В суде первой инстанции дело № 2а-2586/2020
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а-5784/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Коноплевой И.А.
судей Карбовского С.Р., Герасимовой О.В.
при секретаре Цой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 09 октября 2020 года дело по административному исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании бездействия по охране водного объекта незаконным,
по апелляционной жалобе представителя министерства природных ресурсов Хабаровского края Долговой Е.А. на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 19 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании бездействия по охране водного объекта реки Полежаевка в части непринятия мер по установлению границ водного объекта Полежаевка, ее водоохранных зон и прибрежных защитных полос, о возложении обязанности в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу определить ширину водоохранной зоны и ширину прибрежной защитной полосы реки Полежаевка, в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, описать границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Полежаевка, их координаты и опорные точки, а также отобразить указанные границы на картографических материалах, предоставить в установленном порядке сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Полежаевка, включая картографические материалы, в Амурское бассейновое водное управление для внесения их в государственный водный реестр, о возложении обязанности в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу установить на всем протяжении в пределах Хабаровского края границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Полежаевка, посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения указанных рек с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан. В обоснование заявленных требований указал, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с заданием Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры об исполнении, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства о режиме использования водоохранных зон и береговой полосы водных объектов Амурского бассейна проведена проверка соблюдения требований водоохранного законодательства в министерстве природных ресурсов Хабаровского края, в ходе которой выявлено отсутствие определенной в установленном законом порядке береговой линии водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Полежаевка. При планировании мероприятий по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос в состав работ включаются: определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 ВК РФ; составление описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков. Установление местоположения границ водного объекта осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации переданного Российской Федерацией полномочия по охране водных объектов. Установление местоположения границ водного объекта осуществляется не реже одного раза в 25 лет, а также, если местоположение границ водного объекта необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта. По информации министерства природных ресурсов Хабаровского края реки Полежаевка используется предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, промышленными предприятиями и иными хозяйствующими субъектами края в целях водопользования, в процессе которого происходит не только забор воды, но и сброс сточных вод, чем на указанный водный объект оказывается антропогенное воздействие. Вместе с тем, водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, береговая линия реки Полежаевка не определялись, описание границ водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы, их координат и опорных точек не составлялось, отображение границ водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы Полежаевка на картографических материалах не производилось; границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Полежаевка непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков не устанавливались. Мероприятия по установлению береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы по указанному водному объекту в текущем финансовом году не запланированы. Таким образом, проверить соблюдение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения ее вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира реки Полежаевка не представляется возможным. Отсутствие установленной в порядке определенном водным законодательством границ реки Полежаевка, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы исключает надлежащую охрану водного объекта, и, соответственно, нарушает принципы водного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду, Российской Федерации как собственника водного объекта. Уточнив требования просил суд возложить обязанность на министерство природных ресурсов Хабаровского края представить в установленном порядке сведения о границах береговой линии, водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Полежаевка, включая картографические материалы, в Амурское бассейновое водное управление для внесения их в государственный водный реестр; обязать министерство природных ресурсов Хабаровского края в течение трех лет со дня вступления решения в законную силу установить на всем протяжении в пределах Хабаровского края границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Полежаевка, посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения указанных рек с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 19 июня 2020 года требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.
На министерство природных ресурсов Хабаровского края возложена обязанность представить в установленном порядке сведения о границах береговой линии, водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Полежаевка, включая картографические материалы, в Амурское бассейновое водное управление для внесения их в государственный водный реестр.
На министерство природных ресурсов Хабаровского края возложена обязанность в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу установить на всем протяжении в пределах Хабаровского края границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Полежаевка, посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения указанных рек с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.
В апелляционной жалобе представитель министерства природных ресурсов Хабаровского края Долгова Е.А. с постановленным по делу решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что в ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что министерством проведена работа по включению в Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет, средств предоставляемых в виде субвенции из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2019 году, Хабаровский край – определение местоположения береговой линии, границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Полежаевки на территории Хабаровского края, заключен контракт от 28.10.2019 № 41-10 на выполнение работ по определению местоположения береговой линии, границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Полежаевки с протоками на территории Хабаровского края, актом от 20.12.2019 № 007 выполненные работы приняты. Таким образом, министерство не бездействовало, а выполняло переданные полномочия в пределах финансирования, предоставленного из федерального бюджета. Уточненные требования прокурора не соответствуют нормам действующего законодательства, поскольку в соответствии с положениями п. 5 постановления Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 органы государственной власти, осуществляющие переданные полномочия направляют сведения о границах береговой линии, прибрежных защитных полос и водоохранных зон в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; в орган местного самоуправления муниципального, городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия); в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя министерства природных ресурсов Хабаровского края Ульяновой А.А., доводы апелляционной жалобы поддержавшей, прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Степановой А.О., с доводами апелляционной жалобы не согласившейся, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка соблюдения требований водоохранного законодательства в министерстве природных ресурсов Хабаровского края, в ходе которой выявлено, что для реки Полежаевка, расположенной на территории Хабаровского края, не определялись её водоохранная зона, прибрежная защитная полоса и береговая линия; не составлялось описание границ её водоохранной зоны, границ прибрежной защитной полосы, их координат и опорных точек; не производилось отображения границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы данной реки на картографических материалах; не устанавливались границы её водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы непосредственно не местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Приказом Амурского бассейного водного водного управления от 25 августа 2014 года № 05-07/19, утверждена Схема комплексного использования и охраны водных объектов реки Амур на 10 лет, в которую включена река Черная (река Полежаевка является притоком реки Черной).
Согласно книге СКИВО, запланированы мероприятия по проведению работ по определению (корректировке) границ и обустройство водоохранных зон, в том числе р. Черная.
Приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 октября 2019 года № 716 утверждены целевые программы прогнозных показателей по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации на 2019 год, согласно которому на 2019 год из бюджета Российской Федерации Хабаровскому краю на мероприятия по установлению водоохранных зон выделены субвенции.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком исполнены требования прокурора в части выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Полежаевка на территории Хабаровского края, при этом сведения о границах водоохранных зон и прибрежной защиты полосы реки Уссури в соответствующий орган не представлены, требования об установлении специальных информационных знаков не исполнены, в связи с чем суд удовлетворил заявленные требования, возложив обязанность на министерство произвести определенные действия в установленный срок.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Согласно ч.18 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 5 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17, предусмотрен порядок представления органами государственной власти, указанные в п. 3 настоящих Правил, сведений о границах водоохранных зон в соответствующие органы.
В соответствии с п.6 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17, органы государственной власти, указанные в п. 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.
Доказательств реализации министерством природных ресурсов Хабаровского края, переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водного объекта – реки Полежаевка, в полном объеме, административным ответчиком не представлено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу незаконности бездействия министерства по охране водного объекта.
Доводы апелляционной жалобы о том, что уточненные требования прокурора не соответствуют нормам действующего законодательства, подлежат отклонению.
Согласно п.5 Положения о ведении государственного водного реестра, утв. постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 года № 253 (далее Положение), ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Согласно п.11 Положения, форма реестра и правила внесения в него сведений утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
На основании п.2 Правил внесения сведений в государственный водный реестр, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 186, ведение государственного водного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами.
Согласно Положению, утвержденному приказом Федерального агентства водных ресурсов от 11.03.2014 № 66, Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, сокращенное наименование Амурское БВУ (далее - территориальный орган), является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, на территории Российской Федерации, в границах бассейна реки Амур и других рек, впадающих в моря Тихого и Северно-Ледовитого океанов на востоке и северо-востоке страны, на территории Забайкальского, Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, Амурской и Сахалинской областей.
Таким образом, возложенная судом обязанность на министерство природных ресурсов Хабаровского края представить в установленном порядке сведения о границах береговой линии, водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Полежаевка, включая картографические материалы, в Амурское бассейновое водное управление для внесения их в государственный водный реестр, не противоречит нормам действующего законодательства.
Из материалов дела видно, что обстоятельства дела установлены судом на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности, изложенные в решении выводы, соответствуют обстоятельствам дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности, решения суда первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 19 июня 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя министерства природных ресурсов Хабаровского края Долговой Е.А. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий И.А. Коноплева
Судьи С.Р. Карбовский
О.В. Герасимова