Судья Стебихова М.В. № 2а-2551/2021
Докладчик Певина Е.А. № 33а-6854/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 27 июля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Певиной Е.А.,
судей Кошелевой А.П., Прокоповой Е.А.,
при секретаре Павловой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе министерства строительства Новосибирской области на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 апреля 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Фроленко Дениса Николаевича к министерству строительства Новосибирской области о признании незаконным решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Певиной Е.А., объяснения административного истца Фроленко Д.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Административный истец Фроленко Д.Н. обратился в суд с административным иском к министерству строительства Новосибирской области, о признании незаконным решения министерства строительства Новосибирской области об отказе во включении Фроленко Д.Н. в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», выраженный в приказе от 05.02.2021 № 69 «О формировании списка претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и уведомлении об отказе во включении в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 11.02.2021 №1107/45; возложении обязанности на министерство строительства Новосибирской области по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов административного истца, путем включения в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В обоснование заявленных исковых требований указано, что 26.01.2021 Фроленко Д.Н. обратился в министерство строительства Новосибирской области с комплектом документов и заявлением о включении в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 25.08.2020 №361-п.
11.02.2021 административным ответчиком подготовлено уведомление № об отказе во включении в указанный список административного истца, поскольку им не предоставлен документ, подтверждающий включение в реестр требований участников строительства о передаче жилого помещения. Основанием для обращения Фроленко Д.Н. к административному ответчику явилось то, что он, как и многие другие физические лица, в 2007 году вложил денежные средства в строительство 17-этажного многоквартирного жилого дома по <адрес>, застройщиком которого являлось ООО «<данные изъяты>» в лице директора ЗВМ Договорные отношения между ним и застройщиком были оформлены предварительным договором № долевого участия в строительстве от 19.09.2007 и договором беспроцентного займа от 19.09.2007 №, по которому им были внесены в кассу застройщика денежные средства в размере 1 440 000 руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от 19.09.2007. Договор участия в долевом строительстве застройщик с ним не заключил, при этом в предварительном договоре были согласованы все существенные условия. В 2009 году истец обратился в Заельцовский районный суд г. Новосибирска с иском к ООО «<данные изъяты>» о взыскании денежных средств по договору займа и неустойки. 23.06.2009 исковые требования Фроленко Д.Н. удовлетворены. Однако, несмотря на возбуждение исполнительного производства, застройщик денежные средства не вернул, строительство жилого дома не осуществлялось. 20.12.2011 исполнительное производство окончено и исполнительный лист возвращен взыскателю в связи с невозможностью установить местонахождение должника. 28.04.2009 Арбитражным судом Новосибирской области в отношении ООО «<данные изъяты>» введена процедура банкротства - наблюдение. Согласно определению Арбитражного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ требования административного истца в размере 1 501 550 руб. признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов ООО «<данные изъяты>». 01.02.2010 должник признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, которое завершено 12.07.2013. Приговором Ленинского районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ бывший директор ООО «<данные изъяты>» ЗВМ признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.4 УК РФ. Деятельность застройщика ООО «<данные изъяты>» прекращена в связи с его ликвидацией 23.08.2013. До настоящего времени многоквартирный жилой дом не построен, вложенные в строительство денежные средства истца не возвращены.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 21.04.2021 административное исковое заявление удовлетворено. Судом постановлено:
«Признать незаконным уведомление министерства строительства Новосибирской области от 26.01.2021 № об отказе ФИО1 во включении в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ.
Обязать министерство строительства Новосибирской области включить ФИО1 в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ».
С указанным решением суда не согласился административный ответчик. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда.
В обоснование доводов жалобы указано, что судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что административному истцу отказано во включении в список претендующих на поддержку лиц по основанию, предусмотренному пп. 1 п. 15 Порядка включения граждан в список претендующих на поддержку лиц, утвержденных постановлением Правительства Новосибирской области от 25.08.2020 №-п – не представление документа, подтверждающего включение гражданина в реестр требований участников строительства о передаче жилого помещения, а именно не предоставление решения Арбитражного суда Новосибирской области о передаче жилого помещения в рамках процедуры банкротства.
Согласно определению Арбитражного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ административный истец включен в реестр требований кредиторов с денежными требованиями в размере 1 501 550 руб.
В настоящее время восстановление прав граждан указанного объекта реализуются в рамках Закона Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов».
На основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика – министерства строительства Новосибирской области, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Рассмотрев административное дело в соответствии с требованиями ч.1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий, бездействия возложено на административного ответчика, истец должен доказать нарушение его прав и законных интересов и соблюдение срока обращения в суд.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что застройщиком, деятельность которого прекращена в связи с ликвидацией юридического лица, обязательства перед ФИО1 не исполнены, в рамках дела о банкротстве требования истца не удовлетворены, при этом, параграф 7 главы IX Федерального закона от 26.20.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», регулирующие банкротство застройщиков, введен в действие после открытия конкурсного производства в отношении ООО «<данные изъяты>», что лишило административного истца права на включение в реестр требований кредиторов с требованием о передачи жилого помещения, в связи с чем отказ министерства строительства Новосибирской области нарушает права административного истца как участника долевого строительства.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства Российской Федерации, а также на основании всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности.
Как следует из материалов дела, 26.01.2021 административный истец обратился в министерство строительства Новосибирской области с заявлением о включении в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (л.д. 10).
Уведомлением об отказе во включении в реестр пострадавших граждан № от 11.02.2021 административному истцу отказано во включении в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», на основании пп. 1 п. 15 Порядка №-П, в связи с непредставлением документа, подтверждающего включение гражданина в реестр требований участников строительства о передаче жилого помещения (л.д. 11).
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», вступившего в законную силу 01.04.2005, привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только на основании договора участия в долевом строительстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона об участии в долевом строительстве по договору участия в долевом строительстве (далее также - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.12.2013, при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств и (или) иного имущества в целях строительства многоквартирного дома (иного объекта недвижимости) и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме (ином объекте недвижимости) в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", в том числе меры ответственности, им предусмотренные.
Согласно ч. 4 ст. 23 названного Федерального закона, для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждается соответствующий план-график реализации таких мероприятий.
Постановлением правительства Новосибирской области от 25.08.2020 N 361-п в соответствии с Законом Новосибирской области от 01.07.2015 N 583-03 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов" установлен Порядок включения граждан в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Порядок № 361-П).
В соответствии с пп. 9,10 Порядка № 361-П включение в Список граждан осуществляется на основании заявления о включении в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - заявление) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность гражданина;
2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между гражданином и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительств многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю;
3) копии документов, подтверждающих внесение гражданином денежных средств для строительства Объекта;
4) копия документа, подтверждающего включение гражданина в реестр требований участников строительства о передаче жилых помещений (вступившее в законную силу определение суда, уведомление конкурсного управляющего).
При рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 19.09.2007 между ООО «<данные изъяты>» (застройщик) и ФИО1 заключен предварительный договор участия в долевом строительстве №, по условиям которого стороны пришли к соглашению заключить договор участия в долевом строительстве в будущем, где ООО «<данные изъяты>» будет выступать застройщиком, а ФИО1 участником долевого строительства, объектом долевого строительства будет являться квартира (1 комната) в 1 подъезде на 8 этаже площадью 48 кв.м., в многоквартирном жилом доме по <адрес>.
Цена основного договора определена сторонами в 1 440 000 руб., срок начала строительства - 2 квартал 2008 года, окончание строительства - 3 квартал 2010 года (л.д. 12- 15).
19.09.2007 вышеуказанными сторонами составлен договор беспроцентного займа № на сумму 1 440 000 руб., по условиям которых, ФИО1 (Заимодавец) передал ООО «<данные изъяты>» (Заемщик) денежные средства в общей сумме 1 440 000 руб. на срок до 21.09.2007 (л.д. 16).
Денежные средства в указанной сумме были внесены Заимодавцем в кассу Заемщика, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру (л.д. 17).
Застройщиком обязательства по передаче объекта строительства участнику строительства, в определенный Договором срок, не исполнены до настоящего времени, доказательств обратного суду не представлено.
Решением Заельцовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «<данные изъяты>» в пользу ФИО1 взысканы денежные средства в общей сумме 1 501 550 руб., из которых 1 440 000 руб., внесенные по договору займа (л.д. 18).
ФИО1 выдан исполнительный лист на указанную сумму (л.д. 19-21), в отношении ООО «<данные изъяты>» возбуждено исполнительное производство, которое окончено ДД.ММ.ГГГГ и исполнительный документ возвращен взыскателю в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества, либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей (л.д. 23).
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № в отношении ООО «<данные изъяты>» введена процедура банкротства – наблюдение. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» признано несостоятельным (банкротом). На основании определения Арбитражного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ конкурсное производство в отношении ООО «<данные изъяты>» заершено, на МИФНС России № по НСО возложена обязанность внести ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО «<данные изъяты>».
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № административный истец включен в список кредиторов ООО «<данные изъяты>» с требованием о взыскании денежных средств в размере 1 501 550 руб. (л.д. 24-25).
Постановлением от 12.11.2010 административный истец признан потерпевшим по уголовному делу № в отношении руководителя ООО «<данные изъяты>» ЗВМ (л.д. 26-27).
Приговором Ленинского районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № административный истец признан потерпевшим по уголовному делу возбужденному в отношении руководителя ООО «<данные изъяты>» по факту хищения денежных средств дольщиков (л.д. 28-32).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что фактически между ФИО1 и ООО «<данные изъяты>» сложились отношения в рамках договора долевого участия в строительстве, условия которого застройщиком не выполнены.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении ФИО1 копии вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика, нельзя признать обоснованными, поскольку, как верно установлено судом первой инстанции, изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части введения параграфа 7 «Банкротство застройщика», в рамках которого у пострадавшего гражданина появилось право на включение в реестр требований кредиторов с требованием о передаче жилого помещения были внесены после принятия Арбитражным судом Новосибирской области определения от ДД.ММ.ГГГГ, которым требования ФИО1 в размере 1 501 550 рублей были включены в реестр требований кредиторов с отнесением в третью очередь.
При данных обстоятельствах отсутствие вступившего в законную силу решения суда о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика, не является препятствием для включения истца в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ.
Поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, оснований для отмены судебных актов в апелляционном порядке не имеется.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые повлекли принятие незаконного судебного акта либо являются безусловным основанием для его отмены или изменения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства строительства Новосибирской области без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи