ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-8286/2023 (2а-2559/2022)
г. Уфа 03 мая 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Портновой Л.В.
судей Багаутдиновой А.Р.
Тазетдиновой Г.А.
при секретаре судебного заседания Мухаметзянове Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белковой ФИО10 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным решения по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Багаутдиновой А.Р., судебная коллегия
установила:
Белкова А.А. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что ей на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 824 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, с. Иглино, ул. А. Фета, д. 2.
Административный истец обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о заключении договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
Письмом отдела по Иглинскому району Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 25 августа 2022 года административный истец уведомлена о подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка по цене двадцать пять процентов от кадастровой стоимости земельного участка, цена выкупа земельного участка составила 84 781,36 рублей.
30 августа 2022 года Белкова А.А. обратилась к административному ответчику с заявлением о подготовке проекта и заключении договора купли-продажи указанного земельного участка по цене, составляющей три процента от его кадастровой стоимости.
Письмом отдела по Иглинскому району Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 31 августа 2022 года Белковой А.А. отказано в заключении договора купли-продажи земельного участка по цене, составляющей три процента от кадастровой стоимости земельного участка. Отказ мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером №... образован из земельного участка с кадастровым номером №..., который был предоставлен в аренду ООО «ГлавСпецСтрой» для комплексного освоения в целях жилищного строительства. При этом подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2014 года № 629 «Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках» предусмотрена возможность продажи по цене три процента от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их гражданам, являющимся собственниками объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных на земельных участках из земель населенных пунктов, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Постановлением. В силу требований закона арендатор земельного участка не вправе изменять договор аренды в одностороннем порядке, Белкова А.А., заключив с ООО «ГлавСпецСтрой» договор уступки земельного участка, получила права и обязанности в том же объеме, что имел прежний арендатор.
С приведенным решением административного ответчика Белкова А.А. не согласна. Считает, что имеет право выкупить земельный участок по цене в размере три процента от его кадастровой стоимости, поскольку на земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером №..., площадью 72,4 кв.м, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН 12 июля 2022 года. Разрешенное использование земельного участка соответствует положениям, указанным в подпункте «а» пункта 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2014 года № 629 «Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках».
В связи с изложенным, уточнив заявленные требования, в административном иске Белкова А.А. просила признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 31 августа 2022 года установить выкупную стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 824 кв.м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, с. Иглино, ул. А. Фета, д. 2, в размере трех процентов от кадастровой стоимости земельного участка; обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан пункт 2.2 договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 824 кв. м, расположенного по адресу: адрес, изложить в следующей редакции: «Цена участка составляет 10 173,76 рублей».
Решением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2022 года признан незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 31 августа 2022 года в подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка по цене выкупа в размере трех процентов от кадастровой стоимости земельного участка. На Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить Белковой А.А. проект договора купли-продажи земельного участка по цене выкупа в размере трех процентов от его кадастровой стоимости.
Не согласившись с приведенным решением суда, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем земельного участка по договору аренды является ООО «ГлавСпецСтрой». Документов, подтверждающих передачу прав административному истцу, материалы дела не содержат. Цель заключения договора аренды – комплексное освоение территории для строительства. Договоры аренды земельных участков, образуемых из земельного участка, используемого на основании договора аренды, могут быть заключены на прежних условиях и должны соответствовать требованиям Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 171-ФЗ. При перенайме земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, права и обязанности арендатора переходят в полном объеме новому арендатору, и при этом цель аренды не может быть изменена арендатором в одностороннем порядке, в связи с чем Белкова А.А. арендует земельный участок также с целью комплексного освоения земли. Собственник недвижимости, расположенной на земельном участке, предоставленном в аренду для комплексного освоения земли, не соответствует пунктам 1-3 постановления Правительства Республики Башкортостан № 629.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного ответчика Александрову М.А., поддержавшую жалобу, объяснения представителя административного истца Кругляк И.О. о законности решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 18 декабря 2017 года между Администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан и ООО «ГлавСпецСтрой» заключен договор о комплексном освоении территории земельного участка площадью 131 503 кв.м с кадастровым номером №..., предусматривающий подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах участка, строительство на земельных участках в границах участка объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории.
В рамках указанного договора из земельного участка с кадастровым номером №... ООО «ГлавСпецСтрой» был образован, в том числе, земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 824 кв.м, который был передан ему в аренду Администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан «для строительства отдельно стоящего индивидуального жилого дома на одну семью, коттеджа» по договору № 490 от 07 марта 2018 года на срок с 19 февраля 2018 года по 31 декабря 2022 года (л.д. 45-47).
Дополнительным соглашением к договору аренды, заключенному между ООО «ГлавСпецСтрой» и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан 30 мая 2022 года, срок аренды был продлен по 30 декабря 2025 года (л.д. 49).
02 мая 2022 года между ООО «ГлавСпецСтрой» и Белковой А.А. заключен договор, по которому административному истцу во временное владение и пользование за плату передан земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 824 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи, расположенный по адресу: адрес срок договора определен сторонами в 11 месяцев с 02 мая 2022 года по 01 апреля 2023 года (л.д. 54).
В период действия указанного договора на земельном участке с кадастровым номером №... Белковой А.А. был возведен жилой дом с кадастровым номером №..., площадью 72,4 кв.м, право собственности на который зарегистрировано за последней 12 июля 2022 года (л.д. 13).
26 июля 2022 года Белкова А.А. обратилась к административному ответчику с заявлением о заключении договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
Письмом отдела по Иглинскому району Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 25 августа 2022 года административный истец уведомлена о подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка по цене двадцать пять процентов от кадастровой стоимости земельного участка, цена выкупа земельного участка составила 84 781,36 рублей (л.д. 17).
30 августа 2022 года Белкова А.А. обратилась к административному ответчику с заявлением о подготовке проекта и заключении договора купли-продажи указанного земельного участка по цене, составляющей три процента от его кадастровой стоимости (л.д. 16).
Письмом отдела по Иглинскому району Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 31 августа 2022 года Белковой А.А. отказано в заключении договора купли-продажи земельного участка по цене, составляющей три процента от кадастровой стоимости земельного участка. Отказ мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером №... образован из земельного участка с кадастровым номером №..., который был предоставлен в аренду ООО «ГлавСпецСтрой» для комплексного освоения в целях жилищного строительства. При этом подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2014 года № 629 «Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках» предусмотрена возможность продажи по цене три процента от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их гражданам, являющимся собственниками объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных на земельных участках из земель населенных пунктов, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Постановлением. В силу требований закона арендатор земельного участка не вправе изменять договор аренды в одностороннем порядке, Белкова А.А., заключив с ООО «ГлавСпецСтрой» договор уступки земельного участка, получила права и обязанности в том же объеме, что имел прежний арендатор (л.д. 18-19).
Не согласившись с приведенным решением административного ответчика, Белкова А.А. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении заявленных ею требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что на земельном участке с кадастровым номером №... расположен жилой дом с кадастровым номером №..., площадью 72,4 кв.м, право собственности на который зарегистрировано за административным истцом в установленном законом порядке, никем не оспорено, вид разрешенного использования спорного земельного участка «отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи» соответствует виду разрешенного использования, указанному в подпункте «а» пункта 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2014 года № 629 «Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках».
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они являются правильными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов перечислены в пункте 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 6 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2014 года № 629 установлен порядок определения цены продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Подпунктом «а» пункта 2 вышеуказанного постановления Правительства Республики Башкортостан определено, что цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливается в размере трех процентов от их кадастровой стоимости, действующей на момент обращения заявителя, при продаже их гражданам, являющимся собственниками объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, индивидуальных гаражей (отдельно стоящих гаражей и гаражных боксов) в составе гаражных потребительских кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Постановлением.
Установив, что Белкова А.А. является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №..., имеющем вид разрешенного использования «отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у нее права на приобретение земельного участка по цене в размере три процента от его кадастровой стоимости.
Доводы административного ответчика о том, что земельный участок с кадастровым номером №... был предоставлен первоначальному арендатору в целях комплексного освоения территории, в связи с чем права и обязанности по договору аренды перешли к Белковой А.А. в том же объеме, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку, как следует из содержания договора аренды № 490 от 07 марта 2018 года, спорный земельный участок был предоставлен ООО «ГлавСпецСтрой» в аренду в целях жилищного строительства для возведения «отдельно стоящего индивидуального жилого дома на одну семью, коттеджа» (л.д. 45). Права и обязанности по договору комплексного освоения территории административному истцу ООО «ГлавСпецСтрой» не передавались.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Существенных нарушений судом первой инстанции норм процессуального права также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Л.В. Портнова
Судьи А.Р. Багаутдинова
Г.А. Тазетдинова
Справка: судья Тарасова Н.Г.
Мотивированное апелляционное определение составлено 11 мая 2023 года.