Дело № 2а-25/2020
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июля 2020 года № 33а-1370/2020
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего судьи Охапкиной Г.А.,
судей Сотникова И.А., Мещеряковой Н.В.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 09 января 2020 года, которым признано незаконным уведомление администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области от 11 октября 2019 года № 6-НС о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, выданное ФИО1.
На администрацию Великоустюгского муниципального района Вологодской области возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление ФИО1 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в соответствии с требованиями действующего законодательства и в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить суду, а также административному истцу ФИО1 об исполнении решения суда.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Сотникова И.А., объяснения представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2, судебная коллегия
установила:
ФИО1 07 ноября 2019 года обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Великоустюгского муниципального района о признании незаконным уведомления от 11 октября 2019 года № 6-НС о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым №..., площадью 2 048 м2, отнесённом к землям населённых пунктов с видом разрешённого использования – отдельно стоящие усадебные жилые дома с участками, расположенном по адресу: <адрес> о возложении обязанности выдать уведомление о соответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства предъявляемым требованиям.
Требования мотивировал указанием на отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о каких-либо ограничениях в отношении земельного участка с кадастровым №.... В этой связи оспариваемое уведомление безосновательно нарушает его права как собственника земельного участка.
Определением суда от 25 ноября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, Федеральное агентство водных ресурсов, Двинско-Печерское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе исполняющий обязанности руководителя администрации Великоустюгского муниципального района ФИО3 ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотиву неправильного применения норм материального права и несоответствии изложенных в решении выводов обстоятельствам административного дела. В обоснование указано, что земельный участок административного истца находится в зоне с особыми условиями использования, где запрещается строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты населённых пунктов и объектов от затопления, подтопления. Проводимые истцом мероприятия не являются специальными защитными мероприятиями по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления в д. Скорняково.
Представитель администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещён надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2 в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, высказался за отмену решения суда и отклонение административных исковых требований ФИО1
Административный истец ФИО1, а также представители заинтересованных лиц Федерального агентства водных ресурсов и Двинско-Печерского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, коллегия находит решение подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Из содержания положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со статьёй 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Одним из таких оснований является расположение земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий, к которым согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесены зоны затопления, подтопления.
Затопление и подтопление территорий законодатель отнёс к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации); в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению такого негативного воздействия и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления, документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.
В силу части 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определённые территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
К мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий отнесён комплекс мероприятий, включающий в себя: предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов; ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской (часть 2 статьи 67 Водного кодекса РФ).
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5).
В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается: размещение новых населённых пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населённых пунктов и объектов от затопления, подтопления (часть 6).
Указанная норма права применяется при условии утверждения зон затопления, подтопления в установленном законом порядке.
Правила определения границ зон затопления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ затопления, подтопления» (далее – Правила). ...
В силу пункта 5 Правил зоны затопления, подтопления считаются определёнными с даты внесения в государственный реестр недвижимости сведений об их границах.
В соответствии с положениями статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве направляет застройщику способом, определённым им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Разрешая административные исковые требования ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам (или) недопустимости размещениям объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от 11 октября 2019 года № 6-НС является незаконным, поскольку уполномоченными органами, а также самим собственником земельного участка принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод, проводятся мероприятия для обеспечения инженерной защиты населённых пунктов, в том числе д. <адрес>, и объектов строительства от затопления, подтопления.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может, полагает их сформированными при неправильном применении норм материального права и несоответствии фактическим обстоятельствам административного дела.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование (планирование развития территорий) осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.
Из материалов дела следует, что д. Скорняково находится в границах Великоустюгского муниципального района.
Согласно генеральному плану сельского поселения Красавинское Великоустюгского муниципального района земельный участок с кадастровым №..., находящийся по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО1, расположен в зоне подверженной затоплению 1 % паводком.
Вопреки доводам административного истца, Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения об ограничении прав на земельный участок, предусмотренные статьёй 56 Земельного кодекса Российской Федерации и статьёй 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.
Соответствующие сведения о зонах затопления и подтопления на территории Великоустюгского муниципального района Вологодской области внесены в Единый государственный реестр недвижимости 5 и 6 июня 2019 года (л.д. 54).
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции сделал выводы о проведении мероприятий по инженерной защите населённых пунктов, в том числе, д. Скорняково и осуществляемых собственником земельного участка мероприятиях по защите от подтопления проектируемого строения.
Однако такие выводы опровергаются материалами дела.
Превентивные мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод рек Сухона и Северная Двина, в том числе, дноуглубительные работы, ледорезные и взрывные работы, чернение льда минимизируют последствия весеннего паводка, но не предотвращают затопления населенных пунктов Великоустюгского муниципального района. При этом работы по дноуглублению проводятся только на подходе к правому берегу <адрес> за счет субвенций федерального бюджета проведены дноуглубительные работы на 4-6 км. р.С-ны, что направлено на защиту г.Великий Устюг от затопления и не обеспечивает инженерную защиту других населённых пунктов Великоустюгского муниципального района.
Разработан комплекс противопаводковых инженерных сооружений в г. Великий Устюг, которые не обеспечивают противопаводковую защиту Красавинского сельского поселения.
Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что у органа местного самоуправления имелись законные основания для направления в адрес ФИО1 уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку отсутствует инженерная защита д. Скорняково от затопления, подтопления.
Оценивая представленные административным истцом сведения о принимаемые им мероприятиях по защите от подтопления проектируемого дома (устройство отсыпки привозным грунтом участка на высоту 1 м, возведение фундамента и цоколя жилого дома из керамического кирпича, высота цоколя жилого дома более чем на 0,6 м выше уровня возможного подтопления паводковыми водами) не свидетельствуют об обеспечении инженерной защиты объекта строительства.
Таким образом, ФИО1 не представлены доказательства, свидетельствующие об обеспечении инженерной защиты планируемого объекта строительства.
Более того, согласно взаимосвязанным положениям статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации выдаче уведомления должна предшествовать не только разработка, но и осуществление специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.
С учётом изложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 09 января 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Административные исковые требования ФИО1 к администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке оставить без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи: