планировки и проекта межевания.

Постановлением администрации Кемеровского муниципального района от 15.10.2019 указанный проект планировки и проект межевания был утвержден.

В последующем постановлением администрации Кемеровского муниципального округа от 06.03.2020 в постановление от 15.10.2019 были внесены изменения. В частности, утвержден перечень образуемых земельных участков в составе проекта планировки и проекта межевания территории.

В указанном перечне имеется указание на образование пяти земельных участков из земельного участка с условными обозначениями ЗУ1-ЗУ5 и новыми видами разрешенного использования.

После утверждения вышеназванной документации истцы обратились в Управление Росреестра по Кемеровской области с заявлением о государственном учете и государственной регистрации права собственности на вновь образуемые земельные участки с новым видом разрешенного использования с приложением всех необходимых документов, в том числе, приведенных постановлений администрации Кемеровского муниципального округа.

Уведомлением ответчика от 19.12.2019 государственная регистрация права собственности и государственный учет на вновь образуемые земельные участки была приостановлена в связи с наличием ряда недостатков в межевом плане, представленном истцами.

В числе недостатков ответчик указал на нарушение п. 51 приказа Минэкономразвития России «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» от 08.12.2015 №921 (далее также – приказ №921)

Истцам было предложено в срок до 18.03.2020 устранить недостатки в представленном межевом плане.

После устранения всех недостатков, указанных в уведомлении от 19.12.2019, истцы обратились к ответчику с заявлением о приобщении дополнительных документов.

Уведомлением от 19.03.2020 ответчик отказал истцам в государственном учете и государственной регистрации права в отношении вновь образуемых 5-ти земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером .

Отказ в регистрации и учете земельных участков обоснован положениями п.7 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также – Закон N 218-ФЗ) – содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ.

В качестве единственного недостатка межевого плана, представленного для регистрации, ответчик указал на его несоответствие требованиям п. 51 приказа №921 и указал на то, что в силу названного пункта вид разрешённого использования образуемых земельных участков должен быть указан в соответствии с исходным видом разрешенного использования разделяемого участка, либо должна быть представлена копия документа о разрешении на использование такого нового вида разрешенного использования.

Иными словами, по мнению ответчика, истец должен был представить или разрешение на использование условно разрешенного вида использования образуемых земельных участков («блокированная жилая застройка»), либо произвести государственный учет и регистрацию права в соответствии с исходным видом разрешенного использования земельного участка («жилищное строительство»).

Административные истцы полагают, что отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на пять земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка , является незаконным в связи со следующим.

Как указано в уведомлении, единственный недостаток представленного истцами межевого плана, по мнению ответчика, заключается в нарушении п.51 Приказа №921.

В соответствии с названным пунктом вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в графе "3" строки "4" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" на основании, в том числе, акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе, решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН).

В соответствии с пп.3 ч.5 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ текстовая часть проекта межевания включает в себя вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Указанные требования закона истцами соблюдены в полном объеме, поскольку орган местного самоуправления в установленном законом порядке после проведения публичных слушаний на основании постановлений от 15.10.2019 и от 06.03.2020 утвердил проект межевания и проект планировки территории, предусматривающий изменение вида разрешенного использования в отношении образуемых пяти участков с «жилищное строительство» на «блокированная жилая застройка», что прямо подтверждается Приложением к постановлению от 06.03.2020.

Исходя из изложенного у истцов отсутствует обязанность дополнительно получать разрешение на использование вида разрешенного использования «блокированная жилая застройка», поскольку такое решение уже принято уполномоченным органом. Тем более, что получение разрешения на использование условно разрешенного вида использования земельного участка в отношении еще не образованных земельных участков действующим законодательством РФ не предусмотрено.

При этом в приложении к межевому плану содержатся копии двух вышеназванных постановлений, то есть ответчик располагал сведениями о том, что в отношении образуемых земельных участков принято решение об изменении вида разрешенного использования.

Истцы просили признать незаконным отказ Управления Росреестра по Кемеровской области, изложенный в уведомлении от 19.03.2020 №42/201/018/2019-3535 по государственному кадастровому учету и регистрации права общей долевой собственности в отношении пяти земельных участков, расположенных по адресу: Кемеровская область, Кемеровский муниципальный округ, Елыкаевское сельское поселение, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым ; возложить на Управление Росреестра по Кемеровской области обязанность произвести государственный кадастровый учет и регистрацию права общей долевой собственности в отношении пяти земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, Елыкаевское сельское поселение, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым .

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 25 июня 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель административных истцов Севостьянов И.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования, приводит доводы, аналогичные изложенным в административном иске.

Настаивает также, что поскольку проекты межевания и планировки территории, утвержденные органом местного самоуправления, предусматривали изменения вида разрешенного использования земельных участков с «жилищное строительство» на «блокированная жилая застройка», то получение дополнительных разрешений на использование условно разрешенного вида использования земельных участков не требуется.

Указывает, что истцы не имеют возможности учесть и зарегистрировать свое право на вновь образуемые земельные участки с прежним видом разрешенного использования, поскольку органом местного самоуправления приняты постановления о утверждении проекта межевого плана с разрешенным видом использования земельных участков «блокированная жилая застройка».

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов Севостьянов И.С. поддержал доводы жалобы.

Истцы и представитель ответчика извещены надлежащим образом, не явились, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав представителя истцов, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что вид разрешенного использования образуемого земельного участка, указанный в межевом плане, не соответствует виду разрешенного использования исходного земельного участка, в связи с чем отказ регистрирующего органа является правомерным.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером , расположенного: <адрес>.

04.12.2019 административными истцами в Управление Росреестра по Кемеровской области было подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав № 42/201/018/2019-3535, заявление о государственном кадастровом учете № 42-0-1-109/3102/2019-3535.

К заявлению были приложены: соглашение о разделе земельного участка от 20.11.2019; информационный лист от 04.12.2019; межевой план от 26.11.2019, подготовленный кадастровым инженером ФИО8 в связи с образованием пяти земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного: <адрес>. В том числе в качестве приложений к межевому плану были представлены: проект межевания территорий, Кемерово 2019 (учетный номер 32607424 03 6), подготовленный ООО «Геодело»; постановление администрации Кемеровского муниципального района от 15.10.2019 № 3212-п «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории для проектирования и строительства объекта «2-я очередь 3 этапа строительства коттеджного поселка «Журавлевы горы».

В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера», в том числе, было указано: «Разрешенное использование образуемого земельного участка - Блокированная жилая застройка, принимается в соответствии с утвержденным Проектом межевания территории».

16.12.2019 с заявлением о представлении дополнительных документов в орган регистрации прав заявителями были представлены чеки об оплате от 16.12.2019.

19.12.2019 по итогам рассмотрения указанного заявления и представленных с ним документов, органом регистрации прав было принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права № 42/201/018/2019-3535, в соответствии с и. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Государственным регистратором указано на несоответствие представленного межевого плана по содержанию требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» от 08.12.2015 № 921:

- п. 22 - для подготовки межевого плана использовать документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории;

- п. 25 включить в состав Приложения межевого плана копии документов, определяющих (определявших) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории. Представленный проект межевания территории не соответствует требованиям ст. 43 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) (отсутствует графическая часть).

Необходимо включить в состав Приложения межевого плана утвержденный проект межевания территории в соответствии с требованиями ст. 43 ГрК РФ.

Также государственным регистратором было отмечено, что невозможно установить связь между постановлением администрации Кемеровского муниципального района от 15.10.2019 № 3212-п и Проектом межевания территории, учетный номер 32607424 03 6 Кемерово 2019.

- п. 49 - в связи с отсутствием присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка, заполняется строка «Местоположение земельного участка» реквизита «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках», в которой в структурированном в соответствии с ФИАС виде указывается местоположение земельного участка с указанием: слов «Российская Федерация», наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования). Должно быть: «Российская Федерация, Кемеровская область - Кузбасс, Кемеровский муниципальный район, сельское поселение Елыкаевское»;

- п. 51 - в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках» указан условно разрешенный вид использования земельных участков ЗУ1, ЗУ2, ЗУЗ, ЗУ4, ЗУ5. В данном случае копия разрешения на такой вид включается в состав Приложения межевого плана;

- п. 53 графе «3» строки «8» реквизита 4 раздела «Сведения об образуемых земельных участках» указать условные номера земельных участков, т.к. земельные участки образованы в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Т.к. в XML-файле отсутствуют данные поля для заполнения, рекомендуется данный раздел включить в состав межевого плана в формате Pdf.

В этой связи осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации было приостановлено до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца на основании ст. 26 Закона № 218-ФЗ.

Также заявителям было разъяснено, что в соответствии со ст. 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав будет отказано в случае, если в течение срока приостановления не будут устранены причины, препятствующие осуществлению учетно-регистрационных действий, указанные в ст. 26 Закона № 218-ФЗ.

17.03.2020 в орган регистрации прав было представлено заявление о предоставлении дополнительных документов с приложениями: соглашение на предоставление права перехода (проезда) по земельному участку с КН от 11.03.2020; постановление администрации Кемеровского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса от 06.03.2020 № 452-п «О внесении изменений в постановление администрации Кемеровского муниципального района от 15.10.2019 №3212-п «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории для проектирования и строительства объекта «2-я очередь 3 этапа строительства коттеджного поселка «Журавлевы горы»; межевой план от 16.03.2020, подготовленного кадастровым инженером ФИО8 в связи с образованием пяти земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного: <адрес>.

В разделе данного межевого плана «Заключение кадастрового инженера» также было указано, что разрешенное использование образуемого земельного участка – «блокированная жилая застройка», принимается в соответствии с утвержденным Проектом межевания территории».

19.03.2020 органом регистрации прав было принято решение об отказе в снятии приостановления в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Указано, что представленный межевой план по содержанию не соответствует требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921:

- п. 51 (в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках» указан условно разрешенный вид использования земельных участков. В данном случае копия разрешения на такой вид включается в состав Приложения межевого плана или привести сведения о разрешенном использовании образуемого земельного участка в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» в соответствие со сведениями ЕГРН о разрешенном использовании исходного земельного участка).

19.03.2020 ввиду того, что истек срок приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) регистрации прав и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, на основании ст. 27 Закона № 218-ФЗ органом регистрации прав было принято решение об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий, о чем заявителю направлено соответствующее уведомление.

Не согласившись с данным отказом, истцы обратились в суд за защитой своих прав.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый отказ не противоречит закону, вследствие чего отказал истцам в удовлетворении административного иска.

Так, в соответствии с п.1 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (п.2 ст.11.2 ЗК РФ).

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п.3 ст.11.2 ЗК РФ).

Таким образом, по общему правилу вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать виду разрешенного использования земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, в том числе в случае, если образуемые земельные участки располагаются в границах территории, для которой установлен градостроительный регламент.

К исключениям из правила, установленного п.3 ст.11.2 ЗК РФ, относятся случаи, предусмотренные:

- ч. 14 ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которой установлено, что по заявлению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, в государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков, предназначенных в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и утвержденным проектом планировки территории для размещения линейных объектов федерального значения, регионального значения или местного значения, независимо от принадлежности таких земельных участков к определенной категории земель вносятся сведения о принадлежности таких земельных участков к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такие земельные участки отнесены к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется;

- ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которой установлено, что внесение в ЕГРН сведений о видах разрешенного использования земельных участков, образуемых для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в ч. 2 ст. 1 указанного Федерального закона, осуществляется одновременно с учетом вновь образуемых земельных участков на основании решения об утверждении схемы земельных участков, подготовленной на основании утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации документации по планировке территории, устанавливающей виды разрешенного использования земельных участков.

Также и п.51 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 утверждена форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, согласно которым вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН, о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Рассматриваемый случай не входит в число исключений, предусмотренных законодательством РФ.

Проанализировав приведенные положения закона, суд апелляционной инстанции также приходит к заключению о том, что в рассматриваемом случае вид разрешенного использования образуемого земельного участка, указанный в межевом плане, должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что у регистрирующего органа имелось законные основания для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации и учете образуемых земельных участков.

Доводы жалобы о том, что утвержденные органом местного самоуправления проекты межевания и планировки территории предусматривали изменение вида разрешенного использования земельных участков на условный разрешенный, отклоняются, так как противоречат вышеприведенным нормам материального права.

При таких данных судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения правильного решения суда.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 25 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено «28» сентября 2020 года.

Председательствующий:

Судьи: