Дело № 33а-4605/2022
в суде первой инстанции дело № 2а-2446/2022
УИД 27RS0001-01-2022-001981-23
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Карбовского С.Р.,
судей: Чуешковой В.В., Зыковой М.В.,
при секретаре: Пациора Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июля 2022 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании решения незаконным,
по апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 18 апреля 2022 года,
заслушав доклад судьи Чуешковой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании решения незаконным. В обоснование заявленных требований административный истец указала, что в ноябре 2021 года обратилась в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края с целью установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы общей площади жилого помещения. В подтверждение данного факта наряду с документами указанными в части 4 ст. 3 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 № 253, административный истец направила административному ответчику решение Ульчского районного суда Хабаровского края от 30.11.2020 по гражданскому делу № 2-256/2020, на основании которого в ранее занимаемом жилом помещении общей площадью 66,20 кв.м., у истца была 1/5 доля. После рассмотрения документов министерство жилищно-коммунального хозяйства приняло решение отказать в рассмотрении заявления об установлении факта невозможности проживания, ссылаясь на то, что не указано обстоятельство признания невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
На основании изложенного, административный истец ФИО1 просила суд признать незаконным отказ в рассмотрении заявления об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 18 апреля 2022 года административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено.
Суд решил: «Признать незаконным распоряжение министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 21 декабря 2021 года № 1966-р «Об отказе ФИО1 в рассмотрении заявления об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении».
Обязать министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края повторно рассмотреть заявление ФИО1 об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.»
В апелляционной жалобе Министерство ЖКХ Хабаровского края просит решение суда отменить, в удовлетворении требований ФИО1 отказать. Поскольку министерство приняло решение об отказе в полном соответствии с положением административного регламента, так как заявление было подано не по установленной форме, что привело к подаче неполного пакета документов (а соответствии с п. 2.6 Административного регламента). В связи с чем, свободы и законные интересы административного истца министерство не нарушило, возможность обратиться повторно, установив выявленные нарушения (подать повторное заявление об установлении факта, указав обстоятельство, в связи с которым проживание в ранее занимаемом жилом помещении невозможно), у истца присутствовала, о чем было также сообщено в сопроводительном письме.
Возражения на апелляционную жалобу в суд не поступали.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания – не ходатайствовали.
На основании изложенного и ст. ст. 150, 306-307 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и предоставленные по запросу суда апелляционной инстанции дополнительные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что 10.11.2021 ФИО1 обратилась в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края с заявлением об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях.
К заявлению были приложены копии следующих документов: паспорта, свидетельства о смерти, свидетельства о государственной регистрации права, свидетельства о рождении, свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе, свидетельства о регистрации по месту пребывания, страхового свидетельства, решения суда, справки о смене фамилии, а также оригинал справки зарегистрированных лиц.
Распоряжением министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 21.12.2021 № 1966-р ФИО1 отказано в рассмотрении заявления об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении на основании пункта 1 части 7 статьи 3 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае».
Удовлетворяя административное исковое заявление ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что из приложения к заявлению ФИО1 следует, что пакет документов предоставлен в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 3 Закона Хабаровского края № 253. Фактически в заявлении административным истцом не было отмечено основание установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, что не может расцениваться как не представление полного пакета документов. Проверка документов проводится при их принятии специалистом министерства либо МФЦ, что свидетельствует о ненадлежащем оказании государственной услуги в соответствии с предписаниями, установленными Административным регламентом.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они обоснованы и согласуются с установленными по делу обстоятельствами.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях в Хабаровском крае, установлен Законом Хабаровского края от 10 декабря 2012 года № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае», согласно ст. 3 которого решение об установлении факта невозможности (возможности) проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - решение об установлении факта невозможности (возможности) проживания) принимается специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края.
Заявление об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - заявление об установлении факта невозможности проживания) и документы, указанные в части 4 настоящей статьи, подаются в специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Заявление об установлении факта невозможности проживания и документы, указанные в части 4 настоящей статьи, могут быть представлены лично или направлены посредством заказного почтового отправления с описью вложения на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Форма заявления об установлении факта невозможности проживания устанавливается Правительством края.
Согласно ч. 4 ст. 3 Закона Хабаровского края № 253, к заявлению об установлении факта невозможности проживания прилагаются следующие документы в отношении лица, указанного в части 1 статьи 2 настоящего закона:
1) документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий);
2) свидетельство о рождении либо свидетельство о рождении и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык (в случае если свидетельство о рождении выдано компетентными органами иностранного государства);
3) документы, подтверждающие факт отсутствия у него единственного или обоих родителей либо что он остался без попечения единственного или обоих родителей, когда находился в возрасте до 18 лет;
4) копии правовых актов органов опеки и попечительства об устройстве его под опеку (попечительство) или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо документ, содержащий сведения об исполнении органом опеки и попечительства обязанностей опекуна или попечителя;
5) копия правового акта органа опеки и попечительства о защите его жилищных прав (для лиц, не достигших 18 лет);
6) копия решения суда об установлении факта проживания на территории края (в случае отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания в крае);
7) правоустанавливающие документы на жилые помещения (в случае если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости);
8) копия договора социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии);
9) документ, содержащий обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости;
10) документ о наличии или об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на жилые помещения из организации, осуществлявшей регистрацию указанных прав до даты начала государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на территории субъекта Российской Федерации, в котором находилось место жительства лица, указанного в части 1 статьи 2 настоящего закона (для лиц, указанных в абзаце втором части 3 настоящей статьи, рожденных до 1 февраля 1998 года);
11) документ, содержащий сведения о лицах, совместно проживающих в жилом помещении, выданный не позднее чем за 30 дней до дня обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания;
12) документы, указанные в части 9 настоящей статьи, подтверждающие наличие одного из обстоятельств о невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
13) копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя;
14) копия доверенности представителя заявителя, оформленная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Документы, указанные в пунктах 4, 5, 8, 9 настоящей части, могут быть представлены лицами, обратившимися с заявлением об установлении факта невозможности проживания, по собственной инициативе. Непредставление данных документов не является основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении заявления об установлении факта невозможности проживания. В случае непредставления указанных документов специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края запрашивает их посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Документы, указанные в части 4 настоящей статьи, представляются в виде копий, заверенных в установленном порядке (ч. 5 ст. 3 Закона № 253).
В случае личного обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания в специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг документы, указанные в части 4 настоящей статьи, могут быть представлены в виде копий с одновременным представлением оригиналов. Проверка копий документов на их соответствие оригиналам проводится во время приема данных документов должностным лицом, принимающим документы, копии документов заверяются им, а оригиналы возвращаются лицу, подающему заявление об установлении факта невозможности проживания.
В соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 3 Закона Хабаровского края № 253, специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края в течение тридцати рабочих дней со дня регистрации заявления об установлении факта невозможности проживания принимает решение об отказе в рассмотрении указанного заявления в случае непредставления документов, указанных в части 4 настоящей статьи, за исключением документов (их копий или содержащихся в них сведений), запрашиваемых посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Установление факта невозможности (возможности) проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, является государственной услугой.
Кроме того, проанализировав положения п. 2.6.1, 2.6.2, 3.4.1 Административного регламента министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об установлении факта невозможности (возможности) проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, утвержденного Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 24 мая 2017 года № 28, судебная коллегия приходит к выводу о том, что перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемом жилом помещении, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции. В связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не может быть удовлетворена.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка, выводы суда мотивированы и изложены в оспариваемом решении.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 18 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий: | |
Судьи: |