ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2543/2021 от 28.10.2021 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Волкова А.А. Дело № 33а-7200/2021 (№ 2а-2543/2021)

64RS0045-01-2020-009051-65

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 октября 2021 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Шмидт Т.Е.,

судей Черняевой Л.В., Домниной А.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аширова Л.А. к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Саратовской области, Управлению по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Саратовской области о признании незаконным ответа, признании сведений в протоколе незаконными, о возложении обязанности исключить сведения по апелляционной жалобе Аширова Л.А. на решение Кировского районного суда города Саратова от 11 июня 2021 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Черняевой Л.В., выслушав представителей административного истца – адвоката Чмерева С.Н., Гулиева З.Г. оглы, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Главного управления Министерства внутренних дел России по Саратовской области (далее – ГУ МВД по Саратовской области) Каревой А.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Аширов Л.А. обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным ответ начальника ГУ МВД по Саратовской области Зелепукина А.В. от 24 ноября 2020 года в части того, что Аширов Л.А. согласно протоколу заседания комиссии № 4 от 15 апреля 2015 года по результатам собеседования не признан носителем русского языка; признать сведения в протоколе заседания комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка УФМС России по Саратовской области № 4 от 15 апреля 2015 года об Аширове Л.А., как о лице, не признанном носителем русского языка, незаконными; возложить на административного ответчика обязанность исключить из протокола заседания комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка УФМС России по Саратовской области № 4 от 15 апреля 2015 года сведения об Аширове Л.А. как о лице, не признанном носителем русского языка, и внести сведении об Аширове Л.А. как о лице, признанном носителем русского языка; возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав Аширова Л.А. путем выдачи ему в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу ответа о признании выданного ему решения комиссии о признании Аширова Л.А. носителем русского языка от 16 апреля 2015 года за подписью председателя комиссии - заместителя руководителя советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса А.И. Чурсина, скрепленной печатью УФМС России по Саратовской области, действительным; внести сведения о признании Аширова Л.А. носителем русского языка в учетные базы МВД РФ.

Требования мотивированы тем, что на территорию Российской Федерации Аширов Л.А. прибыл в 2015 году, являясь гражданином <данные изъяты> На миграционный учет был поставлен 05 апреля 2015 года. Аширов Л.А. имел намерение получить гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке как носитель русского языка. 15 апреля 2015 года он прошел собеседование в комиссии УФМС России по Саратовской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка. По результатам собеседования ему было выдано решение комиссии о признании его носителем русского языка от 16 апреля 2015 года за подписью председателя комиссии - заместителя руководителя советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса А.И. Чурсина, скрепленной печатью УФМС России по Саратовской области. Сведения о признании его носителем русского языка были внесены в Федеральную электронную базу. Впоследствии в установленном законом порядке на основании представленных им документов, включая указанное выше решение о признании его носителем русского языка, 05 апреля 2016 года УФМС России по Саратовской области выдал ему вид на жительство иностранного гражданина сроком до 05 апреля 2019 года. В целях получения гражданства Российской Федерации Аширов Л.А. отказался от гражданства Азербайджана и обратился в УФМС России по Саратовской области с заявлением о предоставлении вида на жительство лица без гражданства (представив в том числе и решение о признании его носителем русского языка), которое ему было выдано 04 августа 2016 года на срок до 05 апреля 2019 года. В 2017 году Аширов Л.А. обратился в ГУ МВД России по городу Москве с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации, при этом также представил решение комиссии о признании его носителем русского языка. Решением ГУ МВД России по городу Москве от 22 декабря 2017 года он приобрел гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». 14 февраля 2018 года Аширов Л.А. был документирован паспортом гражданина Российской Федерации, 02 апреля 2018 года был документирован заграничным паспортом гражданина Российской Федерации со сроком действия до 02 апреля 2028 года. Претензий в отношении паспорта гражданина Российской Федерации к нему не было. Родители и братья административного истца также являются гражданами Российской Федерации. 02 июля 2018 года Замоскворецкий суд города Москвы принял решение по заявлению УВМ ГУ МВД России по городу Москве об установлении юридического факта предоставления им при приобретении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке заведомо подложного документа, а именно решения УФМС России по Саратовской области от 15 апреля 2015 года о признании его носителем русского языка. Как следует из решения суда, основанием его принятия послужил ответ ГУ МВД России по Саратовской области о том, что в отношении него не принималось положительное решение о признании носителем русского языка. Данное решение суда было обжаловано в Московский городской суд, и 08 ноября 2018 года оставлено без изменения. В дальнейшем Аширов Л.А. проживал без каких-либо претензий со стороны правоохранительных органов по вопросу гражданства Российской Федерации. В августе 2020 года при оплате кредита ему было сообщено, что его паспорт недействителен. Впоследствии ГУ МВД России по городу Москве была выдана копия заключения от 29 мая 2020 года об отмене решения о приеме его в гражданство Российской Федерации, поскольку из УВМ ГУ МВД России по Саратовской области поступил ответ о том, что Аширов Л.А. не признан носителем русского языка согласно протоколу заседания комиссии № 4 от 15 апреля 2015 года. В ответ на заявление, направленное его представителем в ГУ МВД РФ по Саратовской области, о необходимости проведения служебной проверки, экспертизы выданного ему решения о признании носителем русского языка был получен ответ начальника ГУ МВД РФ по Саратовской области А.В. Зелепукина от 24 ноября 2020 года , из которого следует, что Аширов Л.A. обращался в УФМС России по Саратовской области с заявлением об участии в комиссии по признанию носителем русского языка и согласно протоколу заседания комиссии № 4 от 15 апреля 2015 года по результатам собеседования Аширов Л.A. не признан носителем русского языка. Данный ответ является незаконным и нарушает его право на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. По национальности административный истец является евреем и русскоязычным. Проживая в Азербайджане, административный истец относился к русскоязычной общине, русский язык знает лучше азербайджанского. С первого по одиннадцатый класс обучался в русском секторе школы <адрес>. В 2011 году ему был выдан аттестат о полном среднем образовании, в котором его родной язык указан как «русский», по предмету оценка «4». В решении о признании его носителем русского языка указано, что он соответствует всем критериям носителей русского языка, правильные ответы составили 82 %. Решение о признании носителем русского языка предоставило ему право получить гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Однако направление ответа ГУ МВД России по Саратовской области в адрес УВМ ГУ МВД России по городу Москве о том, что он не признан носителем русского языка, стало основанием для принятия заключения об отмене решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, что повлекло нарушение его конституционных прав.

Решением Кировского районного суда города Саратова от 11 июня 2021 года (с учетом определения суда об исправлении описки от 13 июля 2021 года) в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Аширов Л.А. выражает несогласие с вынесенным судебным решением, которое находит незаконным. В доводах жалобы указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела. Считает, что суд не исследовал и не оценил материалы учетного дела о выдаче Аширову Л.А. вида на жительство, по результатам которого принято решение об аннулировании выданного ему вида на жительство лица без гражданства. При принятии решения проводились специальные проверки, в том числе на подлинность предоставленных Ашировым Л.А. документов и сведений, решения утверждались уполномоченными должностными лицами. Решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 02 июля 2018 года принято на основании ответа начальника УВМ ГУ МВД России по Саратовской области Афонина В.Н., из которого следует, что Аширов Л.А. не был признан носителем русского языка, при этом он участия в судебном заседании не принимал. Суд не выяснял вопрос о подлинности решения о признании Аширова Л.А. носителем русского языка. Также указывает на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в немотивированном отказе представителю административного истца в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы, которое не было отражено в протоколе судебного заседания.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ МВД РФ по Саратовской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.

В судебном заседании судебной коллегии представители административного истца – адвокат Чмерев С.Н., Гулиева З.Г. оглы поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представитель административного ответчика ГУ МВД по Саратовской области Карева А.В. в судебном заседании судебной коллегии возражала против удовлетворения апелляционной жалобы

На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, об отложении его рассмотрения ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации - порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В силу части 2.1 статьи 14 названного Федерального закона (в редакции на дату выдачи административному истцу паспорта гражданина Российской Федерации) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица: обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; имеют законный источник средств к существованию; отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства.

Согласно положениям частей 1, 5, 7 статьи 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации. По результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка. Срок действия решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка не ограничен.

Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (часть 2 статьи 33.1).

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые не признаны носителями русского языка, вправе вновь обратиться с заявлением о признании носителем русского языка не ранее чем по истечении одного года после принятия в отношении данного иностранного гражданина или лица без гражданства предыдущего решения о непризнании носителем русского языка (часть 9 статьи 33.1).

Приказами ФМС России от 26 мая 2014 года № 379 и № 380 (действовавшими по состоянию на 15 апреля 2015 года) были утверждены Требования к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, Правила проведения собеседования комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с иностранным гражданином или лицом без гражданства, Требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и Требования к форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, а также Порядок формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Приказом Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области от 13 июля 2014 года № 163, изданным в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и приведенными выше приказами ФМС России от 26 мая 2014 года № 379 и № 380, было утверждено Положение о комиссии УФМС России по Саратовской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее – Положение).

В полномочия комиссии в силу пункта 2.2.3 Положения входит проведение собеседования с иностранным гражданином для принятия решения о признании иностранного гражданина носителем русского языка либо решения о непризнании иностранного гражданина носителем русского языка.

Комиссия состоит из председателя, его заместителя, членов и секретаря. Комиссию возглавляет председатель в должности заместителя начальника (заместителя руководителя территориального органа) УФМС России по Саратовской области. Председатель комиссии утверждает протокол заседания комиссии (пункты 3.1, 3.2, 3.3 Положения).

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Решение принимается комиссией открытым голосованием простым большинством голосов. Решение комиссии оформляется протоколом. В случае признания иностранного гражданина носителем русского языка ему не позднее 5 дней после проведения заседания комиссии выдается решение комиссии, оформленное в соответствии с требованиями к форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, утвержденными приказом ФМС России от 26 мая 2014 года № 379 (пункты 3.7, 3.11, 3.12, 3.13 Положения).

Решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» принималось в указанный период федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами, что было закреплено в части 3 статьи 35 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Решение о приобретении гражданства Российской Федерации подлежало отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке, что предусматривалось статьей 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Аналогичное положение содержалось в пункте 9 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325, согласно которому представление заявителем подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений является основанием для отклонения заявления по вопросам гражданства Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки
УВМ ГУ МВД России по Саратовской области выявлено, что Аширов Л.А., <данные изъяты> года рождения, обратился 05 февраля 2016 года в ОУФМС России по Саратовской области в городе Энгельсе с заявлением о выдаче ему вида на жительство иностранного гражданина как носителю русского языка. Аширов Л.A. представил решение комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка УФМС России по Саратовской области от 16 апреля 2015 года о признании его носителем русского языка. 05 апреля 2016 года ему был выдан вид на жительство иностранного гражданина серии сроком действия до 05 апреля 2019 года.

28 июля 2016 года Аширов Л.А. обратился с заявлением о выдаче ему вида на жительство лица без гражданства и представил справку о выходе из гражданства республики Азербайджан от 10 декабря 2015 года, выданную Консульским отделом Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации за подписью консула Э. Магеррамова. На основании представленных документов 04 августа 2016 года Аширову Л.А. был оформлен вид на жительство лица без гражданства серии , сроком действия до 05 апреля 2019 года.

Решением ГУ МВД России по городу Москве от 22 декабря 2017 года Аширов Л.А. приобрел гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», дело , вступившее в законную силу с момента принесения Присяги гражданина Российской Федерации от 14 февраля 2018 года (л.д. 25-26).

Согласно протоколу заседания комиссии № 4 от 15 апреля 2015 года Аширов Л.А. по результатам собеседования носителем русского языка не признавался. На обозрение судебной коллегии был предоставлен подлинник данного протокола.

В ходе проверки материалов учетного дела о выдаче вида на жительство в отношении Аширова Л.А., а именно, представленной им справки о выходе из гражданства Республики Азербайджан от 10 декабря 2015 года Консульского отдела Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации за подписью консула Э. Магеррамова установлено, что справка -КН от 10 декабря 2015 года на имя Аширова Л.А. о том, что ходатайство о «выходе из гражданства Азербайджанской Республики было «удовлетворено», Консульским отделом Посольства Азербайджанской Республики в Москве не выдавалась. Основание - ответ из Консульского отдела Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации от 10 декабря 2018 года.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения. На основании указанной нормы заключением УВМ ГУ МВД России по Саратовской области от 14 декабря 2018 года аннулирован вид на жительство, выданный Аширову Л.А., в связи сообщением о себе заведомо ложных сведений (том 1 л.д. 59-61).

Согласно ответу начальника ГУ МВД по Саратовской области Зелепукина А.В. от 24 ноября 2020 года Аширов Л.А. по результатам заседания комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка не признан носителем русского языка (том 1 л.д. 15).

Кроме того, 02 июля 2018 года Замоскворецким районным судом города Москвы, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 ноября 2018 года, установлен юридический факт представления Ашировым Л.А. при приобретении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке на основании пункта «б» части 1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» заведомо подложного документа, а именно решения УФМС России по Саратовской области от 15 апреля 2015 года о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Заключением заместителя начальника отдела рассмотрения вопросов гражданства – начальника отделения оформления документов УВМ ГУ МВД России по Москве, утвержденным начальником ГУ МВД России по городу Москве 29 мая 2020 года, решение о приеме Аширова Л.А. в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отменено в соответствии с частями 22, 23 указанного Федерального закона. Основанием для вынесения заключения послужило приведенное выше решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 02 июля 2018 года, об установлении юридического факта представления Ашировым Л.А. при приобретении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке заведомо подложного документа, а именно решения УФМС России по Саратовской области от 15 апреля 2015 года о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (том 1 л.д. 25-26).

При этом в данном заключении разъяснено, что в соответствии с пунктом 55 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 при отмене решении по вопросам гражданства РФ лицу, поживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство в Российской Федерации.

Руководствуясь приведенными выше правовыми нормами Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», оценив в соответствии со статьей 84 КАС РФ собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Аширова Л.А.

Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют.

При указанных обстоятельствах, полагать о незаконности оспариваемого ответа должностного лица, сведений в протоколе заседания комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка оснований не имеется. Соответственно, на административных ответчиков не могут быть возложены обязанности по внесению изменений в оспариваемый протокол, выдаче ответа о действительности решения комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от 16 апреля 2015 года, внесению сведений о признании Аширова Л.А. носителем русского языка в базы данных МВД РФ.

Суд правомерно отказал в удовлетворении административного искового заявления, поскольку оспариваемый протокол от 15 апреля 2015 года составлен уполномоченным органом, решение о непризнании административного истца носителем русского языка принято членами комиссии единогласно простым большинством голосов, протокол подписан председателем комиссии и её секретарем, нарушений закона и прав административного истца при этом не допущено.

Предусмотренные частью 9 статьи 226 КАС РФ обстоятельства судом первой инстанции установлены верно.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО12, ФИО13, являвшиеся членами комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, участвовавшие в заседании комиссии при проведении собеседования с Ашировым Л.А. 15 апреля 2015 года не опровергли содержания протокола и не указали на то, что Аширов Л.А. был признан носителем русского языка. Также в ходе рассмотрения дела поступила информация о том, что ФИО14, за подписью которого выдано решение о признании Аширова Л.А носителем русского языка от <дата>, умер.

Никаких правовых последствий для административного истца признание оспариваемого ответа должностного лица от 24 ноября 2020 года незаконным не повлечет.

Аширов Л.А. в настоящее время не лишен возможности пройти процедуру признания носителем русского языка.

Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.

Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, нуждались бы в дополнительной проверке, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда, в связи с чем они основанием к отмене решения суда не являются. Все заявленные ходатайства судом разрешены.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Вопреки доводам автора апелляционной жалобы решение о признании Аширова Л.А. носителем русского языкам не может быть признано законным, поскольку оно выдается по результатам проведенного комиссией собеседования для принятия решения о признании (непризнании) иностранного гражданина носителем русского языка, однако такого положительного решения согласно указанному выше протоколу от 15 апреля 2015 года соответствующей комиссией принято не было.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований к отмене решения суда не установлено.

У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Саратова от 11 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аширова Л.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Кировский районный суд города Саратова.

Председательствующий:

Судьи: