ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-243/20 от 09.06.2020 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Котин Е.И.

Докладчик Кошелева А.П.

№ 2а-243/2020

№ 33а-3975/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 09 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.

судей Разуваевой А.Л., Коневой Ю.А.

при секретаре Солодовой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Амбурцева Максима Владимировича на решение Октябрьского районного суда города Новосибирска от 21 января 2020 года, которым в удовлетворении требований Амбурцева Максима Владимировича к мэрии г. Новосибирска, комиссии по вопросам демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории г. Новосибирска, администрации Октябрьского района г. Новосибирска об оспаривании решений отказано.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Амбурцев М.В. обратился в суд с административными исковыми заявлениями к мэрии г. Новосибирска, комиссии по вопросам демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории г. Новосибирска, администрации Октябрьского района г. Новосибирска, административные дела по которым объединены в одно производство для совместного рассмотрения, в которых просил:

- признать незаконными решения Комиссии мэрии города Новосибирска по вопросам демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории города Новосибирска от 21.08.2019 г., 11.09.2019 г, 16.10.2019 г. о демонтаже металлических шлагбаумов, размером 5*0,7 метров, расположенных возле дома № <адрес>;

- обязать административных ответчиков устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца, а именно - запретить ответчикам демонтировать три металлических шлагбаума, размером 5*0,7 метров, расположенных возле дома <адрес>.

В уточненном иске от 21.01.2020 указал, что не настаивает на требовании об оспаривании решения от 21.08.2019 в связи с его добровольным исполнением.

В обоснование требований указано, что Амбурцев М.В. является собственником жилого помещения - квартиры <адрес>

Решением общего собрания многоквартирного дома <адрес>, оформленным протоколом № 1-2019 от 21.07.2019 года, собственники указанного дома приняли решение установить три шлагбаума на придомовой территории дома № 12 по улице Федосеева в г. Новосибирске, в местах, определенных схемой установки, а также избрать уполномоченным на представление интересов собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, по вопросам, связанным с установкой шлагбаумов и их содержанием, председателя Совета МКД собственника квартиры № Амбурцева М.В.

Также на данном собрании было принято решение принять в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома <адрес> три шлагбаума, установленные согласно схеме установки.

Из общедоступных источников - сайта мэрии города Новосибирска в сети Интернет, стало известно, что 21.08.2019 года Комиссия по вопросам демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории города Новосибирска приняла решение демонтировать один шлагбаум, установленный на муниципальном земельном участке, размером 0,7*5 метров, расположенный возле дома <адрес>. Ссылка на страницу сайта https://novo-sibirsk.ru./dep/land-consumers/news/226984.

Также 02.09.2019 года на странице Администрации Октябрьского района города Новосибирска в сети Интернет размещено сообщение о планируемом демонтаже самовольных нестационарных объектов на территории Октябрьского района города Новосибирска, а именно - металлический шлагбаум, размеры: 0,7*5 м, адресный ориентир нестационарного объекта - ул. <адрес> Ссылка на страницу сайта https://novo- sibirsk.m/adm/octob/news/227418.

Из общедоступных источников - сайта мэрии города Новосибирска в сети Интернет, стало известно, что 11.09.2019 года Комиссия по вопросам демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории города Новосибирска приняла решение демонтировать один шлагбаум, установленный на муниципальном земельном участке, размером 5*0,7 метров, расположенный возле дома № <адрес>

Из общедоступных источников - сайта мэрии города Новосибирска в сети Интернет, стало известно, что 16.10.2019 года Комиссия по вопросам демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории города Новосибирска приняла решение демонтировать один шлагбаум, установленный на муниципальном земельном участке, размером 5*0,7 метров, расположенный возле дома <адрес>

Данные решения были приняты на основании информации, предоставленной администрацией Октябрьского района города Новосибирска.

Решения Комиссии по вопросам демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории города Новосибирска от 21.08.2019 г., от 11.09.2019 г. и от 16.10.2019 г. о демонтаже шлагбаумов, расположенных возле дома <адрес>, являются незаконными и нарушающими законные права и интересы истца (ч.ч. 2,3 ст. 36 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ, ст. 42 ЗК РФ).

Собственники помещений в многоквартирном доме <адрес> обслуживают за свой счёт земельный участок, прилегающий к дому. Мэрия города Новосибирска, которая считает себя собственником данного земельного участка, отказывается нести расходы на содержание земельного участка, что подтверждается многочисленными ответами на требования жителей дома содержать земельный участок.

Также мэрия города Новосибирска в лице главы администрации Октябрьского района г. Новосибирска ФИО1 отказывается финансировать мероприятия по обеспечению безопасности детей, проживающих в многоквартирном доме.

В ответе от 07.05.2019 года № 56/01-11/05443 на заявление собственника помещения ФИО2 о необходимости установить искусственную неровность во дворе дома в целях предотвращения наезда автомобилей на детей, играющих на детской площадке во дворе дома, ФИО1 ответил, что относит земельный участок к общему имуществу многоквартирного дома и предлагает собственникам самим принять решение о распоряжении им.

В связи с таким ответом главы администрации Октябрьского района г. Новосибирска было проведено общее собрание собственников помещений данного дома.

Три шлагбаума около дома 12 по ул. Федосеева, расположены на бетонном фундаменте, прочно связаны с земельным участком и не могут быть отнесены к категории «нестационарный объект».

Решение о демонтаже шлагбаума прямо нарушает права собственников помещений многоквартирного дома, поскольку это является уменьшением размера общего имущества в многоквартирном доме, которое возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме, либо по решению суда. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме путем принятия такого решения Комиссией органа местного самоуправления законом не предусмотрено.

Кроме того, нарушен порядок принятия решения о демонтаже, предусмотренный п.6.7 Положения о нестационарных объектах. Информация о принятии решения о демонтаже шлагбаума собственникам помещений направлена не была. При этом глава администрации района (как представитель собственника муниципальных квартир), был извещен о проведении собрания, на котором решался вопрос об установке шлагбаумов, и участвовал в голосовании путем заполнения решения (бюллетеня), копия которого приложена к иску.

Решением Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 21 января 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

С указанным судебным решением не согласился ФИО3 В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда и принятии нового об удовлетворении иска.

В обоснование доводов жалобы повторно приведены доводы административного иска.

На основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно положениям ч.ч.9,11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказать факт нарушения прав и законных интересов оспариваемыми действиями, решениями, бездействием, а также соблюдение срока на обращение в суд возложена на административного истца. Административный ответчик обязан доказать законность оспариваемых действий, решений, бездействия.

Отказывая в удовлетворении требований административных исков суд первой инстанции, проанализировав положения действующего законодательства и оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу о том, что принятимая оспариваемые решения комиссия по вопросам демонтажа самовольных нестационарных объектов действовала в пределах предоставленных полномочий, реализуя задачи в сфере осуществления муниципального земельного контроля, процедура принятия решений соблюдена, решения соответствуют закону и прав административного истца не нарушают.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции ФИО3 является собственником жилого помещения - <адрес>

Согласно представленному в дело инженерно-топографическому плану, данный многоквартирный дом расположен на двух земельных участках: земельном участке по адресу <адрес>, кадастровый № площадью <данные изъяты> кв.м, и земельном участке по адресу <адрес>, кадастровый площадью <данные изъяты> кв.м.

21.08.2019 г., 11.09.2019 г, 16.10.2019 г. Комиссия по вопросам демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории города Новосибирска приняла решение демонтировать три шлагбаума, установленные на земельном участке, размером 0,7*5 метров, расположенные возле дома <адрес>.

Решение об установке шлагбаумов было принято на общем собрании собственников <адрес>

Постановлением мэрии города Новосибирска от 16.02.2018 № 225 утверждено Положение о комиссии по вопросам демонтажа самовольных нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска.

Согласно п.1.3 Положения комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным в целях рассмотрения вопросов демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории города Новосибирска при размещении нестационарных объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска, и земельных участках, расположенных в границах города Новосибирска, государственная собственность на которые не разграничена.

На основании п.п.2.1, 2.2 Положения задачами комиссии являются:

рассмотрение актов администраций районов (округа по районам) города Новосибирска о выявлении самовольных нестационарных объектов и иных документов, направляемых в комиссию администрациями районов (округа по районам) города Новосибирска, а также представленных собственниками (владельцами) нестационарных объектов, в соответствии с пунктом 6.6 Положения о нестационарных объектах на территории города Новосибирска, утвержденного решением Совета депутатов города Новосибирска от 29.04.2015 N 1336;

принятие решений о демонтаже нестационарных объектов (в случае если установлены факты самовольного размещения и эксплуатации нестационарных объектов) либо об отсутствии оснований для демонтажа нестационарных объектов (в случае если факты самовольного размещения и эксплуатации нестационарных объектов не установлены).

Согласно п.1.2 Положения о нестационарных торговых объектах на территории города Новосибирска, утвержденного решением Советом депутатов города Новосибирска от 29.04.2015 № 1336, для целей Положения используются следующие понятия:

нестационарный объект - объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;

самовольный нестационарный объект - нестационарный объект, размещенный и (или) эксплуатируемый на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без соответствующего документа, являющегося в соответствии с пунктом 2.1 Положения основанием для его размещения, либо эксплуатируемый на основании документа, срок действия которого истек.

Перечень нестационарных объектов, приведенный в п.1.3 названного Положения, является открытым.

На основании разделов 3,4 Положения, размещение нестационарных объектов осуществляется на основании договора аренды земельного участка либо договора о размещении.

На основании пунктов 6.2, 6.3 Положения в случае выявления на территории города Новосибирска самовольных нестационарных объектов, в том числе фактов неисполнения собственниками (владельцами) нестационарных объектов указанной в пункте 6.1 Положения обязанности по демонтажу нестационарного объекта, осуществляется их демонтаж в порядке, предусмотренном пунктами 6.3 - 6.18 Положения.

Выявление на территории города Новосибирска самовольных нестационарных объектов осуществляется администрациями районов на постоянной основе, а также на основании обращений граждан и объединений граждан, в том числе юридических лиц, государственных органов, органов государственной власти Российской Федерации, Новосибирской области, муниципальных органов, органов местного самоуправления города Новосибирска, структурных подразделений мэрии либо на основании информации, поступившей от структурных подразделений мэрии, о прекращении действия документа, являющегося основанием для размещения нестационарного объекта в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Новосибирской области, муниципальными правовыми актами города Новосибирска.

На основании пунктов 6.5, 6.6 Положения в случае выявления самовольных нестационарных объектов уполномоченное должностное лицо администрации района составляет акт о выявлении самовольного нестационарного объекта по форме согласно приложению 4 к Положению (далее - акт о выявлении).

В течение 5 дней со дня составления акта о выявлении администрация района направляет акт о выявлении, документы, поступившие в администрацию района в соответствии с пунктом 6.3 Положения, а также подготовленные в порядке, предусмотренном пунктом 6.4 Положения, в комиссию по вопросам демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории города Новосибирска (далее - комиссия по демонтажу).

В течение 7 дней со дня регистрации документов, направленных администрацией района, комиссия по демонтажу принимает решение: о демонтаже нестационарного объекта (в случае если установлен факт самовольного размещения и эксплуатации нестационарного объекта); об отсутствии оснований для демонтажа нестационарного объекта (в случае если факт самовольного размещения и эксплуатации нестационарного объекта не установлен).

Информация о дате, времени и месте проведения заседания комиссии по демонтажу, на котором планируется принятие решения, предусмотренного абзацами четвертым, пятым настоящего пункта, размещается комиссией по демонтажу на официальном сайте города Новосибирска в сети Интернет не позднее 3 дней до дня ее заседания.

Собственник (владелец) нестационарного объекта вправе представить в комиссию по демонтажу для рассмотрения на ее заседании дополнительные материалы и пояснения по выявленному факту размещения нестационарного объекта.

Как подтверждено материалами дела и не опровергнуто административным истцом, администрация Октябрьского района г. Новосибирска выявила размещение на земельном участке рядом с многоквартирным домом № 12 по ул. Федосеева в г. Новосибирске трех шлагбаумов. Предупреждения о самовольном характере размещения были размещены администрацией на шлагбаумах.

На официальном сайте мэрии г. Новосибирска были размещены информационные сообщения о проведении заседаний комиссии по вопросам демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории города Новосибирска.

Принятые комиссией решения о демонтаже нестационарных объектов доведены до неопределенного круга лиц посредством размещения на официальном сайте города Новосибирска.

Административным истцом в материалы дела не представлено доказательств того, что шлагбаумы были размещены на земельном участке, сформированном в установленном законом порядке для эксплуатации многоквартирного дома и в его границах. Из составленных специалистами администрации Октябрьского района г. Новосибирска актов со схемами размещения следует, что спорные шлагбаумы размещены за пределами двух земельных участков по адресу <адрес>, то есть размещены на территории, относящейся в землям, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в силу ст. 3.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса» РФ уполномочены распоряжаться органы местного самоуправления городского округа. Данное обстоятельство явилось предметом дополнительной проверки администрации Октябрьского района г. Новосибирска и отражено в акте обследования от 30.10.2019.

Представленные ответчиком доказательства административным истцом в порядке, установленном ст. 62 КАС РФ не опровергнуты.

Шлагбаумы подпадают под понятие нестационарного объекта, приведенного в Положении, кроме того, в данном случае являются самовольно установленными, потому решения об их демонтаже основаны на законе и прав административного истца не нарушают. Порядок принятия оспариваемых решений административным ответчиком соблюден.

При таких обстоятельствах, выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований являются верными.

Доводы апеллянта не содержат конкретных доводов несогласия с решением суда, с какими–либо выводами, изложенными в нем, а полностью повторяют доводы административного иска, которым районным судом дана надлежащая правовая оценка, основанная на верном применении норм материального и процессуального права. Оснований для иных выводов судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 21 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи