ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2601/20 от 14.08.2023 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Фоменко С.В.

УИД 41RS0001-01-2020-003242-29

2а-2601/2020

дело № 33а-1528/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Петропавловск-Камчатский 14 августа 2023 года

Судья Камчатского краевого суда Бочкарева Е.Ю., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания материалы административного дела № 2а-2601/2020 по административному исковому заявлению Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края о признании незаконным бездействия по

частной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг»

представлению Камчатского межрайонного природоохранного прокурора

на определение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 апреля 2023 года

установил:

Камчатский межрайонный природоохранный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края о признании незаконным бездействия по непроведению лесоустройства путем таксации лесов на территории Елизовского лесничества Камчатского края, возложении обязанности в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов на территории Елизовского лесничества Камчатского края.

Вступившим в законную силу 3 июля 2020 года решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 мая 2020 года № 2а-2601/2020 административный иск Камчатского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворен, признано незаконным бездействие Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края по непроведению лесоустройства путем таксации лесов на территории Елизовского лесничества Камчатского края, на Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края возложена обязанность в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов на территории Елизовского лесничества Камчатского края.

В соответствии с постановлением Губернатора Камчатского края от 29 сентября 2020 года № 178 «Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти Камчатского края» Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края переименовано в Агентство лесного хозяйства Камчатского края.

Агентство лесного хозяйства Камчатского края (далее – Агентство) 21 марта 2022 года обратилось в суд с заявлением о замене административного ответчика по делу № 2а-2601/2020 в порядке процессуального правопреемства с Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края на Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз, Федеральное агентство).

В обоснование заявления указало, что Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 304-ФЗ) внесен ряд изменений в Лесной кодекс Российской Федерации, в том числе в части передачи осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Камчатского краевого суда от 22 августа 2022 года, произведена замена административного ответчика по административному делу № 2а-2601/2020 на Федеральное агентство в порядке правопреемства (т. 1, л.д. 139-141).

16 августа 2022 года судебным приставом-исполнителем Елизовского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу на основании исполнительного листа серии ФС № 012743004 от 18 мая 2020 года, выданного Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края, возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Агентства.

Кассационным определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 9 января 2023 года определение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 апреля 2022 года и определение Камчатского краевого суда от 22 августа 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение заявления о правопреемстве в суд первой инстанции.

20 марта 2023 года Агентство представило в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края дополнение к заявлению о процессуальном правопреемстве, в котором оно просило заменить сторону по исполнительному производству Агентство на Рослесхоз и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» (далее – ФГБУ «Рослесинфорг», Учреждение).

В доводах дополнений к заявлению Агентство, ссылаясь на положения статьи 19, 67, 67.2 Лесного кодекса Российской Федерации, Правила подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2022 года № 166, положения Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 1 марта 2023 года, указало, что мероприятия по лесоустройству могут осуществлять как органы государственной власти путем осуществления закупки мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, так и государственные бюджетные учреждения, подведомственные уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, на основании плана проведения лесоустройства.

Согласно письму Рослесхоза от 24 января 2023 года мероприятия по лесоустройству осуществляются ФГБУ «Рослесинфорг» на основании государственного задания или в рамках договоров на оказание услуг, заключенных с заинтересованными лицами. Кроме этого в План проведения лесоустройства на 2023 год в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части таксации лесов, утвержденный приказом Рослесхоза от 13 декабря 2022 года № 1024, Елизовское лесничество включено не полностью.

Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 апреля 2023 года произведена замена должника по исполнительному производству -ИП на ФГБУ «Рослесинфорг».

Не согласившись с указанным определением, Камчатский межрайонный природоохранный прокурор принес представление, в котором просит его отменить и произвести замену должника Агентства на Федеральное агентство, ссылаясь на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения административного дела.

В доводах представления указал, что разрешая вопрос о замене должника в исполнительном производстве органа государственной власти субъекта на государственное бюджетное учреждение, суд не учел, что функционального правопреемства между указанными органами не произошло. Возможность замены Агентства на двух должников Рослесхоз и подведомственное ему ФГБУ «Рослесинфорг» в рамках одного исполнительного производства отсутствует. Единственным правопреемником в исполнительном производстве в рассматриваемом случае может быть федеральный орган государственной власти, поскольку деятельность ФГБУ «Рослесинфорг» осуществляется на основании государственного задания, утверждаемого Рослесхозом, в свою очередь, финансовое обеспечение задания осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, План проведения лесоустройства также утверждается Рослесхозом.

Освобождение Рослесхоза от участия в исполнительном производстве в результате замены должника на ФГБУ «Рослесинфорг» приведет к невозможности исполнения судебного решения по делу № 2а-2601/2020.

ФГБУ «Рослесинфорг» в своей частной жалобе и дополнениях к ней просит отменить определение суда первой инстанции в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, а также неверным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

Ссылаясь на положения статьи 67.2 Лесного кодекса Российской Федерации, Правила подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2022 года № 166, указало, что судом не учтено, что поменялся не только орган, уполномоченный осуществлять мероприятия по лесоустройству, но и порядок проведения таких мероприятий.

Для того чтобы заменить должника в исполнительном производстве на ФГБУ «Рослесинфорг» по настоящему административному делу, необходимо утверждение Плана проведения лесоустройства на территории Елизовского лесничества Камчатского края на соответствующий год. При этом ФГБУ «Рослесинфорг» не обладает полномочиями по формированию, изменению Плана проведения лесоустройства, не вправе в отсутствие такого плана самостоятельно осуществлять мероприятия по лесоустройству (таксации лесов) и не имеет источников финансирования для осуществления мероприятий по лесоустройству, не включенных в План проведения лесоустройства. Таким образом, Учреждение не может выполнять свои обязательства по лесоустройству произвольно, а только на территориях и в объеме, указанных в Плане проведения лесоустройства на соответствующий год. При этом согласно Плану проведения лесоустройства на 2023-2024 годы, утвержденному приказом Рослесхоза от 13 декабря 2022 года № 1024, проведение лесоустройства (таксации лесов) в отношении Елизовского лесничества в 2023-2024 годах не запланировано. По мнению Учреждения, Агентство в силу пунктов 6 7, 8 и 10 Правил подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства № 166, части 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации сохранило возможность исполнения судебного решения по административному делу № 2а-2601/2020. Ссылаясь на часть 3 статьи 43, пункты 2, 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ФГБУ «Рослесинфорг» полагало, что в связи с заменой административного ответчика (должника) заявление о процессуальном правопреемстве должно быть рассмотрено заново с участием Учреждения.

В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассматривается судом апелляционной инстанции без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Частью 2.1 указанной статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда. Информация о рассмотрении частной жалобы размещена на сайте Камчатского краевого суда.

Информация о рассмотрении частной жалобы размещена на сайте Камчатского краевого суда.

Изучив материалы административного дела, доводы частной жалобы, представления прокурора, проверив определение, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при применении частей 1, 2 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует иметь в виду, что рассмотрение дела осуществляется не только судом первой и апелляционной инстанции, но и судами кассационной, надзорной инстанций, при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, поэтому процессуальное правопреемство может осуществляться и на данных стадиях административного судопроизводства (статьи 308, 326, 340, 351 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На стадии исполнения судебного акта по административному делу также возможна замена должника и (или) взыскателя его правопреемником (статья 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статья 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таким образом, процессуальное правопреемство возможно на любой стадии административного судопроизводства. В качестве общего правила, которое определяет возможность процессуального правопреемства, федеральный законодатель закрепил изменение субъектного состава спорного правоотношения - выбытие одной из его сторон. Процессуальное правопреемство должно обеспечивать не только рассмотрение дела с участием последующих правопреемников сторон по делу, которым переходят их права и обязанности, но и исполнение принятого по делу судебного акта в случае удовлетворения иска.

Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что организацией, в полномочия которой входит производство лесоустройства путем таксации лесов является ФГБУ «Рослесинфорг», подведомственное Рослесхозу, и пришел к выводу о наличии правовых оснований для замены должника по исполнительному производству на ФГБУ «Рослесинфорг».

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда правильными, руководствуясь следующим.

В силу статьи 8 и части 4 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

Согласно положениям статей 68, 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации таксация лесов относится к мероприятиям по лесоустройству и проводится в границах лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их состоянии, о количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Мероприятия по сохранению лесов и по лесоустройству могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений регламентированы главой 9 Лесного кодекса РФ (статьи 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 1 января 2022 года, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.

Федеральным законом № 304-ФЗ в Лесной кодекс Российской Федерации внесены изменения, в частности, пункт 7 части 1 статьи 83 настоящего Кодекса утратил силу.

Пунктом 22 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены особо охраняемые природные территории федерального значения.

В силу пункта 7.4 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов и лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях, указанных в пункте 4 части 2 статьи 23 настоящего Кодекса (в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения), установлении и изменении их границ.

С 1 января 2022 года у Агентства отсутствуют полномочия осуществлять мероприятия по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, что исключает возможность выделения субвенции из федерального бюджета, предоставляемых в порядке статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, бюджету Камчатского края для осуществления ранее переданных полномочий субъекту в соответствии с утратившим силу пунктом 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и соответственно исполнения Агентством судебного решения.

Таким образом, со дня вступления в силу Федерального закона № 304-ФЗ произошло перераспределение полномочий по осуществлению мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что объективно является основанием для осуществления процедуры правопреемства (замены стороны исполнительного производства).

Согласно пунктам 5.6(1), 5.6(2) Положения о Рослесхозе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 (далее – Положение о Рослесхозе № 736), Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет мероприятия по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, утверждает план проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда.

Частью 9 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что мероприятия по лесоустройству осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в соответствии с планом проведения лесоустройства, предусмотренным статьей 67.2 настоящего Кодекса, самостоятельно или с привлечением иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

План проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на срок до десяти лет и размещается на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 4 статьи 67.2 Лесного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 Регламента организации и проведения лесоустроительных совещаний, коллективных и индивидуальных тренировок, а также контроля качества проведения лесоустройства и качества подготовки лесоустроительной документации в отношении мероприятий по таксации лесов, проектированию мероприятий по сохранению лесов, проектированию лесничеств, утвержденного приказом Рослесхоза от 17 февраля 2023 года № 106, мероприятия по лесоустройству в лесах, расположенных на землях лесного фонда, осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства - ФГБУ «Рослесинфорг» в соответствии с Уставом Учреждения.

Из содержания письма Рослесхоза от 24 января 2023 года № АВ-03-54/1261, следует, что осуществление мероприятий по лесоустройству согласно статье 19 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется ФГБУ «Рослесинфорг» на основании государственного задания или в рамках договоров на оказание услуг, заключенных с заинтересованными лицами (т. 2, л.д. 64-65).

Таким образом, замена должника в исполнительном производстве на ФГБУ «Рослесинфорг» обоснованно, поскольку именно данное федеральное государственное бюджетное учреждение, подведомственное Рослесхозу, в настоящее время осуществляет мероприятия по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда.

Исходя из положений статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты по административным делам, подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Принятый по делу судебный акт должен быть исполнимым, иное означало бы отсутствие возможности восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц, в интересах которого прокурор обращался с административным иском в суд.

Согласно пункту 1 Положения о Рослесхозе № 736 Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений; осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).

Необходимость осуществления подготовительных мероприятий для проведения лесоустройства (таксации) лесов, в частности утверждения Рослесхозом Плана проведения лесоустройства, не может служить основанием для отмены обжалуемого определения, поскольку в силу норм действующего законодательства именно ФГБУ «Рослесинфорг» является непосредственным исполнителем мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда.

С учетом изложенного, доводы Учреждения и Камчатского межрайонного природоохранного прокурора о том, что ФГБУ «Рослесинфорг» не является надлежащим правопреемником, поскольку для исполнения решения суда необходимо утверждение Плана проведения лесоустройства на соответствующий год, полномочиями по формированию и изменению которого Учреждение не обладает, являются необоснованными.

Доводы ФГБУ «Рослесинфорг» о том, что в связи с заменой административного ответчика (должника) заявление о процессуальном правопреемстве должно быть рассмотрено заново с участием Учреждения основано на неверном толковании норм процессуального права, поскольку в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 11 постановления от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» на стадии исполнения судебного акта по административному делу также возможна замена должника и (или) взыскателя его правопреемником (статья 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статья 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены определения суда, частная жалоба и представление прокурора не содержат; иных предусмотренных законом оснований для отмены определения суда первой инстанции суд не установил.

Руководствуясь статьей 315, пунктом 1 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

определение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 апреля 2023 года оставить без изменения, частную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» и представление Камчатского межрайонного природоохранного прокурора - без удовлетворения.

Определение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Судья Е.Ю. Бочкарева