ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2435/20 от 25.02.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Ханбекова Ж.Ш. № 2а-2435/2020

Докладчик Певина Е.А. № 33а-1887/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 25 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Певиной Е.А.,

судей Кошелевой А.П., Тепляковой И.М.,

при секретаре Павловой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам мэрии г. Новосибирска, ООО «Специализированный застройщик «Акация на Ватутина» на решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 03 ноября 2020 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Егорова Сергея Евгеньевича, Медведева Владимира Николаевича к мэрии г. Новосибирска о признании незаконным решения органа местного самоуправления,

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Певиной Е.А., объяснения представителя мэрии г. Новосибирска Михайловой М.П., представителя заинтересованного лица ООО «СЗ «Акация на Ватутина» - Половникова Г.Б., административных истцов – Егорова С.Е., Медведева В.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Административные истцы Егоров С.Е., Медведев В.Н. обратились в суд с административным иском к мэрии г. Новосибирска. В обоснование заявленных требований указали о том, что 16.01.2020 мэрией г. Новосибирска ООО «СЗ «Аврора» (в последующем переименовано на ООО «СЗ «Акация на Ватутина») было выдано разрешение № на строительство многоквартирного многоэтажного дома №1 (по генплану) с объектами обслуживания жилой застройки во встроенных помещениях - I, II, III этапы строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>. На указанном земельном участке начато строительство 18-этажного 3-секционного жилого дома, вместимостью по 206 квартир в каждой секции, т.е. всего 618 квартир.

В целях изменения проектных решений и строительства на земельном участке с кадастровым номером дополнительно еще 3-х шестнадцатиэтажных жилых домов застройщик обратился в мэрию г. Новосибирска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства - уменьшение предельного минимального количества машино-мест для стоянок индивидуальных транспортных средств с 579 машино-мест до 78 машино-мест, то есть более чем в 7,4 раза.

17.03.2020 по результатам общественных обсуждений мэрией г. Новосибирска застройщику было выдано положительное заключение об уменьшении количества машино-мест с 579 до 78.

Такое решение противоречит Федеральному закону от 30.12.2009 № 384-ФЗ, а именно п. 193 СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», а также ст. 31, п.2.1.5 Решения Совета депутатов г. Новосибирска № 1288 от 24.06.2009 «О правилах землепользования и застройки г. Новосибирска».

Уменьшение количества машино-мест в интересах застройщика с учетом ежегодного роста автомобилизации населения неминуемо спровоцирует возникновение несанкционированных парковок на близлежащих с земельным участком территориях: на проезде от <адрес>, <адрес>, в том числе в местах, которые не предназначены для стоянки автотранспорта (газонах, пешеходных тротуарах и других объектах благоустройства), осложнит транспортную ситуацию, создаст проблемы в работе специализированных обслуживающих и аварийных служб, пожарных, скорой помощи.

Указанная в п. 3 заключения принятого по результатам общественных обсуждений формулировка о нецелесообразности учитывать мнения большинства граждан, так как нарушений прав граждан не имеется, не может быть признана законной и обоснованной, т.к. комиссия, а затем и мэр не обосновали какими они руководствовались критериями, которые позволяют им утверждать, что права граждан не нарушены.

Указанная в заключении мотивировка, что от граждан, проживающих в прилегающих к строительству жилых домах, предложений против такого решения не поступало, не соответствует действительности.

Согласно графического изображения земельного участка, представленного с заявлением застройщика, 78 машино-мест изображено в границах земельного участка, 509 машино-мест за его пределами. Градостроительным планом от 14.10.2019 размещение объектов капитального строительства и обязательных при их строительстве объектов (элементов) не предусмотрено за границами земельного участка. При наличии основания для отказа в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства административный ответчик 21.05.2020 предоставил ООО СЗ «Акация на Ватутина» такое разрешение, которое нарушает права административных истцов и жителей ТОС «<данные изъяты>».

Общественные обсуждения по вопросу выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства проведены с нарушением процедуры проведения таких обсуждений. Так, 17.03.2020 состоялось заседание комиссии по подготовке проекта землепользования и застройки города Новосибирска, персональный состав которой составляет 34 человека, согласно выписки из протокола на комиссии в голосовании приняли участие 12 человек, то есть кворум отсутствовал. Заседание проводил заместитель председателя комиссии, при этом решение председателя комиссии о его назначении отсутствует.

В протоколе аргументированной рекомендации организатора общественных обсуждений о нецелесообразности учета внесенных жителями возражений нет, поступило 54 предложения против предоставления отклонений и только всего 3 предложения за предоставление такого отклонения. Свою рекомендацию о предоставлении разрешения застройщику комиссия обосновывает на основании постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300, которое не относимо к градостроительной сфере, а регулирует правоотношения в вопросах землепользования.

Во время общественных обсуждений позицию застройщика представлял ЕАА, не предоставивший соответствующей доверенности.

С учетом уточнения административных требований административные истцы просили суд признать незаконным решение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ООО «СЗ «Акация на Ватутина» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Признать незаконным постановление мэрии города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ООО «СЗ «Акация на Ватутина» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Обязать мэрию г. Новосибирска восстановить нарушенные права и законные интересы Егорова Сергея Евгеньевича и Медведева Владимира Николаевича. В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ создать условия на недопущение угрозы негативного воздействия на окружающую среду в границах территориальной зоны расположения земельных участков их проживания.

Решением Кировского районного суда г. Новосибирска от 03.11.2020 административные требования удовлетворены частично.

Признано незаконным решение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска о предоставлении ООО «СЗ «Акация на Ватутина» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, изложенное в протоколе заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ.

Признано незаконным и отменено постановление мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ООО «СЗ «Акация на Ватутина» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

В остальной части в удовлетворении требований отказано.

С указанным решением суда не согласились административный ответчик и заинтересованное лицо.

В апелляционной жалобе мэрии г. Новосибирска изложена просьба об отмене решения суда, принятии нового об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы указано, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, противоречат нормам материального права.

Представитель мэрии г. Новосибирска указывает, что административными истцами не представлено доказательств наличия угрозы нарушения их права собственности или законного владения принадлежащих им земельных участков. Более того, административные истцы являются собственниками земельных участков, которые не имеют смежных границ с земельным участком, принадлежащем ООО «СЗ «Акация на Ватутина».

Обращает внимание, что оспариваемое административными истцами решение принятое на общественных обсуждениях, властно-обязывающего характера не имеет, в связи с чем, не может нарушать их права.

Считает, что порядок введения в действие оспариваемого постановления мэрией г. Новосибирска не нарушен, поскольку административный ответчик обеспечил населению возможность ознакомиться с содержанием проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и выразить свое мнение при проведении процедуры общественных обсуждений. Отсутствие на письменных мнениях членов комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска информации о принятии их в комиссию, не привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения оспариваемого постановления.

Представитель ООО «СЗ «Акация на Ватутина» в апелляционной жалобе, а также в дополнениях к ней просит решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 03 ноября 2020 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы права, подлежащие применению.

Так, решение может быть признано незаконным при совокупности следующих обстоятельств: незаконности оспариваемого решения и реального нарушения прав административных истцов. Судом не установлено, какие права Егорова С.Е. и Медведева В.Н. нарушены обжалуемыми ими решениями. Сам по себе факт участия административных истцов в общественных обсуждениях не свидетельствует о нарушении их прав оспариваемыми решениями, так как участие в общественных обсуждениях является реализацией законодательно закрепленного права граждан на участие в решении вопросов местного значения. Доказательств нарушения оспариваемыми решениями своих прав административными истцами не представлено, как и не представлено доказательств, что на них возлагаются какие-либо обязанности либо ограничиваются их права и свободы.

Обращает внимание, что процедура принятия оспариваемого решения административным ответчиком соблюдена.

Суд не обосновано пришел к выводу, об отсутствии кворума на заседании комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска, проходившем 17.03.2020 и не принял во внимание письменные мнения членов комиссии, не принимавших личное участие на заседании комиссии. Кроме того, суд не учел, что заключение, принятое на комиссии, не порождает непосредственно правовых последствий, не может нарушать права административных истцов, т.к. носит рекомендательный характер, следовательно, не может быть обжаловано в судебном порядке как самостоятельный правовой акт.

Административными истца на апелляционные жалобы поданы письменные возражения.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с частями 9,11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий, бездействия возложено на административного ответчика, истец должен доказать нарушение его прав и законных интересов и соблюдение срока обращения в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями решения Совета депутатов г. Новосибирска от 20.06.2018 года № 640, регламентирующего порядок (этапы) проведения общественных обсуждений, Положения о комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска от 29.07.2019 № 2774 пришел к выводу, что административным ответчиком нарушена процедура проведения общественных обсуждений по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства ООО «СЗ «Акация на Ватутина», в связи с чем, признал незаконным решение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Новосибирска от 17.03.2020 о предоставлении ООО «СЗ «Акация на Ватутина» разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, а также постановление мэрии г. Новосибирска от 21.05.2020 № 1618 принятое по итогам проведения указанных общественных обсуждений. Также суд пришел к выводу, что оспариваемыми решениями нарушаются права административных истцов, поскольку они являлись участниками общественных обсуждений и проживают на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя: 1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; 2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; 4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Наряду с указанными в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч. 1.2 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.

Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подготавливается в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении такого разрешения и подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса ….

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия в течение пятнадцати рабочих дней со дня окончания таких обсуждений или слушаний осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Как следует из обстоятельств дела 16.01.2020 ООО «Аврора» (далее по тексту ООО «СЗ «Акация) выдано разрешение на строительство № многоквартирного многоэтажного дома № 1 (по генплану) с объектами обслуживания жилой застройки во встроенных помещениях – I, II, III этапы строительства многоквартирного дома № 1 (по генплану) с объектами обслуживания жилой застройки во встроенных помещениях (том 2).

27.01.2020 ООО «СЗ «Акация» обратилось в мэрию г. Новосибирска с заявлением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес> в части уменьшения количества парковочных мест с 579 машино-мест до 78 машино-мест; уменьшения минимального отступа с 3 м до 0 м от границ участка с северной (ориентир <адрес>) и западной (ориентир <адрес>) стороны в связи с неблагоприятными инженерно-геологическими условиями (том 2).

Постановлением мэрии г. Новосибирска от 21.05.2020 № 1618 ООО «СЗ «Акация на Ватутина» предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства (на основании заявления в связи с тем, что инженерно-геологические характеристики земельного участка являются неблагоприятными для застройки) для земельного участка с кадастровым номером 54:35:052360:17 в части уменьшения предельного минимального количества машино-мест для стоянок индивидуальных транспортных средств в границах земельного участка с 579 машино-мест до 78 машино-мест; уменьшения минимального отступа от границ земельного участка, за пределами которого запрещено строительство зданий, строений. Сооружений с 3 м до 0 м с северной и западной сторон в габаритах объекта капитального строительства (л.д. 29-30 том 1).

Положениями ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ч.1).

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 настоящего Кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов (ч.3).

Процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений (ч.4).

В период размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта: 1) посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений); 2) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний); 3) в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний; 4) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (ч.10).

Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи (ч.11).

Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются: 1) дата оформления протокола общественных обсуждений или публичных слушаний; 2) информация об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний; 3) информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источник его опубликования; 4) информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания; 5) все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний (ч.18).

К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) (ч.19).

На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (ч.21).

В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны: 1) дата оформления заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; 2) наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждений или публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях; 3) реквизиты протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; 4) содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний; 5) аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний (ч. 22).

Уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются: 1) порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам; 2) организатор общественных обсуждений или публичных слушаний; 3) срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний; 4) официальный сайт и (или) информационные системы; 5) требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний; 6) форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; 7) порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (ч.24).

Согласно п. 1.3 Порядка организации и проведения в городе Новосибирске общественных обсуждений и публичных слушаний в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, утвержденного решением Совета депутатов г. Новосибирска от 20 июня 2018 года № 640 общественные обсуждения проводятся по проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Организатором общественных обсуждений является комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска (п. 2.5.).

Постановление мэрии г. Новосибирска от 13.02.2020 № 507 о проведении общественных обсуждений по проектам решений о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также соответствующий проект решения, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях опубликованы в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска № 7 от 20 февраля 2020 года, а также на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет (л.д.69, 82-92, 111 том 1).

Указанное оповещение соответствует требованиям ч. 6 ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из протокола от ДД.ММ.ГГГГ общественных обсуждений по проектам решений о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, следует, что по проекту решения ООО «СЗ «Акация» поступило 57 предложений и замечаний, из них 5 посредством информационной системы (отрицательно -2, положительно – 3); во время экспозиции проекта – 1 Егоров С.Е. (отрицательно); в письменном виде – 51 (отрицательно, в том числе, Медведев В.Н.). В соответствии с требованиями ч. 19 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ к протоколу общественных обсуждений приложен перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений (л.д. 93-108 том 1).

Из протокола заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска (по вопросам 1-4 повестки) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на заседании комиссии присутствовало 12 членов комиссии (включая председателя), от 6 членов комиссии представлены письменные предложения по обсуждаемым вопросам в связи с невозможностью личного участия в заседании. Из 12 присутствующих на заседании членов комиссии за дачу ООО «СЗ «Акация на Ватутина» согласия на отступление от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства проголосовало 10 членов комиссии, 1 голосовал против, 1 воздержался (л.д. 188-208).

17.03.2020 комиссией подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства ООО «СЗ «Акация на Ватутина» (л.д.64-68 том 1).

Вопреки доводов административных истцов, указанное заключение в пункте 3 содержит обоснование выводов, сделанных комиссией по итогам общественных обсуждений. Так, комиссия пришла к выводу, что учет внесенных предложений от участников общественных обсуждений не целесообразен ввиду того, что предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров не влечет нарушения прав граждан: возможность планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе многоквартирных домов, элементов благоустройства (парковок) предусмотрена документацией по планировке территории; застройщиком предусмотрена обеспеченность машино-местами в границах квартала, определенного документацией по планировке территории, и в улично-дорожной сети; инженерно-геологические характеристики земельного участка являются неблагоприятными для застройки.

Данное заключение опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска от 19 марта 2020 года.

20.03.2020 года с учетом заключения о результатах общественных обсуждений по проекту, подготовленного на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ даны рекомендации о предоставлении и об отказе в предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (л.д. 123-128 том 1). Учитывая, что комиссией не выявлено нарушений норм действующего законодательства, муниципальных правовых актов города Новосибирска комиссия рекомендует предоставить ООО «СЗ «Акация на Ватутина» разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что мэрией г. Новосибирска были соблюдены этапы и сроки проведения общественных обсуждений по проекту предоставления ООО «СЗ «Акация на Ватутина» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

При этом, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, что при проведения заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска 17.03.2020 решение было принято комиссией в отсутствие достаточного количества голосов членов комиссии для принятия решения.

Так, постановлением мэрии г. Новосибирска от 29.07.2019 года № 2774 утверждено Положение о комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска.

Согласно п. 4.10 Положения (в редакции от 03.12.2019, действующей на дату проведения общественных обсуждений) заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов комиссии.

В случае невозможности очного участия в заседании отсутствующий член комиссии вправе в письменном виде направить председателю комиссии свое мнение по обсуждаемому вопросу. В таком случае его мнение учитывается при принятии решения и является приложением к протоколу заседания (п.4.12).

Постановлением мэрии г. Новосибирска от 30.07.2019 № 2786 утвержден состав комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска, который включает в себя 34 члена комиссии (л.д.44-47 том 1).

Из протокола заседания комиссии от 17.03.2020 года следует, что на заседании присутствовали председатель, 2 секретаря комиссии, 1 и.о. секретаря комиссии и 11 членов комиссии. Помимо лиц, принимавших участие в заседании комиссии, поступили 6 письменных предложений членов комиссии по обсуждаемым вопросам повестки дня не имеющих возможности принять личное участие в заседании комиссии.

Данные письменные предложения представлены административным ответчиком суду первой инстанции (л.д.181-187 том 1). Из содержания данных письменных предложений следует, что они даны в соответствии с повесткой дня, утвержденной председателем комиссии к заседанию, проведение которого назначено на 17.03.2020 (л.д. 122 том 1).

То обстоятельство, что при подсчете голосов данные 6 голосов не были указаны в протоколе как голоса членов комиссии, голосовавших за принятие решения о даче согласия на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, не свидетельствует о том, что 17.03.2020 заседание комиссии состоялось в отсутствие необходимого количества членов комиссии, поскольку из содержания протокола следует, что от 6 членов комиссии поступили письменные предложения по обсуждаемым вопросам повестки дня. Более того, при суммировании указанных голосов с голосами, подсчет которых отражен в протоколе от 17.03.2020, результаты голосования не изменяются. Вопреки доводам суда первой инстанции об отсутствии в протоколе информации о наличии какого-либо приложения к протоколу, в протоколе отражена информации о поступлении письменных предложений от членов комиссии, не явившихся на её заседание.

Несостоятельными являются и доводы административных истцов в той части, что заседание комиссии, состоявшееся 17.03.2020, проводил заместитель председателя комиссии, который был неуполномочен на проведение данного заседания.

Так, согласно п. 4.3. Положения комиссию возглавляет председатель, в период отсутствия председателя его полномочия исполняет один из заместителей председателя, назначенный решением председателя комиссии.

Председателем комиссии КАВ утверждена повестка заседания комиссии на 17.03.2020, согласно п. 8 которой полномочия председателя комиссии возложены на его заместителя СВН (л.д.122 том 1).

Таким образом, заседание комиссии 17.03.2020 было проведено под председательством лица, полномочия которому были переданы председателем комиссии в установленном порядке.

Также судебная коллегия соглашается с доводами апелляционных жалоб в той части, что решение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска от 17.03.2020 № 250 не является властно-распорядительным документом органа местного самоуправления принятие которого, может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан либо юридических лиц.

Согласно ч. 21 ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании протокола общественных обсуждений организатор общественных обсуждений осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений.

Как следует из положений ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании заключения о результатах общественных обсуждений комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения, которые направляет главе местной администрации.

Глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин.

Таким образом, результатом рассмотрения заявления заинтересованного лица о даче согласия либо об отказе в даче согласия на отклонение о предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства является решение главы местной администрации, принимаемое с учетом рекомендаций, данных на основании заключения о результатах общественных обсуждений (части 5 и 6 ст. 40 Градостроительного кодекса).

При этом, из положений ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации не следует, что выводы, изложенные в заключении по результатам общественных обсуждений либо в указанных рекомендациях комиссии являются обязательными для главы местной администрации, при принятии им решения о даче либо об отказе в даче согласия на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Общественные обсуждения являются одной из форм реализации прав граждан на участие в местном самоуправлении и обязательной процедурой с соблюдением которой, главой местной администрации принимается решения по заявлению заинтересованного лица о даче согласия на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Таким образом, заключение о результатах общественных обсуждений по проекту разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по своей правовой природе не носит ни рекомендательного, ни императивного характера, не может быть отнесено к коллегиальным, единоличным решениям и действиям органа местного самоуправления, не содержит коллегиальных, единоличных решений и действий, в результате которых нарушены права и свободы административных истцов, либо созданы препятствия к их реализации, или которым на административных истцов возложена какая-либо обязанность.

При данных обстоятельствах решения суда в части признания незаконным решения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска, изложенное в протоколе заседания комиссии от 17.03.2020 № 250, нельзя признать законным и обоснованным.

Как следует из положений ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки праве обратится за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Как следует из заявления ООО «СЗ «Акация на Ватутина» основанием для обращения за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства явились неблагоприятные инженерно-геологические условия земельного участка с кадастровым номером предоставленного для строительства объектов капитального строительства.

Наличие неблагоприятных инженерно-геологических условий на земельном участке подтверждается заключением ООО «<данные изъяты>», являющегося членом СРО, из содержания которого следует, что участок строительства подтоплен подземными водами в естественных условиях. По совокупности природных факторов инженерно-геологические условия участка строительства характеризуются как сложные. Строительство подземных сооружений не рекомендуется в связи с высоким уровнем грунтовых вод (том 2).

А также расчетом отклонений от предельных параметров, выполненных ООО «<данные изъяты>» согласно которым, итоговая потребность в обеспечении проектируемого объекта машино-местами составляет 579 м/мест. В связи с неблагоприятными инженерно-геологическими условиями (обводненные грунты) на земельном участке не представляется возможным строительство нескольких ярусов подземной автостоянки. В связи с этим, в границах участка размещается 79 машино-мест открытым способом (том 2).

Доводы административных истцов в той части, что оспариваемое постановление мэрии г. Новосибирска в части несоблюдения требований к минимально необходимому количеству машино-мест не соответствует требованиям Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ, п. 193 СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», а также ст. 31, п.2.1.5 Решения Совета депутатов г. Новосибирска № 1288 от 24.06.2009 «О правилах землепользования и застройки г. Новосибирска» не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку, как следует из обстоятельств дела 13.01.2020 ООО «СЗ «Акация на Ватутина», с учетом постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 и иных правовых актов Новосибирской области и города Новосибирска выдано разрешение на использование земель или земельных участков на территории г. Новосибирска, находящихся в государственной или муниципальной собственности № согласно которому, обществу, с целью размещения элементов благоустройства (озеленение, площадки с твердым покрытием, элементы сопряжения поверхностей) разрешается использование земельного участка, расположенного по <адрес> г. <адрес>ю 13 990 кв.м. (л.д. 144 том 1).

Данные обстоятельства являлись предметом обсуждения на заседании комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска 17.03.2020 (л.д.192-193).

Решением Кировского районного суда г. Новосибирска от 20.07.2020, оставленным без изменения апелляционным определением Новосибирского областного суда от 24.11.2020 Егорову С.Е., Медведеву В.Н. отказано в удовлетворении требований о признании данного разрешения незаконным.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ бремя доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на административного истца.

Административными истцами не представлены доказательства, подтверждающие, что оспариваемое решение нарушает их право на благоприятные условия жизнидеятельности. При этом, доводы административных истцов в той части, что оспариваемое решение спровоцирует возникновение несанкционированных парковок на близлежащих с земельным участком территориях: на проезде от <адрес>, <адрес>, в том числе в местах, которые не предназначены для стоянки автотранспорта (газонах, пешеходных тротуарах и других объектах благоустройства), осложнит транспортную ситуацию, создаст проблемы в работе специализированных обслуживающих и аварийных служб, пожарных, скорой помощи являются лишь предположениями административных истцов и какими-либо доказательствами по делу не подкреплены.

Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено совокупности обстоятельств, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимых для удовлетворения требований о признании незаконным решения органа местного самоуправления, то постановленное судом первой инстанции решение, с учетом положений ст. 310 КАС РФ подлежит отмене как принятое в результате неправильного применения норм материального права и неверного установления фактических обстоятельств дела, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 03 ноября 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Административные исковые требования Егорова Сергея Евгеньевича, Медведева Владимира Николаевича к мэрии г. Новосибирска оставить без удовлетворения.

Апелляционные жалобы мэрии г. Новосибирска, ООО «Специализированный застройщик «Акация на Ватутина» удовлетворить.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи