Дело № 33а- 263/2020 (II инстанция) Докладчик: Самылов Ю.В.
Дело №2а-2586/2019 ( I инстанция) Судья: Ким И.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
Председательствующего Завьялова Д.А.,
и судей Самылова Ю.В. и Емельяновой О.И.,
при секретаре Яблоковой О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 16 января 2020 года дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района в согласовании переустройства жилого помещения с установкой индивидуального газового источника отопления по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 25 октября 2019 года, которым постановлено: административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконным отказа от 05.09.2019 администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района в согласовании переустройства с установкой индивидуального газового источника отопления жилого помещения – ****, и возложении обязанности на администрацию Малыгинского сельского поселения Ковровского района повторно рассмотреть его заявление о согласовании переустройства вышеуказанного жилого помещения в связи с установкой индивидуальной системы отопления, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения административного истца ФИО1, просившего решение суда отменить, представителя административного ответчика администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района ФИО2, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в Ковровский городской суд Владимирской области с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района в согласовании переустройства жилого помещения с установкой индивидуального газового источника отопления.
В обоснование административного иска указано, что он на основании договора купли-продажи от 13.11.2018, зарегистрированного управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области 06.12.2018, является собственником изолированного жилого помещения трехкомнатной квартиры общей площадью **** кв. м. в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ****.
23.04.2019 он подал заявление в администрацию Малыгинского сельского поселения о переустройстве (переводе квартиры на индивидуальное отопление с отключением от централизованного отопления) жилого помещения, занимаемого на праве собственности. В ответ он получил отказ от 24.04.2019, так как не представил все документы, определенные пунктом 2.6 административного регламента, в том числе заявление о переустройстве или перепланировке должно быть представлено по форме утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства или перепланировки жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя. Кроме того, вся система отопления в многоквартирном доме является общей собственностью всех собственников помещений в многоквартирном доме, поэтому ему требуется получить согласие всех собственников. Он устранил все недочеты и повторно подал заявление. Однако 05.09.2019 ему повторно отказано в согласовании со ссылкой на пункт 15 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении». ФИО1 считает отказ администрации поселения незаконным.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель адвокат Пичуев В.И. настаивали на удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что административным истцом предоставлены все необходимые для переустройства квартиры документы, предусмотренные ст.26 ЖК РФ, перечень данных документов закрытый и расширительному толкованию не подлежит. При этом не планируется присоединение или отсоединение от систем централизованного теплоснабжения.
Заинтересованное лицо ФИО3, действующая от своего имени и в интересах своих несовершеннолетних детей: Т.О.Г.**** г.р., и Т.И.Г.., **** г.р., в судебном заседании требования административного истца поддержала, пояснив, что отопление с установкой газового котла необходимо, поскольку квартира находится на пятом этаже, в зимний период в ней холодно, в связи с чем дети часто болеют.
Представитель административного ответчика ФИО2 просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку Федеральным законом «О теплоснабжении» предусмотрен прямой запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Исключением из данного положения закона могут быть лишь случаи изменения схемы теплоснабжения. В связи с тем, что на момент принятия оспариваемого решения изменений в схему теплоснабжения МКД не внесено, то и согласование переустройства квартиры с установкой котла в настоящее время невозможно.
Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Владимир» ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании пояснила, что переустройство жилого помещения с установкой индивидуального источника тепловой энергии возможно по согласованию с органом местного самоуправления, при этом в данном случае необходимо внесение изменений в схему теплоснабжения МКД.
Представитель заинтересованного лица администрации Ковровского района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении в его отсутствие и принятии решения на усмотрение суда.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение, считая его незаконным и необоснованным. Полагает, вывод суда о том, что заявление о согласовании переустройства вышеуказанного жилого помещения в связи с установкой индивидуальной системы отопления не может быть удовлетворено, является ошибочным не основан на нормах права и установленных обстоятельствах дела.
Апелляционное рассмотрение дела проведено без участия заинтересованных лиц - администрации Ковровского района, АО «Газпром газораспределение Владимир», ФИО3, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу ст. 307 КАС РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ устанавливает, что для признания постановления, действий (бездействия) должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий - несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Как установлено и следует из материалов дела административный истец ФИО1, являясь собственником изолированного жилого помещения трехкомнатной квартиры общей площадью **** кв. м. в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ****, 23.04.2019 подал заявление в администрацию Малыгинского сельского поселения о переустройстве (переводе квартиры на индивидуальное отопление с отключением от централизованного отопления) жилого помещения, занимаемого на праве собственности. 24.04.2019 он получил отказ, так как не представил все документы, определенные пунктом 2.6 административного регламента, в том числе заявление о переустройстве или перепланировке должно быть представлено по форме утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства или перепланировки жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя. В связи с тем, что вся система отопления в многоквартирном доме является общей собственностью всех собственников помещений в многоквартирном доме, поэтому ему требуется получить согласие всех собственников. Он устранил все недочеты и повторно подал заявление. Однако 05.09.2019 ему повторно отказано в согласовании со ссылкой на пункт 15 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении».
В силу ч. 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 26 указанного кодекса предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Принятие решений о переустройстве жилого помещения является муниципальной услугой.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Согласно статье 12 указанного закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Судом установлено, что заявление ФИО1 о согласовании переустройства жилого помещения от 09.08.2019 рассмотрено межведомственной комиссией, сформированной на основании распоряжения администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района от 23.05.2017 № 59-р (в ред. 23.08.2018 № 115-р, 11.04.2019 № 36-р, 14.08.2019 № 96-р), в порядке и сроки, предусмотренные административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения», утвержденным постановлением администрации Малыгинского сельского поселения от 16.01.2017 г. № 5 (ред. от 29.11.2017 № 163, 25.02.2019 № 24).
Полномочия комиссии, принявшей решение об отказе в согласовании переустройства принадлежащей ФИО1 квартиры с индивидуальным отоплением с отключением от центрального отопления, осуществлены в соответствии с Административным регламентом о предоставлении муниципальной услуги.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Пунктами 1, 3, 4, 41 ст. 2 указанного закона предусмотрено, что тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление); источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии; теплопотребляющая установка - устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии; теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения.
В силу пункта 20 указанной статьи схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления.
Частью 15 статьи 14 указанного закона предусмотрено, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет федеральным законодателем установлен в целях предотвращения установки квартирных источников тепловой энергии (котлов, водонагревателей), так как опыт эксплуатации таких устройств, обладающих высокой пожаро- и взрывоопасностью, показал, что данные источники тепловой энергии, в отличие от тепловых установок, находящихся в котельных и ТЭЦ (при централизованном теплоснабжении), имеют тенденцию при неправильной эксплуатации к возникновению пожаров, взрыва газа.
Установлено и подтверждается ответом администрации Ковровского района от 09.10.2019 № Т-36/159 на обращение ФИО1 о переводе кв. **** в д. **** по ул. **** на индивидуальное теплоснабжение, схема теплоснабжения МО Малыгинское сельское поселение до 2030 года утверждена постановлением администрации Ковровского района от 22.07.2019 № 399 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». Согласно утвержденной схеме теплоснабжения дом № **** по ул. **** подключен (технологически присоединен) к централизованной системе теплоснабжения населенного пункта.
При таких обстоятельствах и принимая во внимание то обстоятельство, что на момент рассмотрения заявления ФИО1 и принятия оспариваемого решения, не были внесены изменения в схему теплоснабжения пос. Малыгино, позволяющие административному истцу перейти на индивидуальное отопление жилого помещения с установкой газового котла, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у административного ответчика имелись законные основания для отказа в согласовании переустройства принадлежащей ФИО1 квартиры с индивидуальным отоплением с отключением от центрального отопления.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции, приведенные в оспариваемом решении, обоснованными и мотивированными, основанными на анализе и оценке фактических обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательствах, получивших оценку в соответствии с законом, верном применении судом норм материального и процессуального права.
Доводы административного истца о незаконности отказа при наличии всех предусмотренных ЖК РФ документов для согласования переустройства, а также о том, что отключение от центральной системы отопления не планируется, судом проверены и обоснованно отклонены, так как они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Поданная апелляционная жалоба не содержит каких-либо юридически значимых обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение правильность принятого судом решения, направлена на иную оценку доказательств по делу, что само по себе не может свидетельствовать о незаконности принятого судом решения.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ковровского городского суда Владимирской области от 25 октября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Д.А.Завьялов
Судьи: Ю.В.Самылов
О.И. Емельянова