ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-248/2022 от 19.10.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33а-3727/2022

Судья Ленхобоев Ц.Г. (1-я инстанции №2а-248/2022)

УИД 75RS0006-01-2022-000638-65

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Каверина С.А.,

судей краевого суда Еремеевой Ю.В., Жилинского А.Г.,

при секретаре Касьяновой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 19 октября 2022 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Акшинского района Забайкальского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района «Акшинский район» о признании бездействия незаконными возложении обязанности по передаче права пользования объектами теплоснабжения,

по апелляционной жалобе административного ответчика администрации муниципального района «Акшинский район» на решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 18 августа 2022 года.

Заслушав доклад судьи Еремеевой Ю.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Акшинского района Забайкальского края обратился в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на следующее: прокуратурой проведена проверка по вопросу соблюдения администрацией муниципального района «Акшинский район» законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, в ходе которой установлено, что на территории сельского поселения «Акшинское» ресурсоснабжающей организацией ООО УК «Ива» с целью осуществления деятельности по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению используется без каких-либо правоустанавливающих документов (договора аренды, договора безвозмездного пользования), без проведения конкурентных процедур муниципальное имущество муниципального района «<адрес>» - тепловые сети, расположенные по адресам: <адрес> протяженностью 438 метров, <адрес>, протяженностью 1074метра. С учетом высокой степени изношенности сетей теплоснабжения и водоснабжения вышеуказанное имущество муниципального района «Акшинский район» ООО УК «Ива» не передано, дополнительные соглашения к действующему концессионному соглашению не заключались, ООО УК «Ива» указанные объекты теплоснабжения принимать в концессию отказывается. В связи с изложенным, ссылаясь на то, что действующим законодательством с 01.01.2015 предусмотрена передача прав на объекты водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, введенные в эксплуатацию более чем за 5 лет до даты опубликования извещения о проведении конкурса, только на основании концессионных соглашений, указывая, что отсутствие заключенного концессионного соглашения свидетельствует о бездействии администрации муниципального района «Акшинский район», нарушает гарантированные жилищным законодательством права потребителей на предоставление коммунальных услуг в необходимом количестве и надлежащего качества, указывая на внесение в адрес главы администрации муниципального района «Акшинский район» представления об устранения выявленных нарушений, оставленного без удовлетворения, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Акшинский район», выразившееся в непринятии мер по объявлению конкурса на право заключения концессионного соглашения, в отношении объектов теплоснабжения – тепловых сетей, расположенных по адресам: <адрес> (кадастровый ) и <адрес> (кадастровый ); возложить на администрацию муниципального района «<адрес>» обязанность обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения – тепловых сетей, расположенных по адресам: <адрес> (кадастровый ) и <адрес> (кадастровый ) в соответствии с требованиями закона, а именно: разработать конкурсную документацию в соответствие со ст.23 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении вышеуказанных объектов теплоснабжения в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Протокольным определением от 29.07.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО УК «Ива».

Решением Акшинского районного суда Забайкальского края от 18 августа 2022 года административное исковое заявление прокурора Акшинского района Забайкальского края удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации муниципального района «Акшинский район», выразившееся в непринятии мер по объявлению конкурса на право заключения концессионного соглашения, в отношении объектов теплоснабжения – тепловых сетей, расположенных по адресам: <адрес> (кадастровый ) и <адрес> (кадастровый ). На администрацию муниципального района «Акшинский район» возложена обязанность обеспечить передачу права пользования вышеуказанными объектами теплоснабжения – тепловыми сетями, а именно: разработать конкурсную документацию, в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении вышеуказанных объектов теплоснабжения в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе административный ответчик администрация муниципального района «Акшинский район» выражает несогласие с решением суда, считает его незаконным и подлежащим отмене, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что суд первой инстанции не учел положение части 5 статьи 51 ФЗ от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в силу которой в случае, если в течение срока реализации концессионного соглашения выявлены технологически и функционально связанные с объектами теплоснабжения, в том числе бесхозяйные объекты теплоснабжения, являющиеся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, допускается передача концедентом концессионеру без проведения торгов путем изменения условий действующего концессионного соглашения. Указывает, что право собственности муниципального района «Акшинский район»на тепловые сети зарегистрировано после передачи ООО УК «Ива» объектов теплоснабжения, с которыми данные сети технологически и функционально связаны, в связи с чем Обществу направлялись предложения о заключении дополнительного соглашения о включении спорных тепловых сетей в предмет концессионного соглашения, которые ООО УК «Ива» не принимала. Указывает, что основания для одностороннего включения спорных тепловых сетей в предмет соглашения не имеется, передать спорные тепловые сети другим лицам без всего комплекса не представляется возможным, осуществлять поиск других организаций, осуществляющих услуги теплоснабжения с использованием спорных теплосетей, не целесообразно, а ООО УК «Ива» включить спорные тепловые сети в предмет концессионного соглашения отказывается. В связи с изложенным считает вывод суда первой инстанции о бездействии администрации муниципального района «Акшинский район»несоответствующим действительности, возложение обязанности провести конкурсную процедуру – нарушающим положения Федерального закона «О концессионных соглашениях».

В возражениях на апелляционную жалобу административный истец считает доводы апелляционной жалобы необоснованными, просит решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 18.08.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает, что установленная дата ввода в эксплуатацию тепловых сетей на спорных объектах составляет более 5 лет, в связи с чем передача данных сетей в силу требований закона осуществляется только при проведении конкурсных процедур с целью заключения концессионного соглашения. Считает, что данные тепловые сети технологически и функционально не связаны между собой, поскольку относятся к системе децентрализованного теплоснабжения.

В настоящее судебное заседание стороны и заинтересованное лицо представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявили, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании 12.10.2022 представитель администрации муниципального района «Акшинский район» ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы, просил удовлетворить ее по изложенным основаниям, дополнительно пояснил, что право собственности на спорные тепловые сети зарегистрировано администрацией на основании решения суда после передачи по концессионному соглашению объектов теплоснабжения, через спорные теплосети осуществляется снабжение других ответвлений.

В судебном заседании прокурор прокуратуры Забайкальского края Эпова Н.А. поддержала доводы возражения на апелляционную жалобу, просила в ее удовлетворении отказать, считает, что спорные тепловые технологически не связаны с иными объектами и могут быть переданы в концессию путем проведения открытого конкурса.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 4 статьи 218 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3).

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).

Федеральным законом от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. В частности, частью 4.1 статьи 37 с 01 мая 2015 года допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 22 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» орган местного самоуправления принимает решение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов, которые принадлежат муниципальному образованию на праве собственности.

Частью 3 статьи 4 названного Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанный перечень носит информационный характер. Отсутствие в перечне какого-либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой заключения концессионного соглашения, в соответствии с ч. 4.1 ст. 37 и ст. 52 ФЗ №115-ФЗ.

Статьей 2 Федерального закона от 7 мая 2013 года №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», который дополнен статьей 28.1.

В соответствии с частью 2 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Из содержания части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с пунктом 5 статьи 103 Федерального закона от 07.05.2013 №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня официального опубликования настоящего Федерального закона (08 мая 2013 года) и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (в редакции настоящего Федерального закона), по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Таким образом, после 01.01.2015 передача прав на объекты теплоснабжения, введенные в эксплуатацию более чем за пять лет до даты опубликования извещения о проведении конкурса, или объекты, дата ввода в отношении которых не может быть определена, может быть осуществлена только на основании концессионных соглашений.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в собственности муниципального района «Акшинский район» находятся объекты теплоснабжения: тепловые сети, расположенные по адресам: <адрес> протяженностью 438 метров, <адрес>, протяженностью 1074 метра, право муниципальной собственности зарегистрировано 23.05.2019 (записи о регистрации и ), присвоены кадастровые номера и .

Указанные тепловые сети используются ООО УК «Ива».

При этом конкурсная документация не подготовлена, объекты теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» не переданы.

С учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание срок ввода в эксплуатацию спорных объектов теплоснабжения, суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что администрация муниципального района «Акшинский район» обязана была в предусмотренном законом порядке предпринять меры для заключения концессионного соглашения в отношении тепловых сетей, однако такие меры не предприняла, что свидетельствует о бездействии ответчика и влечет нарушение гарантированных жилищным законодательством прав потребителей на предоставление коммунальных услуг в необходимом количестве и надлежащего качества.

При изложенных обстоятельствах суд пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Довод администрации об отсутствии бездействия со ссылкой на положение части 5 статьи 51 ФЗ от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», предусматривающей возможность передачи концедентом концессионеру без проведения торгов путем изменения условий действующего концессионного соглашения технологически и функционально связанных с объектами теплоснабжения, в том числе бесхозяйных объектов теплоснабжения, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, выявленных в течение срока реализации концессионного соглашения, отклоняется судебной коллегией в связи со следующим.

Согласно части 3 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон. Условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения на основании решения Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование), а также в случаях, предусмотренных частью 31 указанной статьи, частью 7 статьи 5, частями 1, 3 и 4 статьи 20 и статьей 54 Федерального закона №115-ФЗ.

В соответствии с частью 38 статьи 13 названного Федерального закона изменение существенных условий концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом.

Таким образом, в случаях, установленных частью 38 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» для изменения существенных условий концессионного соглашения требуется получение согласия антимонопольного органа.

Статьей 43 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлены особенности изменения условий концессионных соглашений, объектами которых являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В соответствии с частью 1 указанной статьи для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Указанное согласие требуется также в случае изменения условий концессионного соглашения по основаниям, предусмотренным частями 1, 3 и 4 статьи 20 Федерального закона №115-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 №368 утверждены Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения (далее - Правила №368), устанавливающие порядок получения согласия антимонопольного органа для изменения условий концессионного соглашения, а также основания для согласования либо отказа в согласовании внесения изменений в концессионное соглашение.

Пунктом 2 Правил №368 установлены основания согласования антимонопольным органом изменений условий концессионного соглашения.

Согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии следующих оснований:

а) возникновение обстоятельств непреодолимой силы;

б) вступление в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в связи с которыми: стороны концессионного соглашения оказываются неспособными выполнить принятые на себя обязательства; ухудшается положение концессионера по сравнению с тем положением, в котором он находился на момент заключения концессионного соглашения, в результате чего концессионер в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, в том числе в связи с увеличением совокупной налоговой нагрузки, установлением режима запретов и ограничений в отношении концессионера;

в) вступление в законную силу решения суда или федерального антимонопольного органа, которым установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц;

г) утверждение схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения или внесение изменений в схемы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, утвержденные в установленном порядке, в связи с которыми стороны оказываются не способными выполнить принятые обязательства (в случае если предметом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем);

д) установление регулируемых цен (тарифов), надбавок к ценам (тарифам), по которым концессионер предоставляет потребителям товары, работы, услуги, с применением долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, которые не соответствуют таким параметрам, предусмотренным концессионным соглашением;

е) выявление в соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона «О концессионных соглашениях» в течение срока реализации концессионного соглашения технологически и функционально связанных с объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем бесхозяйных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения;

ж) выявление в соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона «О концессионных соглашениях» в течение срока реализации концессионного соглашения технологически связанных с объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем бесхозяйных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения;

з) вывод в течение срока реализации концессионного соглашения объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся объектом концессионного соглашения или входящих в состав объекта концессионного соглашения, из эксплуатации в случае, если такой вывод ранее не был предусмотрен условиями концессионного соглашения;

и) осуществление возмещения фактически понесенных расходов концессионера в соответствии с порядком, указанным в пункте 5 части 1 статьи 42 Федерального закона «О концессионных соглашениях», при соблюдении условия, предусмотренного частью 2 указанной статьи Федерального закона «О концессионных соглашениях».

При наличии оснований, указанных в пункте 2 Правил, заявитель (концедент или концессионер) представляет в антимонопольный орган заявление о согласовании изменений условий концессионного соглашения и документы, предусмотренные пунктом 5 Правил.

Основания отказа в согласовании изменений условий концессионного соглашения установлены в пункте 14 Правил.

Согласно подпункту «б» пункта 14 Правил №368 антимонопольный орган отказывает в согласовании изменений условий концессионного соглашения, если представленные документы не подтверждают возникновение оснований, указанных в пункте 2 настоящих Правил.

30.08.2018 года между администрацией муниципального района «Акшинскийрайон» (концендент), обществом с ограниченной ответственностью «Ива» (концессионер) и Правительством Забайкальского края в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в муниципальномобразовании сельское поселение «Акшинское», заключено концессионное соглашение №2, в соответствии с п. 1 которого Концессионер обязуется за свой счет и (или) привлеченных средств в порядке, сроки и на условиях, предусмотренных Концессионным соглашением, осуществить мероприятия по реконструкции и (или) модернизации Объекта соглашения, право собственности на который принадлежит Конценденту, в соответствии с заданием и основными мероприятиями, а так же осуществлять с использованием (эксплуатацией объекта) соглашения и иного имущества деятельности по производству, передачи, распределению тепловой энергии в границах муниципального образования сельского поселения «Акшинское».

Как следует из материалов дела, администрация муниципального образования «Акшинский район» дважды обращалась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю с заявлениями о согласовании заключения дополнительного соглашения к концессионному соглашению от 30.08.2018 в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального района «Акшинский район».

Решениями, оформленными ответами №02-05-3729 от 03.07.2020 и №02-05-1618 от 02.04.2021, в согласовании дополнительного соглашения к концессионному соглашению от 30.08.2018, отказано со ссылкой на подпункт «б» пункта 14 Правил №368, то есть в связи с тем, что представленные документы не подтверждают возникновение оснований, указанных в пункте 2 настоящих Правил.

Доказательства оспаривания решений антимонопольного органа, а также совершения иных действий, направленных на заключение дополнительного соглашения к концессионному соглашению от 30.08.2018, кроме обращения к концессионеру, административным ответчиком в нарушение требований ст. 62 КАС РФ не представлено.

При указанных обстоятельствах, с учетом приведенного правового регулирования, не предусматривающего возможности заключения дополнительного соглашения к концессионному соглашению без согласия антимонопольного органа, в отсутствие такого согласия, довод администрации муниципального района «Акшинский район» о возможности передачи концедентом концессионеру тепловых сетей без проведения торгов путем изменения условий действующего концессионного соглашения является несостоятельным.

При этом не имеет правового значения довод о том, что спорные тепловые сети технологически и функционально связаны с объектами теплоснабжения, переданными по концессионному соглашению от 30.08.2018.

Административным ответчиком суду не были представлены доказательства, свидетельствующие о принятии исчерпывающих и своевременных мер, направленных на принятие мер по передаче права пользования спорными объектами теплоснабжения в соответствии с требованиями закона, а именно: путем разработки конкурсной документации и проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Обстоятельств, которые бы по объективным, непреодолимым причинам, не зависящим от деятельности административного ответчика, препятствовали исполнению возложенной законом обязанности, не установлено.

Разрешая заявленные исковые требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 18августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи