ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2633 от 19.10.2021 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Ленинский районный суд г. Махачкалы № дела 2a-2633Z20 судья ФИО3

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 октября 2021 года, по делу а-6159/21, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Да­гестан в составе: председательствующего судьи Ашурова А.И., судей Джарулаева А-Н.К., ФИО3, при секретаре Шахбанове М.М., рассмотрела в открытом судебном засе­дании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к прокуратуре г. Махачкалы, сотрудникам прокуратуры ФИО1, ФИО18 и ФИО9 о признании незаконными и необоснованными действий (бездействия) прокуратуры г. Махачкалы, заместителя прокурора г. Махачкалы ФИО18, заместителя прокурора г. Махачкалы ФИО1, старшего помощника прокурора г. Ма­хачкалы ФИО9 по проведению проверки в отношении административного истца ФИО2 и членов его семьи до письменного поручения о проведении проверки <дата> и впоследующем, в том числе: нерегистрации принятых в ходе прокурорской проверки решений, действий в установленном законом порядке; из­готовлении в ходе прокурорской проверки её материалов (рапорта, распоряжения о проведении проверки, постановления от <дата>, сопроводительного письма к нему о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании); регистрации сообщения о пре­ступлении в отношении ФИО2 в книге учета сообщений о преступлениях прокуратуры г. Махачкалы; направления материалов проверки в орган предвари­тельного расследования, а также обязании устранить допущенные нарушения,

по апелляционным жалобамадминистративного истца ФИО2, админи­стративного ответчика ФИО9 и административного ответчика прокуратуры г. Махачкалы на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> го­да, которым постановлено:

Административный иск ФИО2 удовлетворить ча­стично.

Признать незаконными действия старшего помощника прокурора <адрес>­калы ФИО9, произведенные им в ходе проведения прокурорской проверки по факту приобретения ФИО2 земельного участка в районе <адрес> в г. Махачкале (а именно сбор сведений посредством телефонной связи, опроса ФИО2, получения у него документов), и не закрепленные в матери­алах прокурорской проверки.

Признать незаконной запись в книге учета сообщений о преступлениях про­куратуры г. Махачкалы в части сведений о наличии признаков преступлений, а именно «по факту приобретения ФИО7 с использованием поддельных документов права собственности на земельный участок».

В удовлетворении остальной части административного иска ФИО8 - отказать.

по апелляционным жалобамадминистративного истца ФИО2, админи­стративного ответчика ФИО1 и административного ответчика прокуратуры г. Махачкалы на дополнительное решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата>, которым постановлено:

Административный иск ФИО2 удовлетворить частично.

В части признания незаконным графы 5 «Краткие сведения о наличии при­знаков преступления» записи в книге учета сообщений о преступлениях про­куратуры г. Махачкалы, данное исковое требование считать удовлетворенным к прокуратуре г. Махачкалы.

В удовлетворении административного иска о признании записи в книге учета сообщений о преступлениях прокуратуры г. Махачкалы в отношении сведе­ний иных граф, кроме графы - отказать.

Признать незаконными действия ФИО1 произведенные им в ходе проведения прокурорской проверки по факту приобрете­ния ФИО2 земельного участка в районе <адрес> в <адрес>­кале (а именно поручение проведения проверочных мероприятий ФИО9 до составления официальных документов о начале проведения проверки), и не за­крепленные в материалах прокурорской проверки.

В удовлетворении остальной части административного иска ФИО2 к прокуратуре г. Махачкалы, ФИО9, ФИО1, ФИО18 - отказать.

Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратился в суд с приведенным выше административным иском. Требования мотиви­рованы тем, что <дата> истец был ознакомлен с материалами прокурор­ской проверки, направленными в органы следствия для возбуждения уголовного дела. До начала официальной проверки помощник прокурора г. Махачкалы ФИО9 под видом клиента, без раскрытия своего статуса и факта проведения проверки, обращался сначала к сыну истца, а затем и к самому истцу по вопросу при­обретения земельного участка по адресу: г. Махачкала, <адрес>, район <адрес>. При этом ФИО9 получил объяснения истца, копии документов на земельный участок, осмотрел сам земельный участок. Впоследую­щем выяснилось, что ФИО9 является работником прокуратуры, проводившим доследственную проверку. Этим прокуратурой г. Махачкалы нарушена процедура проведения проверки. В частности, сама проверка непра­вильно инициирована. В случае, если проводимая проверка была общенадзорной, необходимо было принять отдельное решение о прове­дении проверки, с регистрацией рапорта в журнале, что сделано не было. Сообщение о преступлении вообще не подлежало проверке органами проку­ратуры, а подлежало регистрации в журнале сообщений о преступлениях и пере­даче в соответствующий следственный орган. Поручение зампрокурора <адрес>­калы ФИО1 (виза на рапорте ФИО9) также подлежало реги­страции в соответствующем журнале.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционных жалобах административный истец ФИО2, администра­тивные ответчики ФИО9 и прокуратура г. Махачкалы ставят вопрос об отмене решения суда от <дата>, приводя доводы о его незаконности. В частности, указывается о несоответствии выводов суда, содержащихся в решении суда, фактическим обстоятельствам дела и неправильном применении норм материального права.

Также в поданных на дополнительное решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> апелляционных жалобах административный истец ФИО2, административные ответчики ФИО1 и прокуратура <адрес>­лы ставят вопрос об отмене дополнительного решения суда от <дата>, приво­дя доводы о его незаконности. В частности, указывается о несоответствии выводов суда, содержащихся в решении суда, фактическим обстоятельствам дела и неправильном при­менении норм материального права.

В суде апелляционной инстанции административный истец ФИО2, его представители ФИО17, ФИО16 и прокурор – помощник прокурора г. Махачкалы ФИО10 поддержали доводы поданных ими апелляционных жалоб и представления и просили их удовле­творить.

Административное дело рассмотрено судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РД в отсутствие иных лиц, участвующих в де­ле, извещенных о месте и времени судебного заседания (ст. ст. 150, 307 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жа­лобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб в сово­купности с доказательствами по делу, выслушав пояснения явившихся лиц, судеб­ная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут об­ратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной кол­легии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препят­ствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, административным истцом ФИО2 оспаривается законность проведенной в отношении него прокуратурой г. Махачкалы проверки законности продажи земельного участка.

Судом первой инстанции было исследовано истребованное из СЧ СУ УМВД РФ по г. Махачкале уголовное дело, частью которого являются материалы прокурор­ской проверки в отношении административного истца ФИО2

Из материала прокурорской проверки следует, что <дата> помощником прокурора г. Махачкалы ФИО9 составлен рапорт о выявлении факта продажи земельного участка, с кадастровым номером 05:40:59:1963, по адресу: г. Махачкала, <адрес>, район <адрес>. По выявлении факта объявления на сайте бесплатных объяснений «Авито», помощник прокурора г. Махачкалы ФИО9 полагает необходимым поручить проверку законности обстоятельств выделения земельного участка ФИО2

На указанном рапорте имеется виза «рассмотреть» прокурора города ФИО11 с поручением заместителю прокурора г. Махачкалы ФИО1

В свою очередь, ФИО1 адресовал его помощнику прокурора г. Махачкалы ФИО9 для проведения проверки с установлением срока до <дата>.

Помощником прокурора г. Махачкалы ФИО9 в рамках прокурор­ской проверки собрана информация и составлен материал проверки.

<дата> по завершении проверки вынесено постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Административным истцом ФИО2 указывается, что проверка являлась «общенадзорной», в связи с чем решение о проведении проверки должно было приниматься не в виде резолюции на рапорте, а в виде отдельного процессуального документа, а сам рапорт, поручение проверки, решение о проверки подлежали оформлению в установленном законом и под­законными актами порядке.

В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проверка исполнения законов проводит­ся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя под­твердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Согласно ч. 3 ст. 21 названного Федерального закона решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного упол­номоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

Типовая форма такого решения о проведении проверки утверждена приказом Ген­прокуратуры России от <дата> «О некоторых вопросах организации прокурор­ского надзора в связи с принятием Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ «О внесе­нии изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Между тем ука­занное решение принимается в отношении проверяемого органа (организации), то есть юридического лица, государственного органа. В таком решении указывается цель провер­ки и её основания, сроки проведения.

Цель принятия отдельного решения о проведении проверки - защита организаций от необоснованного вмешательства в их деятельность, придающее ей фор­мальный вид, регламентирование проведения проверки как кампании в отношении кон­кретной организации. Вместе с тем при осуществлении прокурорского надзора без прове­дения проверки в какой-либо конкретной организации принятие отдельного решения для осуществления прокурорского надзора не требуется, действующим законодательством и подзаконными актами такое требование не предусмотрено.

Ошибочным является довод административного истца ФИО2 о том, что рапорт ФИО9 от <дата> подлежал регистрации как сообщение о преступле­нии, поскольку данный рапорт, как и указанная в нём информация, не содержали сведений о преступлении.

Должностному лицу прокуратуры поступила информация о продаже земельного участка на придомовой территории многоквартирного дома. Очевидно, что сам по себе факт нахождения в собственности земельного участка из земель общего пользования, в том числе, придомовой территории многоквартирного дома, равно как и продажа данного земельного участка, не могут являться преступными, в связи с чем органами прокуратуры законно и обоснованно принято решение о проведении проверки указанного факта с це­лью выявления нарушений, которые могли быть допущены при выделении указанного зе­мельного участка. В частности, в ходе проверки органами прокуратуры проверялась под­линность правоустанавливающих документов. В выявлении указанных фактов и состоит смысл прокурорского надзора.

При выявлении в ходе прокурорского надзора ин­формации о преступлении, такая информация в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ подлежит направлению в органы следствия. Такая процедура соблюдена и в отноше­нии оспариваемой проверки, её результаты послужили основанием для возбуждения уголовного дела.

Не основан на законе и довод административного истца об обязательной регистра­ции рапорта, поручения о проверке во внутренних журналах регистрации органов проку­ратуры. Более того, указанные факты не могут затрагивать права и законные интересы за­явителя, поскольку сама по себе такая регистрация во внутренней документации не влияет на законность проверочных мероприятий. Стремление административного истца контро­лировать внутреннюю документацию Прокуратуры г. Махачкалы подлежит квалификации как вмешательство в деятельность прокуратуры, что законодательством не допускается.

Также административным истцом указывалось на то, что само инициирование прокурорской про­верки является незаконным.

Согласно пояснениям суду административного ответчика ФИО1, именно он в ходе мониторинга сети «Интернет» (социальной сети «Инстаграм») увидел объявление о продаже придомовой территории и инициировал прокурорскую проверку.

На данное административным истцом ФИО2 указывалось, что подзаконными актами должен был быть установлен порядок мониторинга сети «Интернет», действия органов прокура­туры и прокуроров должны быть регламентированы указанным порядком. В противном случае оспариваемые действия прокуроров носят незаконный характер.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о несостоятельности данного довода административного истца ФИО2

Так, правовыми актами, регламентирующими деятельность органов прокуратуры и её должностных лиц, не установлен исчерпывающий перечень источников, из которых могут быть получены сведения о нарушении закона. Указанная информация может быть полу­чена любым способом из окружающего мира, в том числе и путем визуального обнаружения в сети «Интернет».

Таким образом, заместитель прокурора г. Махачкалы ФИО1, обнаружив в сети «Интернет» информацию о нарушении закона, был вправе инициировать дальнейшие меры прокурорского реагирования.

Административным истцом также оспаривается итоговое постановление замести­теля прокурора г. Махачкалы ФИО12 от <дата> о направлении материалов про­верки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном пре­следовании.

Между тем к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автоно­мии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Установленный КАС РФ порядок производства по административным делам пред­ставляет собой дополнительную гарантию, направленную на наиболее быстрое и наиме­нее обременительное обеспечение защиты прав от незаконных решений и действий (без­действия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должност­ных лиц, государственных или муниципальных служащих, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Глава 22 КАС РФ регламентировано производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государ­ственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; в частности, ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражда­нин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании ре­шений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как разъяснено в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закрепленного ч. 2 ст. 46 Конституции РФ права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного са­моуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со стать­ей 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд РФ (далее также - суды) рассмат­ривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела): о защите нарушен­ных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных ин­тересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ); связанные с осуществлением судеб­ного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлени­ем обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражда­нина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требова­ний к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).

Установленный КАС РФ порядок производства по административным делам пред­ставляет собой дополнительную гарантию, направленную на наиболее быстрое и наиме­нее обременительное обеспечение защиты прав от незаконных решений и действий (без­действия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должност­ных лиц, государственных или муниципальных служащих, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу га­рантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из приведенного положения закона следует, что право на судебную защиту также имеет определенные пределы. Защите и восстановлению в судебном порядке подлежат предположительно нарушенные права заявителя.

В то же время, оспариваемое постановление заместителя прокурора г. Махачкалы ФИО18 от <дата> о направлении материалов проверки в орган предварительно­го расследования для решения вопроса об уголовном преследовании принято в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Указанное постановление принято не в отношении ФИО2, а по выявленным прокурором в ходе проверки фактам.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания указанного постановления заместителя прокурора г. Махачкалы ФИО18 от <дата> незаконным. Ка­кие именно права и законные интересы административного истца нарушаются указанным постановлением, судом не установлено и административным истцом не представлено.

Нормы КАС РФ при этом не предусматривают возможности защиты и восстанов­ления прав участников уголовного судопроизводства.

Административный истец и суд для обеспечения права на судеб­ную защиту граждан и организаций не вправе произвольно выбирать для себя порядок су­допроизводства, а обязан действовать по правилам процедуры, установленной законода­тельством для данного вида судопроизводства.

В свою очередь, постановление о возбуждении уголовного дела в порядке, уста­новленном УПК РФ, административным истцом не обжаловано, сведения о таком обжа­ловании суду не представлены.

При издании постановления заместителя прокурора г. Махачкалы ФИО18 от <дата> в книге учета сообщений о преступлениях прокуратуры г. Махачкалы учинена запись от <дата>. В графе «сведения о наличии признаков преступления» указа­но: «по факту приобретения ФИО7 с использованием поддельных документов права собственности на земельный участок».

Указанная запись не соответствует постановлению заместителя прокурора г. Ма­хачкалы ФИО18 от <дата>, поскольку материал направлен в органы расследо­вания не по факту приобретения ФИО2 с использованием поддельных доку­ментов права собственности на земельный участок. Указанная запись в книге учета сооб­щений о преступлениях явно свидетельствует о нарушении прав истца ФИО2

Вопросы регистрации сообщений о преступлениях и ведения книги сообщений о преступлениях органов прокуратуры урегулированы Приказом Генеральной прокуратуры РФ <дата> «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Россий­ской Федерации сообщений о преступлениях». Согласно п. 1.2 Приказа установлено, что при осуществлении деятельности по организации, учету и рассмотрению поступающих в органы прокуратуры сообщений о преступлениях исходить из того, что прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлениях. Поступающие в органы прокуратуры по­добные сообщения по почте или иными средствами связи фиксировать в Книге учета сообщений о преступлениях согласно прилагаемому образцу, а сами сообще­ния безотлагательно передавать в орган, уполномоченный рассматривать их в соответ­ствии со ст. 144, 151 УПК РФ.

Из Приказа не следует, на какое именно должностное лицо прокуратуры возлагается обязанность по ведению книги учета сообщений о преступлениях.

В судебном заседании представитель административного ответчика прокуратуры г. Махачкалы заявил, что на данный момент невозможно точно установить, кем именно учинена данная запись, поскольку данная запись фактически является технической и направлена на фиксацию постановления о передаче материалов проверки в органы пред­варительного следствия.

В самой книге сведения о лице, учиняющем записи, отсутствует.

Административный истец ФИО2 указывал на то, что в книгу внесены сведе­ния о ФИО18, следовательно, запись выполнена им.

Между тем сведения о ФИО18 внесены в графу «должность классный чин (воинское звание прокурорского работника, вынесшего постановление о направлении ма­териалов в орган следствия, дознания», следовательно, сведения о ФИО18 не мо­гут быть приняты судом как о лице, учинившем запись в данной книге.

С учетом привлечения участию в деле в качестве административного ответчика непосредственно прокуратуры г. Махачкалы, суд приходит к выводу о том, что надлежа­щим административным ответчиком по данному требованию является сама прокуратура г. Махачкалы, что подлежит отражению в резолютивной части судебного решения.

Иные графы в записи от <дата> книги учета сообщений о преступлениях судом не признаны заполненными с нарушениями и, следовательно, неза­конными, в связи с чем в резолютивную часть решения подлежит внесению вывод суда о том, в удовлетворении административного иска о признании записи в книге учета сообщений о преступлениях прокуратуры г. Махачкалы в отношении сведений иных граф, кроме графы , отказано.

Приказом Генеральной прокуратуры РФ <дата> «О по­рядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях», которым утвержден сам бланк книги сообщений о преступлениях, не установлен порядок внесения сведений в данную книгу, не указано на обязательность за­полнения всех граф в книге.

Удовлетворяя требования ФИО2 только частично, суд пришел к обоснованному выводу, что неправильность внесения сведений в графу не влияет на действительность записи сообщения о преступлении в целом, в связи с чем указанное нарушение не влечет исключение из книги записи, недействительность всей записи, запись признана судом недействительной только в той части и степени, в которой в ней отраже­ны неправильные сведения, и она нарушает права ФИО2, а именно в части утвер­ждении о предполагаемом факте приобретения ФИО2 с использованием под­дельных документов права собственности на земельный участок.

Кроме того, суд считает обоснованным довод представителя прокуратуры г. Ма­хачкалы о том, что запись в книге сообщений о преступлениях не носит процессуальный характер (иначе бы её обжалование производилось в порядке, установленном УПК РФ), а является только средством фиксации сообщения. Основным документом в данном случае является постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования.

Суд приходит к выводу о том, что указанная запись как противоречащая постанов­лению заместителя прокурора г. Махачкалы ФИО18 от <дата> в части указан­ного несоответствия подлежит признанию незаконной, административный иск ФИО2 в данной части - удовлетворению.

Истцом также оспаривается сопроводительное письмо,

Оспариваемое административным истцом сопроводительное письмо к по­становлению заместителя прокурора г. Махачкалы ФИО18 от <дата>, в котором указывается на подделку ФИО2 правоустанавливающих докумен­тов на земельный участок, не является процессуальным до­кументом. Данный документ права истца не затрагивает, не влечет возникновение прав и обязанностей, и не может являться самостоятельным предметом обжалования.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов мест­ного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действую­щими на территории Российской Федерации законами; - действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о госу­дарственной и иной специально охраняемой законом тайне; - информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Согласно п. 19 Приказа Генпрокуратуры РФ «Об организации прокурорско­го надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорский надзор осуществляется гласно. Гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации предоставлять возможность получения в предусмотрен­ных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка. Регулярно информировать об этом органы законодательной и исполни­тельной власти, местного самоуправления, а также население.

Указанными положениями закона и подзаконного акта предусматриваются гаран­тии прав граждан при осуществлении прокурорского надзора.

Из материалов административного дела следует, что административный истец ФИО2 имел возможность ознакомиться с материалами прокурорской проверки, полу­чил копии данных материалов.

Вместе с тем, согласно материалам дела, после ознакомления с материалами проверки выяснилось, что проверка была начата еще <дата>, когда помощник прокурора ФИО9 под видом потенциального покупа­теля обратился сначала к сыну истца, затем к самому истцу ФИО2, осмотрел земельный участок, получил устные объяснения от ФИО2 и копии документов о правах на земельный участок.

Указанное подтверждено пояснениями свидетеля ФИО13 и самого административного ответчика ФИО9

Административный ответчик ФИО1 дал в суде объяснения, согласно ко­торым поручение о проведении проверки до составления соответствующего рапорта дал именно он.

Суд приобщил к материалам дела телефонные переговоры предположительно ФИО4­ и ФИО9 При этом обоими участниками переговоров подтверждена их подлинность, однако указанные переговоры проводились существенно позже <дата> Следовательно, вопрос о том, действовал ли ФИО9 официально (с обо­значением своего статуса) или неформально указанными переговорами не подтверждается и не опровергается.

В то же время, в материалах проверки указанная деятельность ФИО14 не отражена. Так, в материалах проверки имеются документы (в том числе судебное реше­ние), полученные ФИО14 у ФИО2 Происхождение (появление) указан­ных документов в материалах проверки ничем не объясняется.

Административные ответчики ФИО1 и ФИО9 подтвердили суду, что ФИО9 по устному поручению ФИО1 без надлежащего оформления материалов проверки, закрепления в них результатов проверочных мероприятий произвел указанные мероприятия в период с <дата> по <дата>

Суд не соглашается с доводами административных ответчиков о том, что в ходе проведения прокурорской проверки должностное лицо прокуратуры было вправе полу­чать документы, отбирать объяснения у заинтересованных лиц без их закрепления в соот­ветствующей форме в материалах проверки. Указанные действия старшего помощника прокурора г. Махачкалы ФИО9 нельзя признать законными и соответствующими ч. 2 ст. 4 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Проведя указанные действия без соблюдения формальных процедур, ФИО9 дал повод для сомнений в законности проведения прокурорской проверки, действитель­ных сроках её проведения.

Таким образом, получение у ФИО2 документов и объяснений подлежало формальному закреплению в установленном подзаконными нормативными актами поряд­ке в материалах проверки. Отсутствие такого закрепления суд признаёт незаконным, в указанной части административный иск подлежит удовлетворению.

Вместе с тем указанные нарушения не могли повлиять на законность прокурор­ской проверки в целом, в связи с чем в остальной части административный иск удовле­творению не подлежит.

Судом при первоначальном рассмотрении дела, среди прочего, признана незакон­ной запись в книге учета сообщений о преступлениях Прокуратуры г. Махачкалы в части сведений о наличии признаков преступлений, а именно «по факту приобретения ФИО5­ с использованием поддельных документов права собственности на земельный участок».

В указанной части не указано, к кому именно из административных ответчиков удовлетворено данное требование.

В части этапа инициирования прокурорской проверки административным истцом оспаривались действия ФИО15 и ФИО9 по мониторингу сети «Интернет» без какой-либо фиксации и в отсутствие регламентирования указанной процедуры, со­блюдения формальных процедур.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» при осуществлении возложен­ных на него функций прокурор: - рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; - разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; - принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод че­ловека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возме­щению причиненного ущерба; - использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

Ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» наделяет прокуроров средствами реаги­рования на выявленные нарушения закона.

Так, согласно ч. 3 указанной статьи прокурор или его заместитель в случае уста­новления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или ар­битражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

При этом действующее законодательство не устанавливает в отношении прокуро­ров ограничения в средствах и способах обнаружения нарушений закона.

Такие сведения могут быть получены как по официальным каналам (путем рас­смотрения заявлений, обращений, сообщений), так и путем просмотра СМИ, мониторинга веб-сайтов в сети «Интернет», ограничение на получение сведений о нарушении закона даже из повседневной жизни прокурора законом не установлено.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что должностные лица прокуратуры наделены правом получения информации о нарушениях закона, в том числе из сети «Интернет», без проведения формальных процедур (инициирования мониторинга, составления актов по результатам мониторинга и т.п.).

Действия административных ответчиков ФИО1 и ФИО9 по мо­ниторингу Интернета без соблюдения формальной процедуры являются за­конными.

При исследовании материала прокурорской проверки судом не уста­новлены иные нарушения закона со стороны административных ответчиков.

Должностными лицами прокуратуры произведен сбор документов, отобраны объ­яснения, собраны иные материалы проверки.

По результатам данной проверки <дата> заместителем прокурора <адрес>­лы вынесено постановление о направлении материалов проверки в орган предварительно­го расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Суд также принимает и находит обоснованным довод административного ответчи­ка Прокуратуры г. Махачкалы о том, что данная проверка проводилась не в отношении ФИО2, а по факту предоставления земельного участка и его выбытия из муници­пальной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантирует­ся право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препят­ствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоя­щим Кодексом и другими федеральными законами.

Вместе с тем, согласно п. 2 ч. 2 ст. 62 КАС РФ административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо воз­никла реальная угроза их нарушения.

Приходя к выводу о нарушении прав истца ФИО2 путем негласного сбора материалов проверки, суд руководствовался тем, что данные действия производились непосредственно в отношении административного истца.

Между тем, оценивая ход и результаты прокурорской проверки в целом, принимая во внимание, данная проверка проводилась по факту реализации участка, а не в отноше­нии непосредственно ФИО2, суд считает, что ФИО2 ограничен в возмож­ности оспаривания хода и результатов данной проверки.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО2 в иске к прокуратуре г. Махачкалы, ФИО9, ФИО1, ФИО18 следует отказать.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что помимо в части проведения негласных мероприятий без какой-либо фиксации ма­териалов прокурорской проверки, иные мероприятия, выпол­ненные должностными лицами прокуратуры г. Махачкалы в ходе прокурорской проверки выполнены без наруше­ния закона, прав и законных интересов ФИО2 не нарушают, в связи с чем в удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований отказано. Выводы суда первой инстанции об этом основаны на правильном толковании норм действующего законодательства.

Доводы апелляционных жалобы и представления направлены на переоценку доказательств, содержащихся в материалах дела и выводов суда, оснований к которой у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку правила оценки доказательств, установленные ст. 84 КАС РФ судом первой инстанции соблюдены.

Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены обжалуемого судебного акта, материалы дела не содержат и сторонами не представлены.

Руководствуясь ст. ст. 308-3099,311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> и допол­нительное решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционные жалобы административного истца ФИО2, административного ответчика ФИО9, административного ответчика ФИО1 и административного ответчика прокуратуры г. Махачкалы - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в шестимесячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Ма­хачкалы.

Председательствующий

Судьи