Судья Иноземцева Э.В. дело № 2а-2549/2020
№ 33а-395/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 27 января 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Степина А.Б.,
судей областного суда: Берстневой Н.Н., Сорокиной О.А.,
при помощнике судьи: Тутариновой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Берстневой Н.Н. дело по апелляционной жалобе представителя администрации Советского района города Астрахани по доверенности ФИО1 на решение Советского районного суда города Астрахани от 6 ноября 2020 года по административному иску администрации Советского района города Астрахани к отделению судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по городу Астрахани УФССП России по Астраханской области, дознавателю отделению судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по городу Астрахани УФССП России по Астраханской области ФИО2, УФССП России по Астраханской области о признании незаконным представления,
УСТАНОВИЛА:
администрация Советского района города Астрахани обратилась в суд с административным иском об оспаривании представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, вынесенного ведущим дознавателем ОСП по ВАП по городу Астрахани УФФСП России по Астраханской области ФИО2
В обоснование заявленных требований администрация указала на то, что не является органом, в чьи полномочия входит решение вопросов, поставленных дознавателем в представлении, в частности, вопросов, связанных с проведением разъяснительной работы среди населения по вопросам трудоустройства, обеспечения доступности информации о возможных вакансиях (путях) трудоустройства, проведением профилактических бесед с должниками по исполнительным производствам о взыскании алиментных платежей и защиты прав несовершеннолетних детей.
В суде первой инстанции представители административного истца ФИО3 и ФИО1 административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Дознаватель ОСП по ВАП по городу Астрахани УФФСП России по Астраханской области ФИО2 в судебное заседание не явилась.
Представитель административного ответчика УФССП России по Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района г.Астрахани, заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явились.
Решением Советского районного суда города Астрахани от 6 ноября 2020 года администрации Советского района города Астрахани отказано в удовлетворении административного иска в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель администрации Советского района города Астрахани ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявитель считает, что представление дознавателя внесено неуполномоченному органу. Осуществление администрацией отдельных полномочий в сфере защиты прав несовершеннолетних детей и организации работы соответствующих комиссий не является доказательством наличия в действиях администрации нарушений, указанных в представлении дознавателя.
Заслушав докладчика, доложившего дело и апелляционную жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решения, действия (бездействия) органа публичной власти и его должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административный иск об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Данные условия по настоящему делу не установлены.
В соответствии со статьей 2 Уголовного кодекса Российской Федерации одной из основных задач уголовного судопроизводства является предупреждение преступлений.
Одной из процессуальных форм предупреждения преступлений является внесение дознавателем в порядке части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона.
В рассматриваемом деле основанием для внесения ведущим дознавателем ОСП по ВАП по городу Астрахани УФФСП России по Астраханской области ФИО2 в адрес администрации Советского района города Астрахани представления от 2 июля 2020 года явились выявленные дознавателем в ходе расследования уголовного дела №<данные изъяты> в отношении ФИО10 по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда средств на содержание несовершеннолетних детей, если это деяние совершено неоднократно) обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
Дознаватель в представлении указал, что установленные в рамках расследования уголовного дела обстоятельства свидетельствуют о недостаточной эффективности проводимой администрацией района профилактической и разъяснительной работы с населением по вопросам трудоустройства, отсутствие рабочих мест, незанятость населения, слабая профилактическая работа по защите прав несовершеннолетних детей.
Администрации района предложено обсудить указанные вопросы на совещании с участием представителей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; указать уполномоченным органам (отделам) на необходимость усиления профилактической и разъяснительной работы среди населения, принятие мер к доступности информации о возможных вакансиях (путях) трудоустройства, проведению профилактических бесед с должниками по исполнительным производствам о взыскании алиментных платежей с целью защиты прав несовершеннолетних детей.
Вопреки позиции административного истца, приведенные в представлении доводы и предложения основаны на нормах действующего правового регулирования, а само представление внесено надлежащему органу и прав его не нарушает.
В соответствии с абзацем шестым пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-1 государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Органы местного самоуправления участвуют в организации и финансировании: проведения оплачиваемых общественных работ; временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые; ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; сопровождения при содействии занятости инвалидов (статья 7.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1).
На территории Астраханской области указанные мероприятия осуществляются, в том числе, при реализации государственной программы «Содействие занятости населения Астраханской области», утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 3 сентября 2014 года № 355-П, исполнителем которой, в частности, являются органы местного самоуправления Астраханской области и их структурные подразделения. Целью государственной программы является содействие в трудоустройстве гражданам, ищущим работу, и обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения. К задачам программы отнесены: повышение конкурентоспособности на рынке труда граждан в возрасте 50-ти лет и старше и женщин, имеющих детей дошкольного возраста; содействие занятости работников предприятий - участников мероприятий по повышению производительности труда и модернизация центров занятости населения; сдерживание напряженности на рынке труда; содействие занятости инвалидов и создание условий для повышения эффективности профессиональной реабилитации и уровня трудоустройства молодых инвалидов; проведение единой государственной политики и осуществление государственного управления в области содействия занятости населения Астраханской области.
В свою очередь администрация города Астрахани осуществляет реализацию вопросов местного значения и иных полномочий через отраслевые (функциональные) и территориальные органы управления администрации города (статья 52 Устава, принятого Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 31 марта 2016 года № 24), к которым относится администрация Советского района города Астрахани.
В частности, указанной администрации переданы функции в области профилактики правонарушений, в рамках реализации которой администрация координирует деятельность структурных подразделений субъектов профилактики по профилактике правонарушений; разрабатывает предложения по повышению эффективности деятельности по профилактике правонарушений, ее методического и нормативно-правового обеспечения; организует выполнение и осуществляет контроль за качеством и сроками исполнения мероприятий, городских целевых программ по профилактике правонарушений; организует работу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (раздел 3.7 постановления мэра города Астрахани от 9 сентября 2009 года № 4269-м «Об утверждении Положений об администрациях Ленинского. Трусовского, Советского, Кировского районов города Астрахани).
Обеспечении деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также деятельности административной комиссии отнесено в силу пункта 2.1.33 Положения об администрации Советского района города Астрахани, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 20 марта 2014 года № 36, к полномочиям администрации района.
Более того, как обоснованно указано судом первой инстанции, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванные в силу положений статьи 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, созданы согласно постановлению администрации муниципального город «Астрахань» от 16 мая 2015 года № 4389 при администрациях районов города Астрахани, в том числе, такая комиссия создана и действует при администрации Советского района города Астрахани.
Указанные обстоятельства в совокупности с приведенными в апелляционном определении нормами правового регулирования свидетельствуют о том, что оспариваемое администрацией Советского района города Астрахани представление дознавателя вынесено уполномоченным должностным лицом, основано на законе, а потому, прав административного истца не нарушает.
При таких обстоятельствах, установив, что выданное дознавателем представление по форме и содержанию соответствовало требованиям действующего законодательства, направлено на устранение выявленных в ходе рассмотрения уголовного дела нарушений, являлось исполнимым, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания действий дознавателя и вынесенного им представления незаконными.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о существенном нарушении норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не является основанием для отмены или изменения судебного акта в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Астрахани от 6 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Советского района города Астрахани по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: А.Б. Степин
судьи областного суда: Н.Н. Берстнева
О.А. Сорокина