Дело № 33а-7042/2021
(в суде первой инстанции дело № 2а-2445/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Казариковой О.В.,
судей Карбовского С.Р., Федоренко Н.В.,
при секретаре Цой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Хабаровске 13 октября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Хлебородова М.Н. к администрации г. Хабаровска, Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе администрации г. Хабаровска на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 12 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Федоренко Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ИП Хлебородов М.Н. обратился в суд с административным иском к администрации г. Хабаровска о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указал, что покрытие участка дороги по ул. Строительной (от ул. Менделеева до ул. Нагорной) частично состоит из железобетонных плит, частично - щебеночное. На отдельных участках автомобильной дороги по ул. Строительной (от ул. Башенной до ул. Менделеева) имеются локально расположенные участки системы водоотведения, которые частично захламлены. Визуально - система водоотведения находится в технически неисправном состоянии. Покрытие проезжей части на данном участке дороги имеет повреждения дорожного полотна, по размерам превышающие требования п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2-17. Обстоятельства подтверждаются прилагаемыми письмами прокуратуры г. Хабаровска от 27.09.2019. Административным ответчиком в течение длительного времени (с марта 2019 года) не исполняются требования прокурора, участок ливневой канализации, расположенной вдоль проезжей части ул. Строительной г.Хабаровска, в муниципальную собственность не принят, не обеспечено надлежащее содержание и ремонт существующей центральной ливневой канализации, не обеспечен отвод ливневых вод в соответствии с положениями СНиП 2.04.03- 85 (Канализация. Наружные сети и сооружения. СП 32.13330.2012). Принадлежащие ему нежилые помещения систематически затапливаются ливневыми водами, скапливающимися вокруг здания и уходящими в почву, окружающую здания, вследствие чего происходит размытие фундамента зданий, нарушается санитарная обстановка, административному истцу как собственнику наносится реальный имущественный и моральный вред. Дорога по улице Строительной в г.Хабаровске постановлением администрации г.Хабаровска от 16.07.2013 № 2692 включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Хабаровск», утвержденный постановлением администрации г.Хабаровска от 09.02.2011 № 401. Организация содержания и обслуживания указанной дороги должна осуществляться администрацией г.Хабаровска. Объект инженерной инфраструктуры - ливневая канализация, расположенная вдоль проезжей части ул. Строительная г. Хабаровска является муниципальной собственностью в силу прямого указания закона, следовательно администрация г. Хабаровска должна принять ее в муниципальную собственность.
На основании изложенного просит признать незаконным бездействие администрации г. Хабаровска, выразившееся в ненадлежащем содержании участка автомобильной дороги по ул. Строительной г.Хабаровска от ул. Менделеева до ул. Нагорной; признать незаконным бездействие администрации г. Хабаровска, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в регистрирующем органе и мер по принятию в муниципальную собственность ливневой канализации, расположенной вдоль проезжей части ул. Строительной г.Хабаровска; обязать администрацию г. Хабаровска принять меры по постановке на учет в регистрирующем органе и меры по принятию в муниципальную собственность указанной ливневой канализации в срок не превышающий 10 календарных дней с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу; произвести ремонт участка указанной автомобильной дороги в срок не превышающий 2 месяцев с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу.
Определением судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 28.04.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 12.07.2021 административный иск удовлетворен частично, признано незаконным бездействие администрации г. Хабаровска, выразившееся в ненадлежащем содержании участка автомобильной дороги по ул. Строительной в г. Хабаровске от ул. Менделеева до ул. Нагорной; администрация г. Хабаровска обязана: в срок до 31.12.2021 обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей – ливневой канализации, расположенной вдоль улицы Строительной в г. Хабаровске на всем протяжении; в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к соблюдению требований безопасности дорожного движения, а именно: привести в соответствие участок дороги общего пользования, расположенный по ул. Строительной от ул. Менделеева до ул. Нагорной в г. Хабаровске, в соответствие с требованиями государственного стандарта, в остальной части административных исковых требований к администрации г. Хабаровска отказано. В удовлетворении административных исковых требований к управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия отказано.
В апелляционной жалобе администрация г. Хабаровска просит решение отменить как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы указано, что судом первой инстанции не определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, а именно не установлено фактическое наличие ливневой канализации на всем протяжении ул. Строительной, так же не установлены технические характеристики данной ливневой канализации, ее протяженность. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие существование спорной ливневой канализации. В связи с чем, судом на администрацию г. Хабаровска необоснованно и незаконно возложена обязанность обратиться с заявлением о принятии ливневой канализации на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. Кроме того, в материалы дела не представлены документы, подтверждающие повреждение имущества административного истца, а также невозможность подойти, подъехать к своей собственности. В решении суда не указано, какие права, свободы и законные интересы административного истца нарушаются. Полагает, что судом первой инстанции нарушено процессуальное право, поскольку в соответствии со статьями 27, 197, 198 АПК РФ рассмотрение данного дела относится к компетенции арбитражного суда. Также указывает, что судом установлен не разумный срок исполнения решения суда, поскольку выполнение работ возможно только при положительных температурах, а также указанные работы попадают под действие Бюджетного кодекса РФ и ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разумный срок на исполнение решения суда составляет не менее 18 месяцев. Полагает, что надлежащим ответчиком по настоящему исковому заявлению в части содержания указанной автомобильной дороги является управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, как самостоятельное юридическое лицо.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Хлебородова М.Н. – Калашникова А.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных ответчиков Рубцов Д.А. апелляционную жалобу поддержал по приведенным в ней доводам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Калашникова А.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Административный истец в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 10.121995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами названного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 5 Федерального закона от 10.121995 № 196-ФЗ определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относится организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В статье 3 данного федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6).
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Устава городского округа «Город Хабаровск» к вопросам местного значения города Хабаровска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города Хабаровска, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу статей 17, 18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Из материалов административного дела следует, что Хлебородов М.Н. является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Хабаровск, ул. Строительная, 23 литер Б и А.
Постановлением администрации г. Хабаровска от 16.07.2013 № 2692 дорога по улице Строительной г. Хабаровска выключена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Хабаровск», утвержденный постановлением администрации города Хабаровска от 09.02.2011 № 401.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании обращения Хлебородова М.Н. прокуратурой г. Хабаровска проводилась проверка по вопросу надлежащего содержания дороги по ул. Строительной в г. Хабаровске. В ходе данной проверки было установлено, что участок дороги по ул. Строительная от ул. Менделеева до ул. Нагорная в г. Хабаровске асфальтового покрытия не имеет, покрытие дороги частично из железобетонных плит, частично щебеночное. На данном участке имеются многочисленные повреждения дорожного полотна, по размерам превышающие требования пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2-17. Администрацией г. Хабаровска надлежащих мер к содержанию участка автомобильной дороги по ул. Строительной г. Хабаровска не принимаются, вследствие чего покрытие проезжей части имеет повреждения в виде выбоин, просадок, ям, что затрудняет движение транспортных средств на данном участке дороги с разрешенной правилами дорожного движения скоростью и создает угрозу безопасности дорожному движению, жизни и здоровью и имущества населения. Также проверкой установлено, что на отдельных участках автомобильной дороги по ул. Строительной имеются локально расположенные участки системы водоотведения. В ходе осмотра установлено, что система водоотведения находится в технически неисправном состоянии. На балансе администрации г. Хабаровска водоотводные лотки не значатся, их обслуживание администрацией г. Хабаровска не организуется. По результатам проведенной проверки в адрес администрации г. Хабаровска 21.03.2019 внесено представление о принятии мер к устранению выявленных нарушений, причин и условий им способствовавших, а также недопущению их впредь.
В ответе от 10.04.2019 на представление прокурора г. Хабаровска администрация г. Хабаровска указала, что требования прокурора носят обоснованный характер. В связи со сложившейся в настоящее время неблагоприятной экономической ситуацией бюджет городского округа «Город Хабаровск» на протяжении нескольких лет является дефицитным. Учитывая, что нормативная потребность в бюджетных ассигнованиях значительно превышает размер средств, выделяемых на ремонт автомобильных дорог, проведение ремонта указанного участка дороги по ул. Строительной не осуществлялось. Вопрос о приеме ливневой канализации как объекта инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность будет рассмотрен после выполнения работ по приведению ее в нормативное состояние.
Доказательств, подтверждающих, что администрацией г. Хабаровска обеспечено надлежащее содержание указанной дороги не представлено.
Оценив представленные сторонами доказательства, в том числе показания свидетелей, фото и видеоматериал, предоставленный административным истцом, в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд первой инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ГОСТ Р 50597-2017, Устава городского округа «Город Хабаровск», пришел к правильному и обоснованному выводу, что администрацией г. Хабаровска не приняты надлежащие меры к исполнению своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, дорога по ул. Строительной от ул. Менделеева до ул. Нагорной в г. Хабаровске находится в ненадлежащем состоянии, не соответствует стандартам ГОСТа, что нарушает права административного истца на обеспечение безопасности дорожного движения.
Учитывая вышеизложенное, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца о признании незаконным бездействия администрации г. Хабаровска, выразившемся в ненадлежащем содержании участка указанной автомобильной дороги, и о возложении на администрацию г. Хабаровска обязанности привести указанный участок дороги в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2-17.
Довод апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по данному делу в части содержания указанной дороги является управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, судебная коллегия находит несостоятельным.
Системный анализ выше названных норм права позволяет сделать вывод о том, что обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов возложена на органы местного самоуправления. В отношении автомобильных дорог местного значения, расположенных в г. Хабаровске, обязанность по их содержанию и ремонту возлагается на администрацию г. Хабаровска.
Созданное в структуре исполнительно-распорядительного органа муниципального образования управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска не является органом местного самоуправления.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска не освобождает администрацию г. Хабаровска от обязанности по осуществлению дорожной деятельности в силу закона. При этом право выбора способа исполнения решения суда принадлежит администрации муниципального образования.
Ссылка в жалобе на то, что не доказано какие права, свободы и законные интересы истца нарушены, у истца отсутствовали правовые основания для обращения в суд с требованиями относительно спорного участка дороги, является несостоятельной, поскольку истец является пользователем данной дороги, ее ненадлежащим содержанием нарушаются права и законные интересы истца по пользованию дорогой, которая ведет к имуществу, принадлежащему истцу на праве собственности.
Довод апелляционной жалобы о том, что срок исполнения решения суда не отвечает требованиям разумности, не может быть признан основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку при невозможности исполнить решение суда в установленный срок по объективным причинам ответчик (должник) вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения, представив соответствующие доказательства.
Довод апелляционной жалобы о подсудности данного спора арбитражному суду является необоснованным.
Частью 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Возникший спор не имеет экономической составляющей, а то обстоятельство, что административный истец является индивидуальным предпринимателем, не является достаточным для вывода о подсудности спора арбитражному суду.
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об удовлетворении требований в части возложения на администрацию г. Хабаровска обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей – ливневой канализации, расположенной вдоль ул. Строительной в г. Хабаровске на всем протяжении.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931.
В силу пункта 3 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено названным Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 названного Кодекса.
Право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административный истец участником правоотношений, связанных с постановкой на учет имущества в качестве бесхозяйного недвижимого объекта, не является.
Оспариваемым бездействием законные интересы непосредственно Хлебородова М.Н. не затрагиваются. Доказательств обратного административным истцом не представлено.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Хлебородова М.Н. об обязании администрации г. Хабаровска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей – ливневой канализации, расположенной вдоль улицы Строительной в г. Хабаровске на всем протяжении, подлежит отмене, а производство по административному делу в части требований Хлебородова М.Н. о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в регистрирующем органе ливневой канализации, обязании принять меры по постановке на учет ливневой канализации в регистрирующем органе подлежит прекращению.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 12 июля 2021 года отменить в части удовлетворения требований Хлебородова М.Н. об обязании администрации г. Хабаровска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей – ливневой канализации, расположенной вдоль улицы Строительной в г. Хабаровске на всем протяжении.
Производство по административному делу в части требований Хлебородова М.Н. о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в регистрирующем органе ливневой канализации, обязании принять меры по постановке на учет ливневой канализации в регистрирующем органе прекратить.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 12 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Хабаровска - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий | ||
Судьи | ||