ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2565/19 от 17.03.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Сидоров В.Л. к делу N 33а-7224/2020

N 2а-2565/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 марта 2020 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей Ефименко Е.В., Морозовой Н.А.,

при ведении протокола помощником судьи Рысиным А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Сочи на основании доверенности ФИО1 на решение Хостинского районного суда г. Сочи от 11 ноября 2019 г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к администрации г. Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления.

В обоснование требований указано, что административному истцу на праве общей долевой собственности с ФИО3 принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, с видом разрешенного использования – апартотель. Однако из градостроительного плана земельного участка следует, что таковой в соответствии со сведениями ИСОГД находится в <...>, что препятствует застройке участка. На заявление ФИО2 от 5 августа 2019 г. об исключении участка из <...>, администрация г. Сочи ответила отказом. ФИО2 полагает решение административного ответчика незаконным нарушающим права административного истца в сфере землепользования.

Решением Хостинского районного суда г. Сочи от 11 ноября 2019 г. административный иск ФИО2 удовлетворен.

Суд признал незаконным решение администрации г. Сочи об отказе во внесении изменений в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности г. Сочи в части исключения земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, из <...>.

Суд обязал администрацию г. Сочи внести изменения в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности г. Сочи в части исключения земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу <...>, из <...> курорта.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

ФИО2, ФИО3, представитель департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о рассмотрении дела в их отсутствие, отложении слушания не просили. Судом явка лиц, участвующих в деле, их представителей обязательной не признана. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом мнения участников процесса, сочла возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя администрации г. Сочи на основании доверенности ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ФИО2 на основании доверенности ФИО5, полагавшего решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия усмотрела основания для отмены судебного решения.

Из материалов дела следует, что ФИО2 и ФИО3 являются участниками долевой собственности в праве на земельный участок с кадастровым номером <...> по адресу: <...>.

Не оспаривается сторонами, что в соответствии со сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города (ИСОГД), земельный участок находится в границах первой зоны горно-санитарной охраны курорта, установленной приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 21 октября 1969 г. N 297 «Об утверждении границ округа и зон горно-санитарной охраны Черноморского побережья Краснодарского края от Анапы до Сочи» (далее по тексту Приказ N 297).

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции посчитал установленными основания для исключения земельного участка из границ первой зоны горно-санитарной охраны курорта.

Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425 (далее по тексту Постановление N 1425) утверждено положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, которое определяет порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.

В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 12 апреля 1993 г. N 4766-1 и Совета Министров Российской Федерации от 12 апреля 1993 г. N 337 «О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи», Сочинский курортный регион определен как курорт федерального значения, которому придан статус эколого-экономического района с элементами свободной экономической зоны рекреационного типа.

Границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решениями исполнительного комитета Сочинского городского Совета трудящихся от 6 апреля 1977 г. N 142 «О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта», от 2 сентября 1987 г. N 455 «О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи» (далее по тексту решения NN 142 и 455 соответственно).

Согласно преамбуле к решению N 142 исполнительный комитет Сочинского городского Совета трудящихся при его принятии руководствовался постановлением Совета Министров СССР от 5 сентября 1973 г. N 654 «Об утверждении положения о курортах», а также приказом министра здравоохранения РСФСР от 21 октября 1969 г. N 297 «Об утверждении проекта округа и зон санитарной охраны Сочинского курорта».

Утвержденным приказом министра здравоохранения РСФСР от 21 октября 1969 г. N 297 проектом округа и зон санитарной охраны Сочинского курорта в первую зону (строгого режима) включены морская акватория в прибрежной полосе шириной 500 метров, пляжи с прилегающей к пляжам полосой суши шириной в среднем до <...>, территория в районах расположения буровых скважин и минеральных источников, внутренних областей питания месторождений минеральных вод, а также залежей лечебных грязей.

Пункт 2 постановления N 1425 гласит, для охраны этих местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.

В соответствии с пунктом 7 постановления N 1425 территория и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территорий.

Согласно пунктам 11 – 12 Постановления N 1425 округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения.

Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, представляющих собой единый курортный регион (район), может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курортного региона (района). Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

Таким образом, в силу указанных норм, расположенные в такой зоне земельные участки ограничены в обороте.

Понятие природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие) и понятие общий округ территории курорта федерального значения различны и не являются тождественными (пункты 11 – 12 Постановления N 1425).

Режим первой зоны горно-санитарной охраны курорта установлен непосредственно на части территории города-курорта федерального значения Сочи и включает в себя территории лечебно-оздоровительных местностей.

В то же время, положенное в основу обжалуемого судебного акта решение Хостинского районного суда г. Сочи от 10 апреля 2007 г. по делу N 2-392/2007, послужившее основанием для возникновения права собственности на земельный участок в районе ул. Аллея Челтенхема, не содержит сведений о характеристиках земельного участка, позволяющих отнести его к индивидуально-определенному объекту, в частности кадастрового номера участка, а равно преюдициальных обстоятельств об исключении непосредственно спорного земельного участка из первой горно-санитарной зоны охраны курорта.

Понятие природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных воды, месторождения лечебных грязей и другие) и понятие общий округ территории курорта Федерального значения различны и не является тождественными (пункты 11 – 12 Постановления N 1425)

Режим первой зоны горно-санитарной охраны курорта установлен непосредственно на территории города-курорта федерального значения Сочи и включает в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и не ограничивается лишь лечебными пляжами и акваториями, предназначенными для лечебных купаний, распространяясь на общий округ территории курорта федерального значения.

Судом первой инстанции не учтено, что в приказе Министерства здравоохранения РСФСР от 21 октября 1969 г. N 297 «Об утверждении границ округа и зон горно-санитарной охраны Черноморского побережья Краснодарского края от Анапы до Сочи» определено местоположение поворотных точек границ первой зоны на территории всего города-курорта Сочи, указана протяженность ее расположения.

Также судом проигнорировано, что ИСОГД – это систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города-курорта Сочи сведений, который не является первоисточником сведений территориального планирования, а лишь воспроизводит данные генерального плана г. Сочи, применение которого для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений является обязательным.

Согласно пункту 26 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункту 26 статьи 8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи (принятого решением Городского Собрания Сочи от 29 июля 2010 г. N 92), к вопросам местного значения относятся, в том числе утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа

Обжалуемым решением фактически подменены административные полномочия органов местного самоуправления по ведению деятельности по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее -ИСОГД) муниципального образования город-курорт Сочи, притом, что какие-либо изменения в сведения генерального плана г. Сочи в установленном порядке не вносились.

Согласно статье 56 Градостроительного кодекса РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности – создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.

Картографической основой государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является картографическая основа Единого государственного реестра недвижимости.

Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя, в том числе и сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий и об их характеристиках, в том числе об ограничениях использования земельных участков в границах таких зон.

Сведения, документы и материалы, содержащиеся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, систематизируются в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в целях создания информационных систем обеспечения градостроительной деятельности сведения государственного градостроительного кадастра в объеме, необходимом для ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, подлежат передаче в органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов в срок до 1 июля 2006 г.

В соответствии со статьей 57 Градостроительного кодекса РФ, создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, обеспечиваются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями. Указанные органы или учреждения являются операторами таких государственных информационных систем.

Ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подведомственными им государственными бюджетными учреждениями), органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов в пределах компетенции указанных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета, хранения и размещения предусмотренных частью 4 статьи 56 настоящего Кодекса сведений..

В соответствии с пунктом 1.3 статьи 57 Градостроительного кодекса РФ, размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности сведений, документов, материалов, не указанных в части 1.2 настоящей статьи, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных районов применительно к территориям таких муниципальных районов, в том числе входящих в их состав поселений, или органами местного самоуправления городских округов применительно к территориям таких городских округов.

Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 9 июня 2006 N 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» информационную систему ведут органы местного самоуправления городского округа или муниципального района. Информационная система может быть автоматизированной.

Информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах «а» – «з» пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района.

Постановлением администрации г. Сочи от 12 октября 2011 г. N 2065 «Об утверждении Положения об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Сочи» определено, что информационная система обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Сочи – организованный в соответствии с кадастровым делением города систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города-курорта Сочи, сведений.

Целью создания ИСОГД муниципального образования город-курорт Сочи является обеспечение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи, инвесторов, проектировщиков, других участников градостроительной деятельности сведениями, необходимыми для принятия инвестиционных и градостроительных решений, и служит источником информационного обмена при осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственного контроля за градостроительной деятельностью, государственного контроля за использованием памятников истории и культуры, мониторинга реализации плана развития территории муниципального образования город-курорт Сочи, в иных случаях – в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования город-курорт Сочи.

ИСОГД муниципального образования город-курорт Сочи – целостный автоматизированный программный комплекс, имеющий ряд подсистем, структура которых соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 г. N 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», ведение которой осуществляется в соответствии с требованиями Положения о порядке ведения книг, входящих в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, и порядке присвоения регистрационных и идентификационных номеров в части присвоения регистрационных и идентификационных номеров, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 августа 2007 г. N 85 «Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности».

К участникам ИСОГД относятся: администрация города-курорта Сочи; лица, осуществляющие строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, инженерно-транспортной инфраструктуры; лица, осуществляющие проектную, топографическую геодезическую, геологическую деятельность; иные лица, участие которых в ИСОГД предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 9 постановления администрации г. Сочи от 12 октября 2011 г. N 2065, ведение ИСОГД осуществляется департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города-курорта Сочи путем сбора, документирования, актуализации и хранения сведений.

Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования город-курорт Сочи, в том числе обеспечивает общее методическое руководство, функционирование ИСОГД и проводит мероприятия по перспективному развитию и пополнению информационной базы, также осуществляет контроль за деятельностью оператора, осуществляющего техническое сопровождение ИСОГД.

Сведения, содержащиеся в информационной системе, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных в соответствии с федеральными законами к категории ограниченного доступа.

Согласно пунктам 26 – 29 постановления N 2065, основные разделы ИСОГД формируются путем размещения поступающих от органов государственной власти или структурных подразделений администрации муниципального образования город-курорт Сочи и иных участников ИСОГД документов, предусмотренных статьей 56 Градостроительного кодекса РФ, пунктом 2.1 настоящего раздела, либо заверенных в установленном порядке их копий.

Сведения, подлежащие размещению в информационной системе и полученные в соответствии с частью 2 статьи 57 Градостроительного кодекса РФ от органов государственной власти или органов местного самоуправления, регистрируются в книге учета сведений в день их поступления и в течение 14 дней с даты регистрации, указанные сведения размещаются в ИСОГД.

Внесение изменений в сведения, содержащиеся в информационной системе, осуществляется на основании информации, поступившей от органов государственной власти или органов местного самоуправления. Копии документов и материалов, на основании которых в сведения, содержащиеся в информационной системе, вносились изменения, помещаются в ранее открытые книги соответствующих разделов информационной системы.

Таким образом, правила и порядок ведения системы ИСОГД, закрепленные названной нормой, порядок подготовки документации по планировке территории в соответствии с материалами и результатами инженерных изысканий в предусмотренных законом случаях не позволяют произвольно исключать либо ставить под сомнение законность сведений, внесенных в систему обеспечения градостроительной деятельности.

Согласно статье 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

В силу статьи 23 Градостроительного кодекса РФ, в генеральном плане содержатся, в том числе, сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов, границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения и так далее.

В соответствии с главой N 2 решения Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 г. N 202 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи» документация по планировке территории разрабатывается на основании Генерального плана города Сочи с соблюдением Правил землепользования и застройки города Сочи, технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Пунктами 5.3 – 5.6 Приказа Минрегиона РФ от 26 мая 2011 г. N 244 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов», генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городских округов (далее – генеральные планы являются документами территориального планирования муниципальных образований и являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Подготовку проекта генерального плана следует осуществлять: с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом результатов публичных слушаний по проекту генерального плана и предложений заинтересованных лиц; а также включая информацию: о границах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов; о размещении объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; о зонах с особыми условиями использования территорий; о территориях объектов культурного наследия; об особо охраняемых природных территориях; о территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; об особых экономических зонах; о результатах инженерных изысканий;- о месторождениях и проявлениях полезных ископаемых; иную информацию, необходимую для разработки проектов генеральных планов в соответствии с положениями градостроительного законодательства.

Генеральные планы утверждаются на срок не менее чем 20 лет.

Согласно пунктам 5.6 – 6.8 приказа, внесение изменений в генеральные планы следует осуществлять в том же порядке, в котором осуществляется разработка и утверждение проектов генеральных планов. Проекты генеральных планов рассматриваются на публичных слушаниях с участием населения муниципального образования. В случае разработки проектов, предусматривающих внесение изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке проекта внесения в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации поселения, городского округа в форме постановления, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования и принятыми на его основе муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления поселения, городского округа.

Постановлением о подготовке проекта генерального плана поселения, городского округа может быть образована комиссия по подготовке проекта генерального плана как коллегиальный и совещательный орган, обеспечивающий координацию и последовательность работ по подготовке проекта генерального плана, организующий взаимодействие с исполнителем данных работ и согласование необходимых проектных решений. В состав комиссии могут входить представители заинтересованных органов местного самоуправления поселения, городского округа, государственных органов (по согласованию с ними), муниципальных предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с ними), представители местных общественных объединений и жители муниципального образования. Определение исполнителя разработки проекта генерального плана, предложений о внесении изменений в генеральный план рекомендуется осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем проведения конкурса, аукциона. С победителем конкурса, аукциона заключается муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проекта генерального плана.

Согласование проекта генерального плана следует осуществлять в порядке, установленном статьей 25 Градостроительного кодекса РФ, и в соответствии с порядком согласования документов территориального планирования муниципальных образований, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Организацию и проведение публичных слушаний по проекту генерального плана следует осуществлять в соответствии с положениями статьи 28 Градостроительного кодекса РФ, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа поселения, городского округа.

Утверждение генерального плана осуществляется представительным органом местного самоуправления поселения, городского округа, то есть Городским Собранием Сочи.

Таким образом, возложение обязанности на администрацию г. внести изменения в ИСОГД в отношении исключения спорного земельного участка из первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта не влечет изменения основного документа градостроительного планирования – генерального плана г. Сочи.

Внесение изменений в генеральный план города происходит путем назначения и проведения публичных слушаний, а утверждение осуществляется представительным органом местного самоуправления – Городским Собранием Сочи.

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в акты, регулирующие порядок внесения сведений о границах данных зон.

Согласно статье 5 указанного закона, сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 г.

Изменения предусматривают, что зоны с особыми условиями использования, в том числе возникающие в силу закона (когда не требуется специальное решение об установлении зоны), а также ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными со дня внесения сведений о зоне в ЕГРН, измененными – со дня внесения соответствующих изменений в сведения о зоне в ЕГРН, прекратившими существование – по общему правилу со дня исключения сведений о зоне из ЕГРН (часть 24 статьи 106 Земельного кодекса РФ).

В отношении зон, уже установленных до 4 августа 2018 г. в части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Закон N 342) сформулировано переходное положение, в соответствии с которым до 1 января 2022 г. такие зоны считаются установленными и в случае отсутствия сведений о них в ЕГРН.

Законом этот срок установлен как пресекательный – после 1 января 2022 ранее установленные зоны, сведения о которых не внесены в ЕГРН, не будут считаться установленными (существующими).

Согласно части 8 статьи 26 Закона N 342, до 1 января 2022 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.

Следовательно, отсутствие в ЕГРН сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий, не ставит под сомнение её существование и само по себе не является основанием для исключения каких-либо сведений о ней из ИСОГД.

Таким образом, суд первой инстанции не учел, что оспариваемое решение об отказе во внесении изменений в сведения ИСОГД принято в пределах компетенции административного ответчика, порядок принятия решения соблюден, основания для его принятия имелись, содержание решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

До внесения в установленном порядке изменений в генеральный план г. Сочи с соблюдением Правил землепользования и застройки города, технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов оснований для внесения изменений в сведения ИСОГД не имеется, что указывает на необоснованное удовлетворение судом первой инстанции требований административного истца.

В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых им решений, действий (бездействия), но обязан: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.

При этом доводы административного истца о незаконности решения административного ответчика последним опровергнуты. Факт нарушения прав ФИО2 не установлен судом апелляционной инстанции.

Выводы суда первой инстанции об обратном, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, что в силу частей 2 – 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отмены судебного акта.

Пункты 2 и 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривают, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение, а также прекратить производство по делу в предусмотренных процессуальным законом случаях.

Суд апелляционной инстанции, принимая по делу новое решение, в требованиях административного истца отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу представителя администрации г. Сочи удовлетворить.

Решение Хостинского районного суда г. Сочи от 11 ноября 2019 г. отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного иска ФИО2 к администрации г. Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления отказать в полном объеме.

Председательствующий:

Судьи: