УИД 11RS0001-01-2021-020671-15 дело № 33а-4820/2022
(дело в суде первой инстанции № 2а-2444/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе
председательствующего Голикова А.А.,
судей Пристром И.Г., Санжаровской Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в г. Сыктывкаре Республики Коми в открытом судебном заседании 25 июля 2022 года административное дело по апелляционной жалобе ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» и по апелляционному представлению прокуратуры города Сосногорска на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми о признании бездействия незаконным, об обязании организовать работы по приведению автомобильной дороги в соответствии с требованиями законодательства.
Заслушав доклад материалов административного дела судьи Голикова А.А., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., представителя ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» Пауц Д.Э., судебная коллегия по административным делам
установила:
прокурор города Сосногорска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании бездействия незаконным, обязании в срок до 01.10.2022 провести работы по приведению в соответствие с пунктом 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», пунктами 5.3, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» автомобильную дорогу Керки - Дутово от автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян - Map на участке с 35 км по 90 км, указав в обоснование требований на ненадлежащее исполнение административными ответчиками обязанности в сфере дорожной деятельности, что создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
Судом произведена замена административного ответчика Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.
В судебном заседании участвующий прокурор Матвеева С.А. на удовлетворении требований настаивала.
Представитель административного ответчика ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» Платто А.И., представитель административного ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Попова Е.И., с заявленными требованиями не согласились, поддержав доводы, изложенные в отзывах, а также указали на неразумность сроков, в пределах которых прокурор просит возложить исполнить обязанность по организации работ по приведению автомобильной дороги в соответствии с требованиями законодательства.
По итогам рассмотрения дела судом принято решение, которым административное исковое заявление прокурора города Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», выразившееся в не приведении автомобильной дороги Керки - Дутово от автомобильной дороги Сыктывкар – Ухта - Печора – Усинск - Нарьян-Мар на участке с 35 км по 90 км в эксплуатационное состояние, отвечающее требованиям законодательства.
На ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» возложена обязанность в срок до 01.10.2023 провести работы по приведению в соответствие с пунктом 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», пунктом 5.3, пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» автомобильную дорогу Керки - Дутово от автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Map на участке с 35 км по 90 км.
В удовлетворении требований прокурора города Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми о признании незаконным бездействие, выразившееся в не приведении автомобильной дороги Керки - Дутово от автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора – Усинск - Нарьян-Мар на участке с 35 км по 90 км в эксплуатационное состояние, отвечающее требованиям законодательства, об обязании в срок до 01.10.2022 провести работы по приведению в соответствие с пунктом 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», пунктом 5.3, пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» автомобильную дорогу Керки - Дутово от автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Map на участке с 35 км по 90 км, отказано.
В апелляционной жалобе ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» поставлен вопрос об отмене решения суда или возложении обязанности по проведению автомобильной дороги в соответствии с требованиями законодательства на ГКУ РК «УправдорКоми» совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее – Министерство). Указано, что необходимым и единственным условием для организации выполнения работ по устранению повреждений поверхности автомобильной дороги является включение Министерством данного мероприятия в соответствующий перечень объектов содержания и ремонта, а также доведения до Учреждения лимитов бюджетных обязательств по данному конкретному объекту. Только в этом случае Учреждение имеет правовые основания для заключения государственных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги. Учреждение ежегодно направляет в Министерство предложения о дополнительном финансировании, в том числе по дороге Керки-Дутово (письма от 09.06.2018 , от 03.06.2019 , от 27.10.2020 , от 15.11.2021 ). Оспаривают вывод суда, послуживший основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований к Министерству, о том, что возложение на Министерство обязанности организовать финансовое обеспечение расходов по приведению автомобильной дороги в соответствии с требованиями законодательства является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа. Судом не учтено, что возложение субсидиарной ответственности на главного распорядителя бюджетных средств, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств у казенного учреждения и корреспондирующая обязанность главного распорядителя осуществить финансирование предусмотрена законом. Соответственно, удовлетворение требований прокурора (в том числе в части понуждения осуществить финансирование необходимых мероприятий) не будет являться вмешательством в административно-хозяйственную деятельность Министерства. В силу требований статьи 16, 187 КАС РФ, разъяснений в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение суда должно быт исполнимым. Исходя из разграничения деятельности между Учреждением и Министерством, исполнить решение суда Учреждением самостоятельно не представляется возможным.
Относительно апелляционной жалобы прокурором представлены возражения, согласно которым, прокурор просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку изложенной в апелляционной жалобе позиции была дана оценка судом первой инстанции.
В апелляционном представлении прокурор г. Сосногорска просит изменить решение суда в части установленного срока для исполнения ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» возложенной на него обязанности, установить срок до 01.10.2022. Указывает, что Учреждение уже в августе 2021 года располагало информацией о ненадлежащем состоянии рассматриваемого участка дороги общего пользования, поскольку 03.08.2021 прокуратурой выдано предписание об устранении выявленных нарушений, в данный период времени погодные условия позволяли осуществить ремонтные работы, хотя бы в месте полного разрушения дорожного полотна, однако ответчиком не предпринято действенных и эффективных мер, направленных на изыскание денежных средств для начала проведения работ по настоящее время. Считает, что установленный судом срок не является разумным, поскольку данный участок дороги является аварийно-опасным, непринятие своевременных мер приведет к увеличению дорожно-транспортных происшествий, поскольку на данном участке местами имеется полное разрушение дорожного полотна. В случае неисполнения решения суда к установленному сроку, Учреждение вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения, представив подтверждающие документы невозможности его исполнения. Учитывая длительное бездействие ответчика, при сроке, определенном судом - 01.10.2023, не исключено злоупотребление Учреждением своей обязанностью.
До рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в заявлении прокурор г. Сосногорска отказался от апелляционного представления, просил производство по представлению прекратить.
Участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Шевелева М.Г. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, поддержала заявление о прекращении апелляционного представления.
Представитель ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» Пауц Д.Э. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия полагает возможным в соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть административное дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, доводы апелляционного представления, проверив законность решения суда в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной прокуратурой г. Ухты проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения путем изучения представленных ОГИБДД ОМВД России по г. Сосногорску материалов, в том числе акта от 23.07.2021, установлено, что при проведении обследования автомобильной дороги общего пользования «Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян - Map» на участке Подъезд к с. Дутово с 35 км по 90 км, выявлены нарушения пунктов 5.2.4, 5.3.1 ГОСТа Р 50597 - 2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Так, на проезжей части указанной автодороги установлено разрушение дорожной одежды в виде отдельных выбоин в асфальтобетонном покрытии, геометрические параметры которых превышает предельно допустимые размеры (по глубине 5 см и более, по длине 15 см и более, по ширине 60 см и более). Также установлено занижение обочины относительно уровня проезжей части на 4 см и более.
При этом в акте обследования ОГИБДД ОМВД России по г. Сосногорску от 23.07.2021 указано старое наименование обследуемого участка дороги, а именно: «Подъезд к с. Дутово», тогда как, фактически обследуемый сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по г. Сосногорску участок дороги, расположенный на территории MP «Сосногорск», в соответствии с решением Министерства определен как автомобильная дорога Керки - Дутово от автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта -Печора - Усинск - Нарьян - Map.
Согласно распоряжению Правительства РК от 30.11.2009 № 438-р (ред. от 23.09.2021) «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми» в перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми» автомобильная дорога Керки - Дутово от автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта -Печора - Усинск - Нарьян - Map обозначена под номером 141, идентификационный номер объекта - 87 ОП РЗ 87К - 179.
Выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подтверждены представленными суду материалами проведенной прокуратурой проверки и не оспаривались административными ответчиками.
По данным фактам в ОГИБДД ОМВД Росси по г. Сосногорску было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в отношении руководителя ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 10.01.2021 № 5-54/2022 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении руководителя ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Также судом установлено, что автомобильная дорога Керки - Дутово от автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Map является автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения, находятся в государственной собственности Республики Коми и передана в оперативное управление ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 № 2438-Р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.
Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Также из пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» следует, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, (таблица А.1 приложения А),
На основании таблицы 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 размеры выбоин, просадок и проломов не должны превышать по глубине 5 см, по длине 15 см.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» установлено, что покрытие проезжей части дорог не должно иметь дефектов, указанных в таблице 2, в частности отдельных выбоин или проломов глубиной 5 см и более, площадью 0,09 кв.м и более.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями статей 3, 4, 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», подпункта 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 6 статьи 3, статьей 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», пункта 5.3, пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», регулирующими спорные правоотношения.
Оценив полно и объективно представленные доказательства в их совокупности, и установив, что спорный участок дороги не отвечает требованиям ГОСТов, и это влечет нарушение требований безопасности дорожного движения, создает предпосылки повышения возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие возникновение угрозы жизни здоровью неопределенного круга лиц, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований к ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», в оперативном управлении которого находится спорная автомобильная дорога и на которое возложены функции по содержанию спорного участка дороги.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора города Сосногорска заявленных к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, суд исходил из того, что возложение на Министерство обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по приведению автомобильной дороги общего пользования регионального значения в соответствии с требованиями законодательства является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации Министерство принимает на себя расходные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований.
Исходя из выделенного объема бюджетных ассигнований дорожного фонда Республики Коми Министерство ежегодно доводит до ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» денежные средства (лимиты бюджетных обязательств), которыми Управление самостоятельно распоряжается в соответствии с целевым назначением.
На выделенные денежные средства, Управлением заключается государственный контракт па выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и мостовых сооружений.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, понуждение Министерства к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств бюджета, предусмотренных на содержание в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным представленными в дело доказательствами.
Не оспаривая факт наличия недостатков, об устранении которых заявлено прокурором, и необходимость их устранения, ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в апелляционной жалобе ссылается на то, что ответственность за ненадлежащее содержание участков спорной автомобильной дороги должно нести также Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, в отношении которого судом первой инстанции в удовлетворении требований прокурора отказано.
Данные доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не являются основанием к отмене решения суда.
В силу статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности статьей 12 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» отнесено осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 20.10.2020 № 115 «О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми» Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми переименовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.
Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 05.11.2020 № 540, Минстрой Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, управления и распоряжения автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение или казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этот имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьями 296, 297 Гражданского кодекса РФ, определяющими права и обязанности собственника и казенного предприятия в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного им в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на приобретателя обязанности по его содержанию. Обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы по содержанию переданного в оперативное управление имущества.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 28.12.2014 № 534 создано Государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» путем изменения типа существующего государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Коми дорожный надзор».
Как следует из Устава Государственного казенного учреждения Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми», данное Учреждение является некоммерческой организацией, находится в ведомственной подчиненности Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, которое осуществляет функции и полномочия учредителя и бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно пункту 15 Устава предметом деятельности Учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации, в пределах определенной Уставом компетенции, полномочий Министерства и Правительства Республики Коми.
В силу пункта 16 Устава целями создания Учреждения являются организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения Республики Коми, улучшению их транспортно-эксплуатационных характеристик; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального значения.
Для осуществления указанных целей Учреждение выполняет функции заказчика, застройщика при проведении строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог регионального значения (пункт 17.3); осуществляет контроль, в том числе лабораторный контроль, за соответствием выполняемых подрядными организациями работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения, требованиям технических регламентов, заключенных государственных контрактов (пункт 17.4); осуществляет диагностику, обследование и оценку технического состояния автомобильных дорог регионального значения (пункт 17.9 Устава).
Учреждение самостоятельно распоряжается денежными средствами, полученными из республиканского бюджета Республики Коми, в соответствии с их целевым назначением (пункт 25 Устава).
Решением Дорожного агентства Республики Коми № 1 от 01.01.2015 «О передаче государственного имущества Республики Коми в оперативное управление» и актом приема-передачи от 01.01.2015 право оперативного управления на автомобильную дорогу «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар», в том числе на автодорогу Керки-Дутово от автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар», передано Государственному казенному учреждению Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми».
В связи с изложенным, Учреждение обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, обеспечивать сохранность автомобильных дорог регионального значения Республики Коми, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения Республики Коми.
Поскольку спорная автомобильная дорога находится в оперативном управлении ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», ответственного за содержание, ремонт и обеспечение безопасности движения на дорогах, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по устранению нарушений законодательства о дорожной деятельности в части устранения выявленных недостатков на данное учреждение, обоснованно отклонив доводы Учреждения об отсутствии необходимого финансирования расходов на содержание дорог по приведенным в решении мотивам, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что перечни объектов и мероприятий по направлениям расходов в области использования автомобильных дорог регионального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности формирует и утверждает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, а Учреждение лишь осуществляет их реализацию, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку данное обстоятельство само по себе не освобождает Учреждение от выполнения возложенных на него законом обязанностей.
По существу доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика, изложенную в письменном отзыве на административный иск, направлены на иное толкование действующего законодательства, не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Также судебная коллегия не находит оснований для изменения срока, установленного судом для выполнения возложенных обязанностей на ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» по приведению спорного участка автомобильной дороги в соответствие с пунктом 5.2.4 ГОСТ 33220-2015, пунктами 5.3., 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Судебное решение должно отвечать общеправовому принципу исполнимости судебного акта, учитывать возможность реального исполнения принятого им решения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, поскольку исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 года N 1-П, от 14 мая 2003 года N 8-П, от 14 июля 2005 года N 8-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, от 26 февраля 2010 года N 4-П, от 14 мая 2012 года N 11-П, от 10 марта 2016 года N 7-П).
Нарушение судом первой инстанции принципа исполнимости судебного постановления подлежит устранению судом апелляционной инстанции.
Разрешая спор, суд первой инстанции не согласился с предложенным прокурором сроком исполнения судебного решения до 01.10.2022, установив срок до 01.10.2023, при этом учел, что для проведения таких работ необходимы погодные условия, а также принял во внимание особенности финансирования, необходимый объем работ.
Судебная коллегия считает, что определенный судом срок до 01.10.2023 отвечает принципу исполнимости судебного акта, вынесенного в апреле 2022 года, с учетом времени, необходимого на его обжалование и вступление в законную силу, принимая во внимание специфику указанного правоотношения с учетом необходимого для этого периода времени, с учетом времени выполнения процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, соблюдение которых необходимо в силу законодательных предписаний, продолжительности процедуры выделения бюджетных ассигнований и срока обустройства объекта транспортной инфраструктуры.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно, нормы материального права применены верно, нарушений положений процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено.
С учетом изложенного, принятое по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы - необоснованными.
Судебная коллегия также принимает отказ прокурора г. Сосногорска от апелляционного представления и прекращает производство по апелляционному представлению.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» - без удовлетворения.
Принять отказ прокурора г. Сосногорска от апелляционного представления и прекратить производство по апелляционному представлению.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 июля 2022 года.
Председательствующий-
Судьи-