Судья: Лебедева Е.А. № 33а-9000
Докладчик: Тройнина С.С. (№ 2а-2486/2020)
(42RS0009-01-2020-004239-81)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«28» октября 2020 года г.Кемерово
Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Тройниной С.С.,
судей Бегуновича В.Н., Быковой С.В.,
при секретаре Логунове В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тройниной С.С. административное дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области об оспаривании ответа № 01-09-02/02575 от 25.02.2020, возложении обязанности внести изменения в кадастровую стоимость земельного участка, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Кемеровской области – Кузбассу,
по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО1 - ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 27.07.2020,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области об оспаривании ответа.
Требования мотивированы тем, что 11.02.2020 в адрес Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу (далее Управление) ею было направленно заявление о принятии мер по исправлению кадастровой ошибки при определении кадастровой стоимости земельных, участков с кадастровыми номерами №,№.
25.02.2020 г. на данное заявление был получен ответ, в котором Управление сообщает, что изменение статуса объекта недвижимости с «временного» на «учтенный» не является основанием для изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Принятое решение Управления является незаконным и необоснованным.
Земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на государственный кадастровый учет (далее - ГКУ) 12.02.2013 с разрешенным использованием «сельскохозяйственное производство» с площадью 116 000 кв.м., категория земель земли сельскохозяйственного назначения.
Кадастровая стоимость земельного участка на дату поставки на ГКУ определена в соответствии с п.2.1.1 приказа Минэкономразвития «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» от 12.08.2006 г. №222 (далее - Методические указания № 222) на основании определенного в результате работ по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения Кемеровской области, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12.2012 № 565 удельного показателя кадастровой стоимости для 1-й группы видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для Топкинского муниципального района в размере 1,7646 руб./кв.м., и составила 204 693,60 руб.
30.08.2016 по заявлению № 42-0-1-66/3062/2016-885 от 29.08.2016 в государственный кадастр недвижимости (далее - ГНК) внесены изменения в сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с постановлением Администрации Топкинского сельского поселения от 25.07.2016 № 67-п. Установленное разрешенное использование - «ведение дачного хозяйства». Кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с п.2.3.1 Методических указаний и удельным показателем кадастровой стоимости, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области о 26.11.2010 N-517 для дачных объединений Кемеровской области в размере 881,21 руб./кв.м, и составила 102 220 360 руб.
29.12.2016 г. по заявлению №42-0-1-66/3062/2016-1316 от 27.12.2016 в ГКН внесены изменения в сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с постановлением Администрации Топкинского сельского поселения от 08.12.2016 № 143-п. Установленное разрешенное использование «сельскохозяйственное использование». Кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с Методических указаний и удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением № 565 в размере 1,7646 руб./кв.м., которая составила 204 693,60 руб.
При этом 17.11.2016 по заявлению кадастрового инженера N- 30-3924990 от 07.11.2016 на ГКУ были поставлены земельные участки с кадастровыми номерами № и №, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером №. Разрешенное использование земельных участков установлено постановлением Администрации Топкинского сельского поселения от 11.10.2016 № 98-н «ведение данного хозяйства». Кадастровая стоимость земельных участков составила 1 145 573 руб. и 101 071 262,16 руб. соответственно.
В результате разделения земельного участка с кадастровым номером № образованные земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, имели на дату 29.12.2016 статус «временного» что подтверждается выпиской от 29.12.2016.
Вплоть до 15.11.2017 земельные участки с кадастровыми номерами: №,№ имели статус «временных».
При регистрации права на данные земельные участки 15.11.2017 и определения кадастровой стоимости за основу была взята, по какой то причине, сумма в размере 102 220 360 руб., то есть сумма не имеющая к тому моменту постановки их на кадастровый учет ни какого отношения к исходному земельному участку из которого они образованы. Кадастровая стоимость исходного земельного участка на момент присвоения земельным участкам с кадастровыми номерами №. № статуса «учтенный» составляла 204 693.60 руб.
По общему правилу п. 2 ст. 11.2 и п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ исходный земельный участок, из которого при разделе образованы земельные участки, прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из него земельные участки. При этом имеется в виду, конечно, не фактическое, а юридическое прекращение существования разделенного земельного участка, который перестает существовать в качестве объекта земельных и гражданско-правовых отношений. В свою очередь на момент постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами №, № исходного земельного участка с кадастровым номером № и кадастровой стоимостью 102 220 360 руб. и видом разрешенного использования «ведение дачного хозяйства» фактически не существовало, а существовал исходный земельный участок с кадастровым номером № и кадастровой стоимостью 204 693.60 руб. и видом разрешенного использования «сельскохозяйственное производство».
В результате неправомерных действий Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу налоговый орган сформировал на ФИО1 сумму земельного налога в размере 356 615 руб.
В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исходя из вышесказанного следует вывод, что при присвоении земельным участкам с кадастровыми номерами: №, №, статуса «учтенный» и постановке их на кадастровый учет специалисту Россреестра необходимо было применять кадастровую стоимость исходного земельного участка существующую на тот момент, а именно 204 693.60 руб.
Просила суд признать ответ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу № 01-09-02/02575 от 25.02.2020 незаконным и необоснованным; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу внести изменения в незаконно установленную кадастровую стоимость земельного участка кадастровыми номерами: № в период с 15.11.2017 по 03.08.2018 с 101 071 262,16 руб. на 202 392,56 руб.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 27.07.2020 года в удовлетворении требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, в котором удовлетворить заявленные требования.
Считает, что судом принято незаконное и необоснованное решение и подлежащего отмене по следующим обстоятельствам.
Считает, что судом не приняты во внимание следующие обстоятельства, имеющие значение для административного дела. В результате разделения земельного участка с кадастровым номером № образованные земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, имели на дату 29.12.2016 статус «временного», что подтверждается выпиской от 29.12.2016.
Кадастровая стоимость исходного земельного участка на момент присвоения земельным участкам 15.11.2017 с кадастровыми номерами №, № статуса «учтенный» составляла 204 693,60 руб. Но ошибочно поставлена сумма 102 220 360 руб., по исходному земельному участку из которого они образованы.
По общему правилу п. 2 ст. 11.2 и п. 11.4 ЗК РФ исходный земельный участок, из которого при разделе образованы земельные участки, прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из него земельные участки. При этом имеется в виду, конечно, не фактическое, а юридическое прекращение существования разделенного земельного участка, который перестает существовать в качестве объекта земельных и гражданско-правовых отношений.
На момент постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами №, № исходного земельного участка с кадастровым номером № и кадастровой стоимостью 102 220 360 руб. и видом разрешенного использования «ведение дачного хозяйства» фактически не существовало, а существовал исходный земельный участок с кадастровым номером № и кадастровой стоимостью 204 693,60 руб. и видом разрешенного использования «сельскохозяйственное производство».
При присвоении земельным участкам с кадастровыми номерами: №, №, статуса «учтенный» и постановке их на кадастровый учет специалисту Росреестра необходимо было применить кадастровую стоимость исходного земельного участка с кадастровым номером № существующую на тот момент, а именно 204 693,60 руб.
Судом первой инстанции не были учтены данные обстоятельства. Так же суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права посредством неприменения закона, подлежащего применению. Судом за основу берутся методические указания, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 г. № 222, а нормы земельного законодательства, в частности, Земельного кодекса РФ не учитываются.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. Учитывая, что указанные лица, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями являются несоответствие закону действий (бездействия), решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым действием (бездействием), решением (постановлением).
Ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которой вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (пункт 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года).
На основании пункта 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ (редакции от 03 июля 2016 года) "О государственной регистрации недвижимости" (с изменениями, вступившими в силу с 01 января 2017 года) воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Приказом Росреестра от 12.05.2015 № П/210 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка до 01.03.2019 осуществлялось в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 (далее- Методическое указания).
Методические указания разработаны в соответствии с пунктами 11 и 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.200 № 316.
В соответствии с пунктом 1.2 Методические указания применялись для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
-изменения площади земельного участка;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Для целей применения Методических указаний земельные участки подразделялись на группы, перечисленные в пункте 1.7.
Земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения для целей применения Методических указаний подразделялись на сформированные при проведении последней государственной кадастровой оценке группы по видам разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), а также в случае перевода земельного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения первой - шестой групп кадастровая стоимость определялась путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы на площадь земельного участка.
В силу пункта 2.3.1 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
До вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет осуществлялся органом кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 11.02.2020 ФИО1 в адрес Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу было направленно заявление о принятии мер по исправлению кадастровой ошибки при определении кадастровой стоимости земельных, участков с кадастровыми номерами №,№.
25.02.2020 на данное заявление в адрес заявителя Управлением направлен ответ, в котором разъяснено следующее:
Земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на государственный кадастровый учет 12.02.2013 с разрешенным использованием «сельскохозяйственное производство» с площадью 116000 к.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.
Кадастровая стоимость данного земельного участка на дату поставки на ГКУ была определена органом кадастрового учета в соответствии с пунктом 2.1.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка от 12.08.2006 № 222 на основании определенного в результате работ по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения Кемеровской области, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12.2012 № 565 (далее - Постановление № 565) удельного показателя кадастровой стоимости для 1-й группы видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для Топкинского муниципального района в размере 1,7646 руб./кв.м, и составила 204 693,60 руб.
30.08.2016 по заявлению ФИО1 от 29.08.2016 № 42-0-1-66/3062/2016-885 в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения в сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с постановлением администрации Топкинского сельского поселения от 25.07.2016 № 67-п. Установленное разрешенное использование - «ведение дачного хозяйства».
В этой связи кадастровая стоимость земельного участка была определена в соответствии с пунктом 2.3.1 Методических указаний и удельным показателем кадастровой стоимости, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области о 26.11.2010 № 517 для дачных объединений Кемеровской области в размере 881,21 руб./кв.м, и составила 102 220 360 руб.
29.12.2016 по заявлению ФИО1 от 27.12.2016 № 42-0-1-66/3062/2016-1316 в ГКН внесены изменения в сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с постановлением Администрации Топкинского сельского поселения от 08.12.2016 № 143-п. Установленное разрешенное использование - «сельскохозяйственное использование». Кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с пунктом 2.3.1 Методических указаний и удельным показателем кадастровой стоимости, утвержденным Постановлением № 565 в размере 1,7646 руб./кв.м., которая вновь составила 204 693,60 руб.
При этом 17.11.2016 по заявлению кадастрового инженера ФИО3 от 07.11.2016 № 30-3924990 на ГКУ были поставлены земельные участки с кадастровыми номерами № и №, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером №. Разрешенное использование земельных участков было установлено постановлением Администрации Топкинского сельского поселения от 11.10.2016 № 98-п - «ведение дачного хозяйства». Кадастровая стоимость земельных участков составила 1 145 573 руб. и 101 071 262,16 руб. соответственно.
На сегодняшний день земельный участок с кадастровым номером № имеет статус «архивный», снят с ГКУ 16.11.2017 в связи с прекращением права собственности на него и регистрацией прав на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами № и №.
03.08.2018 по заявлению № от 31.07.2018 в ЕГРН внесены изменения в сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с декларацией об объекте недвижимости, представленной представителем правообладателя. Установленное разрешенное использование - «для сельскохозяйственного использования». Кадастровая стоимость определена в соответствии с п.2.3.1 методических указаний и составила 202392,56 рублей.
Отмечено, что изменение статуса объекта недвижимости с временного на учтенный не является основанием для изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Отказывая административному истцу в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 101071262.16 руб. были внесены в полном соответствии с действующим на момент внесения сведений законодательством, оспариваемое решение принято в соответствии с законом, в пределах полномочий административного ответчика, права и свободы административного истца указанным решением не были нарушены.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается.
Обстоятельства, изложенные в оспариваемом ответе Управления Росреестра по Кемеровской области -Кузбассу от 25.02.2020 № 01-09-02/02575, подтверждаются имеющимися в материалах дела письменными доказательствами.
При этом из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами № и № образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № и поставлены на кадастровый учет 17.11.2016.
Вновь образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет с тем же видом разрешенного использования, который имел исходный земельный участок – «ведение дачного хозяйства», что соответствует требованиям ч.2 ст.11.2 и ч.1 ст.11.4 Земельного кодекса РФ. Кадастровая стоимость земельных участков рассчитана при их постановке на государственный кадастровый учет в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно подп. 3 п. 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943, вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования.
Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № установлено постановлением администрации Топкинского сельского поселения от 11.10.2016 № 98 – «ведение дачного хозяйства». На момент регистрации права собственности на земельный участок 15.11.2017 разрешенное использование земельного участка изменено не было, в связи с чем основания для определения иной кадастровой стоимости земельного участка отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы по своей сути повторяют правовую позицию административного истца в суде первой инстанции, выводов суда не опровергают, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств. Доводы административного истца были подробно исследованы судом, им дана надлежащая правовая оценка.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, выводы суда подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 27 июля 2020 года
оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 2 ноября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи: