ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2549/20 от 27.01.2021 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Иноземцева Э.В. дело № 2а-2549/2020

№ 33а-395/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 27 января 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Степина А.Б.,

судей областного суда: Берстневой Н.Н., Сорокиной О.А.,

при помощнике судьи: Тутариновой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Берстневой Н.Н. дело по апелляционной жалобе представителя администрации Советского района города Астрахани по доверенности Гавриловой Татьяны Алексеевны на решение Советского районного суда города Астрахани от 6 ноября 2020 года по административному иску администрации Советского района города Астрахани к отделению судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по городу Астрахани УФССП России по Астраханской области, дознавателю отделению судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по городу Астрахани УФССП России по Астраханской области Абакумовой Елене Андреевне, УФССП России по Астраханской области о признании незаконным представления,

УСТАНОВИЛА:

администрация Советского района города Астрахани обратилась в суд с административным иском об оспаривании представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, вынесенного ведущим дознавателем ОСП по ВАП по городу Астрахани УФФСП России по Астраханской области Абакумовой Е.А.

В обоснование заявленных требований администрация указала на то, что не является органом, в чьи полномочия входит решение вопросов, поставленных дознавателем в представлении, в частности, вопросов, связанных с проведением разъяснительной работы среди населения по вопросам трудоустройства, обеспечения доступности информации о возможных вакансиях (путях) трудоустройства, проведением профилактических бесед с должниками по исполнительным производствам о взыскании алиментных платежей и защиты прав несовершеннолетних детей.

В суде первой инстанции представители административного истца Ким А.А. и Гаврилова Т.А. административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Дознаватель ОСП по ВАП по городу Астрахани УФФСП России по Астраханской области Абакумова Е.А. в судебное заседание не явилась.

Представитель административного ответчика УФССП России по Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района г.Астрахани, заинтересованное лицо Трушин С.В. в судебное заседание не явились.

Решением Советского районного суда города Астрахани от 6 ноября 2020 года администрации Советского района города Астрахани отказано в удовлетворении административного иска в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель администрации Советского района города Астрахани Гаврилова Т.А. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявитель считает, что представление дознавателя внесено неуполномоченному органу. Осуществление администрацией отдельных полномочий в сфере защиты прав несовершеннолетних детей и организации работы соответствующих комиссий не является доказательством наличия в действиях администрации нарушений, указанных в представлении дознавателя.

Заслушав докладчика, доложившего дело и апелляционную жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решения, действия (бездействия) органа публичной власти и его должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административный иск об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Данные условия по настоящему делу не установлены.

В соответствии со статьей 2 Уголовного кодекса Российской Федерации одной из основных задач уголовного судопроизводства является предупреждение преступлений.

Одной из процессуальных форм предупреждения преступлений является внесение дознавателем в порядке части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона.

В рассматриваемом деле основанием для внесения ведущим дознавателем ОСП по ВАП по городу Астрахани УФФСП России по Астраханской области Абакумовой Е.А. в адрес администрации Советского района города Астрахани представления от 2 июля 2020 года явились выявленные дознавателем в ходе расследования уголовного дела №<данные изъяты> в отношении ФИО10 по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда средств на содержание несовершеннолетних детей, если это деяние совершено неоднократно) обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Дознаватель в представлении указал, что установленные в рамках расследования уголовного дела обстоятельства свидетельствуют о недостаточной эффективности проводимой администрацией района профилактической и разъяснительной работы с населением по вопросам трудоустройства, отсутствие рабочих мест, незанятость населения, слабая профилактическая работа по защите прав несовершеннолетних детей.

Администрации района предложено обсудить указанные вопросы на совещании с участием представителей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; указать уполномоченным органам (отделам) на необходимость усиления профилактической и разъяснительной работы среди населения, принятие мер к доступности информации о возможных вакансиях (путях) трудоустройства, проведению профилактических бесед с должниками по исполнительным производствам о взыскании алиментных платежей с целью защиты прав несовершеннолетних детей.

Вопреки позиции административного истца, приведенные в представлении доводы и предложения основаны на нормах действующего правового регулирования, а само представление внесено надлежащему органу и прав его не нарушает.

В соответствии с абзацем шестым пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-1 государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Органы местного самоуправления участвуют в организации и финансировании: проведения оплачиваемых общественных работ; временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые; ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; сопровождения при содействии занятости инвалидов (статья 7.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1).

На территории Астраханской области указанные мероприятия осуществляются, в том числе, при реализации государственной программы «Содействие занятости населения Астраханской области», утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 3 сентября 2014 года № 355-П, исполнителем которой, в частности, являются органы местного самоуправления Астраханской области и их структурные подразделения. Целью государственной программы является содействие в трудоустройстве гражданам, ищущим работу, и обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения. К задачам программы отнесены: повышение конкурентоспособности на рынке труда граждан в возрасте 50-ти лет и старше и женщин, имеющих детей дошкольного возраста; содействие занятости работников предприятий - участников мероприятий по повышению производительности труда и модернизация центров занятости населения; сдерживание напряженности на рынке труда; содействие занятости инвалидов и создание условий для повышения эффективности профессиональной реабилитации и уровня трудоустройства молодых инвалидов; проведение единой государственной политики и осуществление государственного управления в области содействия занятости населения Астраханской области.

В свою очередь администрация города Астрахани осуществляет реализацию вопросов местного значения и иных полномочий через отраслевые (функциональные) и территориальные органы управления администрации города (статья 52 Устава, принятого Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 31 марта 2016 года № 24), к которым относится администрация Советского района города Астрахани.

В частности, указанной администрации переданы функции в области профилактики правонарушений, в рамках реализации которой администрация координирует деятельность структурных подразделений субъектов профилактики по профилактике правонарушений; разрабатывает предложения по повышению эффективности деятельности по профилактике правонарушений, ее методического и нормативно-правового обеспечения; организует выполнение и осуществляет контроль за качеством и сроками исполнения мероприятий, городских целевых программ по профилактике правонарушений; организует работу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (раздел 3.7 постановления мэра города Астрахани от 9 сентября 2009 года № 4269-м «Об утверждении Положений об администрациях Ленинского. Трусовского, Советского, Кировского районов города Астрахани).

Обеспечении деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также деятельности административной комиссии отнесено в силу пункта 2.1.33 Положения об администрации Советского района города Астрахани, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 20 марта 2014 года № 36, к полномочиям администрации района.

Более того, как обоснованно указано судом первой инстанции, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванные в силу положений статьи 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, созданы согласно постановлению администрации муниципального город «Астрахань» от 16 мая 2015 года № 4389 при администрациях районов города Астрахани, в том числе, такая комиссия создана и действует при администрации Советского района города Астрахани.

Указанные обстоятельства в совокупности с приведенными в апелляционном определении нормами правового регулирования свидетельствуют о том, что оспариваемое администрацией Советского района города Астрахани представление дознавателя вынесено уполномоченным должностным лицом, основано на законе, а потому, прав административного истца не нарушает.

При таких обстоятельствах, установив, что выданное дознавателем представление по форме и содержанию соответствовало требованиям действующего законодательства, направлено на устранение выявленных в ходе рассмотрения уголовного дела нарушений, являлось исполнимым, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания действий дознавателя и вынесенного им представления незаконными.

Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о существенном нарушении норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не является основанием для отмены или изменения судебного акта в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда города Астрахани от 6 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Советского района города Астрахани по доверенности Гавриловой Татьяны Алексеевны - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: А.Б. Степин

судьи областного суда: Н.Н. Берстнева

О.А. Сорокина