ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2523/2021 от 13.07.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

дело № 2а-2523/2021

№ 33а-11910/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Уфа 13 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Куловой Г.Р.,

судей Каримовой Ф.М. и Зиновой У.В.,

при секретаре Ширшовой Э.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ДСВ к начальнику ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан ВРД ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Башкортостан, Управлению ФСИН России по Республике Башкортостан о признании незаконным бездействия по факту отказа в принятии передачи скоропортящихся продуктов питания, по апелляционной жалобе представителя ДСВБАЮ на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 10 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., объяснения ДСВ и ее представителя БАЮ поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан ШЛС представителя ФКУ Управления по конвоированию УФСИН России по Республике Башкортостан ИАТ судебная коллегия

установила:

ДСВ обратилась в суд к начальнику ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан ВРД ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Башкортостан, Управлению ФСИН России по Республике Башкортостан о признании незаконным бездействия по факту отказа в принятии и передачи скоропортящихся продуктов питания.

В обоснование указала, что административный истец обратилась к начальнику ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан с целью организации приема-передачи продуктов питания для отбывающего наказания сына. Ей было отказано в принятии продуктов питания, а именно огурцов, перца, помидоров. 06 октября 2021 года она получила ответ от 04 октября 2021 года. Бездействием ответчика в части непринятия продуктов питания для сына нарушаются ее конституционные права в части опеки над сыном.

Административный истец просил суд признать незаконным бездействие начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан ВРД по факту отказа в принятии передачи скоропортящихся продуктов питания 29 сентября 2021 года, для ДДЮ (л.д.6).

Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 10 ноября 2021 года (л.д.43-46) постановлено:

административный иск ДДЮ к начальнику ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан ВРД ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Башкортостан», Управлению ФСИН России по Республике Башкортостан о признании незаконным бездействия по факту отказа в принятии передачи скоропортящихся продуктов питания, оставить без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель ДДЮБАЮ просит об отмене судебного акта, указывая о том, что судом не дана оценка сведениям, размещенным на информационном стенде и доведенной информации до ДДЮ

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 09 февраля 2022 года (л.д.117-122) постановлено:

решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 10 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ДДЮБАЮ – без удовлетворения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 мая 2022 года (л.д.162-171) постановлено:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 09 февраля 2022 года отменить и направить административное дело на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Башкортостан.

В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения надлежащим образом.

Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод на основе состязательности и равноправия сторон, а также в соответствии с принципами независимости судей и подчиненности их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 46 часть 1; статья 120 часть 1; статья 123 часть 5).

Как следует из части 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

По смыслу части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

Заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, за исключением права на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска или заключение соглашения о примирении, подачу встречного административного иска (часть 3 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В случае, если заинтересованное лицо вступило в административное дело или привлечено к участию в административном деле после начала судебного разбирательства, подготовка к судебному разбирательству и судебное разбирательство начинаются сначала (часть 6 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Положениями статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд направляет, в том числе, заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса не были направлены, и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу.

Согласно статье 82 УИК РФ, в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3). Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (часть 8).

Пунктом 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений предусмотрено, что осужденным запрещается приобретать, хранить и пользоваться запрещенными вещами и продуктами питания, предусмотренными перечнем (приложение №1 - Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать).

Согласно пункту 8 Перечня, продукты питания, требующие тепловой обработки (кроме чая и кофе, сухого молока, пищевых концентратов быстрого приготовления, не требующих кипячения или варки), продукты домашнего консервирования, дрожжи относятся к продуктам, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях.

Из пункта 6 примечания следует, что данный Перечень продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, может быть ограничен по предписанию санитарно-эпидемиологической службы.

На основании пункта 4 статьи 44 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ), федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.

Как указано в пункте 2 статьи 50 Федерального закона №52-ФЗ, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.

Анализ названных законоположений свидетельствует о том, что применение такой меры, как выдача предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, связано с реализацией публично-значимой цели охраны здоровья населения и среды обитания.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года №1138-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, целями которой, среди прочих, является обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, гуманизация условий отбывания наказаний и мер пресечения, повышение уровня открытости и формирование положительного мнения о деятельности пенитенциарной системы (абзац 2, 6 раздела III).

Для реализации данной цели предполагается принятие дополнительных мер, в том числе предусматривающих оптимизацию перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать; обеспечение создания условий для поэтапного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных телевизорами и холодильниками (абзацы 5, 11 раздела X).

Согласно пунктам 2 и 7 Порядка организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) на объектах уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 11 января 2022 года №7 (действующего с 8 февраля 2022 года) к предмету государственного надзора относится соблюдение обязательных требований в области качества и безопасности пищевой продукции, установленных в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) уполномоченные лица имеют право давать контролируемым лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Из материалов дела следует, что на основании предписания №6 от 22 мая 2008 года главного государственного санитарного врача ФСИН России начальником ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан по согласованию с главным государственным санитарным врачом ФКУЗ МСЧ-2 утвержден рекомендуемый ассортиментный перечень продуктов питания, разрешенных для передачи осужденным, содержащимся в ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ в котором установлен категорический запрет на прием огурцов, перца, помидоров.

Как следует из представленной административным истцом копии заявления, датированного от 21 сентября 2021 года, на имя начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан о приеме передачи осужденному ДДЮ ей отказали в принятии огурцов, перца, помидоров.

Из представленной представителем административного ответчика копии заявления от 29 сентября 2021 года ДДЮ о приеме передачи осужденному ДДЮ передача с описью вложения принята и получена адресатом.

Письмом начальника ФКУ ИК -2 УФСИН России по Республике Башкортостан ВРД от 04 октября 2021 года №ОГ-3/ТО/43/7-126 на обращение ДДЮ №ОГ-125 от 28 сентября 2021 года сообщено, что на основании предписания №6 от 22 мая 2008 года главного государственного санитарного врача ФСИН России категорически запрещается принимать огурцы, перец, помидоры.

Из представленных ответчиком в суд апелляционной инстанции письменных доказательств следует, что 22 мая 2008 года начальник правового управления ФСИН России ФОВ направил главному государственному санитарному врачу ФСИН России ПВИ письмо за исх.№10/13-515, согласно которому:

«В правовом управлении согласованное с заинтересованными структурными подразделениями ФСИН России предписание Главного государственного санитарного врача ФСИН России, содержащее рекомендуемый ассортиментный перечень продуктов питания и товаров первой необходимости, предполагаемых к продаже через магазины следственных изоляторов, исправительных учреждений, и рекомендуемый ассортиментный перечень продуктов питания, разрешенных для передачи в следственные изоляторы, исправительные учреждения, был рассмотрен. Полагает возможным направить предписание с указанными перечнями в территориальные органы ФСИН России для руководства в деятельности учреждений уголовно-исправительной системы.

Рекомендуемый ассортиментный перечень продуктов питания, размещенных для передачи в следственные изоляторы, исправительные колонии должен быть согласован главным государственным санитарным врачом территориального органа и утвержден начальником территориального органа ФСИН России.

Из предписания главного государственного санитарного врача ФСИН России ПВИ №6 от 22 мая 2008 года следует, что изучив состояние дел по организации получения продуктов питания в посылках и передачах подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых преступлений», приказов Минюста России от 14 октября 2005 утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», от 03 ноября 2005 года «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», при согласовании с Правовым управлением ФСИН России от 22 мая 2008 года №10/13-515 в целях недопущения заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии направлены перечни: «Рекомендуемый ассортиментный перечень продуктов питания и товаров первой необходимости, предполагаемых к продаже через магазины следственных изоляторов, исправительных учреждений»; «Рекомендуемый ассортиментный перечень продуктов питания, разрешенных для передачи в следственные изоляторы, исправительные учреждения».

Данные перечни являются примерными и могут быть расширены, исходя из конкретных условий содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Указанные перечни должны быть утверждены руководителями территориальных органов уголовно-исполнительной системы и согласованы с главными государственными санитарными врачами уголовно-исполнительной системы.

Представленные в материалы дела Рекомендуемые ассортиментные перечни продуктов питания, разрешенные для передачи осужденным содержащимся в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан, согласно которым наряду с разрешенными продуктами были указаны продукты, которые категорически запрещено принимать, были «согласованы» 20 января 2019 года, 14 января 2020 года, 14 июня 2021 года – главным государственным санитарным врачом ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России подполковником внутренней службы ШДЮ а также «утверждены» начальником ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан полковником внутренней службы ГРР

При подготовке обновленных ассортиментных перечней продуктов питания, разрешенных через передачи в учреждения, предписание главного государственного санитарного врача ФСИН России полковника внутренней службы ПВИ №6 от 22 мая 2008 года (исх. ФСИН России от 22.05.2008 №10/22-1190) не использовать.

Одновременно сообщено, что предписаний, ограничивающих перечень продуктов питания, которые подозреваемые, обвиняемые и осужденные могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, пере/дачах, бандеролях в учреждениях УФСИН России по Республике Башкортостан сотрудниками ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России не выносилось.

Между тем, разрешая спор, суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц – главного государственного санитарного врача ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России ШДЮ и ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России, а также ФСИН России, права и обязанности которых напрямую затронуты разрешением настоящего спора.

Кроме того, судом первой инстанции не был выяснен вопрос о дате и времени отмены Предписания №6 ФСИН России, что является юридически-значимым обстоятельством по делу.

Согласно пункта 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Указанное обстоятельство является основанием к отмене судебного решения и направлению дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует с учетом характера заявленных требований и установленных по делу обстоятельств правильно определить круг и процессуальное положение лиц, участвующих в деле, а также проверить полномочия ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ по утверждению ассортиментных перечней продуктов питания, разрешенных для передачи осужденным, при тех приведенных выше обстоятельствах, что указанные перечни должны быть утверждены руководителями территориальных органов уголовно-исполнительной системы, в частности в лице УФСИН по РБ и согласованы с главными государственными санитарными врачами уголовно-исполнительной системы, и рассмотреть дело в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 10 ноября 2021 года отменить, административное дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

Справка: судья Салимов И.М.