ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Докладчик Ленковский С.В. Апелляционное дело № 33а-1891/2021
Судья Ишуткин Н.В. Дело № 2а-256/2021
УИД 21RS0025-01-2020-004085-26
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 мая 2021 года город Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего – судьи Евлогиевой Т.Н.,
судей Ленковского С.В. и Орловой И.Н.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца – адвоката Михайлова К.Г.,
представителя административного ответчика инспекции ФНС России по г. Чебоксары ФИО2,
при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО1 к инспекции ФНС России по г. Чебоксары о признании незаконным отказа в перерасчете земельного налога, возложении обязанности произвести перерасчет налога, поступившее по апелляционной жалобе инспекции ФНС России по г. Чебоксары на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 20 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Ленковского С.В., изложившего выводы суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения и выступления ФИО1, Михайлова К.Г. и ФИО2, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к инспекции ФНС России по г. Чебоксары с административным иском (с учетом уточнения) о признании незаконным отказа инспекции ФНС России по г. Чебоксары Чувашской Республики произвести перерасчет земельного за 2016 год с возложением обязанности на указанный налоговый орган произвести перерасчет по земельному налогу за указанный период времени.
Требования мотивированы тем, что 11 марта 2020 года он обратился в инспекцию ФНС России по г. Чебоксары о перерасчете земельного налога на принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером № за 2016, 2017, 2018 года в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка на основании решения Верховного Суда Чувашской Республики от 25 февраля 2020 года, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка, равной его рыночной с 1 января 2013 года. Инспекция согласилась с его заявлением в части, пересчета налог в сторону уменьшения за 2017 и 2018 год, а письмом от 2 апреля 2020 года № 21/21/011154 сообщила, что за 2016 год в перерасчете отказано. Управлением ФНС России по Чувашской Республике письмом от 20 мая 2020 года № 97 жалоба истца от 17 апреля 2020 года на указанное письмо Инспекции оставлена без удовлетворения. Считает отказ в перерасчете незаконным, поскольку ему налоговым органом выставлено налоговое уведомление № 11347052 от 6 июля 2019 года с расчетом земельного налога за период с 2016 год по 2018 год по 46 254,00 рублей за каждый налоговый год. Соответственно он узнал о размере земельного налога за год с представленного налогового уведомления, в связи с чем оспорил кадастровую стоимость земельного участка путем предъявления иска; решением суда от 25 февраля 2020 года установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка 708 539,28 рублей с 1 января 2013 г.; датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 20 декабря 2019 года. С учетом положений пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которых перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления № 11347052 от 6 июля 2019 года, а также того, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, истец полагает необоснованным отказ в перерасчете земельного налога за 2016 год. Кроме того, Верховный Суд Чувашской Республики в рамках дела № За-62/2020 решением от 25 февраля 2020 постановил, что, поскольку административный истец является собственником указанного земельного участка, размер исчисленного налога зависит от его кадастровой стоимости, несмотря на то, что с 1 января 2020 года эта кадастровая стоимость стала архивной, право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости применительно к положениям ст. 52 НК РФ сохраняется за административным истцом за три предшествующих налоговых периода, предшествовавших дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Состоявшийся судебный акт имеет преюдициальное значение, так как указанные обстоятельства установлены в отношении истца в части наличии за ним права на иную налоговую базу, нежели существовало до принятия судебного постановления, и в отношении налогового органа, относящегося к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства при исчислении налога за три предшествующих налоговых периода.
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель адвокат Михайлов К.Г. иск поддержали.
Административный ответчик иск не признал.
Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 20 февраля 2021 года административный иск ФИО1 удовлетворен. Признан незаконным отказ инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Чебоксары в перерасчете земельного налога за 2016 год и на инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г.Чебоксары возложена обязанность произвести перерасчет земельного налога за 2016 год на земельный участок с кадастровым № в размере 10 628,00 рублей.
Не согласившись с решением суда, ФНС России по г. Чебоксары подала апелляционную жалобу, в которой выражает несогласие с вышеуказанным решением, считая его незаконным и необоснованным. По мнению ответчика, суд неправильно толковал и применил положение ст. 52 НК РФ и незаконно пришел к выводу о том, что состоявшимся решением от 25.02.2020 об установлении кадастровой стоимости земельного участка, установлено право за ФИО1 на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости применительно к положениям статьи 52 НК РФ с сохранением за ним за три предшествующих налоговых периодов, который суд установил с даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости - 20.12.2019. Указанный вывод суда не имеет преюдициального значения поскольку является ошибочным, в рамках данного рассмотрения спора Инспекция не являлась стороной по делу и была лишена возможности доказывать свою позицию по спору, судебный акт в адрес Инспекции не направлялся. На странице 5 оспариваемого решения судом отклонен довод налогового органа о применении пункта 7 статьи 78 НК РФ, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога. Отклоняя доводы налогового органа, судом не учтено следующее. Федеральная налоговая служба письмом от 28.07.2020 № БС-4-21/12121@ обратила внимание на позицию Верховного Суда Российской Федерации, отменившего судебные акты нижестоящих судов, принятые не в пользу налогового органа, и указавшего, что Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении вменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» не предусмотрено распространение пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации с обратной силой на все предшествующие налоговые периоды. Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЭ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ) статья 52 НК РФ дополнена пунктом 2.1 следующего содержания: «Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 данного кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено данным пунктом. Перерасчет, предусмотренный абзацем первым данного пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 данного кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов». Названным федеральным законом с 01.01.2019 изменен порядок исчисления налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости. Так, для целей налогообложения кадастровой стоимости объектов недвижимости предусмотрена возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в залоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода; исключение возможности перерасчетов сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками на основании ранее направленных залоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды, за исключением случаев уменьшения суммы налога в результате такого перерасчета; применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения ошибочной (оспоренной) стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании. Новые правила перерасчета земельного налога для физических лиц, согласно пунктам 2 и 6 статьи 3 Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ, вступают в силу с 01.01.2019 и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 01.01.2019. Такое правовое регулирование принято законодателем в рамках его дискреции в данной сфере и обеспечивает необходимый баланс частных и публичных интересов. При этом Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ не предусмотрено, что положения статьи 1, дополняющей статью 52 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 2.1, имеют обратную силу. При таких данных, оснований для перерасчета ФИО1 сумм ранее исчисленного налога за 2016 год не имеется. В рассматриваемом случае ФИО1 обратился с заявлением о перерасчете залога за 2016-2018 годы в 2020 году, перерасчет произведен в пределах 3 предшествующих периодов (2018, 2017 годы). Кроме того следует учитывать, что из материалов дела следует, что ФИО1 с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости обратился в суд 20.12.2019, кадастровая стоимость земельного участка установлена решением Верховного Суда Чувашской Республики от 25.02.2020. Следовательно, поскольку основание для внесения изменений в сведения, содержащие в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанного выше объекта недвижимости возникнет после 01.01.2019, то в силу прямого указания части 6 статьи 3 Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ правовых ограничений для перерасчета земельного налога за 2016 год с применением установленной судебным актом кадастровой стоимости не имеется.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>.
Решением Верховный Суд Чувашской Республики от 25 февраля 2020 года в отношении указанного земельного участка установлена кадастровая стоимость, равная рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года в размере 708 539,28 руб. на период до 31 декабря 2019 г.; датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 20 декабря 2019 год.
Верховный суд Чувашской Республики решением от 25 февраля 2020 года также установил, что, поскольку административный истец является собственником указанного земельного участка, размер исчисленного налога зависит от его кадастровой стоимости. Право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости применительно к положениям ст. 52 НК РФ сохраняется за административным истцом за три предшествующих налоговых периода.
ФИО1 обратился в Инспекцию с заявлением по вопросу перерасчета ранее начисленного земельного налога за 2016, 2017, 2018 годы
Письмом от 02.04.2020 №21-21/011154 Инспекция сообщила ФИО1, о перерасчете земельного налога за 2017, 2018 годы и указала на отсутствие правовых оснований для перерасчета земельного налога за 2016 год в соответствии с п.2.1 ст.52 НК РФ, поскольку перерасчет сумм ранее исчисленного налога, уплачиваемого налогоплательщиками – физическими лицами, осуществляется не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, которое ему направлено в 2020 году.
Не согласившись с ответом Инспекции, ФИО1 обратился с Управление ФНС по Чувашской Республике с жалобой о перерасчете земельного налога за 2016, 2017, 2018 годы.
Решением Управление ФНС по Чувашской Республике от 20.05.2020 №97 жалоба ФИО1 о пересчете земельного налога за 2016 год оставлена без удовлетворения.
Полагая данный отказ в перерасчете земельного налога за 2016 год незаконным и необоснованным, ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным иском.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца о признании отказа в перерасчете земельного налога за 2016 год незаконными и возложении обязанности на административного ответчика произвести такой перерасчет земельного участка за 2016 год на земельный участок с кадастровым №, указав, что состоявшимся решением суда от 25 февраля 2020 года установлено право налогоплательщика требовать перерасчета земельного налога за три предшествующих налоговых периода и датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости установлено считать 20 декабря 2019 год. При этом также указал на то, что установленные решением Верховного Суда Чувашской Республики от 25 февраля 2020 года обстоятельства, имеют преюдициальное значение и указал на то, что пунктом 2.1 статьи 52 пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ прямо предусмотрено, что перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 й пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное свидетельствует о том, что перерасчет сумм ранее исчисленных налогов согласно налоговому уведомлению № 11347052 от 06 июля 2019 года должен быть произведен за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, то есть за 2016, 2017, 2018 года.
Судебная коллегия не соглашается с указанными выводами, поскольку данные выводы суда основаны на неправильном применении и толковании положений статьи 52 НК РФ.
Так, юридически значимым обстоятельством для разрешения данного спора, является правильное установление три налоговых периода, за которые подлежит перерасчет.
Так, согласно материалам дела заявитель ФИО1 обратился в Инспекцию с заявлением о перерасчете ранее начисленного земельного налога за 2016, 2017, 2018 годы в отношении земельного участка с кадастровым номером № в связи с установлением судебным решением кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 708539, 28 рублей 11 марта 2020 года. 17.03.2020 Инспекцией произведен перерасчет земельного налога за 2017, 2018 годы исходя из установленной кадастровой стоимости земельного участка, о произведенном перерасчете и об отсутствии оснований для перерасчета сообщено заявителю письмом от 02.04.2020. Согласно, указанного письма указала на отсутствие правовых оснований для перерасчета за 2016 год, поскольку ФИО1 неправильно толкуется п. 2.1 ст. 52 НК РФ, согласно которого перерасчет сумм ранее исчисленного налога, осуществляется не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Кроме того, налоговым органом в адрес ФИО1 2 апреля 2020 года направлено письменное сообщение о направлении ему платежных документов для уплаты задолженности земельного налога за 2016 год в размере 34520 рублей и пени в размере 327,89 по состоянию на 01.04.2020.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение не соответствует требованиям закона, в связи, с чем подлежит отмене, с принятием по делу нового решения, поскольку оснований для перерасчета земельного налога за 2016 год не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 20 февраля 2021 года отменить и принять по административному делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным отказа ИФНС России по г. Чебоксары в перерасчете земельного налога за 2016 год и возложении обязанности на ИФНС России по г. Чебоксары произвести перерасчет земельного налога за 2016 год.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в течение шести месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Определение25.05.2021