ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2517/20 от 22.12.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Наточеева М.А. Дело № 33а-13795/2020

УИД: 63RS0039-01-2020-002824-77

Дело №2а-2517/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 декабря 2020 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Хлыстовой Е.В., Житниковой О.В.,

при секретаре – Петровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее ТУ Росимущества в Самарской области) на решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 сентября 2020 г.,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителей ТУ Росимущества в Самарской области - Грицюк О.В., Калимуллина А.И. (по доверенностям), представителей ГУ МВД России по Самарской области – Чичкиной Д.А., Псетко С.С. (по доверенностям), представителя ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Самарской области» - Шулаева В.А. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ГУ МВД России по Самарской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к ТУ Росимущества в Самарской области и Управлению Росгвардии по Самарской области о признании бездействия незаконным, указав в обоснование, что на складе вооружения ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Самарской области» на временном хранении находится гражданское оружие, изъятое территориальными органами МВД России и Росгвардии по Самарской области, в отношении которого по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях судом принято решение о его конфискации (безвозмездном изъятии), а также оружие, являющееся вещественным доказательством по уголовным делам, конфискованное судом. Однако в отношении данного оружия решения об уничтожении либо реализации не принимаются, на складе скопилось большое его количество и места для хранения не имеется. Согласно протоколу совещания у заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 15 февраля 2018г. №33 с участием представителей МВД России и Управления Росгвардии по Самарской области выработано решение, согласно которому до принятия ТУ Росимуществом в Самарской области решения о способе распоряжения оружием подразделения органов внутренних дел должны готовить заключения об оборотоспособности оружия, содержащее сведения о техническом состоянии (технической исправности оружия); уничтожение оружия после всех снижений цены, в том числе нереализованного оружия, должно организовываться подразделениями Управления Росгвардии по Самарской области. В целях реализации указанного решения в ТУ Росимущества в Самарской области состоялась межведомственная рабочая встреча с участием представителей ГУ МВД России по Самарской области и Управления Росгвардии по Самарской области, на котором определено, что ГУ МВД России по Самарской области должно подготовить заключения (справки) о техническом состоянии и работоспособности по результатам фактического осмотра оружия. Во исполнение указанных решений ГУ МВД России по Самарской области создана межведомственная комиссия по оформлению акта о состоянии и работоспособности конфискованного и изъятого гражданского огнестрельного оружия, копия которого направлена в ТУ Росимущества в Самарской области. Межведомственной комиссией проведена проверка технического состояния и работоспособности конфискованного гражданского огнестрельного оружия, в ходе которой выявлено 15 единиц, не пригодных для дальнейшей эксплуатации и реализации и 10 единиц, пригодных для дальнейшей эксплуатации и реализации. Информация с приложением соответствующих актов и судебных постановлений о конфискации направлены Управлением Росгвардии по Самарской области в ТУ Росимущества в Самарской области для принятия решения об их уничтожении, на которую получен ответ, что ТУ Росимущества в Самарской области полномочиями по принятию решения о способе распоряжения оружием, в том числе по его реализации, не обладает. В связи с данными обстоятельствами, административный истец обращался в адрес Управления Росгвардии по Самарской области и ТУ Росимущества в Самарской области по вопросу принятия мер по уничтожению или реализации хранящегося на складе вооружения оружия, однако указанными органами никаких мер для решения данного вопроса не принято. Управление Росгвардии по Самарской области ссылается на невозможность уничтожения оружия в виду отсутствия полномочий по самостоятельному принятию такого решения, которое, по его мнению, должно принять ТУ Росимущество в Самарской области, а ТУ Росимущество в Самарской области, в свою очередь, ссылается на отсутствие у него полномочий по принятию такого решения в отношении имущества, изъятого из оборота.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, административный истец просил суд признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Самарской области и Управления Росгвардии по Самарской области, выразившееся в непринятии мер по оценке, принятию решения об уничтожении и осуществлению такого уничтожения 15 единиц конфискованного оружия, не пригодного для дальнейшей эксплуатации и реализации: ружье ИЖ 27ЕМ кал 12 № 052768452; ружье ИЖ 27Е кал 16 №9072270; ружье ТОЗ-87-ОЗ кал 12 № 971926; ружье Т03-34 ЕР кал 12 №У9427336; оружие ИЖ-79 кал 7,62 НЕМ 8367; ружье Т03-34 ЕР кал 12 №ствола ШЯ 2997; ружье ИЖ-26 Е кал 12 № А 13124; оружие ИЖ-79-8 кал 8 № ТЕН 785198; оружие МР-461 кал 18 № Е0346124127; пистолет А111 кал. 4,5 № 0646336; оружие МР-461 «Стражник» кал 18 № Ж0446111377; оружие ИЖ-79-9Т кал 9 № 0733727473; револьвер Reck Cobra кал 380 № С 005532; оружие МР-461 кал 18 № Ж0446108809; оружие ИЖ-27ЕМ-1с кал 12 №052756012.

Признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Самарской области и Управления Росгвардии по Самарской области, выразившееся в непринятии мер по оценке, принятию решения о реализации и осуществлению реализации 10 единиц конфискованного оружия, пригодного для дальнейшей эксплуатации и реализации: ружье Вепрь-12 Молот кал 12 №CP 7467; ружье ATA ARMS NEO кал 12 № 12D19513; ружье MP-153 кал 12 № 1115322852; ружье BENELLI ARM1 RAFFAELLO ELEGANT кал 12 №f154967 с 748936 № с 745301; ружье МР-341 «Хауда» кал 12 №0834114576; пистолет «Гроза-041» кал 9 № 121209; пистолет «Гроза-051» кал 9 Лг2 113716; ружье BENELLI BLACK EAGLE кал 12 BG 044141 W/CG 044197Q; ружье BENELLI ARMI URB1NO кал 12 № M811998o/C 1206370; карабин ORSIS-140 CIP 4804 кал 308 Win.

Обязать Управление Росгвардии по Самарской области принять решение об уничтожении и осуществить уничтожение конфискованного оружия в количестве вышеуказанных 15 единиц.

Обязать ТУ Росимущества в Самарской области осуществить оценку, принять решение о реализации и осуществить реализацию конфискованного оружия в количестве вышеуказанных 10 единиц.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 23 сентября 2020 г. административное исковое заявление ГУ МВД России по Самарской области удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие ТУ Росимущества в Самарской области, выразившееся в непринятии мер по определению способа распоряжения конфискованным оружием в количестве 25 единиц, а именно: ружье ИЖ 27ЕМ кал 12 № 052768452; ружье ИЖ 27Е кал 16 № 9072270; ружье ТОЗ-87-ОЗ кал 12 № 971926; ружье Т03-34 ЕР кал 12 № У9427336; оружие ИЖ-79 кал 7,62 НЕМ 8367; ружье Т03-34 ЕР кал 12 № ствола ШЯ 2997; ружье ИЖ-26 Е кал 12 № А 13124; оружие ИЖ-79-8 кал 8 № ТЕН 785198; оружие МР-461 кал 18 № Е0346124127; пистолет А111 кал. 4,5 № 0646336; оружие МР-461 «Стражник» кал 18 № Ж0446111377; оружие ИЖ-79-9Т кал 9 № 0733727473; револьвер Reck Cobra кал 380 № С 005532; оружие МР-461 кал 18 № Ж0446108809; оружие ИЖ-27ЕМ-1с кал 12 №052756012; ружье Вепрь-12 Молот кал 12 № CP 7467; ружье ATA ARMS NEO кал 12 № 12D19513; ружье MP-153 кал 12 № 1115322852; ружье BENELLI ARM1 RAFFAELLO ELEGANT кал 12 № f154967 с 748936 № с 745301; ружье МР-341 «Хауда» кал 12 № 0834114576; пистолет «Гроза-041» кал 9 № 121209; пистолет «Гроза-051» кал 9 Лг2 113716; ружье BENELLI BLACK EAGLE кал 12 BG 044141 W/CG 044197Q; ружье BENELLI ARMI URB1NO кал 12 № M811998o/C 1206370; карабин ORSIS-140 CIP 4804 кал 308 Win.

На ТУ Росимущества в Самарской области возложена обязанность осуществить меры по определению способа распоряжения вышеуказанным конфискованным оружием в количестве 25 единиц.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального права.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В заседании судебной коллегии представители ТУ Росимущества в Самарской области – Калимуллин А.И. и Грицюк О.В. (по доверенностям) доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.

Представители ГУ МВД России по Самарской области – Чичкина Д.А., Псетк С.С. (по доверенностям) и представитель ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Самарской области» - Шулаев В.А. (по доверенности) относительно доводов апелляционной жалобы возражали, полагая, что решение суда является законным и отмене не подлежит.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, оборот боеприпасов и патронов к оружию регулируются Федеральным законом от 13 декабря 1996 N 150-ФЗ "Об оружии".

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 N 150-ФЗ "Об оружии" контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, его территориальных органов и органов внутренних дел по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно статье 27 Федерального закона от 13 декабря 1996 N 150-ФЗ "Об оружии" изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях: грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, а также незаконного изготовления, приобретения, продажи, передачи, хранения или перевозки огнестрельного оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; ношения оружия гражданами, находящимися в состоянии опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения; смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие; ликвидации юридического лица, являющегося собственником оружия

Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что на складе вооружения ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Самарской области» на временном хранении находится оружие, изъятое территориальными органами МВД России и Росгвардии по Самарской области, в отношении которого по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях судом принято решение о его конфискации (безвозмездном изъятии), а также оружие, являющееся вещественным доказательством по уголовным делам, конфискованное судом.

Как следует из административного искового заявления, на складе ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Самарской области» скопилось большое количество конфискованного гражданского огнестрельного оружия, в отношении которого решение об уничтожении либо реализации не принимаются.

13 декабря 2018г. межведомственной комиссией из числа сотрудников ГУ МВД России по Самарской области и ЦЛРР Управления Росгвардии по Самарской области проведена проверка технического состояния и работоспособности конфискованного гражданского огнестрельного оружия, в ходе которого выявлено 15 единиц гражданского огнестрельного оружия не пригодных для дальнейшей эксплуатации, соответственно и реализации через предприятия, имеющие лицензии на торговлю гражданским оружием с перечислением денежных средств в доход государства.

Согласно ответу ТУ Росимущества в Самарской области на обращение ЦЛРР Управления Росгвардии по Самарской области от 10 июня 2019г., в соответствии с действующим законодательством функции по распоряжению конфискованным, бесхозяйным и изъятым оружием и патронов к нему, в том числе принятие решения о реализации оружия, к полномочиям Федерального агентства по управлению государственным имуществом не относится (л.д. 84 -91).

Разрешая административный спор и удовлетворяя административное исковое заявление в части, суд первой инстанции исходил из того, что ТУ Росимущества в Самарской области оценка, экспертиза в отношении вышеуказанного гражданского огнестрельного оружия на настоящее время не проведены, решение о направлении оружия на уничтожение или реализацию - не приняты, в связи с чем пришел к выводу, что у Управления Росгвардии по Самарской области отсутствуют основания для его уничтожения. При этом, разрешая дело, суд, сославшись на Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008г. №423, Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019г. №1238, пришел к выводу, что доказано незаконное бездействие ТУ Росимущества в Самарской области, выразившееся в непринятии мер по определению способа распоряжения конфискованным оружием, в связи с чем, в указанной части, по мнению суда, административное исковое заявление подлежало удовлетворению.

Однако данные выводы постановлены при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильном применении норм материального права.

Согласно пункту 79 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (вместе с "Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", "Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему") оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.

Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел. При этом оружие и патроны, изъятые и признанные вещественными доказательствами по уголовным делам, передаются после окончания рассмотрения дел в судебном порядке.

Согласно пункту 83 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что войска национальной гвардии Российской Федерации наделены полномочиями лишь по уничтожению оружия, не пригодного для реализации. Оценка же возможности реализации оружия возлагается на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019г. №1238 «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства», согласно которому Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для целей распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами, предусмотренными пунктом 11 настоящего Положения.

Вместе с тем, настоящее Положение определяет порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее - имущество, обращенное в собственность государства).

В соответствии с пунктом 2, настоящее Положение не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения.

Согласно пункту 3 Положения, для распоряжения в порядке, установленном настоящим Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам имущество, обращенное в собственность государства, за исключением имущества, в отношении которого введены ограничения обороноспособности, передаваемого уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Оружие относится к имуществу, ограниченному в обороте, оборот гражданского и служебного оружия регулируется специальными нормативными актами - Федеральным законом от 13 декабря 1996г. N 150-ФЗ "Об оружии" и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".

Аналогичные положения содержатся в пункте 10 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

В соответствии с частью 1 статьи 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о конфискации оружия и боевых припасов - территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации.

Реализация конфискованных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, при приведенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что ТУ Росимущества в Самарской области не наделено правом на определение способа распоряжения конфискованным гражданским огнестрельным оружием, а также правом на его реализацию либо уничтожение.

При этом, материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что Межведомственной комиссией проведена проверка технического состояния и работоспособности конфискованного гражданского огнестрельного оружия, в ходе которой выявлено 15 единиц, не пригодных для дальнейшей эксплуатации и реализации и 10 единиц, пригодных для дальнейшей эксплуатации и реализации.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что пунктом 10 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень организаций, наделенных полномочиями по продаже гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, в который входит, в том числе, Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

В данном перечне Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не указано.

Кроме того, как следует из материалов дела, обращения административного истца по вопросу принятия решения о способе реализации указанного выше оружия административными ответчиками своевременно рассмотрены и на них даны ответы, не согласие с которыми не свидетельствует о незаконном бездействии.

Возражения представителей Управления Росгвардии и ГУ МВД России по Самарской области на апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Самарской области основаны на неправильном толковании выше приведенных норм права.

При таких обстоятельствах, выводы суда о незаконном бездействии ТУ Росимущества в Самарской области, выразившееся в непринятии мер по определению способа распоряжения конфискованным оружием являются незаконными, в связи с чем в части удовлетворенных требований ГУ МВД России по Самарской области о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Самарской области и возложении обязанности решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в данной части.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 сентября 2020 г. отменить в части удовлетворенных требований, принять в данной части новое решение, которым административное исковое требование ГУ МВД России по Самарской области к ТУ Росимущества в Самарской области оставить без удовлетворения.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –