ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2551/2021 от 15.12.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья 1 инстанции: Пронин Е.С. №33а-11008/2021

дело 1 инстанции:№2а-2551/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 декабря 2021 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Мостовенко Н.Р., Павловского Е.Г.,

Кильо М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Канеева Марселя Рефатовича к Администрации города Симферополя Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, начальнику управления земельных ресурсов МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым Деминой Ю.А., заинтересованные лица Сейтмеметова Александра Вадимовна, Сейтмеметов Дилявер Рустемович, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Канеева Марселя Рефатовича на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 сентября 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения представителя Канеева М.Р. – Канеевой Л.Р., представителя Администрации города Симферополя Республики Крым – Лемтюжниковой А.В., представителя Сейтмеметовой А.В. – Аблаевой Д.Д., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Канеев М.Р. обратился в Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым с административным иском к Администрации города Симферополя Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконными основания возвращения заявления от 26 декабря 2020 года о предоставлении земельного участка по адресу:<адрес>, изложенные в письменном ответе №57/40/05-06 от 12.01.2021; о признании незаконным и отмене решения (действий по возврату заявленияКанеева М.Р.) Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, изложенного в письменном ответе№57/40/05-06 от 12.01.2021; о возложении на Администрацию города Симферополя Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявлениеКанеева М.Р.о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:<адрес>, в порядке завершения оформления права, и принять решение в соответствии с пунктом 13 Порядка о переоформлении прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 №313, в тот же срок сообщить Киевскому районному суду города Симферополя и административному истцу об исполнении решения суда.

Исковые требования мотивированы тем, что административный истец подал заявление от 26.12.2020 о предоставлении земельного участка в собственность по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью 600 кв. м. в порядке завершения оформления права на земельные участки. К заявлению были приложены: апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 03.04.2018 по гражданскому делу №2-976/2017, решение Киевского районного суда от 08.10.2019 по делу №2-1762/2019, апелляционное определение Верховного Суда от 27.02.2020 по делу №33-1869/2020, кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 03.09.2020 по делу №8Г-20167/2020, копия заявления-заказа №135 от 20.07.2005, копия квитанции об оплате, копия счёта, копия кадастрового плана из технической документации по землеустройству для составления государственного акта на земельный участок, копия сводного кадастрового плана из технической документации по землеустройству для составления государственного акта на земельный участок. Письмом начальника управления земельных ресурсов Деминой Ю.А. №57/40/05-06 от 12.01.2021 сообщено о решении, что Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым возвращает заявление Канеева М.Р. от 26.12.2020 о предоставлении земельного участка. Основанием явилось то, что якобы не приложена копия решения о разрешении на разработку документации по землеустройству. При этом, такое решение (бездействие) органа власти и обстоятельства разработки документации по землеустройству отражены в судебном акте по делу №2-967/2017. Также в ответе сказано, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на испрашиваемый земельный участок зарегистрировано право частной собственности. Ранее земельный участок действительно был представлен в собственность Сейтмеметовой А.В. Однако, решением Киевского районного суда города Симферополя от 08.10.2019 по делу №2-1762/2019 постановление Администрации города Симферополя Республики Крым №1748 от 07.06.2017 «О предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданке Российской Федерации Сейтмеметовой Александре Вадимовне» признано незаконным и отменено. На данный момент решение суда не исполнено. Лишь по этой причине и значится запись в Едином государственном реестре недвижимости. Обращаясь с настоящим административным иском в суд Канеев М.Р. указывает на незаконность решений и действий административных ответчиков и нарушение, в связи с этим, прав административного истца на приобретение земельного участка.

Определениями Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 мая 2021 года, 15 июня 2021 года, 15 июля 2021 года, 11 августа 2021 года к участию в деле привлечены: в качестве административного соответчика начальник управления земельных ресурсов МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым Демина Ю.А., в качестве заинтересованных лиц: Сейтмеметова А.В., Сейтмеметова Д.Р., Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя.

Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 сентября 2021 года в удовлетворении административного иска Канеева М.Р. отказано.

Не согласившись с указанным решением, административный истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда должно быть законным и обоснованным. Пи этом, суд при рассмотрении дела должен установить все значимые обстоятельства по делу и не вправе игнорировать установленные в ином судебном акте факты, если они имеют отношение к рассматриваемому делу. В обжалуемом же решении суд первой инстанции вышел за пределы заявленных исковых требований и оснований, не в полном объёме установил юридически значимые обстоятельства по делу, не дал надлежащую оценку действиям административных ответчиков.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Канеева М.Р. по доверенности - Канеева Л.Р. апелляционную жалобу поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации города Симферополя Республики Крым по доверенности - Лемтюжникова А.В. считала решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.

Представитель заинтересованного лица Сейтмеметовой А.В. по ордеру - адвокат Аблаева Д.Д. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь положением пункта 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, посчитала возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30 декабря 2020 года в Администрацию города Симферополя Республики Крым оссийской Федерации по Рсепублике Крым и городу Севастополю поступило заявление административного истца о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , в порядке завершения оформления права на земельные участки со ссылкой на Закон Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (т. 1 л.д. 104-105).

По результатам рассмотрения указанного заявления12 января 2021 года за исх.№57/40/05-06 МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым в адрес Канеева М.Р. направлен ответ о возвращении заявления (т. 3 л.д. 36-38).

Так, в данном письме после разъяснения норм действующего законодательства указано, что к заявлению не приложена копия решения о разрешении на разработку документации по землеустройству. Одновременно сообщено, что в соответствии с Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Администрации города Симферополя распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Однако, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером расположенный по <адрес>, зарегистрировано право частной собственности от 28.08.2017 , также от 27.08.2020 установлено ограничение в виде запрета на совершение регистрационных действий.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для его удовлетворения.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с таким выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.

В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 01 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон №38-ЗРК).

Согласно части 1 статьи 13 Закона №38-ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утверждён Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 №313 (далее – Порядок).

Данный Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона №6-ФКЗ.

В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Согласно пункту 5 Порядка, для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Пунктами 6, 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка, и требования к предоставлению документов.

Так, заявление о предоставлении земельного участка должно содержать: 1) фамилию, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка (при наличии); 4) основание предоставления земельного участка из числа оснований, предусмотренных статьями 3 или 13 Закона; 5) вид права, по которому заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается по нескольким видам прав; 6) цель использования земельного участка; 7) реквизиты документа, подтверждающего право на приобретение земельного участка в порядке переоформления или завершения оформления прав; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории, в границах которой расположен земельный участок (в случае если земельный участок расположен в границах территории садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества) (при наличии); 9) площадь испрашиваемого земельного участка; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются: 1) для физических лиц - копия документа, подтверждающего личность гражданина; 2) для юридических лиц: копия устава, заверенная данным юридическим лицом; копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная данным юридическим лицом; копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе Российской Федерации; 3) подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права; 4) копия решения о разрешении на разработку документации (в случае предоставления земельного участка в порядке статьи 13 Закона); 5) документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 3, 4 настоящего пункта; 6) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (при подаче заявления представителем заявителя); 7) материалы документации по землеустройству, разработанной на основании решения, указанного в подпункте 4 настоящего пункта, в том числе графический материал, позволяющий определить место расположения земельного участка (при наличии); 8) межевой план земельного участка в форме электронного документа (в случае если земельный участок не поставлен на кадастровый учет).

Согласно пункту 7.1. Порядка, правообладатели зданий, строений, сооружений, расположенных на приобретаемом земельном участке, также дополнительно вправе приложить: 1) копии документов, удостоверяющих права на такое здание, строение сооружение; 2) сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

В соответствии с пунктом 8 Порядка, в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 6 настоящего Порядка, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Постановлением Администрации города Симферополя от 25.09.2020 №5511 утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (далее - Административный регламент), который определяет порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги, сроки и последовательность действий по ее исполнению Администрацией города Симферополя Республики Крым (далее - Орган) (пункт 1.1 Административного регламента №5511).

В соответствии с пунктом 9.1 Административного регламента №5511, установлен перечень документов, обязательных к предоставлению заявителем: заявление о предоставлении земельного участка (Приложение №2 к Административному регламенту), к заявлению прилагаются документы, аналогичные вышеприведенным по Порядку.

В соответствии с пунктом 12.1 Административного регламента №5511, основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги: 1) подача заявления с нарушением требований подпунктов а) - г) пункта 9.1 Административного регламента; 2) представление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренного пунктом 9.1 настоящего Административного регламента (подача заявления без предъявления документа, удостоверяющего личность заявителя, полномочия представителя заявителя, полномочия представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя).

Из содержания вышеуказанного письма от 21.01.2021 следует, что административному истцу возвращено заявление в связи с непредставлением к заявлению копии решения о разрешении на разработку документации по землеустройству. Одновременно указано на то, что по сведениям ЕГРН на испрашиваемый земельный участок зарегистрировано право частной собственности, а также установлено ограничение в виде запрета на совершение регистрационных действий.

Действительно, как усматривается из материалов поступившего в Администрацию города Симферополя заявления Канеева М.Р., копия решения о разрешении на разработку документации по землеустройству в приложении отсутствует, сведения о наличии такого документа, его реквизиты в заявлении не сообщены.

Как указано в заявлении, основанием для завершения оформления прав на земельный участок являются в дополнение ранее поданных заявлений Канеева М.Р. от 28.03.2005, от 10.01.2011, от 16.05.2011 под вх.№К-58/2896 копии судебных решений, заверенные судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права: апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 03.04.2018 по гражданскому делу №2-976/2017; решение Киевского районного суда города Симферополя от 08.10.2019 по делу №2-1762/2019, апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 27.02.2020 по делу №33-1869/2020, кассационное определение Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 03.09.2020 по делу №8Г-20167/2020; копия заявления-заказ №135 от 20.07.2005, квитанция об оплате, счёт на оплату; копия кадастрового плана из технической документации по землеустройству для составления государственного акта на земельный участок; копия сводного кадастрового плана из технической документации по землеустройству для составления государственного акта на земельный участок (т.1 л.д. 104).

Из содержания перечисленных заявителем документов усматривается, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 03.04.2018 по делу №33-1536/2018 восстановлено судебное решение от 05.09.2013 по делу №801/4671/13-а по иску Канеева М.Р. к Горрайонному управлению Госземагентства в г. Симферополе и Симферопольском районе, Симферопольскому городскому совету АР Крым, третье лицо – Сейтмеметова А.В. признании незаконным и отмене решения, отмене записи государственной регистрации.

В данном судебном постановлении указано, что решением 27-й сессии 6-го созыва Симферопольского городского совета от 17.11.2011 №277 утверждён, в частности, проект землеустройства по отводу земельного участка, техническая документация о передаче в аренду для обслуживания жилого дома и передан в аренду для обслуживания жилого дома на основании решения суда о признании права собственности на сооружение, по решению сессии городского совета о предоставлении согласия для выполнения проекта землеустройства по отводу земельных участков, Сейтмеметовой А.В. земельный участок площадью 0,06 га по адресу: г. Симферополь, ул. Абдуллы Дагджи, 47, в аренду сроком на 49 лет для обслуживания жилого дома. 28.03.2012 между Симферопольским городским советом и Сейтмеметовой А.В. заключён договор аренды земельного участка под №1052-р, о чем управлением Госкомзема в г. Симферополь АРК внесена запись в Книгу регистрации договоров аренды земельных участков от 03.04.2012 за №270 и который зарегистрирован в управлении Госкомзема в г. Симферополь АРК в книге записей регистрации договоров аренды за №011010004000171 от 10.04.2012.

Также установлено, что заявления административного истца от 28.03.2005, 10.01.2011, 16.05.211 о выделении ему земельного участка в собственность для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, не были рассмотрены по существу.

В связи с чем, решением суда на Горрайонное управление Госземагентства в г. Симферополе и Симферопольском районе была возложена обязанность отменить запись государственной регистрации договора аренды земельного участка площадью 0,06 га по адресу: <адрес>, от 10.04.2012 , признано незаконным бездействие Симферопольского городского совета, заключающееся в не рассмотрении заявлений Канеева М.Р. от 28.03.2005, 10.01.2011, 16.05.2011 под вх. №К-58/2896 о выделении земельного участка по адресу: <адрес>, и возложена обязанность рассмотреть их в соответствии с требованиями действующего Земельного кодекса Украины (т.1 л.д. 107-141).

Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 08 октября 2019 года по делу №2-1762/2019 по гражданскому делу по иску Канеева Марселя Рефатовича к Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамента развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, третьи лица Сейтмеметова Александра Вадимовна, Сейтмеметов Дилявер Рустемович, о признании решения незаконным, понуждении к совершению определённых действий, исковое заявление удовлетворено частично: признано незаконным и отменено постановление Администрации города Симферополя Республики Крым №1748 от 07.06.2017г. «О предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданке Российской Федерации Сейтмеметовой Александре Вадимовне», в удовлетворении остальной части исковых требований – отказано (т.1 л.д. 142-151).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 27 февраля 2020 года №33-1869/2020 вышеуказанное решение районного суда оставлено без изменений (т.1 л.д. 152-159).

Определением Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 03 сентября 2020 года №88-19740/2020 вышеприведенные решение районного суда и апелляционное определение оставлены без изменений (т.1 л.д. 160-163).

Таким образом, в рамках перечисленных судебных дел установлено наличие бездействия органа местного самоуправления в части рассмотрения заявлений Канеева М.Р. и незаконность решения о предоставлении земельного участка в собственность иному лицу, в связи с чем, анализ данных судебных решений не свидетельствует о наличии у заявителя права на завершение оформления земельного участка в собственность.

Остальные приложенные к заявлению документы: копия заявления-заказа №135 от 20.07.2005, квитанция об оплате, счёт на оплату, копия кадастрового плана из технической документации по землеустройству для составления государственного акта на земельный участок; копия сводного кадастрового плана из технической документации по землеустройству для составления государственного акта на земельный участок также не являются в свете земельного законодательства документами, подтверждающими право Канеева М.Р. на завершение ранее начатой по решению органа местного самоуправления процедуры по приобретению земельного участка в собственность.

Кроме того, установлено, что Администрацией города Симферополя рассмотрены заявления Канеева М.Р. от 28.03.2005, 10.01.2011, 16.05.2011 и принято постановление от 17.07.2020 №3906, которым отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность бесплатно гражданину Канееву М.Р.

Данное постановление мотивировано тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010208:430 расположены жилые дома с кадастровыми номерами 90:22:010208:424 и 90:22:010208:1985, принадлежащие иному лицу.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 02.03.2021 по делу №33а-1856/2021 Канееву М.Р. отказано в удовлетворении административного иска к Администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконным, недействительным и отмене с момента принятия постановления Администрации города Симферополя Республики Крым от 17.07.2020 №3906.

Таким образом, поскольку решения органа местного самоуправления о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятого с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, административным истцом в Администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением не было представлено, реквизиты такого решения также не были сообщены, то в силу пункта 8 Постановления Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 №313, подача заявления с нарушением требований о его содержании и о приложении к нему документов является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

В соответствии со статьей 46 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого решением Симферопольского горсовета от 13.11.2014 №61, Администрация города Симферополя Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Республики Крым.

Статьёй 47 Устава, пунктом 1.7 Регламента Администрации города Симферополя Республики Крым, утверждённого постановлением администрации города Симферополя от 10.12.2014 №2, установлено, что отраслевые (функциональные) органы администрации города обеспечивают реализацию вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий на территории городского округа в соответствии со своей компетенцией (организацию деятельности администрации города). Органы администрации города осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о территориальных, отраслевых и функциональных органах администрации города, которые утверждаются в порядке, установленном Уставом города Симферополя.

В соответствии с Регламентом Администрации города Симферополя Республики Крым, утвержденным постановлением от 10.12.2014 №2, определён порядок работы администрации города Симферополя (далее - Администрация), отраслевых (функциональных) органов (структурных подразделений) Администрации, порядок подготовки и оформления постановлений Администрации (Регламент). Соблюдение Регламента является обязательным для органов и должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь, других лиц, вносящих вопросы на рассмотрение Администрации, участвующих в рассмотрении вопросов, рассматривающих обращения и запросы, иных лиц, которые осуществляют свою деятельность в рамках настоящего Регламента и на которых распространяются нормы настоящего Регламента.

Пунктом 1.5. данного Регламента установлено, что отраслевые (функциональные) структурные подразделения (органы) Администрации обеспечивают реализацию вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в соответствии со своей компетенцией (организацию деятельности Администрации).

Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым является самостоятельным отраслевым (функциональным) органом Администрации города Симферополя Республики Крым, действует на основании Положения, утвержденного решением Симферопольского городского совета от 25.06.2015 №286 (приложение 33 к указанному решению).

В соответствии с пунктом 1.10 данного Положения, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым является юридическим лицом, муниципальным казенным учреждением, имеет самостоятельный баланс, регистрационный счет в органах Государственной казначейской службы, гербовую печать с символикой муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, со своим наименованием, а также соответствующие штампы, бланки, необходимые для его деятельности.

Пунктом 3.42 Положения предусмотрено, что МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым обеспечивает предоставление муниципальных услуг в порядке, установленном административными регламентами.

В свою очередь, осуществляет предоставление муниципальных услуг по оформлению прав на земельные участки, начатого до 21.03.2014, предоставлению земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь бесплатно, по предоставлению в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь, без проведения торгов.

В связи с чем, именно МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым по результатам рассмотрения заявления административного истца 12 января 2021 года за исх.№57/40/05-06 письмом возвратил заявление административного истца.

Одновременно, следует отметить, что доказательств того, что испрашиваемый земельный участок находился в фактическом пользовании административного истца, что на нём расположен его жилой дом, право собственности на который возникло у него до 18 марта 2014 года либо перешло к нему в порядке наследования, суду не представлено.

Постановлением Железнодорожного районного суда города Симферополя от 23.07.2010 по делу №2а-1645/2010 решение Симферопольского райисполкома №273б от 26 июля 1991 года о разрешении Сулейманову Я.К. застройки земельного участка по адресу: <адрес> признано недействительным, поскольку Сулейманов Я.К. 11 февраля 1991 года умер, и право пользования земельным участком, право собственности на него у Сулейманова Я.К. не возникло (т. 2 л.д. 104-105, 106-109).

В связи с чем, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленных административному ответчику полномочий, в предусмотренной форме, при наличии соответствующего обоснования, законодательству не противоречит.

Исковое требование о возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав указанный земельный участок удовлетворению не подлежало как дополнительное к главному.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу судебного акта, а также данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 сентября 2021 года по административному делу №2а-2551/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Канеева Марселя Рефатовича - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко

Судьи: Н.Р. Мостовенко

Е.Г. Павловский