ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
дело № 2а-2523/2021
№ 33а-11910/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Уфа 13 июля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Куловой Г.Р.,
судей Каримовой Ф.М. и Зиновой У.В.,
при секретаре Ширшовой Э.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ДСВ к начальнику ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан ВРД ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Башкортостан, Управлению ФСИН России по Республике Башкортостан о признании незаконным бездействия по факту отказа в принятии передачи скоропортящихся продуктов питания, по апелляционной жалобе представителя ДСВ – БАЮ на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 10 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., объяснения ДСВ и ее представителя БАЮ поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан ШЛС представителя ФКУ Управления по конвоированию УФСИН России по Республике Башкортостан ИАТ судебная коллегия
установила:
ДСВ обратилась в суд к начальнику ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан ВРД ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Башкортостан, Управлению ФСИН России по Республике Башкортостан о признании незаконным бездействия по факту отказа в принятии и передачи скоропортящихся продуктов питания.
В обоснование указала, что административный истец обратилась к начальнику ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан с целью организации приема-передачи продуктов питания для отбывающего наказания сына. Ей было отказано в принятии продуктов питания, а именно огурцов, перца, помидоров. 06 октября 2021 года она получила ответ от 04 октября 2021 года. Бездействием ответчика в части непринятия продуктов питания для сына нарушаются ее конституционные права в части опеки над сыном.
Административный истец просил суд признать незаконным бездействие начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан ВРД по факту отказа в принятии передачи скоропортящихся продуктов питания 29 сентября 2021 года, для ДДЮ (л.д.6).
Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 10 ноября 2021 года (л.д.43-46) постановлено:
административный иск ДДЮ к начальнику ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан ВРД ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Башкортостан», Управлению ФСИН России по Республике Башкортостан о признании незаконным бездействия по факту отказа в принятии передачи скоропортящихся продуктов питания, оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель ДДЮ – БАЮ просит об отмене судебного акта, указывая о том, что судом не дана оценка сведениям, размещенным на информационном стенде и доведенной информации до ДДЮ
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 09 февраля 2022 года (л.д.117-122) постановлено:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 10 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ДДЮ – БАЮ – без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 мая 2022 года (л.д.162-171) постановлено:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 09 февраля 2022 года отменить и направить административное дело на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Башкортостан.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения надлежащим образом.
Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод на основе состязательности и равноправия сторон, а также в соответствии с принципами независимости судей и подчиненности их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 46 часть 1; статья 120 часть 1; статья 123 часть 5).
Как следует из части 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
По смыслу части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, за исключением права на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска или заключение соглашения о примирении, подачу встречного административного иска (часть 3 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В случае, если заинтересованное лицо вступило в административное дело или привлечено к участию в административном деле после начала судебного разбирательства, подготовка к судебному разбирательству и судебное разбирательство начинаются сначала (часть 6 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Положениями статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд направляет, в том числе, заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса не были направлены, и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу.
Согласно статье 82 УИК РФ, в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3). Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (часть 8).
Пунктом 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений предусмотрено, что осужденным запрещается приобретать, хранить и пользоваться запрещенными вещами и продуктами питания, предусмотренными перечнем (приложение №1 - Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать).
Согласно пункту 8 Перечня, продукты питания, требующие тепловой обработки (кроме чая и кофе, сухого молока, пищевых концентратов быстрого приготовления, не требующих кипячения или варки), продукты домашнего консервирования, дрожжи относятся к продуктам, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях.
Из пункта 6 примечания следует, что данный Перечень продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, может быть ограничен по предписанию санитарно-эпидемиологической службы.
На основании пункта 4 статьи 44 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ), федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
Как указано в пункте 2 статьи 50 Федерального закона №52-ФЗ, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Анализ названных законоположений свидетельствует о том, что применение такой меры, как выдача предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, связано с реализацией публично-значимой цели охраны здоровья населения и среды обитания.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года №1138-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, целями которой, среди прочих, является обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, гуманизация условий отбывания наказаний и мер пресечения, повышение уровня открытости и формирование положительного мнения о деятельности пенитенциарной системы (абзац 2, 6 раздела III).
Для реализации данной цели предполагается принятие дополнительных мер, в том числе предусматривающих оптимизацию перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать; обеспечение создания условий для поэтапного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных телевизорами и холодильниками (абзацы 5, 11 раздела X).
Согласно пунктам 2 и 7 Порядка организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) на объектах уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 11 января 2022 года №7 (действующего с 8 февраля 2022 года) к предмету государственного надзора относится соблюдение обязательных требований в области качества и безопасности пищевой продукции, установленных в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) уполномоченные лица имеют право давать контролируемым лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Из материалов дела следует, что на основании предписания №6 от 22 мая 2008 года главного государственного санитарного врача ФСИН России начальником ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан по согласованию с главным государственным санитарным врачом ФКУЗ МСЧ-2 утвержден рекомендуемый ассортиментный перечень продуктов питания, разрешенных для передачи осужденным, содержащимся в ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ в котором установлен категорический запрет на прием огурцов, перца, помидоров.
Как следует из представленной административным истцом копии заявления, датированного от 21 сентября 2021 года, на имя начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан о приеме передачи осужденному ДДЮ ей отказали в принятии огурцов, перца, помидоров.
Из представленной представителем административного ответчика копии заявления от 29 сентября 2021 года ДДЮ о приеме передачи осужденному ДДЮ передача с описью вложения принята и получена адресатом.
Письмом начальника ФКУ ИК -2 УФСИН России по Республике Башкортостан ВРД от 04 октября 2021 года №ОГ-3/ТО/43/7-126 на обращение ДДЮ №ОГ-125 от 28 сентября 2021 года сообщено, что на основании предписания №6 от 22 мая 2008 года главного государственного санитарного врача ФСИН России категорически запрещается принимать огурцы, перец, помидоры.
Из представленных ответчиком в суд апелляционной инстанции письменных доказательств следует, что 22 мая 2008 года начальник правового управления ФСИН России ФОВ направил главному государственному санитарному врачу ФСИН России ПВИ письмо за исх.№10/13-515, согласно которому:
«В правовом управлении согласованное с заинтересованными структурными подразделениями ФСИН России предписание Главного государственного санитарного врача ФСИН России, содержащее рекомендуемый ассортиментный перечень продуктов питания и товаров первой необходимости, предполагаемых к продаже через магазины следственных изоляторов, исправительных учреждений, и рекомендуемый ассортиментный перечень продуктов питания, разрешенных для передачи в следственные изоляторы, исправительные учреждения, был рассмотрен. Полагает возможным направить предписание с указанными перечнями в территориальные органы ФСИН России для руководства в деятельности учреждений уголовно-исправительной системы.
Рекомендуемый ассортиментный перечень продуктов питания, размещенных для передачи в следственные изоляторы, исправительные колонии должен быть согласован главным государственным санитарным врачом территориального органа и утвержден начальником территориального органа ФСИН России.
Из предписания главного государственного санитарного врача ФСИН России ПВИ №6 от 22 мая 2008 года следует, что изучив состояние дел по организации получения продуктов питания в посылках и передачах подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых преступлений», приказов Минюста России от 14 октября 2005 утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», от 03 ноября 2005 года «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», при согласовании с Правовым управлением ФСИН России от 22 мая 2008 года №10/13-515 в целях недопущения заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии направлены перечни: «Рекомендуемый ассортиментный перечень продуктов питания и товаров первой необходимости, предполагаемых к продаже через магазины следственных изоляторов, исправительных учреждений»; «Рекомендуемый ассортиментный перечень продуктов питания, разрешенных для передачи в следственные изоляторы, исправительные учреждения».
Данные перечни являются примерными и могут быть расширены, исходя из конкретных условий содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Указанные перечни должны быть утверждены руководителями территориальных органов уголовно-исполнительной системы и согласованы с главными государственными санитарными врачами уголовно-исполнительной системы.
Представленные в материалы дела Рекомендуемые ассортиментные перечни продуктов питания, разрешенные для передачи осужденным содержащимся в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан, согласно которым наряду с разрешенными продуктами были указаны продукты, которые категорически запрещено принимать, были «согласованы» 20 января 2019 года, 14 января 2020 года, 14 июня 2021 года – главным государственным санитарным врачом ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России подполковником внутренней службы ШДЮ а также «утверждены» начальником ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан полковником внутренней службы ГРР
При подготовке обновленных ассортиментных перечней продуктов питания, разрешенных через передачи в учреждения, предписание главного государственного санитарного врача ФСИН России полковника внутренней службы ПВИ №6 от 22 мая 2008 года (исх. ФСИН России от 22.05.2008 №10/22-1190) не использовать.
Одновременно сообщено, что предписаний, ограничивающих перечень продуктов питания, которые подозреваемые, обвиняемые и осужденные могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, пере/дачах, бандеролях в учреждениях УФСИН России по Республике Башкортостан сотрудниками ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России не выносилось.
Между тем, разрешая спор, суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц – главного государственного санитарного врача ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России ШДЮ и ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России, а также ФСИН России, права и обязанности которых напрямую затронуты разрешением настоящего спора.
Кроме того, судом первой инстанции не был выяснен вопрос о дате и времени отмены Предписания №6 ФСИН России, что является юридически-значимым обстоятельством по делу.
Согласно пункта 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Указанное обстоятельство является основанием к отмене судебного решения и направлению дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует с учетом характера заявленных требований и установленных по делу обстоятельств правильно определить круг и процессуальное положение лиц, участвующих в деле, а также проверить полномочия ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ по утверждению ассортиментных перечней продуктов питания, разрешенных для передачи осужденным, при тех приведенных выше обстоятельствах, что указанные перечни должны быть утверждены руководителями территориальных органов уголовно-исполнительной системы, в частности в лице УФСИН по РБ и согласованы с главными государственными санитарными врачами уголовно-исполнительной системы, и рассмотреть дело в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 10 ноября 2021 года отменить, административное дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Салимов И.М.