ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2441/2021 от 22.11.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Хулапова Г.А. Дело № 33а-10276/2021

(№ 2а-2441/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 22 ноября 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Мостовенко Н.Р.,

судей Павловского Е.Г., Кагитиной И.В.,

при секретаре Прокошкиной Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по уточнённому административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконными уведомления о приостановлении осуществления учёта изменений объекта недвижимости от 7 октября 2020 г. и решения от 30 декабря 2020 г. об отказе в учёте изменений объекта недвижимости, возложении обязанности совершить определённые действия

по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 августа 2021 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично

Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., пояснения представителя административного истца ФИО2, судебная коллегия

установила:

ФИО1, в лице представителя ФИО3 обратилась в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований, с учётом уточнений, указала на то, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номерорм , расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования - «малоэтажная жилая застройка», площадью 100 кв.м. С целью осуществления строительства на указанном земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства, административный истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об изменении вида разрешенного использования на «для индивидуального жилищного строительства». По результатам рассмотрения, получено уведомление о приостановлении от 7 октября 2020 г., в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером , расположен в территориальной зоне ТЗ-01/1-1371 предусматривающей вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» 2.1 (п1), однако для данного вида разрешенного использования в зоне ТЗ-01/1-1371 для земельных участков определены следующие предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков: 300 кв.м. - 800 кв.м. В связи с чем регистрирующим органом сделан вывод об отсутствии возможности осуществления учета изменений в части вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером , в связи с меньшей площадью - в размере 100 кв. м., ввиду её несоответствия требованиям территориального зонирования к площади участков. В связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учёта и не устранением обстоятельств, послуживших для принятия решения о приостановлении от 7 октября 2020 г., решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 30 декабря 2020 г. отказано в учёте изменений объектов недвижимости, на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». По мнению административного истца, вышеуказанные решения регистрирующего органа являются незаконными и нарушают её права, поскольку она 24 ноября 2015 г. приобрела в собственность указанный земельный участок. Данный договор является действующим и никем не оспорен. Переданный объект права - земельный участок, отнесён к категории земель: «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования – «малоэтажная жилая застройка». Вместе с тем, действующим классификатором видов разрешенного использования земельного участка такой вид как «малоэтажная жилая застройка» - отсутствует. В заявлении об установлении вида разрешенного использования земельного участка административный истец просил установить для его земельного участка существующий в классификаторе вид разрешенного использования - код 2.1. - «для индивидуального жилищного строительства», в чём ей было отказано по причине несоответствующей площади. Вместе с тем, указанный земельный участок административный истец приобрёл в 2015 году, когда никакого градостроительного регламента принято не было и территориальные зоны не были установлены. Более того, в настоящее время в указанном уведомлении административный ответчик ссылается на недостаточность площади, вместе с тем, действующей градостроительной документацией не предусмотрен вид разрешенного использования для земельного участка, площадью 100 кв.м., предусматривающий возведение жилого дома (именно с этой целью административным истцом и был приобретен земельный участок). Ввиду изложенного, в данный момент земельный участок, находясь в соответствующей территориальной зоне T3-01/1-1371, предусматривающей (пункт 97 статьи 37 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - ПЗЗ)) в качестве основного вида разрешенного использования «индивидуальную жилую застройку» имеет вид разрешенного использования, относящийся к зоне ТЗ-02 - малоэтажная жилая застройка, которая, в соответствии со статьей 36 ПЗЗ определена как ТЗ-02 выделена для формирования территории с размещением малоэтажных многоквартирных жилых домов. Кроме того, административный истец указывает на то, что указанные правила землепользования и застройки Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым приняты только в 2018 году, в то время, как земельный участок ФИО1 приобрела в 2015 году из чего следует, что основание для приостановления в регистрации изменения вида разрешенного использования земельного участка, ввиду несоответствия площади приобретенного в 2015 году участка, принятым в 2018 правилам землепользования и застройки Муниципального образования городской округ Ялта, является неправомерным.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент архитектуры и градостроительства г. Ялты Республики Крым, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4, ведущий специалист Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 августа 2021 г. административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено частично.

Признано незаконным уведомление о приостановлении государственной регистрации от 7 октября 2020 г. , вынесенное государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4

Признано незаконным решение об отказе в учёте изменений объекта недвижимости от 30 декабря 2020 г. , принятое ведущим специалистом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5

На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о государственной регистрации права собственности на земельный участок согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг от 19 апреля 2019 г. за без учёта оснований, казанных в «Уведомлении о приостановлении государственной регистрации» от 7 октября 2020 г. .

С Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300,00 руб.

В апелляционной жалобе, поданной представителем Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ставится вопрос об отмене судебного акта как незаконного и необоснованного.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что согласно ответу Департамента архитектуры и градостроительства г. Ялты Республики Крым от 24 сентября 2020 г. № 13160/02.1-20/1 на межведомственный запрос регистрирующего органа, земельный участок с кадастровым номером расположен в границах территориальной зоны – «Зона индивидуальной жилой застройки ТЗ-01/1-1371», в которой для вида разрешённого использования «Для индивидуального жилищного строительства» однозначно определён минимальный размер земельного участка – 300 кв.м. Полученный ответ Департамента архитектуры и градостроительства г. Ялты Республики Крым и несоответствие площади спорного земельного участка требованиям Правил, в части площади, для установления вида разрешённого использования «Для индивидуального жилищного строительства» стало основанием для принятия уведомления о приостановлении осуществления учёта изменений объекта недвижимости от 7 октября 2020 г., а последующее не устранение указанных причин приостановления – для принятия решения от 30 декабря 2020 г. об отказе в учёте изменений объектов недвижимости.

В судебном заседании представитель ФИО1 по нотариально удостоверенной доверенности от 14 сентября 2020 г. ФИО2 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности

В силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Из материалов административного дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью 100 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: «Земли населённых пунктов», вид разрешённого использования: «Малоэтажная жилая застройка», кадастровый , на основании договора купли-продажи земельного участка от 24 ноября 2015 г.

21 сентября 2020 г. административный истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на «для индивидуального жилищного строительства» 2.1 (п1).

Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 от 7 октября 2020 г. осуществление действий по государственному кадастровому учёту изменений объекта недвижимости приостановлено на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что согласно ответу Департамента архитектуры и градостроительства г. Ялты Республики Крым от 24 сентября 2020 г. № 13160/02.1-20/1 на межведомственный запрос, земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне ТЗ-01/1-1371, предусматривающей вид разрешённого использования «Для индивидуального жилищного строительства» 2.1 (п1), однако, для данного вида разрешённого использования разрешённого использования в зоне ТЗ-01/1-1371 для земельных участков определены следующие минимальные и максимальные размеры земельных участков: 300 кв.м. – 800 кв.м. Таким образом, осуществить учёт изменений в части виде разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером не представляется возможным, поскольку его площадь (100 кв.м.) не соответствует приведённым выше требованиям.

В связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учёта и не устранением обстоятельств, послуживших для принятия уведомления о приостановлении от 7 октября 2020 г., решением ведущего специалиста Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 от 30 декабря 2020 г. отказано в учёте изменений объектов недвижимости, на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Полагая, что вышеуказанные решения должностных лиц Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым являются незаконными, ФИО1 обратилась в суд.

Суд первой инстанции, признавая незаконными уведомление о приостановлении государственной регистрации от 7 октября 2020 г. и решение об отказе в учёте изменений объекта недвижимости от 30 декабря 2020 г., исходил из того, что земельный участок, находясь в соответствующей территориальной зоне T3-01/1-1371, предусматривающей (пункт 97 статьи 37 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым) в качестве основного вида разрешенного использования «индивидуальную жилую застройку» имеет вид разрешенного использования, относящийся к зоне ТЗ-02 - малоэтажная жилая застройка, которая, в соответствии со статьёй 36 вышеуказанных Правил определена как ТЗ-02 выделена для формирования территории с размещением малоэтажных многоквартирных жилых домов. Кроме того указанные правила землепользования и застройки Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым приняты только в 2018 году, в то время, как земельный участок ФИО1 приобрела в 2015 г.

Судебная коллегия не может не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

Статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2 части 2 статьи 14 Федерального закона).

В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены статьёй 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ.

Одним из таких оснований является несоответствие требованиям законодательства Российской Федерации формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).

В осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки, которые, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Нормы части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливают для правообладателя земельного участка свободный выбор основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом, без дополнительных разрешений и согласований.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В рамках утверждённых в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац второй пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса, введён в действие Федеральным законом от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 названной статьи).

Из системного анализа положений пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

При этом следует учитывать положения статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым правообладатели земельных участков, имеющих размеры меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства возможно при соблюдении требований технических регламентов и ряда процедур, включая рассмотрение этого вопроса на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нём предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства (пункт 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года).

На момент принятия должностными лицами регистрирующего органа оспариваемых решений, виды разрешенного использования земельных участков определялись в соответствии с классификатором, утверждённым приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 (документ утратил силу 4 апреля 2021 г.).

Разрешённое использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признаётся действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (часть 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о разрешенном использовании земельного участка (часть 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Возможность приведения уполномоченным государственным органом по заявлению правообладателя земельного участка вида его разрешенного использования в соответствие с перечнем разрешенных видов использования земельных участков, предусмотренных действующим классификатором, следует из положений части 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В этом случае имеет место не выбор вида разрешенного использования земельного участка в том значении, в котором это предусматривается земельным и (или) градостроительным законодательством, а установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков. Действия уполномоченных органов не являются изменением вида разрешенного использования (пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации») или выбором вида разрешенного использования земельного участка правообладателем (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Такие действия представляют собой процедуру технического приведения описания вида разрешенного использования в соответствие с видами разрешенного использования и их описанием, предусмотренными федеральным классификатором, и фактическим использованием земельного участка. При этом установление соответствия между видами разрешенного использования земельного участка не приводит в данном случае к фактическому изменению вида разрешенного использования такого участка в обход процедур, установленных земельным и (или) градостроительным законодательством.

Из материалов административного дела следует, что земельный участок, находясь в соответствующей территориальной зоне T3-01/1-1371, предусматривающей (пункт 97 статьи 37 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённых решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 июля 2019 N 16) в качестве основного вида разрешенного использования «индивидуальную жилую застройку» имеет вид разрешенного использования, относящийся к зоне ТЗ-02 - малоэтажная жилая застройка, которая, в соответствии со статьёй 36 названных Правил определена как ТЗ-02, выделена для формирования территории с размещением малоэтажных многоквартирных жилых домов.

Как верно указано судом первой инстанции, на момент приобретения административным истцом спорного земельного участка, градостроительный регламент муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым утверждён не был и территориальные зоны не были установлены.

В связи с чем судебная коллегия находит обоснованными доводы административного истца о неправомерности приостановления действий по государственному кадастровому учёту изменений объекта недвижимости ввиду несоответствия площади спорного земельного участка, принятым после его приобретения административным истцом Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

При таких обстоятельствах, у административного ответчика отсутствовали основания для приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учёту изменений объекта недвижимости и последующего отказа в учёте изменений объекта недвижимости по причинам, указанным в оспариваемых уведомлении и решении должностных лиц регистрирующего органа от 7 октября 2020 г. и от 30 декабря 2020 г.

Доводы подателя апелляционной жалобы со ссылкой на ответ Департамента архитектуры и градостроительства г. Ялты Республики Крым от 24 сентября 2020 г. № 13160/02.1-20/1, полученный на межведомственный запрос регистрирующего органа, вышеуказанного вывода не опровергают.

Исходя из обстоятельств дела, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что восстановительной мерой, соответствующей допущенному нарушению прав и законных интересов заявителя и направленной на его устранение, будет повторное рассмотрение Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым заявления административного истца об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Доводы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 августа 2021 г. – оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Н.Р. Мостовенко

Судьи Е.Г. Павловский

И.В. Кагитина